Проект "Учимся писать стихи"
проект

Богданова Лариса Ивановна

Данный проект предполагает работу с обучающимися по развитию навыков стихосложения, знакомство с теоретико-литературными понятиями по данной теме, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание бережного отношения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stihi.doc157.5 КБ
Файл uchimsya_pisat_stihi.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Фруктовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Малочуева Олега Григорьевича"

Проект по теме "Учимся писать стихи"

Выполнила

                                         учитель русского языка и литературы

         Богданова Л. И.

План работы

 Введение

1. Теоретическая часть

1.1. Стихотворение и стих.

1.2 Что такое стихосложение?

1.3 Чем отличается стих от прозы?

1.4 Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?

2. Практическая часть.

Заключение.

Литература.

Введение

                                        «Поэзия – великая держава.

                                        Она легка на много верст и лет.

                                        Строга, невозмутима, величава

                                        Распространяет свой спокойный свет.»

        В наше время, к сожалению, с нарастающей быстротой падает интерес к словесному творчеству, слову в самом широком смысле , к художественной литературе, в частности. Глубоко убеждена, что интерес и внимание к слову закладываются в самом раннем детстве и закрепляется в школе. Если радость от встречи со словом не коснётся души ребёнка в школьные годы, вряд ли это произойдёт в более позднем возрасте. Поэтому вижу свою задачу - привить творческое отношение к слову,  вкус к работе к созданию детьми самостоятельных художественных работ. Поэтому мы с детьми учимся писать стихи.

Поэзия – особая, насыщенная смыслом организованная речь. В ней каждое слово значимо, весомо, объёмно, несёт большую смысловую эмоциональную нагрузку.

Работая с определенной литературой, слушая и читая стихотворения на различные темы, мы приобщились к  миру поэзии. Поэзия- это словесное  творчество, произведения, написанные стихами.

Ее идеалом был  и остается человек, честный, добрый, отзывчивый, благородный и умный человек.

Изучение лирики на начальной ступени литературного образования — дело нелёгкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности.

Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.

Поэзия – мир подчас очень сложный, трудный для восприятия, требующий определенной подготовки и культуры.

Целью данной работы является развитие поэтических навыков, в общем, развитие человека.

Объектом данной работы выступит самостоятельный поисково – исследовтельный процесс на уроках литературы, индивидуальных занятиях.

Предметом стали проблемы развития поэтических способностей и оптимальные условия их развития.

Приступая к данной работе, я исходила из того, что процесс развития поэтических способностей - часть целой системы знаний по стихосложению.

Высказанные сообщения позволили мне выдвинуть гипотезу.

Гипотеза - если в  школьном возрасте заронить зерна стихосложения, то в конечном итоге формируется творческое мышление, которое помогает свободно ориентироваться в очень сложном и интересном мире, развивает интерес к изучению литературы, формирует творческое мировосприятие.

Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру работы в ее теоретической и практической частях:

  1. Изучить научную, специальную, энциклопедическую литературу;
  2. Проанализировать вопрос, что есть стих и стихосложение в области творческого мышления
  3. Изучить основу понятия стихосложение.
  4. Представить образцы стихосложения.
  5. Сделать вывод о необходимости  применения данного понятия с целью повышения уровня поэтических способностей.

1. Теоретическая часть.

1.Стихотворение и стих.

 Учащиеся овладевают такими понятиями, как Ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о Пиррихии и Спондее, о различных схемах рифмовки

Зачастую мы принимаем слова стихотворение и стих за слова синонимы, заменяя одно другим. Это ошибочное мнение. Ведь стихотворение – это написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера. В этом самом широком смысле стихотворениями именуются оды, баллады, сонет и другие.

2.Что такое стихосложение?

Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на вопросы:

        -чем отличается стих от прозы?

        

2.1. Чем отличается стих от прозы?

Стих (в переводе с греческого  значит stichos – порядок; его латинский синоним versus –поворот)– возвращение к началу ряда. А проза – в переводе с латинского означает «речь», которая движется вперед.

