Эстетическое воспитание как важная составляющая гуманизации образования.
статья на тему

Назарова Дарья Владимировна
В рамках статьи рассматривается важность эстетического воспитания в процессе гуманизации образования и развитии студентов в условиях современного профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эстетическое воспитание34 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Назарова Дарья Владимировна, концертмейстер колледжа

при ТГИПИ им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов.

 

Эстетическое воспитание как важная составляющая  гуманизации образования.

        «Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности» (Борев Ю.Б.)                    

        

Современные условия развития нашего общества выдвигают на первый план задачу воспитания профессионально компетентного специалиста. Для выполнения этой задачи необходимо создание системы эстетического воспитания студентов, при этом нужно учитывать реальные условия, критически проанализировать практику эстетического воспитания будущих специалистов, использовать имеющийся положительный опыт и традиции.

У значительной части молодежи недостаточно развита эстетическая культура – это привело к тому, что у студентов не воспитано сознательное, творческое отношение к труду по избранной специальности, уважение к людям труда, не сформирована культура трудовой деятельности, бережное отношение к общественному добру и природе, преобладает психология потребительства.

Ещё в XX веке искусство выдвинуло концепцию непрерывно развивающегося человека. Однако направление и результаты этого развития могут быть прямо противоположны и привести к страшным последствиям, если это развитие не освещено гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя, в обществе. Об этом писал в своем труде Ю. Борев: « Убыстренное и непрерывное развитие характера на эгоистической основе оборачивается полной деградацией всего человеческого в человеке. Вне гуманизма нет подлинного развития человека. Человек должен отдавать себя людям, быть человеком для других; иначе эгоистическая замкнутость лишает жизнь смысла, превращает её в абсурд» [1: 384].

Основные идеи гуманистической психологии и педагогики были сформулированы в конце 50-х – начале 60-х годов американскими психологами К. Роджерсом, Р. Мэй, Г. Оллпортом, Ш. Бюллер. Данные идеи сводились к такому пониманию процесса становления личности, когда каждый индивид рассматривается как уникальное, единственное в своем роде явление, а также когда целью воспитания является привитие способности к самореализации, самоактуализации.

Анализируя общие вопросы гуманизации процесса образования, А.А. Мелик- Пашаев считает, что одним из путей её осуществления является переструктурирование содержания образования, когда « материал для занятий будет свободно черпаться из разных отраслей знания, областей культуры, из окружающей действительности и объединяться по общности педагогической задачи, а не в силу принадлежности к территории какой-либо науки» [2: 67].

Различным аспектам гуманизации образования посвятили свои публикации А.А.Бодалев, Т. Гриннинг, А.М. Новиков, А.Б. Орлов и др.

Анализ имеющейся литературы по вопросам гуманизации образования позволяет вычленить следующие условия её реализации:  совершенствование системы отношений всех участников образовательно-воспитательного процесса; включение студентов в систему педагогической и общественно-политической деятельности; методологическую подготовленность преподавателя; выделение гуманистических идей в каждом курсе и реализацию их в учебном процессе.

Гуманизация как принцип образования в современной  школе должна охватывать содержание, методы, формы обучения и эстетического воспитания, а также критерии эффективности  подготовки специалистов. Исходя из этого, основные направления гуманизации будут следующими:

  1. Направленная корреляция образовательных программ, учебников, методик, содержания образования; введение гуманитарных предметов в программы обучения по всем специальностям.
  2.  Гуманизация не только содержания, но и методов обучения: внедрение лекций - диалогов, проблемно-концептуальных творческих дискуссий. Семинаров - диспутов и т.д.
  3. Гуманизация условий учебной и внеаудиторной деятельности.
  4.  Гуманизация отношений всех задействованных в подготовке специалистов, в управлении учебным заведением.

Одним из важных составляющих гуманизации образования является внедрение предметов эстетики в учебную программу всех специальностей.

Знание предмета эстетики необходимо каждому образованному человеку. Эстетика не просто усваивается человеком как определённое знание, а становится частью его самого, поскольку его личность формируется под воздействием: эстетической теории, природного и общественного мира, произведений искусства и его собственной эстетической деятельности. Эстетическое воспитание предполагает единство эстетических убеждений личности с её интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. Особая ценность эстетического воспитания в том, что оно способствует самопознанию и самоуглублению личности, её развитию.

Главным средством эстетического воспитания является искусство. Искусство с наибольшей силой выполняет свою общественную роль, где и когда весь общественный, научный и технический прогресс направляется в сторону утверждения гармонии человека и человечества. « Высшая цель науки – дать людям знания. Высшая цель техники - опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные и интересы людей. Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности» [1: 386].

 Специфика эстетического воспитания выражается в том, что конечным пунктом его программы является гармонически развитая личность. Оно нацелено на активацию творческих возможностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому оно приобретает особое значение в процессе гуманизации образования и развития студентов.

                               

                                  Список литературы:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. – М. : Плитиздат, 1981. – 399 с.
  2. Мелик- Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989, № 5.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания

Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара....

Эстетическое воспитание на уроках математики

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым...

Эстетическое воспитание как элемент социализации глухого старшеклассника в жизни

Из опыта работыучителя трудового обученияКолесовой  Людмилы ИвановныОдна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида –  это эстетическое воспитан...

Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.

В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе...

Воспитание профессионально важных качеств личности выпускников в современных условиях производства

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и...