Круглый стол "Кубань - многонациональный край"
презентация к уроку на тему

Шорохова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

 «Кубань -  многонациональный край»

круглый стол

                                                       Шорохова Ирина Сергеевна

                                                 педагог дополнительного образования

 

ст. Калининская

2015 г.

Тема «Кубань -  многонациональный край»

Тип занятия: круглый стол.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей на основе изучения этнического состава Кубани и способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий.

Задачи:

образовательная: познакомить  обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения Кубани.

развивающая: способствовать формированию умения работать в группе; навыков работы со словарем, схемами и таблицами.

воспитательная: создать условия для воспитания у обучающихся черт толерантной личности - чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки, словарик, чистые листы).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Начать сегодняшние занятие я хочу со стихотворения В.Степанова:

 СЛАЙД 2.

 Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим – степной простор.

 У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.

 Один – рыбак с рожденья,

 Другой – оленевод,

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мед.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия,

 У нас у всех одна.

 Педагог: О чем это стихотворение? (ответы учащихся)

 Педагог: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем занятии? (ответы учащихся) Правильно. Но так как мы с вами живем на Кубани, то сегодня познакомимся с национальным составом Краснодарского края. СЛАЙД 3.

  1. Изучение нового материала.
  1. Определение понятия нация

Педагог: для начала, давайте определим следующие понятия: народ, этнос, нация, национальность (учащиеся предлагают сои объяснения).СЛАЙД 4.  

В итоге педагог обобщает ответы и на экран выводятся объяснения терминов. СЛАЙД 5.

Народ - понятие, обычно подразумевающее все население данного государства (Толковый словарь Ожегова)

Этнос – исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности (учащиеся записывают новые слова в Словарик)

Педагог: таким образом, ребята, мы можем сделать вывод, что все эти понятия очень близки.

Возьмите Карточки №1, где размещены фотографии людей, внимательно рассмотрите их. СЛАЙД 6. 

Теперь на основе фотографий и терминов, которым мы дали объяснение, ответьте на вопрос: «Какие признаки характеризуют нацию? (ответы учащихся)

  1. Национальный состав Кубани

Педагог: Современная Кубань – это многонациональный регион, в котором проживают больше 120 народностей. Давайте же, вместе с вами определим,  какие народы проживают у нас в крае? Вспомните, ребята, свой класс, свою школу, улицы вашего города и скажите, какие народы проживают на Кубани: у вас в классе? в школе? в городе? (ответы учащихся). Молодцы, вы очень хорошо знакомы с национальным составом Краснодарского края. Давайте теперь распределим эти народы по численности в порядке убывания. СЛАЙД 7.

Педагог: И это еще не се народы, которые проживают в крае, согласно переписи населения 2002 года. Среди них – ассирийцы, лезгины, узбеки, латыши, таджики, чехи, кабардинцы и др.

Педагог:  Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном крае, что делает эту жизнь возможной? Запишите 3-4 слова (Записываю на лист). Ответить на этот вопрос довольно трудно. Слова известного миротворца, человека высокой культуры Д.С.Лихачева, могут вам помочь.  СЛАЙД  8. Возьмите карточки №2. Прочитайте, подчеркните важные, как вам кажется для ответа на мой вопрос слова. И так, что же позволяет таким разным людям жить в одном городе? (интеллигентность, изучение другой культуры, терпимость и др.) СЛАЙД 9. 

Вывод. Нужно изучать культуру других людей. Сегодня мы будем исследовать культуру людей разных национальностей, живущих в нашем крае.

Физкультминутка.

Звучит музыка греческого танца «Сиртаки». СЛАЙД 10.

Педагог: как называется музыка, которую вы сейчас слышите? Правильно, «Сиртаки». Какому народу принадлежит этот танец? Грекам, которые живут и у нас в крае. Давайте немного отдохнем и попробуем сделать несколько движений этого красивого танца.

Учащиеся за педагогом повторяют движения танца.

  1. Изучение культуры кубанцев разных национальностей.

Педагог: Продолжаем.  Каждый  возьмите Карточку №1 с фотографиями. Вы будете исследовать культуру людей, которые на этих фотографиях запечатлены. Но сначала вы объединитесь со своими единомышленниками. Переверните фото, вы увидите № стола, за который вы должны будете пересесть. Возьмите ручки, рабочие листочки и фото. Пересядьте за столы с тем номером, который указан на ваших фото. Вы образовали «слободу». Помните, как селились первые жители нашего края? Все они разными путями попали сюда. Кого-то еще во времена Петра I бежал на Кубань от преследований (казаки-некрасовцы), кто-то приехал сюда по доброй воле, у кого-то так сложилась судьба, кто-то родился в нашем крае. Представьте себе, что вы только переехали в новый для вас край и  оказались оторванными от своих корней, своей культуры. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь достойной? Запишите на  листах 3-4 слова

(Учащиеся записывают на листах: школы, дома, церкви, больницы, музеи).

Педагог: теперь давайте обсудим, что вы записали?

(ответы учащихся.)

Педагог:  Как видно, выполнить это задание не очень легко. Когда трудно, каждый человек обращается к народной мудрости. Мудрость народа запечатлены в пословицах и поговорках. Возьмите карточки № 3, прочитайте пословицы и поговорки народов, культуру которых вы сегодня исследуете. Дополните ответ на мой вопрос. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь в нашем городе  достойной?

     Обменяемся мнениями (ответы учащихся). СЛАЙД 11.

