Самостоятельная работа цветоведение
методическая разработка на тему

Чмырь Елена Викторовна

Самостоятельная  работа цветоведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

при освоении дисциплины

«Цветоведение»

в рамках общепрофессиональных дисциплин

по специальности  Дизайн (по отраслям)

(углубленная подготовка)

2015

Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающимся в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Пособие содержит комплект заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, рекомендации по ее выполнению и оформлению, обоснование времени, затрачиваемое на ее выполнение, требования к оформлению и критерии оценки.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

7

2.Методические рекомендации  по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы

16

3.Оформление материалов внеаудиторной самостоятельной работы

29

4. Список рекомендуемых интернет-источников

30

Образцы: титульного листа, ведомости учета  внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося

31

Список использованных источников

33


ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов в процессе освоения дисциплины Цветоведение в рамках профессионального модуля .

Данное пособие содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по программе среднего профессионального образования по специальности 540201 Дизайн (по отраслям).

На современном этапе в профессиональной подготовке в учреждениях профессионального образования необходимо учитывать требования к профессионально-функциональным и личностным качествам обучающихся.

Задания самостоятельной работы образовательной программы дисциплины «Цветоведение» направлены на формирование профессиональных навыков:

Дисциплина «Цветоведение» является необходимым элементом профессиональной подготовки. Ее назначение – дать основные представления об общих понятиях и категориях науки о цвете, вооружить знаниями о художественных возможностях цвета.

Дизайнер должен не только владеть знаниями в области цветоведения,но и успешно применять их на практике самостоятельно. Использовать знания о цвете в живописи.

Художественном восприятии предметов искусства.

Колористически правильно решать поставленные дизайнерские задачи при проектировании..

Основной целью данной дисциплины является овладение знаниями цветоведения и колористики.

В самостоятельных занятиях особое внимание обращается на приобретение и отработку навыков работы с поверхностью при помощи цвета, применении умений приобретенных в следствии практических работ в классе.

Основным видом самостоятельных работ по цветоведению является работа над выкрасками и длительной композицией (цветовой анализ произведения искусства). Работе с цветом предшествует воспроизведение монохромных шкал, создание цветового круга из кусочков выкрашенных ранее, изготовление таблиц контрастов и сочетаний.

Самостоятельная работа направлена на формирование профессиональных и общих компетенций:

Общие компетенции (ОК)

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК)

  • Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов
  • Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.
  • Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта.
  • Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
  • Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине  и может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента. Результативность самостоятельной работы учитывается при проведении промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы: семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, индивидуальное собеседование, защита творческих работ и электронных презентаций, проверка наличия факта работы с нормативно-правовыми актами.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

уровень освоения студентом учебного материала;

уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями;

умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически

оценить решение и его последствия;

 оформление материала в соответствии с требованиями.

Способом оценки результатов самостоятельной работы является, который содержит индивидуальные текущие работы: сообщения, опорные конспекты, тесты, электронные презентации, подборку нормативных документов и др. Это своеобразный дневник («Портфолио-отчет» и т.д.) самостоятельной деятельности обучающегося.

Данное методическое пособие содержит задания на самостоятельную работу с указанием цели и обоснованием времени, затрачиваемым на его выполнение. Приводятся рекомендуемые источники для выполнения задания, форма отчетности. По каждой форме работы приводятся методические рекомендации  по ее выполнению и критерии оценки результата.

Требования к выполнению самостоятельных работ.

Сдача работы в обозначенный срок.

  1. Наличие работ посвященных сбору материла;
  2. Аккуратно выполненные выкраски ;
  3. Аккуратное выполнение, коллажей;
  4. Создание полного списка таблиц растяжек.
  5. Выполнение итоговой работы.
  6. Правильные ответы на вопросы зачета по дисциплине «Цветоведение»

Качество выполнения работы:

«Неудовлетворительно»

Задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

«Удовлетворительно»

Задание сдано без соблюдения срока. С соблюдением всех критериев.

Задание выполнено, но допускались ошибки. Не аккуратное выполнение выкрасок и коллажей. Не правильное оформление.

«Хорошо»

Задание сдано в срок. С соблюдением всех критериев.

Задание выполнено правильно. При творческом, индивидуальном подходе допущены ошибки.

«Отлично»

Задание сдано в срок. С соблюдением всех критериев.

Задание выполнено правильно. Творческий, индивидуальный подход к составлению задания безошибочен.

