Словарь культурологических терминов
консультация по теме

Иваненко Ольга Николаевна

словарь культурологических терминов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарь терминов по культуре

Абстракционизм - модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
Автопортрет выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов.

Апокалипсис (греч. apokalypsis - откровение), Откровение апостола Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета, древнейшее из дошедших до нас христианских литературных произведений. Написан христианином из евреев в середине 68 - начале 69 н. э. (вскоре после смерти римского императора Нерона). По церковной традиции автором А. считается апостол Иоанн Богослов. А. тесно примыкает к ветхозаветным пророческим книгам (частично являясь прямым заимствованием из них), по содержанию резко отличается от других писаний Нового завета. В А. излагаются в форме фантастических видений (выдаваемых автором за "откровение", полученное им от бога) будущие судьбы мира и человечества: предстоящие якобы борьба между "воинством небесным" и антихристом, "конец света", "страшный суд", "тысячелетнее царство божье" на Земле. А. отражает недовольство и бунтарские настроения израильского народа, находившегося под гнётом Римского государства и уповавшего на скорую гибель Римской империи. Но в А. впервые выражена идея долготерпения и смирения, в нём содержится призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом в надежде на божественное воздаяние - "тысячелетнее царство божье". Хилиастические настроения (ожидание "тысячелетнего царства"; см. Хилиазм), выраженные в А., получили особое распространение в христианском сектантстве. На протяжении веков А. с его мистическими и устрашающими картинами - одно из идеологических средств воздействия на верующих в руках реакционных сил церкви и сектантов.
Апостолы (от греч. аруstolos - пocoл) в раннехристианской литературе [особенно в древнейшем памятнике "Дидахе" ("Учение двенадцати апостолов")] бродячие проповедники христианства. В Новом завете термин "А." употребляется, кроме того, и для обозначения ближайших последователей Христа (синонимы: "ученики" или "двенадцать"). Согласно евангелиям, это: Андрей, Варфоломей, Иоанн, Иуда Искариот, Матфей, Петр, Симон Зилот (или Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын либо брат Иакова), Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, и Иаков - сын Зеведея. После предательства Иуды Искариота на его место был избран Матфий (не смешиватьс Матфеем). К А. причислял себя и Павел. С деятельностью 12 А. и Павла христианское предание (оно изложено в "Деяниях А." и в апокрифических житиях А.) связывает распространение христианства. Сомнения в историчности А., высказываемые некоторыми исследователями, гиперкритичны, однако безусловно А. не принадлежат ни т. н. Апостольский символ веры, ни апостольские постановления и правила (написанные позднее).
В современной речи в переносном значении А. - ревностный последователь какого-нибудь идеи, учения.

Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
"Ар нуво" (франц. art nouveau, буквально - новое искусство), распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля "модерн" (см. "Модерн", Югендстиль).
Аркбута́н (франц. arcboutant), наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам — контрфорсам. Аркбутаны возникли в готической архитектуре. Арк-бутаны (франц. Arc-boutant) — наружные упорные арки готических соборов, упирающиеся верхним концом в стену, а нижним — в столбы или контрфорсы. Наложение на плоскость объёмных форм («архитектоны»).
Балдахин (Baldakinus, baldochinus) — означает в архитектуре матерчатый, каменный, деревянный или металлический навес на четырёх столбиках, который собственно никакого полезного назначения не имеет и применяется преимущественно в виде украшения или в тех случаях, когда нужно подчеркнуть особенную святость или почетность места. Вот почему балдахины помещаются обыкновенно в церквах над алтарными престолами или над особо почитаемыми святынями; во дворцах над тронами и, наконец, в разных общественных зданиях над статуями и бюстами великих общественных деятелей и тому подобными почитаемыми предметами. Происхождение балдахинов надо искать в древнем Востоке, где, как мы это видим, на ассиро-вавилонских и древнеперсидских барельефах, над царем носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя. Зонтик этот мало по малу перешел в тот великолепный балдахин, который в наше время носят над государями при коронациях. На восточное начало балдахина указывает также само происхождение этого слова, потому что baldakinus некоторые производят от “Балдук” или “Балдак”, как в средние века назывался Вавилон, а другие от Багдада, по итальянски Baldacco (Бальдакко).