Стих, прежде всего, речь, четко разделенная на относительно короткие отрезки, соотносимые между собой.

        Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку.

„Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя”.

        Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция  - стих.

2.2. Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?

Именно теми мерками, которыми соизмеряются строки. Мы можем вести счет длине строк или словами, или слогами, или группами слогов – стопами.

В зависимости от этих мерок различают следующие системы стихосложения:

Тоническую - (от греч. tonos – ударение; ведь в стихе сколько слов, столько и ударений). Тоническое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов. Стихи называются 2-, 3-, 4-ударными Тоническое было, например, древнее стихосложение германских языков.

Силлабическое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 4-, 5-, 6- -сложными.

Силлабо-тонические развилось из силлабического. Явилась потребность выделять ударением некоторые слоги как опору для голоса и слуха – сперва перед концом стиха, а потом и внутри стиха через одинаковые промежутки. Выделенные слоги называются «сильными местами», промежуточные между ними «слабыми местами». Сильные места ударные, слабые – безударные.

        Чередование сильных и слабых мест называется метром (от греч. «мера»); повторяющиеся сочетание сильного и слабого места – стопой.

Основных метров в силлаботонике пять: если сильные места чередуются через один слог (двусложные) - ямб и хорей, если через два слога (трехсложные стопы) – дактиль, амфибрахий и анапест.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что стих – это особый тип художественной речи, отличный о прозы. Определяющий признак стиха является его строгая ритмическая организация.

В стихотворной речи – ритм является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, рифмы, окончаний стихотворных строк, пауз, графического оформления текста.

2.3. Чем же отличаются стих одного стихотворения, от стиха другого.

Во – первых, строением строки – метром. Во – вторых, длиной строки – размером.

В – третьих, окончанием строк – мужским, женским, дактилическим,  гипердактилическим.

Предлагаю рассмотреть подробнее.

Строение строки – метр (от греческого Merton –мера). Остановимся на ямбе и хорее. В русской поэзии господствуют строфы простые. Самая элементарная – двустишие. Особая разновидность – шестистопный ямб.

Ямб (от греческого jambos  - восходит к названию музыкального инструмента) – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги (2й, 4й, 6й, 8й)

Хорей (от греческого choros -  хор) – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги (1й, 3й, 5й, 7й…)

Хорей,  так же как и ямб, размер очень популярный в поэзии и употребляется с 18 века.

Мы сказали о стихе: «… отрезки, соотносимые и соизмеримые  между собой». Что значит соотносимые?

        Когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки живо вспоминаем концы предыдущих строк, (особенно когда они отмечены рифмой).

        Рифма (от греческого rhythmos- соразмерность) повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах рифму различают:

Точную – повторяющиеся звуки  - Очи – ночи;

Неточную – с несовпадающими звуками.

Рифмы различают простые – одно слово;

Составные – включающие в созвучие два, три слова.

Например: подружка – кружка,

                Окошка – кошка

                Очи – ночи…

С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами

        В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические.

         

 В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы делятся на мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.

„Сказку я люблю читать,

Рисовать и понимать,

Потому что в ней добро

Побеждает всегда зло.

Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог

„Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…”

И.З. Суриков

Дактилические – с ударением на третий от конца слог.

(Приложение№6)

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…”

С.Есенин

         

Рифма делится на следующие виды:

  • Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ААбб
  • Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки АбАб  
  • Охватные (опоясанные или кольцевые), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА  

Работая над данной темой, я изучила следующие особенности стихотворения и встретилась с понятием анафора.

Анафора – (от греческого anaphora – вынесение вверх) повтор созвучий или одинаковых  слов в начале стихотворной строки. Анафора часто встречается в стихотворениях Тютчева. А вот пример из стихотворения обучающегося:

Где снежный сугроб под окошком?

Где льдинок узор на окне?

Где иней на ветках берёзки

Играет , горит в серебре?

Также существует разновидность стихотворения  - это акростих (от греческого akros  - крайний  Stichos – стих) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – лидо слово, чаще всего – имя. Акростих известен ещё в VI веке до н.э. у греков. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет.

