Игровые технологии в хореографии
материал на тему

Реферат о значении игры в хореографической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc664 КБ

Предварительный просмотр:



УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г. СМОЛЕНСКА»

Реферат

На тему

«Игровые технологии в хореографии»

Выполнила:        преподаватель хореографии

Рощина Н.И.

Смоленск 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Игровые технологии в хореографии

Теория и классификация игр

Игровые технологии в хореографии

Заключение11 Список литературы12


ВВЕДЕНИЕ

Игра естественное состояние детей дошкольного возраста. В игре дети учатся понимать законы природы, постигают принципы логического мышления, проигрывают основные социальные роли. Ребенок, не способный к игре, вызывает серьезное беспокойство у психологов и психиатров, более того, в современном мире намечается тенденция увеличения числа таких детей.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.

Как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, игра используется с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, дошкольных воспитательных учреждениях, некоторых современных психологических практиках. До недавнего времени в учебном процессе игре отводилось весьма скромное место.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов более широкой технологии;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы.

Как мы видим, роль игры в современном учебном процессе достаточно велика. Определение роли игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игровых технологий.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов,

Каждый педагог, стремящийся наиболее полно и всесторонне передать знания о своем предмете учащимся, должен использовать в своей деятельности весь арсенал доступных педагогических технологий. И не только разработанные методики. Составление игровых технологий из отдельных элементов игры — забота каждого преподавателя.


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОРЕОГРАФИИ

Теория и классификация игр

Наряду с трудом и учением игра        один из основных видов человеческой деятельности. Детеныши всех высших видов умеют играть, но только человек сохранил способность к игре во взрослом возрасте: интереснейший феномен, способствовавший развитию человеческой цивилизации.

Мы уже говорили о том, что игра        это определенный вид деятельности. Рассмотрим теперь подробнее теорию игры.

В структуру игры, как деятельности личности, входят следующие этапы:

  • целеполагания,
  • планирования,
  • реализации цели,
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъекта,

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими,
  • игровые действия, как средство реализации этих ролей,  игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными,
  • реальные отношения между играющими,  сюжет (в ситуации игровых технологий содержание или план урока): область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличают следующие черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от ожидаемого результата («процедурное удовольствие»);
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательная конкуренция («эмоциональное напряжение»),
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание урока, логическую и временную его последовательность.

По мнению СА. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие функции:

Функция социализации.

Игра есть сильнейшее включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатства культуры.

Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителе разных национальностей.

Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой, выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функция игры.

Эта функция ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность, позволяющая ребенку войти в реальный контекст человеческих отношений. Диагностическая функция.

Представляет педагогу возможность выявить различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные). В то же время игра

 «поле самовыражения», а котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражается и самоутверждается. Терапевтическая функция.

Заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей в поведении ребенка, его общении, образовании.

Функция коррекции,

Представляет собой внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личности ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функция игры.

С точки зрения ребенка основная функция. Стратегически игра организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развлечению.

Остановимся чуть подробнее на понятии «педагогические игры».

Основное отличие педагогической игры от игры вообще в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.

Игровые технологии в хореографии

Игровые технологии в применении к хореографии могут решать следующие задачи:

  1. Развитие фантазии и воображения,

Любая творческая деятельность невозможна без развитой фантазии и воображения. Преподаватель в своей работе должен не только научить детей пользоваться готовыми клише, но и привить им желание действовать самостоятельно, проявлять свою индивидуальность, самобытность.

Пример. Игра «Клумба». Детям предлагается придумать и показать цветок в различных стадиях роста: прорастание, раскрытие бутона, цветок под Дождем и т.д.

  1. Физическое развитие.

Хореография, как ни одно другое искусство, требует от учащихся силы, выносливости, ловкости, гибкости и т.д., которые можно развить в том числе используя игровые технологии.

Пример. Игра «Зоопарк». Дети, подражают поведению различных животных, выполняя ПРЫЖКИ, НШ<ЛОНЫ, повороты и прочие Движения.

З. Развитие чувства прекрасного.

Хореография вид искусства, а потому без чувства прекрасного, понимания красоты и гармонии невозможно подлинное хореографическое мастерство.

Пример. Игра «Времена года». Преподаватель прослушивает с УЧЩИМИСЯ цикл П.И. Чайковского «Времена года», обсуждает услышанное и дает задание придумать танцевальные этюды на небольшие отрывки из произведения.

  1. Развитие эмоционального восприятия музыки.

Музыка является неотъемлемой составляющей танца. Правильное ее восприятие, интерпретация делает танец по-настоящему выразительным и эмоциональным. Эта задача тесно связана с предыдущей задачей и часто они решаются одновременно. Но для детей младшего возраста создание этюда слишком сложное задание. Для них можно использовать более простые и доступные игры.

Пример. «Важные коты, веселые щенки». Под медленную и важную музыку дети Движутся по кругу, изображая котов. Музыка меняется на быструю и игровую, и дети начинают показывать веселых щенков.

  1. Развитие творческих способностей.

Мы уже говорили о том, что преподаватель должен не только научить детей пользоваться готовыми решениями, но помочь им раскрыть собственные способности. Для решения этой задачи, преподавателю стоит сделать больший акцент на хореографической составляющей. Наилучшим средством, на наш взгляд, являются этюды.

Пример. Придумать и исполнить этюды на тему: «Кукла заболела»,

«Собака принюхивается», «Цыпленку скучно», «Гномики отдыхают».

6, Развитие навыков общения.

В хореографии индивидуальные постановки используются гораздо реже массовых, В классе дети так же занимаются, в основном, в коллективе. Создание приятной дружелюбной атмосферы, чувства взаимопомощи и поддержки немаловажная и часто довольно сложная задача для преподавателя. Решить ее можно так же используя игровые технологии.

Пример. Игра «Прогулка». Дети гуляют под музыку по одному. Музыка меняется, Дети должны организовать пары из тех, кто находится рядом с ними. Теперь они гуляют парами и выполняют 6 паре задания педагога

(покружиться, присесть, обняться). Музыка снова меняется, дети должны взяться за руки и образовать хоровод. Выполняют задания педагога в круге.

7. Экологическое воспитание.

Природа — источник вдохновения для художника. Учиться видеть ее красоту и бережно к ней относиться можно не только во время прогулок, но и в танцевальном зале.

Пример. Прослушивание музыкальной сказки «Приключение кузнечика Кузи», Обсуждение услышанного. Под песни из сказки дети изображают главных героев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игру нередко (и по праву) сравнивают с зеркалом социального статуса детей, их физического, психического и эмоционального развития. Свободная, непринужденная, инициированная самими детьми игра — это показатель их зрелости, компетентности, культуры.

В.А. Сухомлинский так писал об игре: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Но ничто не появляется само по себе. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин утверждал, что игры «психические витамины, необходимые для здоровья ребенка». Предложить эти «витамины», помочь детям их «усвоить» - вот задача современного думающего и небезразличного к своему делу педагога.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. - М.
  2. Буланова - Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин ВС., Сучков Г.В.

Педагогические технологии., Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2002.

  1. Палищина Н.И. Школа танцевальных наук. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. — Пермь, 1995.
  2. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие. — С.П.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2000.

5, Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

  1. Феклюсова Л.Б, 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. — Х.: ЧП

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Игровая технология.

Технология игрового обучения Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагог...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология. 5-8 классы.

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология.5-8 классы....

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к н...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «В ГОСТЯХ У ТРЕХ ПОРОСЯТ» для детей среднего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии  «В ГОСТЯХ У ТРЕХ ПОРОСЯТ» для детей среднего дошкольного возраста...