Несмотря на одну и туже основную форму — навес на четырех столбиках или просто навес, приделанный к стене, балдахины отличаются крайним разнообразием, что зависит, во 1-х, от материала, из которого они исполняются, а во 2-х, от их архитектурного стиля.

Всемирной известностью пользуется громадный бронзовый балдахин главного престола храма св. Петра в Риме. Он был отлит в XVII в. при папе Урбане VIII архитектором Берники из бронзовых розеток, украшавших некогда кессоны Пантеона, и имеет около пятнадцати саж. высоты. Он состоит из четырех витых колонн, которые поддерживают весьма вычурный верх, увенчанный четырьмя изогнутыми ребрами, сходящимися под яблоком креста.
Баптистерий — от латинской формы “baptisterium” греческого слова “baptisthrion”. Слово это имело разные значения: а) у древних греков оно обозначало теплое отделение бани, б) у римлян — бассейн для плавания в термах (общественных банях), в) у древних христиан — крещальню. Первоначально христиане крестили оглашенных в реках и источниках, словом всюду, где находили воду (см. “Деяния св. Апостолов”, глава VIII, ст. 36, 37 и 38). Затем, во время гонений — в катакомбах, где мы видим первые следы устройства крещален. Наконец, после торжества веры — в особо устроенных для этого зданиях или баптистериях. Потребность в этих зданиях обусловливалась громадным количеством крещаемых в первые века христианства; существовали они, по видимому, довольно долго, потому что баптистерии строились даже в “романскую” эпоху, следовательно, в Х — XI в. — Б. представляют собою круглые или восьмиугольные, большею частью покрытые сводами здания, посреди которых расположены бассейны для воды; они ставились обыкновенно вблизи базилик или церквей. Из них особенно замечательны Б. в Риме (Латеранский), Флоренции, Пизе, Ночере и Равенне. В современных православно-русских церквах, в виду почти исключительного крещения младенцев, Б. заменены купелями.
Барокко (итал. barocco, буквально — странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII вв. Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран).
Благовещение — общее значение этого слова: — добрая, радостная весть (euangelion) благовестие, тоже что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения (EuangelismoV, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галлилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1. 26 — 38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление... “ (тропарь). Праздник этот церковь причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его первым праздником (prwth eorth) и корнем (rixa) праздников. Крайние термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг З-й недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой Субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу — два; если в Страстную или Светлую Седмицы — один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. По этому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров. которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века. Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в Константинополе или в Малой Азии. 0пределение времени праздника Благовещения, может быть зависело от праздника Рождества Христова: Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. “Сотворениe человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан”. Так рассуждал в VI в. apxиепископ антиохийский Анастасий
Вакх (греч.), Бахус (лат.), в античной мифологии одно из имён бога виноградарства Диониса.

Ви́мперг (нем. Wimperg), остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических зданий. Вимперги украшались ажурной или рельефной резьбой.
Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (например, в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
Вознесение (греч.’Αυάληφις, ср. лат. Ascensio, «восшествие»), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия — «на небо». По новозаветным рассказам, В. произошло через 40 дней после воскресения (Деян. I, 3), в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании (Лук. 24, 50—51), т. е. на восток от города, на склоне горы Елеон (Деян. 1, 12), в присутствии апостолов, после беседы с ними (Мк. 16, 19). Последний жест Христа перед исчезновением в глубине небес — благословение (Лук. 24, 50—51). «Два мужа в белой одежде» (типичное новозаветное описание ангелов) обратились к апостолам: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Византийская и древнерусская иконография В. исходит из эсхатологического смысла, намеченного в этих словах ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернётся «во славе» вершить страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг девы Марии (новозаветные тексты не упоминают о присутствии девы Марии при В.), символизирует провожающую Христа на небеса и ожидающую его второго пришествия церковь; поза Марии — молитвенная (так называемая оранта). Этот иконографический тип остаётся практически неизменным от миниатюры сирийского «Евангелия Рабулы» (586) до поздних православных икон, поскольку те сохраняют какую-либо связь с традицией. Сюжет В. имеет параллели в религиозно-мифологических представлениях многих народов, согласно которым мифологические персонажи могут перемещаться из одного мира в другой (см. Верх и низ).
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия герм. племён — готов), художественный стиль (между серединой XII и XV—XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми эмоциями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, богатству переживаний. В XV—XVI вв. готику сменяет Возрождение.
дадаи́зм (франц. dadajsme, от dada — конёк, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916—22. Сложился в Швейцарии, в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Творческой установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиционных эстетических норм (подражание «заборным» каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др.). В 20-х гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.
Даная в мифах древних греков дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник в терем золотым дождём, и Даная родила сына Персея. По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Однако ящик прибило к берегу, Даная с Персеем были спасены. После многих лет скитаний Даная с сыном вернулись в Аргос, и по одной из версий мифа, Персей случайно во время гимнастических состязаний убил Акрисия (сбылось предсказание оракула).

Дивизиони́зм (от франц. division — разделение), в живописи письмо чётко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. См. Неоимпрессионизм.

Диптих (diptucon) — две деревянные, костяные или металлические, продолговатые дощечки, соединенные одна с другою помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного переплета. Снаружи они имели гладкую поверхность или же украшались резною работою, а с внутренней стороны, представляя также гладкое поле, обведенное по краю выпуклою полоскою, покрывались слоем воску, на котором можно было писать или, вернее, царапать, посредством стальной заостренной палочки (стиля). Д. играли у древних римлян и греков роль записных и памятных книжек. Иногда дощечки, с одного из своих узких краев, были снабжены маленькими рукоятками, чтобы удобные было держать их в руке при писании. Термин “диптих” явился только во времена Константина Великого; перед тем подобные записные дощечки назывались у римлян tabulae, pugillares, codices и codicilli, а у греков — pinakeV; и deltoi. В тех случаях, когда записная книжка заключала в себе, сверх двух внешних створок, еще одну, две и более дощечек внутри, ее называли триптихом, тетраптихом и т. д.
ди́птих (от греч. díptychos — двойной, сложенный вдвое), 1) в античном мире две складываемые вместе вощёные дощечки для письма. 2) Двустворчатый складень. 3) Две картины, связанные единым замыслом.

Ева́нгелия (по-гречески “благая весть”) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка, Луки, Иоанна (эти четыре Евангелия входят в Новый Завет) и апокрифические. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания Евангелий - вторая половина I в. - начало II в.
Ева́нгелия (от греч. euangélion — благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические — Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включённые церковью в состав Нового Завета) и апокрифические. В христианской традиции авторами Евангелий считаются ученики Иисуса Христа Матфей и Иоанн, спутник апостола Петра Марк и спутник апостола Павла Лука. Вероятно, Евангелия складывались в конце I — начале II вв.
ико́на (от греч. eikōn — изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Импрессиони́зм (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870—80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX — начала XX вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
интерье́р (от франц. interieur — внутренний) в архитектуре, внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера — жанр живописи.

Кампани́ла (итал. campanile), в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.

Капелла у католиков и англикан — молитвенное сооружение небольшого размера, предназначенное для общественной церковной службы, для чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п. К. представляет собой или особое здание, или же входит в состав другого храма. В последнем случае, она помещается в различных его частях, напр. в абсиде (абсидальные К.), в боковых кораблях и т.д. Иногда К. составляет пристройку к церкви, не имеющую с ней никакой органической связи. В церквях византийского и латинского стилей К. встречаются весьма редко; в храмах романской архитектуры они представляют явление обычное. Из числа самостоятельных К. наиболее замечательна по своей архитектуре Sainte Chapelle, в Париже, сооруженная в 1242 — 47 гг. Петром Монтеро. Затем следует упомянуть Сикстинскую К., в ватиканском дворце, в Риме, замечательную по находящемуся в ней “Страшному Суду” Микеланджело.
А. А. С.

Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). — В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были церковные хоры, называвш. “государевыми певчими” или дьяками. В XVIII ст. придворный церковный хор стал именоваться К. В этом столетии выдающимся директором певческой К. был Бортнянский; при нём вышел закон, допускавший исполнение в церкви только произведений Бортнянского и других авторов, им одобренных. За Бортнянским следуют два директора Львовы; при последнем, Алексее Федоровиче, К. издала октоих, обиход нотного церковного пения, сокращенный ирмологий знаменного распева, ирмосы воскресные, ирмосы сокращенного греческого распева, воскресные утренние антифоны греческого распева, утреню греческого распева. При Н.И. Бахметеве продолжалось издание духовных переложений, а в 1893 г. место заведующего придворной К. получил М.А. Балакирев, при котором обращено внимание на упорядочение научных классов К., теоретических и оркестрового. При А.Ф. Львове должность капельмейстера К. занимал (1837 — 1839) Глинка, написавший для неё “Херувимскую”. Капелла дала нескольких выдающихся деятелей, как напр. Березовского (1745 — 1777), Бортнянского (1751 — 1825), Воротникова. В более позднее время К. дала скорее хороших регентов, чем композиторов. Цвет одеяния дьяков — вишневый с золотом — сохранился и по настоящее время. К. в широком смысле называется всякое собрание исполнителей, как напр. оркестр.
Н. С.
капе́лла (позднелат. capella), 1) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.
2) Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Катако́мбы (итал., ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай).
ка́федра (греч. kathédra, буквально — сидение), 1) в вузе основное объединение научно-преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам.
2) Возвышение для преподавателя, лектора, оратора.
3) В христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди.

Классици́зм (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы И. Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.

Ко́декс (лат. codex), 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т. п.). Наиболее часто в большинстве государств действуют кодексы: трудовой, семейный, по уголовному процессу, гражданскому процессу.
2) В Древнем Риме форма книги из скреплённых вместе вощёных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет форму кодекса в виде книжного блока.

Кондотье́ры (итал. condottieri), в Италии XIV—XVI вв. предводители наёмных военных отрядов, находившихся на службе у отдельных государей и римских пап. Вербовались сначала преимущественно из иноземных рыцарей, с конца XIV в. — из числа итальянских. Нередко кондотьеры захватывали власть в городах, основывая синьории (например, Франческо Сфорца).

Контрфо́рс (от франц. contreforce — противодействующая сила), устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).

Ко́нха (от греч. konchē — раковина), полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий.

Креще́ние, одно из семи христианских таинств, совершение которого означает введение человека в лоно церкви. Обряд крещения состоит в погружении человека в воду (обливании или окроплении водой). Согласно Евангелиям, первое крещение совершил Иоанн Креститель, крестив Иисуса Христа в р. Иордан.

Куби́зм (франц. cubisme, от cube — куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, J. Gris), в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе П. Сезанна и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907—09) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на «аналитической» стадии (1910—12) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утончённо-музыкальными ритмами; «синтетический» кубизм (1912—14) тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Люне́т, люнетта (франц. lunette, буквально — лунка), арочный проём в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты украшают росписью и скульптурой.
Люне́т, открытое с тыла укрепление, состоявшее обычно из 1—2 фронтальных валов (фасов) с рвом впереди и боковых валов. Применялось до начала XX в.

Мавзоле́й (лат. mausoleum, от греч. Mausōléion), монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Название по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. В XX в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929—30; Хо Ши Мина в Ханое, 1975).

Магни́фикат (первое слово латинского текста «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа моя Господа»), песнопение западно-христианской церкви на евангельский текст о Благовещении; часть вечерни. В музыке XVIII—XX вв. Магнификат близок кантате, оратории (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, К. Пендерецкий и др.).

Миниатю́ра (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик), 1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами называли выполненные гуашью, акварелью и другими красками иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах. Искусство книжной миниатюры достигло высокого совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах — табакерках, часах, перстнях. О миниатюрах на лаковых изделиях см. Лаки художественные.
2) В литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде — жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорный жанр, хореографическая, вокальная или музыкальная сценка, эстрадная или клоунская реприза и т. д.). На миниатюрах строится репертуар театров миниатюр.

Модерн (франц. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. Представители модерна использовали новые техническо-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Моза́ика (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность монументальной живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.
Натюрмо́рт (франц. nature morte, букв. — мёртвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

Нервю́ра (франц. nervure, от лат. nervus — жила), 1) арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая рёбра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
2) Поперечный элемент балочной, ферменной, рамной или комбинированной конструкции силового набора крыла и оперения летательного аппарата.

