СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ - КОНЦЕРТА УЧАЩИХСЯ КЛАССА ПРЕП. КРУГЛОВОЙ Е.И. «Встреча у рояля»
план-конспект занятия на тему
СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ - КОНЦЕРТА УЧАЩИХСЯ КЛАССА
ПРЕП. КРУГЛОВОЙ Е.И.
«Встреча у рояля»
Цель: расширение кругозора обучающихся и родителей, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта, активное включение родителей во внеурочную досуговую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формирование пианистических умений и навыков с помощью интегрирования образных впечатлений;
- совершенствование исполнительского мастерства и музыкального мышления обучающихся;
- умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- расширение фортепианного детского репертуара;
- создание условий к развитию самостоятельной музыкальной деятельности.
Воспитательные:
- предоставление возможности юным музыкантам проявить себя, выступая на концертной площадке,
- воспитание эстетического вкуса и интереса к музыке разных эпох, развитие музыкальной культуры слушателей и художественно-эстетического вкуса,
- вовлечение родителей в совместное сотрудничество, укрепление взаимопонимания между педагогом, обучающимися и родителями.
Оборудование:
- рояль, клавинова;
- 2 стула;
- подставка под ноги;
- иллюстрации и рисунки;
- видеофайлы, презентация;
- ноутбук, видеопроектор, экран.
«Встреча у рояля»
Ведущий: У нас сегодня свидание, необычное, мы встречаемся с роялем, а значит, познакомимся с его историей...
Рояль в переводе с французского языка означает - королевский. Нет, разумеется, дело не в том, что короли с каким-то особым пристрастием относились к этому инструменту или играли на нем с большей легкостью и умением, чем на других инструментах. Титулован рояль за свои исключительно «музыкальные способности». От других музыкальных инструментов его отличают особые качества. А история его появления на свет длинна.
(СЛАЙД 1)
Можно сказать, она началась в тот момент, когда появилась первая в мире струна. Без струн не было бы рояля. И, как это ни странно, громадный могучий рояль - дальний родственник скрипки. Но первым музыкальным инструментом, от которого, как считают историки, ведет свою родословную рояль, был ныне всеми забытый монохорд. В переводе с древнегреческого слово это означает однострун.
Пифагор был одним из создателей монохорда. Это был не музыкальный инструмент, а прибор. И действительно, много ли наиграешь на одной струне, натянутой на прямоугольный ящик! Монохорд был по конструкции очень прост. Вдоль длинной коробки была натянута струна, а под струной была подвижная подставка. Пифагор, проводя свои опыты, двигал эту подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Струна при этом как бы делилась на две части - равные или неравные. Если подставка стояла точно посередине, то части получались одинаковые и, конечно, звучали одинаково. А если подставка сдвигалась, то отрезки струны получались разные и звучали - один выше, а другой ниже.
Кто и когда придумал натянуть на монохорд еще несколько струн и превратить его в музыкальный инструмент, мы не знаем. Но, пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты, похожие на монохорд, и назвали их полихордами, то есть многострунами, поскольку вместо одной струны было несколько. (Полихорд от греческого - polis - многий, сhorde - струна. Десятиструнный смычковый инструмент, по величине близкий к альту, был изобретен в 1799 г., но в употребление не вошел.)
Вот тут, пожалуй, и начинается история создания рояля. По-разному конструировали полихорды, по-разному играли на них. Зацепляли струны пальцами, как на арфе или гуслях, били по струнам палочками, как на цимбалах, играли специальными пластиночками, как на мандолине. А несколько позже придумали механику с клавиатурой.
(СЛАЙД 4) Нажмешь на клавишу – задвигаются деревянные рычажки. На конце одного из рычажков укреплен черенок вороньего пера. Это перо зацепляло струну, и раздавался звук. К каждой клавише была присоединена подобная механика. И назывался инструмент с такой механикой - клавесин. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная его беда заключалась в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась. Ну, примерно, как если мы включаем в комнате электрический свет: сильно ли, слабо мы щелкнем выключателем, свет лампочки от этого не станет ни сильнее, ни слабее. Вот и клавиша клавесина была всего лишь включателем звука. Недаром слово "клавиша" означает ключ.