Представленные работ по качеству и количеству   выполнены на высоком уровне.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ № 1СИСТЕМАТИКА ЦВЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ

Самостоятельная работа обучающихся № 1. Задание 1.: Коллажи.

Выполнение коллажей на тему времени года, и  настроения.

Цель: овладеть техникой работы с разнообразными по форме и цвету эллементами.

Описание работы:

1. Аккуратно, но хаотично разрезать журналы на не равные элементы. Из полученных кусочков выложить 4 коллажа . Каждый из которых должен состоять из подобранных друг к другу разноцветных кусочков. Каждый коллаж по отдельности по своему цветовому строю должен отображать какой либо время года. Либо состояние обучающегося и его настроение в момент изготовления коллажа.

2. Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А3 либо А4

Самостоятельная работа обучающихся № 1. Задание 2: Создание выкрасок.

Выполнение растяжек и выкрасок на тему теплые и холодные цвета.

Цель: Овладеть техникой работы с кроющими материалами(гуашью и акрилом). Научиться подбирать тона и цвета во время создания выкрасок.

Описание работы:

1. Выполнить выкраски гуашью (шесть выкрасов спектральных цветов) на листах бумаги размером А3. Равномерно, без разводов покрыть листы бумаги нужным цветом, при необходимости смешивая гуашь на палитре. Работа выполняется плоской флейц-кистью параллельными плотными, кроющими мазками, сначала горизонтальными, а затем, после того, как высохнет слой краски – вертикальными.

2. Выполнить растяжку (плавный переход) от спектрального цвета к теплому и холодному его оттенку. Размер выкрасов – А3. Для выполнения растяжки понадобятся две плоских кисти, мягкий флейц, несколько поролоновых тампонов и банка с водой. Двумя плоскими кистями в несколько подходов навстречу друг к другу создаётся общее поле, где колера начинают взаимно смешиваясь и постепенно проникая друг в друга. Равномерность полученному переходу можно придать мягким флейцем (после каждого прохода его нужно промывать и слегка отжимать) или выровнять тамповкой. При выравнивании нельзя возвращаться назад, иначе получится грязь и растяжка будет испорчена.

Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А3 либо А4

РАЗДЕЛ №2 АХРОМАТИЧЕСКИЕ И СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

Самостоятельная работа обучающихся № 2. Задание 1.: Таблицы.

Выполнение хроматических и ахроматических таблиц.

Выполнение растяжек и выкрасок на тему ахроматические и хроматические сочетания.

Цель: Овладеть техникой работы с кроющими материалами(гуашью и акрилом). Научиться подбирать тона и цвета во время создания выкрасок.

Описание работы:

1. Выполнить выкраски гуашью (шесть выкрасов спектральных цветов) на листах бумаги размером А3. Равномерно, без разводов покрыть листы бумаги нужным цветом, при необходимости смешивая гуашь на палитре. Работа выполняется плоской флейц-кистью параллельными плотными, кроющими мазками, сначала горизонтальными, а затем, после того, как высохнет слой краски – вертикальными.

2. Выполнить растяжку (плавный переход) от спектрального цвета к хроматическому оттенку Размер выкрасов – А3. Для выполнения растяжки понадобятся две плоских кисти, мягкий флейц, несколько поролоновых тампонов и банка с водой. Двумя плоскими кистями в несколько подходов навстречу друг к другу создаётся общее поле, где колера начинают взаимно смешиваясь и постепенно проникая друг в друга. Равномерность полученному переходу можно придать мягким флейцем (после каждого прохода его нужно промывать и слегка отжимать) или выровнять тамповкой. При выравнивании нельзя возвращаться назад, иначе получится грязь и растяжка будет испорчена.

1.3. Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А3 либо А4

Самостоятельная работа обучающихся № 2 Задание 2:Копии.

Итоговое задание по теме монохромных сочетаний.

Из полученных ранее монохромных  растяжек вырезать разно-тоновые элементы. И выклеить репродукцию любого произведение живописи. .

Цель: Добиться наибольшей выразительности за счет различных по светлоте  и насыщенности тонов. Техника выполнения – аппликация Овладеть техникой подбора тона и светлости выкрасок.

Описание работы:

1.Выбрать какую либо живопись известного художника , распечатать репродукцию на формате А4.

Разрезать выкраски в соответствии с выбранной работой. На листе А4 собрать монохромную картинку соответствующую по тонам выбранной работе.

2. Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А4

РАЗДЕЛ №3 ПОВЕРХНОСТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА.

Самостоятельная работа обучающихся № 3. Задание 1 :Цветовой круг

Выполнение растяжек и выкрасок на тему цветового круга.

