Архитектура древней Руси
презентация к уроку по теме

Косацкая Татьяна Павловна

 Урок по основам православной культуры на тему:

            «Православный храм:

    архитектура  Древней Руси»

  Автор: Косацкая Татьяна Павловна, учитель основ православной культуры  МБОУ СОШ №2 города Кольчугино Владимирской области.

Форма урока: заочное путешествие по древним памятникам старины

                        родного края

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopiya_arhitektura_drevney_rusi.ppt2.74 МБ
Microsoft Office document icon pravoslavnyy_hram.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века Составила: учитель Основ православной культуры МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна

Слайд 2

Оглавление Введение Церковь Бориса и Глеба Дмитриевский собор Успенский собор Дворец Андрея Боголюбского Золотые ворота Храм Покрова на Нерли Рождественский собор Суздальского Кремля Заключение

Слайд 3

Введение Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий. Период имеет внутреннюю хронологию: - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века); - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли); - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.

Слайд 4

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер. Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.

Слайд 5

Борис и Глеб Фрагмент иконы Владимир, Борис и Глеб из церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Слайд 6

Дмитриевский собор Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия. Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние. Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения. В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

Слайд 8

Успенский собор Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами... Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля. Фреска в алтаре Успенского собора

Слайд 9

Дворец князя Андрея Боголюбского На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в. Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Слайд 10

Явление Богородицы князю Андрею Боголюбскому Иконы Св. и Благоверного Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский

Слайд 11

Золотые ворота Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

Слайд 12

Храм Покрова на Нерли Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери. "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу. Фреска храма Покрова на Нерли

Слайд 13

Рождественский собор Суздальского Кремля Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г. В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна. В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. Фрески Рождественского собора

Слайд 14

Заключение Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства. Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства. Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в. Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 15

Использованная литература: 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г. 2.Православная энциклопедия. М., 2007г. 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г. 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal 5. goldinfo.com.uaJPG. 6. www.uer.varvar.ruJPG. 7. www.hramy.ru 8. www.rus-sobori.ru 9. www.temples.ru



Предварительный просмотр:

     

 Урок по основам православной культуры на тему:

            «Православный храм:

    архитектура  Древней Руси»

  Автор: Косацкая Татьяна Павловна, учитель основ православной культуры  МБОУ СОШ №2 города Кольчугино Владимирской области.

Форма урока: заочное путешествие по древним памятникам старины

                        родного края

Область применения: урок по основам православной культуры, урок по МХК, внеклассные мероприятия по краеведению, клубный час.

                                                                                               

Адрес:

601770, Владимирская область, город Кольчугино, п. Белая Речка,

ул. Школьная д.1

Директор:  Новикова  Елена Вячеславовна

Тел: (49245)49-237

E-mail: belaya_rechka@mail.ru                                             

                                                         

                                                             2014

    Урок  «Православный храм: назначение, архитектура».

Цель:

  •  познакомить с историей развития древнерусской архитектуры.

Задачи:  

  • показать связь прошлого и настоящего;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;
  • воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству.

Оборудование:

  Книга для чтения «Православная культура земли Владимирской»,                                                                                        фотографии и репродукции картин древнерусских храмов,                                                                                                                                                                   компьютерный диск «Энциклопедия православного христианина», компьютер,                презентация к уроку «Архитектура древней Руси».

     

                          Ход занятия:

Учитель рассказывает:

Православный храм в исторически сложившихся формах символизирует Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

История возникновения храмов и назначение.

История возникновения православных храмов и их устройства такова.

В обычном жилом доме, но в особой горнице, "большой, устланной, готовой" (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос Сам совершил первую Божественную литургию - таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь и долго беседовал за трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного. При этом Господь заповедал "творить сие" и впредь - то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

Так было положено начало христианского храма - особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы сегодня видим в наших православных храмах.

       Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Древней Руси. После падения Киева российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде.

 Большие церкви Древней Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

Архитектурный стиль Древней Руси быстро утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви. Главные соборы имеют множество маленьких куполов.

  Наша древняя Владимирская земля богата памятниками архитектуры православных храмов.    