  1. Кубань – многоконфессиональный край.

Педагог: В ваших списках необходимых для жизни сооружений не последнее место занимают храмы. Действительно, религия, и мы говорили об этом на предыдущих уроках, занимает огромное место в жизни людей, оказывает влияние на формирование культуры, уклада жизни.   Ознакомьтесь с материалами, рассказывающими о религии народов, культуру которых вы исследуете. Возьмите карточки №4, прочитайте. Теперь расскажите о своей религии по схеме: СЛАЙД 12.

-мы исследовали религию …..

-символом этой религии является…

-храм называется …

Ответы учащихся по группам. Один из участников группы пишет на доске.

Педагог: Краснодарский край – край мировых религий. У каждой религии есть свои догмы – заповеди. Возьмите карточки №5. Изучите внимательно таблицу. СЛАЙД 13.

Что вас удивило? Какую закономерность вы нашли? (одинаковые заповеди)

     Возьмите карандаш, подчеркните одинаковые заповеди.

 Педагог:   Религии, которые вы сегодня исследовали, насчитывают тысячелетия и все эти тысячелетия народ, исповедующий эти религии, вырабатывал законы общежития. Законы, только выполняя которые человек может оставаться человеком. И не случайно во всех религиях мы увидели созвучные друг другу заповеди. Давайте прислушаемся к голосам предков и постараемся жить, соблюдая эти заповеди, тем более, что впереди нас ждет Олимпиада 2014 года в городе Сочи. Поэтому уважение к людям других национальностей станет залогом процветания всей Кубани, а значит каждого из нас.

3. Домашнее задание.

1. Для тех, кто любит рисовать: изобразить дружбу народов Кубани.

2. Для тех, кто увлекается компьютером: сделать презентацию, посвященную культуре народа, чьи представители обучаются в вашем классе или школе.

3. Для тех, кто любит исследовать: проследить становление многонациональности в нашем крае и подготовить реферат на эту тему.

4. Рефлексия.

Ребята по цепочке продолжают фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кубань -многонациональный край.

Слайд 2

Общая численность населения Кубани составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года ). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области . Удельный вес городского населения составляет 52,5 %, сельского — 47,5 %. Плотность населения — 67,9 чел./км² (данные 2010 года ).

Слайд 3

Численность в 2002 г. , тыс. чел. 4436,3 (86,6 %) 17,5 (0,3 %) 274,6 (5,4 %) 131,8 (2,6 %) 26,5 (0,5 %) 26,3 25,6 20,5 18,5 15,8 13,5 11,9 10,9 7 6,5 5 3,2 Народ Русские в том числе казаки Армяне Украинцы Греки Белорусы Татары Грузины Немцы Адыгейцы Турки Азербайджанцы Цыгане Мордва Молдаване Курды Шапсуги

Слайд 4

Многонациональность исторически характерна для южных рубежей России (в крае проживают представители более 100 национальностей). Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время. Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

Слайд 7

Адыгейцы являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны. Существует гипотеза о переселении их далеких предков « кашаков » из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в I тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты , которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Кавказская война и выселение части адыгейцев в Турцию значительно изменили этническую карту Кубани. В 1867 году, после переселения, в Кубанской области оставалось всего 75 тысяч горцев.

Слайд 8

Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва — с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек — выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.

Слайд 9

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы — черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатериной II.

Слайд 10

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения — Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань амшенских армян — выходцев с территории Турции.

Слайд 11

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Слайд 12

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области — на 437%. К 1917 году большинство на Кубани составляло славянское население, не относящееся к казачьему сословию.

Слайд 13

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам). В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия ( ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы , хемшилы (армяне-мусульмане).

Слайд 14

Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это — ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ — один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого — сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года.

Слайд 15

Начиная с 1988 года, край стал центром притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов из различных регионов бывшего СССР. В этом потоке на 1-ом месте по численности — русские, на 2-ом — армяне. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Анапа и Краснодар) количество этнических армян велико. Среди других переселенцев — азербайджанцы, курды, ассирийцы, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Количество греков , немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930 -х — 1940 -х годов; адыги ( шапсуги , натухайцы и др.), сейчас немногочисленные и являются аборигенными обитателями края. Самым многонациональным районом края является Крымский.

Слайд 16

Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями, обрядами, верой. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом и заключается принцип толерантности .

Слайд 17

Люблю мой край несказанно богатый, Мою Кубань – жемчужину страны. Её простор, в садах вишнёвых хаты, Весёлый пляс и песни старины. Пусть небо будет чистым и безоблачным Цветут сады, кругом шумят поля. Живи всегда счастливо и свободно Казачий край, кубанская Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище

Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод...

Из опыта работы в многонациональных группах

работа  в многонациональных группах техникума...

Презентация "Многонациональный Санкт-Петербург"

Презентация "Многонациональный Санкт-Петербург" рассказывает о истории создания города на Неве. Санкт-Петербург уникальный исторический , культурный город не только Европы, но и мира. Он возник по при...

ГАПОУ СО"Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему: "Многонациональность в России" автор Лабодина Светлана Викторовна

Работа посвящена разработке методики проведения интеллектуальной игры    по дисциплинам   «Обществознание», «География». Внедрение новых ФГОС в систему профессионального образ...

«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края

       Данная  работа  посвящена  80- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...

Достижения, образовательная деятельность 2023 - 2024. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России» Сертификат.

Достижения, образовательная деятельность 2023 - 2024. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонац...

Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России». Сертификат.

Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва ...