Открытое занятие "Орнамент", программа "Роспись по дереву. Роспись по стеклу».
план-конспект занятия на тему

Валерия Дольникова

Конспект занятия

 

Составитель: педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ЦДЮТТ «Охта» Дольникова Валерия Андреевна

Название дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Роспись по дереву. Роспись по стеклу».

Год обучения 1

Возраст обучающихся 7-13 лет. Количество в группе 15

Общее время занятия 2 академических часа.

Тема занятия: Орнамент, композиция и цвет в росписи.

План занятия

I      часть - вводная. Организационный момент:

  • приветствие; 1 мин.
  • проверка готовности рабочих мест; 4 мин.
  • инструктаж по ОТ; 3 мин.

II    часть - основная:

  • постановка цели и задач занятия; 5 мин.
  • вводная беседа (введение в тему); 10 мин.
  • практическая работа; 12 мин.
  • физкультминутка; 10 мин.
  • практическая работа; 15 мин.

III   часть - заключительная:

  • подведение итогов занятия; 5 мин.
  • рефлексия: выявление степени удовлетворённости обучающихся занятием; 5 мин.
  • оценка работы коллектива обучающихся; 5 мин.
  • уборка рабочих мест. 10 мин.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ornament.doc148.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Составитель: педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ЦДЮТТ «Охта» Дольникова Валерия Андреевна

Название дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Роспись по дереву. Роспись по стеклу».

Год обучения 1

Возраст обучающихся 7-13 лет. Количество в группе 15

Общее время занятия 2 академических часа.

Тема занятия: Орнамент, композиция и цвет в росписи.

Цель: создание условий для реализации творческих способностей учащихся в декоративном рисовании и графике.

Задачи:

Обучающие:

 - познакомить обучающихся с видами орнамента

- дать представление о композиции, построении и символике орнамента.

- научить выполнять различные виды орнамента по образцу.

- овладение основами графики и декоративного рисования.

- знакомство с произведениями мирового искусства.

Развивающие:

- развитие творческого воображения обучающихся

- развитие навыка рисования карандашом, гуашью.

- формирование представления об элементарных законах композиции.

- развитие внимательности, наблюдательности, усидчивости обучающихся.

- формирование художественного вкуса.

Воспитательные:

- воспитание понимания произведений изобразительного искусства.

- воспитание умения работать в коллективе, уважать чужой труд.

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Методы обучения: изложение, объяснение, фронтальный опрос, демонстрация.

Оборудование занятия: доска, компьютер, слайд-проектор, демонстрационный материал, бумага, простой карандаш, цветные карандаши, стирательные резинки, кисти, гуашь, линейка.

План занятия

I        часть - вводная. Организационный момент:

  • приветствие; 1 мин.
  • проверка готовности рабочих мест; 4 мин.
  • инструктаж по ОТ; 3 мин.

II        часть - основная:

  • постановка цели и задач занятия; 5 мин.
  • вводная беседа (введение в тему); 10 мин.
  • практическая работа; 12 мин.
  • физкультминутка; 10 мин.
  • практическая работа; 15 мин.

III        часть - заключительная:

  • подведение итогов занятия; 5 мин.
  • рефлексия: выявление степени удовлетворённости обучающихся занятием; 5 мин.
  • оценка работы коллектива обучающихся; 5 мин.
  • уборка рабочих мест. 10 мин.

Ход занятия

I        часть - вводная. 

Учитель: Здравствуйте!

Садитесь за стол. Сегодня на занятии нам понадобятся 2 листа белой бумаги, карандаши (простой и цветные), стирательная резинка, линейка, кисти и краски. Кроме того, не забудьте достать свои дневники.

(учащиеся проверяют наличие перечисленных предметов и материалов. Педагог раздает материалы тем, у кого чего-то не достает).

В начале занятия нам понадобятся только карандаши,линейка, ластик и чистый лист бумаги. После того, как мы потренируемся – будем рисовать красками. Напоминаю вам о том, что когда мы работаем красками, нужно особое внимание уделить чистоте и аккуратности рабочего места, чтобы самим не измазаться красками, не испачкать других ребят, а также кабинет. Набирать воду в баночки выходим организованно, когда об этом скажет учитель. Если воду необходимо поменять – поднимайте руку и спрашивайте меня.

 II        часть - основная:

  • постановка цели и задач занятия;

Итак, приступим к теме сегодняшнего урока. Сейчас я прочитаю небольшое стихотворение поэтессы Ирины Ревякиной, после которого вы догадаетесь, что мы сегодня будем рисовать.

Орнамент


Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор
На обоях, ковре. Белый с синим
На клеёнке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье
На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет
Из снежинок и льдинок узор.

(варианты ответов учащихся)

Конечно вы угадали. Тема нашего занятия «Орнамент. Роспись вазы». Запишите в дневник сегодняшнее число (30.11). и тему. (Педагог пишет на доске, после демонстрирует примеры декоративной росписи вазы).