И. С. Бах «Менуэт» g-moll исп.
Ж. Ф. Рамо «Ригодон» E-dur исп.
Д. Чимароза «Сонатина» B-dur исп.
Г. Гендель «Прелюдия» Соль мажор исп.
(исполнение на клавинове в стиле «клавесин»)
Ведущий: Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался старый клавесин. Удивляться тут нечему. В то время как фортепиано делало свои первые шаги, клавесин уже завоевал признание. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных сочинений для него. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики. А вот удары молоточка по струнам фортепиано казались непривычными и грубоватыми. Даже великий Иоганн Себастьян Бах не сразу принял и одобрил молоточковое фортепиано. Лишь несколько лет спустя после первого знакомства, когда великому маэстро показали улучшенную конструкцию фортепиано, он с удовольствием поиграл на нем и похвалил звучание.
И. С. Бах Скерцо из оркестровой сюиты h-moll
исп.
Ведущий: (СЛАЙД 5, 6) Лет примерно 250 назад жил в городе Флоренции герцог Козимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов, настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер Бартоломео Кристофори. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее и тому подобное. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Тоже клавиши, струны, механика... Но на самом деле в этом инструменте было одно замечательное новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела и сила звука. С клавишей, такой же, как у клавесина, через рычажки соединялся молоточек, обтянутый лосиной кожей. Он-то и ударял по струнам. Это был первый в мире рояль, и изобретателем его смело можно считать Бартоломео Кристофори.
Назывался этот первый в мире рояль пианофорте или фортепиано. Слово "форте" означает громко, а слово "пиано" - тихо. Музыкантам показалось очень важным именно это свойство нового инструмента издавать звуки разной силы в зависимости от силы удара по клавише. Потому и назвали его по этому признаку - фортепиано.
Фортепиано Бартоломео Кристофори - прямой предок нашего рояля.
(СЛАЙД 7)
Соната Лодовико Джустини исп.
Ведущий: Сто лет примерно понадобилось для того, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное. Сто лет!
(СЛАЙД 8) Моцарт в юности играл только на клавесине. Но затем, признав достоинства фортепиано, стал играть только на этом инструменте и сочинять музыку, которая могла показать фортепиано во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах - перед публикой, играя на фортепиано.
В. Моцарт «Соната № 5» Соль мажор 1 ч. исп.
Ведущий: (СЛАЙД 9) Но окончательно "сдался" клавесин лишь при Бетховене. И произошло это в значительной мере из-за музыки Бетховена. Старенький тихоголосый клавесин не выдерживал напористой и мощной музыки великого композитора. Бетховен однажды явился к фортепианному мастеру Штрейхеру с предложениями улучшить конструкцию рояля. Ну, например, композитор предложил увеличить число звуков и, соответственно, клавиш рояля. Струны Бетховен предложил делать упругие, из хорошей стальной проволоки, чтобы они звучали ярче и мощнее... Но задушевную лирическую музыку Бетховен любил не меньше. А такой характер можно было полнее показать лишь, используя ПЕДАЛЬ, которой Бетховен стал пользоваться первым из композиторов.
Л. Бетховен «К Элизе» исп.
Ведущий: (СЛАЙД 10) Сегодня рояль и его младший брат пианино - самые распространенные музыкальные инструменты. Рояль звучит разнообразно и очень красочно, и поэтому он стал любимым инструментом большинства композиторов. Среди создателей музыки не найдешь, пожалуй, такого, который не сочинял бы для рояля. А многие из великих композиторов прошлого были блестящими пианистами - Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. И их сочинения для рояля раскрывают громадные возможности этого инструмента.