Например:

Я взяла свою фамилию , вот что получилось.

Вечером.

Было разное такое,

Озорное, игровое

Горевали мы с тобою,

Думали о том, о сём.

А потом решили вместе,

Новую сложить мы песню.

Очень радостную песню

В этот вечер пропоём.

А потом в кроватке сладко замечательно уснём.

В своем исследовании я охватила наиболее интересные для меня приемы стихосложения. Свой труд считаю началом работа по проблеме стихоложения.

В результате работы с обучающимися по теории стихосложения был составлен сборник стихотворений «Волшебное перо», в который были включены стихотворения детей разных возрастов, написанные ими в период с 2010 по 2017 годы. К некоторым стихотворениям сами обучающиеся подготовили иллюстрации. Предполагается, что работа по составлению поэтических сборников обучающихся будет продолжена.

Заключительная часть

Моя  работа подтверждает положение о том, что все дети обладают разнообразными потенциальными творческими  способностями.

Таким образом, в процессе работы:

1. найдены и приведены в систему важные для развития поэтических способностей   приёмы стихосложения.

2. выявлена тенденция развития поэтических способностей в процессе исследования, отсюда следует, что цели и задачи моей работы были полностью реализованы.

Необходимо развивать творческие способности, а именно сочинение стихотворений. Приобщение детей к поэзии развивает творческое и бережное отношение к слову.

Стихотворения обучающихся Колосовой А., Котовой К., Богдановой Д.,  Головановой Д., Татарой А. вошли в первый поэтический сборник "Волшебное перо".

Использованная литература:

1. Л. В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов».

(«Просвещение 2002г.)

2. Н. Шульговский «Занимательное стихосложение»

(«ИДМ» 2009 г.)

3. В. Кожинов «Как пишут стихи. О законах поэтического творчества»

(«Алгоритм» 2001 г.)

Практическая часть

Проба пера.

Предлагаю Вашему вниманию  стихотворения, которые  сочинили обучающиеся Колосова А., Богданова Е., Котова К. в разные возрастные периоды:

1) 2010-2011 уч.год

2) 2012-2013

3)2015-2016 уч. годМихайловские рощи

И снова осени поблёкшие картины

Рисует кисть природы за окном.

Повсюду голые , пустынные равнины,

И грусть прощальная звенит в пейзаже том.

Мне видятся Михайловские рощи,

И барский дом всё тот же на холме,

И сад осенний, краски растерявший,

И тихий шёпот листьев на земле.

По тем дорожкам, много повидавшим,

Идёт поэт, ступая на листы.

И вереница образов неясных

Спускается незримой стаей с высоты.

Ах осени унылая картина,

Как вдохновенно бьётся сердце вновь.

Какая тайна здесь вдали от мира

Рождает жизнь и слёзы, и любовь.

А  мы порой браним обыкновенно

Дни поздней осени и слякоть на душе.

Краса увядшая, блистая так смиренно,

Нам гений Пушкина рождала в тишине.

Богданова Л. И.

2017

                        Приложение

                                                                                                                                        Приложение №1

Стих, как отдельная строка.                                                                

„Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя”.

А.С.Пушкин

Приложение №2

Ямб  – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги

(2й, 4й, 6й, 8й….).

„Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…”.

А.С.Пушкин

                                                                                                                Приложение №3

Хорей – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги

(1й, 3й, 5й, 7й…)

„Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы…”

А.А.Фет

                                                                                                                                        Приложение №4

Мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.

„Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так ,

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош"...

В. Высоцкий

                                                

                                                                                                                                        

Приложение №5

Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог.

„Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…”

И.З. Суриков

                                                                                                                                        Приложение №6

Дактилические – с ударением на третий от конца слог.

„Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…”

С.Есенин

                                                                                                                                

Приложение №7

Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ббАА

Нынче степь в одежде голубой

Звонкой заливается трубой.

Теплый май встречает птичьим хором,

Птенчиков выводит по озерам…”

С .Мауленов

                                                                                                                                Приложение №8

Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки бАбА  

„В небе тают облака,

И, лучится на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное

                                                                                                                                        

Приложение №9

Охватные (опоясанные или кольцевые) - рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА .

„Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме”.

Приложение №10

Шестистишия чаще всего распадаются на две части- 2+4 к примеру ВВбААб.

„Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело,

Видно есть мороз…”А.А.Фет                        

                

                                                                                                                                

Приложение №11                                                                        

Стих, как отдельная строка.        Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя”.А.С.Пушкин

           

Поэзия

                                              Стих

          в переводе с греческого  значит stichos – порядок;

          латинский синоним versus –поворот-

          возвращение к началу ряда

                        

Стихосложение

способ организации звукового

состава стихотворной речи,

изучаемой стиховедением

        

      Системы стихосложения

        Тоническое, силлабическое,

        Силлабо - тоническое

 

                

                

                Ритм

        

        

                 

                  Метр

                От греческого Mertoh – мера

              Чередование сильных и слабых мест

                

               

                 Рифма 

                    от греческого rhythmos- соразмерность повтор звуков,

             связывающих окончания двух или более строк.

                       

Анаформа

       от греческого anaphora – вынесение вверх  

       повтор созвучий или одинаковых слов в начале  

       стихотворной строки.

        

        Акростих 

         от греческого akros  - крайний

         Stichos – стих стихотворение,

         в котором начальные буквы каждой строки,  

         читаемые сверху вниз, образует

         какое – либо слово, чаще всего – имя.

        

      Ямб (от греческого jambos  -

     восходит к названию

     музыкального инструмента) –

     это двусложный размер, где

     ударения падают на четные

     слоги  (2й, 4й, 6й, 8й….).                

 „Гонимы вешними лучами

 С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными снегами

 На потопленные луга”.

                                А.С. Пушкин

  Хорей (от греческого choros -  хор)    

   двусложный размер, где ударение  

   приходится на нечетные слоги

   (1й, 3й, 5й, 7й…)

        

        

    Зреет рожь над жаркой  нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы…

                                А.А. Фет

        

                 Двухсложный

            Трехсложный

        

        Дактиль

        Амфибрахий

        Анапест

        

 Стих, как отдельная строка.

 „Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя;

 То, как зверь, она завоет,

 То заплачет, как дитя”.

                А.С.Пушкин

       Клаузулы

        Стиховые окончания

          Строфа

от греческого strophe поворот –    

сочетание стихов, образующее  

единство

    Мужские рифмы –

с ударением на последний

слог строки.

   „Сказку я люблю читать,

    Рисовать и понимать,

    Потому что в ней добро

    Побеждает всегда зло.

                                   Соколов А.

        

Женские рифмы –

с ударением на второй с конца

строки слог.

 „Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

 Падает, ложится…”

                       И.З. Суриков

Дактилические –

с ударением на третий

от конца слог.

  „Черемуха душистая

   С весною расцвела

   И ветки золотистые,

   Что кудри завила…”

С.Есенин

                                                                                                                                

Парные (смежные) –

связывающие две соседние

строки ббАА

  „Нынче степь в одежде голубой

   Звонкой заливается трубой.

   Теплый май встречает птичьим  

   хором,

   Птенчиков выводит по озерам…”

   С.Мауленов

Перекрестные –

созвучные первая и третья,

вторая и четвертая строки

 бАбА

   „В небе тают облака,

    И, лучится на зное,

    В искрах катится река,

    Словно зеркало стальное

        

Охватные

  (опоясанные или   кольцевые) -    

  рифмуются первая и четвертая,  

  вторая и третья  строки АббА.

  „Я хочу, чтоб в целом мире

   Затрубили журавли

   И напомнить всем могли

   О погибших в Хиросиме”.

Шестистишия чаще всего распадаются на две части-

                 2+4 к примеру ВВбААб.

   „Мама! Глянь-ка из окошка-

    Знать вчера недаром кошка

    Умывала нос:

    Грязи нет, весь двор одело,

    Посветлело, побелело,

    Видно есть мороз…”

                                   А.А.Фет

      „Поэзия – великая держава.

           Она легла на много верст и лет.

          Строга, невозмутима, величава

          Распространяет свой спокойный        

          свет”.

    Словесное творчество,

                        

     произведения в  стихах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект учителя русского языка и литературы МБОУ « Фруктовская СОШ » Богдановой Л. И.

Слайд 2

«Поэзия – великая держава. Она легла на много верст и лет. Строга, невозмутима, величава. Распространяет свой спокойный свет».

Слайд 3

Целью данной работы является развитие поэтических навыков, в общем, развитие человека. Объектом данной работы стал самостоятельный поисково – исследовательский процесс на уроках литературы, индивидуальных занятиях. Предметом стали проблемы развития поэтических способностей учащихся и оптимальные условия их развития.

Слайд 4

Гипотеза - если в школьном возрасте заронить зерна стихосложения, то в конечном итоге формируется творческое мышление, которое помогает свободно ориентироваться в очень сложном и интересном мире, развивает интерес к изучению литературы, формирует творческое мировосприятие.

Слайд 5

Изучить научную, специальную, энциклопедическую литературу. Проанализировать вопрос, что есть стих и стихосложение в области творческого мышления. Изучить основу понятия стихосложение. Представить образцы стихосложения. Сделать вывод о необходимости применения данного понятия с целью повышения уровня поэтических способностей.

Слайд 6

Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на вопросы: -чем отличается стих от прозы? -чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?

Слайд 7

Стих в переводе с греческого значит stichos – порядок ; латинский синоним versus –поворот- возвращение к началу ряда Стихосложение способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением

Слайд 8

Тоническая, силлабическая, Силлабо – тоническая - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Слайд 9

Ритм задаётся правильным чередованием ударных и безударных слогов Метр от греческого Mertoh – мера Чередование сильных и слабых мест Рифма от греческого rhythmos - соразмерность повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

Слайд 10

Ямб - -́́ «Ангел чудный, ангел светлый, Освети любовью мир…» (Богданова Е.) Хорей - ́- «И снова осени унылые картины Рисует кисть природы за окном…»

Слайд 11

Дактиль -́ - - «Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом». (Котова К.) Амфибрахий - - ́- «Где снежный сугроб под окошком? Где льдинок узор на окне?» (Голованова Д.) Анапест - - -́́

Слайд 12

Рифма С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами. «Весна сменяет зиму, Чудесная пора, Проснулись все равнины, Уходят холода». (Голованова Д.)

Слайд 13

Мужские рифмы – с ударением на последний слог строки. « Мама - самый близкий человек. Сердце мамы не состарится вовек. Для неё важнее счастья нет, Лишь бы слышался детишек её смех». ( Татарой А.)

Слайд 14

Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог. « Ранним утром на берёзку Прилетели две синички. У моей сестрёнки Даши Вдруг подпрыгнули реснички». ( Богданова Е.)

Слайд 15

Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ббАА «Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом, Тучи по небу плывут друг за другом, Смело бегут ручейки по округам». (Котова К.)

Слайд 16

Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки бАбА «Ах осени унылая картина, Как вдохновенно бьётся сердце вновь, Какая тайна здесь, вдали от мира, Рождает жизнь, и слёзы , и любовь» Охватные (опоясанные или кольцевые) - рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА .

Слайд 17

повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки. «Где снежный сугроб под окошком? Где льдинок узор на окне? Где иней на ветках берёзки Играет , горит в серебре?» (Голованова Д.)

Слайд 18

Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – либо слово, чаще всего – имя. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет. Вечером. Было разное такое, Озорное, игровое Горевали мы с тобою, Думали о том, о сём. А потом решили вместе, Новую сложить мы песню. Очень радостную песню В этот вечер пропоём. А потом в кроватке сладко, З амечательно уснём. (Богданова Е.)

