Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа на тему

Огородова Зарина Динаровна

Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_16-17.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Содержание

Пояснительная  записка………………………………………………………………………………………………… …………………………….3

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………………………..4

Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………………………….6

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы…………………………………………….8

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса… ………………………………………………………………11

 

                                                                         

1.  Пояснительная записка.

             Рабочая программа - нормативно- управленческий документ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в 6 классе на базовом уровне.

Рабочая программа по  искусству   для  6 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования.

2. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

 Учебника « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/ Л.А..Неменская.- М.:Просвещение,2010.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Цели  художественного образования:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,  

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,  скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Срок реализации программы: 1 год.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

                                                                                         

3.Содержание учебного предмета.

Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного  искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит  в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника  С. Косенкова.  В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Рисунок- основа языка всех видов изобразительных искусств.

Черное и белое – основа языка графики.

Объем – основа языка скульптуры.

Цвет-основа языка живописи.

Тема IIчетверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

Натюрморт – изображение предметного мира.

Человек и мир вещей.

Художник и мир вещей.

Тема IIIчетверти:

 «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (9ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Портрет в скульптуре.

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты. Художники – наши земляки.

Государственная Третьяковская галерея

Обобщающий урок за год. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств.

Тема IV четверти:

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в  разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном  искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

Пейзаж

Отношение художника к миру природы.

Пейзаж в графике.

Выражение красоты природы.

Построение пространства в пейзаже.

Роль колорита в пейзаже.

4.Тематическое планирование  с указанием количества часов ,отводимых на изучение каждой темы

№ урока

Дата

Тема  урока

Примечание

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9ч)

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных  искусств.

2

.

Рисунок - основа  изобразительного творчества

3

Линия и ее выразительные   возможности.

4

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен.

5

Цвет. Основы цветоведения

Картины башкирских художников.

6

Цвет   в произведениях живописи

7

Объемные   изображения в скульптуре

Башкирские национальные скульпторы

8

Основы языка изображжения

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

Мир наших вещей .Натюрморт (8 ч.)

10

Изображение предметного мира - натюрморт. 

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

13

Освещение.   Свет и тень.

14

Натюрморт в графике

Натюрморт в РБ

15

.

Цвет      в натюрморте

16

Выразительны возможности натюрморта.

17

.

Образ человека   - главная тема    искусства

                                                               Вглядываясь в человека. Портрет -9часов

18

.

Конструкция головы человека и её пропорции

19

Изображение головы человека в пространстве.

20

Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека

21-22

Портрет  в 

скульптуре. 

23

Сатирические образы человека.

24

Образные возможности освещения в портрете.

25

Портрет в живописи

Башкирские портретисты

26-27

Роль цвета в портрете

                                                 Человек и пространство в изобразительном искусстве –8часов

28

Великие портретисты.

29

Жанры   в изобразительном искусстве.

30

Изображение пространства.

31

Правила линейной и воздушной перспективы.

32

Пейзаж – большой мир. Организация пространства.

33

Пейзаж – настроение.

Природа и художник

34

Деревенский пейзаж

В примечании учитель может указать необходимую для работы информацию: домашние задания, сгруппированные по уровням сложности; формы организации учебной деятельности на уроке; требования к уровню освоения учебных компетенций; корректировка, производимая при уплотнении учебного материала и т.д.

5. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2008г.

 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008.

22.  Портреты  художников.

23. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

24. CD Шедевры зарубежных художников.

25. CD Эрмитаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. "Перспектива" 1 класс

В Рабочую программу включены: программы по всем предметам 1 класса по программе "Перспектива"....

рабочая программа математика 5 класс мерзляк

планирование 5 класс математика  Мерзляк...

Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ

Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи...

Рабочая программа 2- 4 классы к УМК Вербицкой М.

Рабочая программа 2-4 классы к УМК Вербицкой М. составлена по всем требованиям ФГОС....

рабочие программы для 4 класса по ПНШ

Рабочие программы по всем предметам для 4 класса составлены с учетом требований ФГОС. Содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учетом всех универсальных учебных действий....

Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"

Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"

Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....