Пала́ццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец), итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв., как правило, имевший величественный уличный фасад и внутренний двор с арочными галереями.

Пантокра́тор (от греч. pantokrátor — всевластитель), поясное изображение Христа, благословляющего правой рукой, с Евангелием в левой (в своде купола или конхе христианского храма, в иконописи).
Пейза́ж (франц. paysage, от pays — местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа, виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).

Портал — в романской и готической архитектуре, более или менее роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное здание. В больших храмах, главный, обыкновенно западный, фасад имел три П., из которых средний соответствовал среднему нефу, а остальные два — боковым нефам; кроме того устраивалось по порталу с северной и южной сторон храма, на концах трансепта. В романском стиле. П. представляет собою постепенно суживающуюся вовнутрь большую нишу в стене, с прямыми вертикальными боковыми откосами и полуциркульным сводом вверху, также скошенным вовнутрь; в глубине этой ниши находится двустворчатая дверь, ведущая во внутренность храма. Откосы ниши с той и другой стороны разделаны в виде ряда полу колонок, снабженных свойственными стилю базами и капителями; точно также и верх ниши представляет ряд дугообразных валов, опирающихся своими концами на означенные полуколонны. Валы по большей части обильно орнаментированы; иногда орнамент покрывает также и стержни полуколонн. Дверь в глубине ниши имеет по большей части четырехугольную форму, так что над нею образуется полукруглое пространство, так называемый тимпан, обыкновенно занятый рельефным изображением какого-либо религиозного сюжета. В готическом стиле, П. становятся еще обширнее и роскошнее; в некоторых церквах три П. западного фасада близко соприкасаются между собою и занимают почти весь его низ. Свод ниши и тимпан принимают стрельчатую форму. Полуколонны откосов превращаются в связки полуколонн и украшаются рядами статуй святых, стоящих на кронштейнах и осененных балдахинчиками; на своде, вместо валов, являются плоские или впалые дуги, к которым прилеплены ряды бюстов. Тимпан занят рельефами, расположенными в виде фризов и представляющими иногда до сотни фигур, или же одним цельным рельефом, изображающим какой-либо религиозный сюжет, по большей части родословие Богородицы (так наз. “Древо Иессеево”). Дверное отверстие П. чаще всего разделяется пополам вертикальною стойкою, так что представляет, собственно говоря, не одну, а две соседние и парные двери; к стойке приделана также статуя на кронштейне и под балдахином. К наиболее красивым П. позднероманского стиля принадлежат так называемые. Золотые ворота фрейбергского собора, очень похожий на них северный П. бамбергского собора., вход в Schottenkirche в Регенсбурге, Галлусовы врата базельского соб., западный П. собора. св. Стефана в Вене и некоторые др. из готических П. особенно замечательны, во Франции, П. соборов шартрского, амьенского, реймского и парижской Богоматери и церкви. св. Трофима, в Арли, а в Германии — пять П. кельнского собора., из представляющих же переход от готики к стилю Возрождения — изящный П. собор в Комо.
Порта́л (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно оформленный вход в здание.
Порта́л (техн.), П-образная часть конструкции или машины, например опорная часть портального подъёмного крана, станины металлорежущего станка.
Порта́л сцены, архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала; образует портальное отверстие — так называемое зеркало сцены.

Постимпрессиони́зм (от лат. post — после и импрессионизм), общее название течений в живописи конца XIX — начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Предтеча (предшественник)

Примитиви́зм, в искусстве конца XIX—XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народных эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространены романтический культ «наивного», неиспорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес, A. M. Moses, в США), принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

Проторенесса́нс (от прото... и Ренессанс), период истории итальянского искусства (XIII — начала XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

Псалтирь или Книга псалмов — одна из библейских книг Ветх. Звета, — yalthrion по-греч., tehillim по-евр. Книга состоит из 150, а по греч. (и слав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержанием благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, во многих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всяких превратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явные следы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ко временам плена вавилонского, напр. известный пс. “На реках вавилонских”, и даже позже. В общем, П. есть поэтический сборник, который вырастал постепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, и вошел в канон евр. свящ. книг уже сравнительно поздно, когда П., очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого, П. носит на себе характер искусственной обработки. Начинается она двумя вступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими как бы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейской поэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, часто достигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов рано сделалась (еще при Давиде, по крайней мере — в некоторых частях) богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а затем и в храме. Впоследствии П. получила правильное употребление при храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известные периоды времени. Богослужебное употребление П. от евреев перешло и к христианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенных собраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16).