Вводная беседа (введение в тему);

Перед тем как нарисовать и украсить вазу, нам нужно познакомиться с понятиями «узор», «орнамент», узнать их разновидности и научиться рисовать их.

(в процессе рассказа педагог демонстрирует фотографии орнаментов, узоров и декорированных предметов с помощью проектора).

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды.

Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать.

Для украшения предметов, одежды, домашней посуды используются различные виды орнаментов.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Орнаменты бывают

-геометрические,

-растительные,

-животные (зооморфные),

-антропоморфные (с переработкой фигуры человека), -символические,

- комбинированные.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением.

Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их форм, единство их внешнего вида и содержания, эстетическую и художественную ценность предмета.

Итак, орнамент могут составлять узоры, геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг), а также фигуры на основе растений и животных. Среди них наиболее распространённым является растительный орнамент. Можно рисовать узоры растительного орнамента внутри полосы, квадрата, прямоугольника или круга. При правильной компоновке их элементов можно получить прекрасные орнаменты.

Практическая работа;

Теперь приступим к выполнению орнаментов по образцу. Я буду рисовать на доске, а вы - карандашом на бумаге. Для начала нужно положить литок вертикально и начертить на нем 6 полосок. Узоры нарисуем внутри полосы. Раскрашиваем орнаменты цветными карандашами. Использовать нужно не более 4-х цветов. Если будет нужна моя помощь – поднимайте руку.

 

(педагог рисует последовательно по 2-3 примера каждого вида орнамента от простого к сложному, поясняя каждое свое действие. Учащиеся повторяют орнаменты простым и цветными карандашами).

Физкультминутка;

А теперь пришло время немного отдохнуть и заняться зарядкой.

Начнем с наших глазок.

Гимнастика для глаз.

(Выполняем действия, о которых идет речь)

*  *  *

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

"Ночь"

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

Сова.

В лесу темно. (зажмуриваем глаза и закрываем ладошками)

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны  глядит. (открываем глаза)

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Зарядка.

(учащиеся встают из-за стола).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, вытягивают руки вперед, машут ладошками. Раскачиваются.  На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Аист

 (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

 — Аист, аист длинноногий,

 Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

 — Топай правою ногою,

 Топай левою ногою,

 Снова — правою ногою,

 Снова — левою ногою.

 После — правою ногою,

 После — левою ногою.

 И тогда придешь домой.

Практическая работа;

Теперь пришло время нам поработать красками. Приготовьте баночки с водой, гуашь и кисточки. Задание: придумать и нарисовать свой орнамент в полосе красками. Располагайте листок горизонтально, посередине проведите крупную полоску.

Последовательность работы: 1) продумать сюжет;

2) выполнить эскиз в карандаше;

3) выполнить эскиз в цвете

III        часть - заключительная:

  • подведение итогов занятия;
  • рефлексия: выявление степени удовлетворённости обучающихся занятием;
  • оценка работы коллектива обучающихся;

Кто закончил свой орнамент – поднимайте руку, я подойду и проверю вашу работу.

(проверка педагогом работ учащихся. Выставление оценок в дневники).

Опрос:

  1. Что такое орнамент?
  2. Для чего он используется?
  3. На каких предметах изображается орнамент?
  4. Какие вы знаете виды орнамента?

На следующее занятия нам понадобится бумага формата А3, простой карандаш, стирательная резинка, линейка, гуашь и кисточки.

- уборка рабочих мест.

Список использованной литературы и сайтов

  1. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -  Москва: Просвещение, 1991.
  2. Изобразительное искусство «Декоративно-

прикладное искусство в жизни человека»:учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. : Н.А. Горяева и О.В.Островская, под ред. Б.М. Неменского. - М., Просвещение, 2008.

  1. http://www.liveinternet.ru/users/lady_ost1/rubric/2802328
  2. http://cliparti.jimdo.com/главная/векторный-клипарт/русские-орнаменты-и-узоры/
  3. http://ornamentov.net/ornamenty.html
  4. gigabaza.rudoc/98775.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Геометрическая резьба по дереву"

Урок повторения и систематизирования знаний о видах резьбы по дереву и обобщения понятия о геометрической резьбе на основе выполнения орнаментов...

Открытый урок на тему "Использование деревьев и кустарников"

Презентация по предмету:Основы зелёного строительстваТема урока:Использование деревьеви кустарниковЦель урока:Дать первичное представлениео возможностях использования зеленых насаждений  Вст...

Открытый урок на тему "Болезни деревьев и декоративных кустарников"

Тема программы:Болезни цветочных и декоративных растенийТема урока:Болезни деревьев идекоративных кустарниковЦель урока:Дать первичное представлениео болезнях деревьев идекоративных кустарниковЧтобы о...

Статья Роспись по дереву

Статья Роспись по дереву...

План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»

План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...

Разработка открытого занятия для системы дополнительного образования детей "Городецкая роспись"

Конспект открытого занятия на тему "Городецкая роспись. Элементы росписи. Освоение навыков исполнения простейших орнаментов на бумаге", является отличным помощником для начинающих специалист...