В России первое фортепиано появляется в 1767 году в Санкт-Петербурге, а в 1810 году открывается первая фортепианная фабрика немецкого владельца Фридриха Дидерихс. 200 лет назад русские люди открыли для себя прелесть фортепианной музыки.
(Слайды 11, 12, 13)
Ведущий: (СЛАЙД 14) И детская задушевная лирика, и чудесные картины природы, и танцевальная музыка, - всё подвластно всемогущему звучанию рояля.
Ведущий: (СЛАЙД 15) Рояль - самый многозвучный инструмент: он может рокотать глубочайшими басами и переливаться колокольчиками высоких регистров, рассыпать звуки с феерической скоростью и сотрясать мощнейшими многозвучными аккордами. Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске, ни в глубине высказывания. Много прекрасной музыки создано для рояля. Всё новые музыкальные краски, новые звучания открывают в нём композиторы/
Ведущий: (СЛАЙД 16) Рояль - единственный инструмент, который может очень долго держать своим соло внимание публики и быть единственным участником большого концерта, не прибегая к поддержке других музыкальных инструментов. Недаром про рояль говорят, что он инструмент-оркестр. Потому и назван этот инструмент королевским, ему подвластна любая музыка: глубокая содержательная, бравурная виртуозная, нежная камерная, мощная сокрушающая...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vstrecha_u_royalya.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ - КОНЦЕРТА УЧАЩИХСЯ КЛАССА
ПРЕП. КРУГЛОВОЙ Е.И.
«Встреча у рояля»
Цель: расширение кругозора обучающихся и родителей, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта, активное включение родителей во внеурочную досуговую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формирование пианистических умений и навыков с помощью интегрирования образных впечатлений;
- совершенствование исполнительского мастерства и музыкального мышления обучающихся;
- умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- расширение фортепианного детского репертуара;
- создание условий к развитию самостоятельной музыкальной деятельности.
Воспитательные:
- предоставление возможности юным музыкантам проявить себя, выступая на концертной площадке,
- воспитание эстетического вкуса и интереса к музыке разных эпох, развитие музыкальной культуры слушателей и художественно-эстетического вкуса,
- вовлечение родителей в совместное сотрудничество, укрепление взаимопонимания между педагогом, обучающимися и родителями.
Оборудование:
- рояль, клавинова;
- 2 стула;
- подставка под ноги;
- иллюстрации и рисунки;
- видеофайлы, презентация;
- ноутбук, видеопроектор, экран.
«Встреча у рояля»
Ведущий: У нас сегодня свидание, необычное, мы встречаемся с роялем, а значит, познакомимся с его историей...
Рояль в переводе с французского языка означает - королевский. Нет, разумеется, дело не в том, что короли с каким-то особым пристрастием относились к этому инструменту или играли на нем с большей легкостью и умением, чем на других инструментах. Титулован рояль за свои исключительно «музыкальные способности». От других музыкальных инструментов его отличают особые качества. А история его появления на свет длинна.
(СЛАЙД 1)
Можно сказать, она началась в тот момент, когда появилась первая в мире струна. Без струн не было бы рояля. И, как это ни странно, громадный могучий рояль - дальний родственник скрипки. Но первым музыкальным инструментом, от которого, как считают историки, ведет свою родословную рояль, был ныне всеми забытый монохорд. В переводе с древнегреческого слово это означает однострун.
Пифагор был одним из создателей монохорда. Это был не музыкальный инструмент, а прибор. И действительно, много ли наиграешь на одной струне, натянутой на прямоугольный ящик! Монохорд был по конструкции очень прост. Вдоль длинной коробки была натянута струна, а под струной была подвижная подставка. Пифагор, проводя свои опыты, двигал эту подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Струна при этом как бы делилась на две части - равные или неравные. Если подставка стояла точно посередине, то части получались одинаковые и, конечно, звучали одинаково. А если подставка сдвигалась, то отрезки струны получались разные и звучали - один выше, а другой ниже.