   На прошлом уроке учащимся были даны следующие  варианты заданий:

1.Выберите из ряда предложенных репродукций  наиболее понравившийся памятник архитектуры нашей Родины.

2.Опишите свое впечатление в сочинении-миниатюре.

3.Нарисуйте храм, понравившуюся архитектурную деталь, декоративный узор.

4.Подберите стихи и отрывки из прозы о храмах и соборах нашей древней Владимирской земли.

5.Подготовьте рассказ об одном из памятников архитектуры нашего края.

Сейчас мы совершим первую  заочную экскурсию в Кидекшу и послушаем рассказ о церкви Бориса и Глеба.

                    Слайды презентации 4-5

            Ученик рассказывает о церкви Бориса и Глеба:

 От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит

дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

      Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.

Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.

Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.

Наше второе путешествие – экскурсия в областной центр – город Владимир.

              Слайды презентации  6-7

  Ученик рассказывает о Дмитриевском соборе:

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.

Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.

Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

               Слайд 8

  Ученица рассказывает об Успенском храме.

 Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.

 В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...

Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившие образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.

      Слайды презентации 9-10

     Ученица рассказывает о дворце Андрея Боголюбского:

        На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы,

в 1158-1164 гг.   раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Княжеский  замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения  Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

           

           Слайд 11

Ученица рассказывает о Золотых воротах:

Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

Слайд 12-13  

Ученик рассказывает о храме Покрова на Нерли и о Рождественском соборе Суздальского Кремля

   

                                             Покров-на-Нерли

         

                     Октябрь октябрем, а трава-то, трава!

                     И белым по зелени храм Покрова.

                     Свечой на ладони – на голом лугу –

                     Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

                     Мерцает в излучине, будто из туч,

                     Сквозит к нему некий единственный луч.

                     Пропорций бесспорность и магия лет? –

                     Струящийся в небо естественный свет!

                     И сколько б ни шел ты назад – допоздна

                     Идет за тобой его белизна,

                 Как жизнь, что, отстав, и в последней дали

                 Все светит нам вслед, как Покров-на-Нерли.

                                                                                        И.Снегова  

                 

     Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.

    "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.

    Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

Рождественский собор  Суздальского Кремля

Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма,   построенного Владимиром Мономахом в конце XI –  начале XII в. Строительство  продолжалось с 1222 г. по 1225 г.

В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.

В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.

  С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Чем обусловлены художественные особенности владимирского зодчества?
  2. Какая идея заложена в древней архитектуре Владимирской земли?
  3. Какие общие для древнерусской архитектуры элементы имеют Успенские соборы Владимира и Москвы?
  4. В чем вы видите благородство и возвышенность древнерусского искусства?

РЕФЛЕКСИЯ.

- Вам понравился урок?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- О каком храме вы хотели бы узнать больше?

- А теперь на доске вы видите такую лесенку – это лесенка вашего настроения на уроке. Покажите с помощью полосок - ступенек (которые как бы ведут в храм)  ваше настроение.

       

           Использованная литература:

1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.

2.Православная энциклопедия. М., 2007г.

3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.

4. photosuzdal.ru/photos/suzdal

5. goldinfo.com.uaJPG.

6. www.uer.varvar.ruJPG.

7. www.hramy.ru

8. www.rus-sobori.ru

9. www.temples.ru

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Великие полководцы Древней Руси"

Презентация может быть использована на уроках истории при изучении темы "Первые  князья на Руси, их достижения ", а также для вроведения классных часов, посвящённых Дням воинской слв\ы...

Презентация "Великие полководцы Древней Руси"

Презентация может быть использована на уроках историии и для проведения внеклассых мероприятий....

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Презентация Забытые боги древней Руси

Презентация  Забытые  боги древней Руси....

Архитектура Киевской Руси

Материал предназначен в помощь учителю, для проведения урока "Архитектура Киевской Руси"...

История Древней Руси

Учебник по истории...

Технологическая карта к занятию «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси»

Технологическая карта к занятию  «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси» может быть ипользована на уроках Истории...