Цель: Овладеть техникой работы с кроющими материалами(гуашью и акрилом). Научиться подбирать тона и цвета во время создания выкрасок.

Описание работы:

1.  Выполнить выкраски гуашью (шесть выкрасов спектральных цветов) на листах бумаги размером А3. Равномерно, без разводов покрыть листы бумаги нужным цветом, при необходимости смешивая гуашь на палитре. Работа выполняется плоской флейц-кистью параллельными плотными, кроющими мазками, сначала горизонтальными, а затем, после того, как высохнет слой краски – вертикальными.

2.Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А3 либо А4

Самостоятельная работа обучающихся № 3. Задание 2: Контрастные отношения.

Выполнение растяжек на тему контрастов.

Цель: Овладеть техникой работы с кроющими материалами(гуашью и акрилом). Научиться подбирать тона во время создания выкрасок.

Описание работы:

Упражнение

1. Выполнить выкраски гуашью (3 таблицы выкрасок контрастных цветов) на листах бумаги размером А3. Равномерно, без разводов покрыть листы бумаги нужным цветом, при необходимости смешивая гуашь на палитре. Работа выполняется плоской флейц-кистью параллельными плотными, кроющими мазками, сначала горизонтальными, а затем, после того, как высохнет слой краски – вертикальными.

2. Аккуратно выклеить полученные работы. Оформить на лист А3 либо А4

РАЗДЕЛ №4 ГАРМОНИИ, СИМВОЛИКА ЦВЕТА.

Самостоятельная работа обучающихся № 4. Задание 1.: Хроматические сочетания.

Итоговое задание по теме хроматических сочетаний.

Из полученных ранее хроматических растяжек вырезать разноцветные элементы. И выклеить репродукцию любого произведение живописи. .

Цель: Добиться наибольшей выразительности за счет различных по светлоте  и насыщенности тонов и цветов. Техника выполнения – аппликация. Овладеть техникой подбора тона и цвета выкрасок.

Описание работы:

Упражнение

1. Выбрать какую либо живопись известного художника , распечатать репродукцию на формате А4.

Разрезать выкраски в соответствии с выбранной работой. На листе А4 собрать хроматическую картинку соответствующую по цветам выбранной работе.

2. Аккуратно выклеить полученную работу. Оформить на лист А4

Критерии оценки самостоятельных работ по дисциплине «Цветоведение»:

При выставлении оценки «отлично» учитываются следующие качества работы:

  • правильное композиционное размещение  на листе, общее композиционное решение, грамотное пользование техникой гуаши, цветовое решение композиции,  аккуратность и законченность работы.

При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:

  • композиционного плана.

При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:

  • нарушение композиционного расположения на листе, серьезные ошибки в передаче цветовых отношений, неаккуратность в работе, слабое владение техникой.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше качеств и закономерностей изображения.

При выставлении оценки  работу учитывается также общее впечатление от работы и оригинальность решения представленной композиции.

Форма итогового контроля – зачет

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Цветоведение»

Список основной литературы

  1. «Колористика. Цветовая композиция. Практикум»

Автор:Пахомова А. В.,Брызгов Н. В.

Издательство:В. Шевчук 2011г.

  1. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л.Н.Миронова. – Минск: Беларусь, 2003.

Список дополнительной литературы

  1. Купер, М. Язык цвета / М. Купер, А. Мэтьюз. Перевод Т.Новикова.   – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Савахата, Л. Гармония цвета. Справочник: Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций / Леса Савахата.  – М.: Астрель, 2003.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы по цветоведению

  1. Библиотека дизайна  http://library.sredaboom.ru/
  2. Color is what? Цвет –  Курс колористики для художников-дизайнеров  www.lightcolor.iatp.by
  3. Колористика. Design как стиль жизни http://www.rosdesign.com

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Цветоведение»

Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в оснащении  аудитории для лекционных занятий компьютерной техникой для мультимедийных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Основы цветоведения" с программой кружковых занятий "Волшебные краски" для профессиональной переподготовки учителей начальных классов

Здесь представлены материалы по цветоведению, основы цветовой грамотности, растяжки тона, смешения, спектральный анализ, нюансные и контрастные упражнения, использование колористики при выполнении пей...

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Цветоведение.

Вводная лекция по цветоведению....

Основные аспекты цветоведения

Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся детской художественн...

Олимпиада по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Задания, для проведения олимпиады по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"  разработаны для студентов обучающихся по специальности парикмахерское искусство.Цель практических работ - закрепление и усвоение теоретиче...