Пуантили́зм (от франц. pointiller — писать точками), 1) в живописи способ письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм.
2) В музыке один из методов композиции XX в., при котором музыкальная ткань создаётся из звуков («точек»), разделённых паузами или скачками. Родоначальник — А. Веберн. Наибольшее распространение пуантилизм получил во второй половине XX в.
пьета́ (Пиета) (от итал. pietà — милосердие), в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа Богоматерью.

Реали́зм в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощённая специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).
2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма XIX—XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (то есть конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного, сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX—XX вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.
реликва́рий (ср.-век. лат. reliquarium), вместилище для хранения реликвий. Разнообразны христианские реликварии — от сосудиков-ампул до крупных ларей. Буддийские реликварии могли быть крупными сооружениями (ступы,
пагоды, дагобы, субурганы и др.).

Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) — общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того — сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из них, период так наз. “Раннего Возрождения”, обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Рококо́ (франц. rococo, от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для рококо характерен уход в мир фантазии, театрализованные игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Декоративное искусство рококо по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII в.

Романти́зм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях общественного прогресса, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.
Романтизм в музыке сложился в 20-х гг. XIX в. под влиянием литературного романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо — в скульптуре и архитектуре (например, неоготика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главный представитель романтизма: в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке — Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс; в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тёрнер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.
сати́ры (Σάτυροι), в греческой мифологии демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад (Hymn. Hom. IV 262 след.). Они забияки, любят вино. С течением времени их изображали в более антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лошадиный хвост. Часто отождествляются с силенами. Известен миф о С. или силене Марсии, состязавшемся с Аполлоном. Хор С. — непременный участник так называемых сатировских драм (например, «Киклоп» Еврипида, «Следопыты» Софокла). Павсаний (I 23, 5—6) сообщает о диком племени, обитавшем на островах Сатиридах и имевшем лошадиные хвосты.

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.

Сивиллы,Сибиллы, легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами. Наиболее известна С. из г. Кумы (Италия), по преданию собравшая свои предсказания в сборники прорицаний (т, н. Сивиллины книги). При легендарных римских царях Тарквинии Гордом или Тарквинии Приске (7-6 вв. до н. э.) эти сборники попали в Рим, хранились в каменном ящике в храме Юпитера на Капитолии, в 83 до н. э. погибли при пожаре. Вновь составленные книги находились в храме Аполлона на Палатинском холме, в 405 н. э. были сожжены по приказу Стилихона (правителя Западной Римской империи). Сохранившиеся 12 Сивиллиных книг относятся ко 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. и являются источником по истории иудейской и христианских религий. Образ С. получил отражение в живописи (Микеланджело, Тинторетто, Рембрандт и др.).