Кто и когда придумал натянуть на монохорд еще несколько струн и превратить его в музыкальный инструмент, мы не знаем. Но, пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты, похожие на монохорд, и назвали их полихордами, то есть многострунами, поскольку вместо одной струны было несколько. (Полихорд от греческого - polis - многий, сhorde - струна. Десятиструнный смычковый инструмент, по величине близкий к альту, был изобретен в 1799 г., но в употребление не вошел.)
Вот тут, пожалуй, и начинается история создания рояля. По-разному конструировали полихорды, по-разному играли на них. Зацепляли струны пальцами, как на арфе или гуслях, били по струнам палочками, как на цимбалах, играли специальными пластиночками, как на мандолине. А несколько позже придумали механику с клавиатурой.
(СЛАЙД 4) Нажмешь на клавишу – задвигаются деревянные рычажки. На конце одного из рычажков укреплен черенок вороньего пера. Это перо зацепляло струну, и раздавался звук. К каждой клавише была присоединена подобная механика. И назывался инструмент с такой механикой - клавесин. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная его беда заключалась в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась. Ну, примерно, как если мы включаем в комнате электрический свет: сильно ли, слабо мы щелкнем выключателем, свет лампочки от этого не станет ни сильнее, ни слабее. Вот и клавиша клавесина была всего лишь включателем звука. Недаром слово "клавиша" означает ключ.
И. С. Бах «Менуэт» g-moll исп.
Ж. Ф. Рамо «Ригодон» E-dur исп.
Д. Чимароза «Сонатина» B-dur исп.
Г. Гендель «Прелюдия» Соль мажор исп.
(исполнение на клавинове в стиле «клавесин»)
Ведущий: Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался старый клавесин. Удивляться тут нечему. В то время как фортепиано делало свои первые шаги, клавесин уже завоевал признание. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных сочинений для него. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики. А вот удары молоточка по струнам фортепиано казались непривычными и грубоватыми. Даже великий Иоганн Себастьян Бах не сразу принял и одобрил молоточковое фортепиано. Лишь несколько лет спустя после первого знакомства, когда великому маэстро показали улучшенную конструкцию фортепиано, он с удовольствием поиграл на нем и похвалил звучание.
И. С. Бах Скерцо из оркестровой сюиты h-moll
Ведущий: (СЛАЙД 5, 6) Лет примерно 250 назад жил в городе Флоренции герцог Козимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов, настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер Бартоломео Кристофори. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее и тому подобное. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Тоже клавиши, струны, механика... Но на самом деле в этом инструменте было одно замечательное новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела и сила звука. С клавишей, такой же, как у клавесина, через рычажки соединялся молоточек, обтянутый лосиной кожей. Он-то и ударял по струнам. Это был первый в мире рояль, и изобретателем его смело можно считать Бартоломео Кристофори.
Назывался этот первый в мире рояль пианофорте или фортепиано. Слово "форте" означает громко, а слово "пиано" - тихо. Музыкантам показалось очень важным именно это свойство нового инструмента издавать звуки разной силы в зависимости от силы удара по клавише. Потому и назвали его по этому признаку - фортепиано.
Фортепиано Бартоломео Кристофори - прямой предок нашего рояля.
(СЛАЙД 7)
Соната Лодовико Джустини исп.
Ведущий: Сто лет примерно понадобилось для того, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное. Сто лет!
(СЛАЙД 8) Моцарт в юности играл только на клавесине. Но затем, признав достоинства фортепиано, стал играть только на этом инструменте и сочинять музыку, которая могла показать фортепиано во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах - перед публикой, играя на фортепиано.
В. Моцарт «Соната № 5» Соль мажор 1 ч. исп.
Ведущий: (СЛАЙД 9) Но окончательно "сдался" клавесин лишь при Бетховене. И произошло это в значительной мере из-за музыки Бетховена. Старенький тихоголосый клавесин не выдерживал напористой и мощной музыки великого композитора. Бетховен однажды явился к фортепианному мастеру Штрейхеру с предложениями улучшить конструкцию рояля. Ну, например, композитор предложил увеличить число звуков и, соответственно, клавиш рояля. Струны Бетховен предложил делать упругие, из хорошей стальной проволоки, чтобы они звучали ярче и мощнее... Но задушевную лирическую музыку Бетховен любил не меньше. А такой характер можно было полнее показать лишь, используя ПЕДАЛЬ, которой Бетховен стал пользоваться первым из композиторов.
Л. Бетховен «К Элизе» исп.
Ведущий: (СЛАЙД 10) Сегодня рояль и его младший брат пианино - самые распространенные музыкальные инструменты. Рояль звучит разнообразно и очень красочно, и поэтому он стал любимым инструментом большинства композиторов. Среди создателей музыки не найдешь, пожалуй, такого, который не сочинял бы для рояля. А многие из великих композиторов прошлого были блестящими пианистами - Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. И их сочинения для рояля раскрывают громадные возможности этого инструмента.
В России первое фортепиано появляется в 1767 году в Санкт-Петербурге, а в 1810 году открывается первая фортепианная фабрика немецкого владельца Фридриха Дидерихс. 200 лет назад русские люди открыли для себя прелесть фортепианной музыки.
Л. Бетховен Сонатина G-dur исп.
(Слайды 11, 12, 13)
Ведущий: (СЛАЙД 14) И детская задушевная лирика, и чудесные картины природы, и танцевальная музыка, - всё подвластно всемогущему звучанию рояля.
Ведущий: (СЛАЙД 15) Рояль - самый многозвучный инструмент: он может рокотать глубочайшими басами и переливаться колокольчиками высоких регистров, рассыпать звуки с феерической скоростью и сотрясать мощнейшими многозвучными аккордами. Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске, ни в глубине высказывания. Много прекрасной музыки создано для рояля. Всё новые музыкальные краски, новые звучания открывают в нём композиторы.
Ведущий: (СЛАЙД 16) Рояль - единственный инструмент, который может очень долго держать своим соло внимание публики и быть единственным участником большого концерта, не прибегая к поддержке других музыкальных инструментов. Недаром про рояль говорят, что он инструмент-оркестр. Потому и назван этот инструмент королевским, ему подвластна любая музыка: глубокая содержательная, бравурная виртуозная, нежная камерная, мощная сокрушающая...
Список используемой литературы: 1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л.;1961. 2.Воспитание и образование в современной школе [текст]: материалы всероссийской практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под ред. О.Ю.Елькиной. - Новокузнецк, 2006.-349с.
Интернет-ресурсы: http://jazzdunyasi.jazz.az/index.php?id=117&Itemid=55&option=com_content&task=view&lang=ru
http://patlah.ru/etm/etm-23/muzikant/pianino/pianino-01.htm
https://otvet.mail.ru/question/23194307
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...
Весенняя сказка - сценарий хорового концерта
Сценарий небольшой и ориентирован на детскую школу искусств. Он включает в себя не только текст ведущего, но и репертуар хора....
Сценарий Новогоднего концерта
Сценарий новогоднего концерта разработан для учащихся отделения раннего развития музыкальных способностей детской музыкальной школы. В содержание вошли детские стихи, песни, в том числе авторск...
Беседа-концерт "Мелодии родного края"
Беседа концерт о творчестве татарских композиторов...
Тематический концерт учащихся, посвященный Году спорта "Спортивные страницы"
Сценарий тематического концерта учащихся вокального отделения ДШИ, посвященный Году спорта...
Сценарий театрализованного концерта ко Дню матери "Путешествие в прошлое"
Идея: В начале концерта, посредством волшебных часов, появляется гостья из прошлого: крестьянка. Она повествует о традициях в их семье и, разумеется, удивляется современным. Мероприятие знакомит ...
Сценарий театрализованного концерта "Во дворце сегодня бал", посвященного 50-летию ДШИ
Сценарий театрализованного концерта"Во дворце сегодня бал",посвященного 50-летию ДШИ. ...