"Страшный суд", в некоторых религиях (в иудаизме, в христианстве, в исламе) "последнее" судилище, которое должно окончательно определить судьбы "грешников" и "праведников". Элементы представлений о "посмертном суде" за поступки в земной жизни существовали в разных древних религиях (например, в древнеегипетской - верование в суд Осириса). Сохранив эти верования, христианство выдвинуло (в Апокалипсисе, 1 в. н. э.) идею о "втором пришествии" Христа, который будет творить "С. с." над живыми и воскресшими "во плоти" только по завершении земного существования человечества, в "конце века". Идея "С. с." породила эсхатологические учения, связанные с надеждой на грядущее восстановление попранной справедливости. Церковь использовала представления о "С. с." в качестве средства воздействия на верующих, внушала, что "еретиков", "непокорных" (воле бога) ждет на "С. с." суровая кара, а терпеливых, покорных "страдальцев" - "райское блаженство". Ислам, в отличие от христианства и иудаизма, утверждает, что для его приверженцев адские муки не вечны.
Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший), разновидность абстрактного искусства, введённая в 1913—15 российским живописцем К. С. Малевичем: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), затем также наложение на плоскость объёмных форм («архитектоны»).
Сфумато - прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи. итал.Sfumato – затуманенный
Сюрреализм - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах.
Опираясь на учение З.Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях.
Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов. фр.Surrealisme – сверхреализм
Тимпан - в античной архитектуре - треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом. Тимпан часто украшается скульптурой.
в архитектуре, 1) треугольное поле фронтона. 2) Ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В Т. часто размещают скульптуру, живописные изображения и пр.
Тимпан - углубленное пространство над дверьми или окном, имеющее треугольное, полуциркулярное или стрельчатое очертание.
Тондо (итал. tondo, буквально - круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму. Нередко термином "Т." обозначают лишь изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского ренессансного искусства флорентийской школы середины 15 - 1-й половине 16 вв.
Трапезная (от греч. trаpeza - стол, кушанье), 1) одно из основных сооружений христианского монастыря, обычно включающее зал для совместно трапез монахов и церковь, а также подсобные помещения (поварню, кладовую и пр.). В русских монастырях каменные Т. появились в 15 в. после введения общежительного монастырского устава, вначале с одно- и двух-столпными залами, в 17 в. - с бесстолпными залами, гульбищами, богатым декоративным убранством (например, в Троице-Сергиевой лавре). 2) Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая первоначально для общественных нужд прихожан. Т. характерны для русской архитектуры 2-й половины 17 в
Триптих - трехчастный складень 14-16 веков с рельефными или живописными изображениями. Триптихи были распространены в европейском искусстве как алтарные композиции (значительных размеров). греч.Triptyches - тройной
- (от греч. tríptychos - тройной, сложенный втрое), произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом.
Успение Богородицы, в правосл. церкви название двунадесятого праздника (15 августа) в память блаженной кончины Ее. Двухнедельн. пост, предшествующий У. Б., называется Успенским.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.
Древнеримский пантеон

Фовизм (франц. fauvisme, от fauve = дикий, хищный), авангардистское течение во франц. живописи начала 20 в. (см. Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). В отличие от нем. экспрессионизма, Ф. не имел какой-либо осознанной программы и нравственно-философской окраски, являлся чисто эстетическим протестом против художественной традиции 19 в., утверждением самодовлеющей новизны живописных приёмов. Разных по манере мастеров на короткий срок (1905=1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, интенсивным контрастам колорита, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и вост. искусстве.
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин "Э." впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден - основатель экспрессионистского журнала "Штурм" ("Der Sturm").
"Югендстиль" (Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля "модерн". Произошло от название мюнхенского журнала "Jugend" (1896), пропагандировавшего этот стиль.
Юдифь - в библейской легенде - молодая иудейская вдова, которая:
отправилась в стан врагов к ассирийскому полководцу Олоферну; отрубила Олоферну голову, оставшись с ним наедине; обманула стражу и вернулась в осажденную ассирийцами крепость с головой Олоферна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь профессиональных терминов для преподавателей и обучающихся НПО квалификации «Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм» по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства»

Настоящее пособие представляет словарь профессиональных терминов, употребляемых на занятиях по предметам «Организация и технология механизированных работ на животноводческих комплексах и механизирован...

СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Словарь исторических терминов и понятий поможет студентам подготовиться к зачету по истории....

Словарь рекламных терминов

Словарь рекламы предназначен для использования студентами специальности "Реклама" при подготовке письменных работ, а также на практических занятиях и при самостоятельной работе...

Англо-русский словарь технических терминов для специальности 09.02.01 Компьютерные системы

В современных условиях часто требуется точный перевод тех или иных компьютерных терминов. Этот краткий словарь содержит слова, термины, понятия и аббревиатуры, включая названия команд и клавиш, предст...

Словарь основных терминов и понятий по дисциплине «Искусство»

Данный словарь поможет студентам в процессе освоения содержания учебной дисциплины "Искусство" в работе над текстами....

Методическая разработка. Кроссворды и словарь технических терминов.

Методическая разработка. Кроссворды и словарь технических терминов....

Словарь литературоведческих терминов

словарик для учащихся литературоведческих терминов...