Слайд 19

Ангел-хранитель У каждого свой. Посланник небесный Повсюду со мной. Он мне помогает, От зла бережёт, Во всём направляет И к Богу ведёт. Я знаю: молитву Услышит всегда. Ты только лишь верь И минует беда. 2012г. (Голованова Дарья, 6 класс)

Слайд 20

Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом, Тучи по небу плывут друг за другом, Смело бегут ручейки по округам, Шлёпают дети по лужам, смеясь. Осень! Ах, осень! И ты дождалась В гости прийти, показать красоту. Каждое время прекрасно в году. Лето, зима и весна, ах и осень, Повремени хоть немного, мы просим. (Котова Ксения 7 класс)

Слайд 21

Ничто не забыто, никто не забыт. Слова эти помнит не только гранит. Но все мы, чьи юные прадеды, деды Шагали сквозь пули к салютам победы. Мой прадед, он тоже в начале войны, Шагнул в эту бездну из крови и тьмы. Ему тогда шёл двадцать пятый всего, Но выпало горе на долю его. Случилось погибнуть ему в сорок первом. Мой прадед Егор без вести пропал. Но долгу солдата остался он верен, За Родину жизнь молодую отдал. (Колосова Алина 8класс)

Слайд 22

Ранним утром на берёзку Прилетели две синички. У моей сестрёнки Даши Вдруг подпрыгнули реснички. Новый день её встречает, Свет потоком в окна льётся, В ожиданье всё затихло. Скоро Даша засмеётся. Скоро смех её задорный В нашем доме разольётся, Зазвучит, и заиграет, И рассыплется повсюду. В этот день всё как обычно, Я опять с ней рядом буду. (Богданова Е. 7 класс)

Слайд 23

Мама - самый близкий человек. Сердце мамы не состарится вовек. Для неё важнее счастья нет, Лишь бы слышался детишек её смех. Лишь бы дом чист и уютен был, Чтоб ребёнок в дом дорогу не забыл, Даже улетев из-под её крыла, Чтоб любить она его всегда могла. Нет, нам не нужно богатства и славы, Лишь бы вечно билось сердце мамы. Лишь бы чувствовать рук её тепло. Только с мамой мне всегда светло. 2010г. ( Татарой Анастасия, 5Б класс)

Слайд 24

И снова осени поблёкшие картины Рисует кисть природы за окном. Повсюду голые , пустынные равнины, И грусть прощальная звенит в пейзаже том. Мне видятся Михайловские рощи, И барский дом всё тот же на холме, И сад осенний, краски растерявший, И тихий шёпот листьев на земле. По тем дорожкам, много повидавшим, Идёт поэт, ступая на листы. И вереница образов неясных Спускается незримой стаей с высоты. Ах осени унылая картина, Как вдохновенно бьётся сердце вновь. Какая тайна здесь вдали от мира Рождает жизнь и слёзы, и любовь. Богданова Л. И. 2017 г.

Слайд 28

Таким образом, в процессе работы: 1) найдены и приведены в систему важные для развития поэтических способностей приёмы стихосложения. 2) выявлена тенденция развития поэтических способностей в процессе исследования. Необходимо развивать творческие способности, а именно сочинение стихотворений. Приобщение детей к поэзии развивает творческое и бережное отношение к слову.

Слайд 29

Использованная литература 1. Л. В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов». («Просвещение 2002г.) 2. Н. Шульговский «Занимательное стихосложение» («ИДМ» 2009 г.) 3. В. Кожинов «Как пишут стихи. О законах поэтического творчества» («Алгоритм» 2001 г.) - ' - -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация обучающейся на тему" Досыл и возврат писем и бандеролей с объявленной ценностью"

       Организации и физические лица отправляют письменную корреспонденцию с объявленной ценностью. Но не все адресаты  получают почтовые отправления, поэтому опер...

Как научиться писать эссе на английском языке

Вы умеете четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли на английском языке. Воспользуясь данной статьей Вы научитесь структурировать необходимый материал по определенной теме....

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....

Писать или не писать - вот в чем вопрс

Изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию....

Правила написания деловых писем на английском языке с примерами и пояснениями

Данный  материал дает  студентам  общее  представление  о  требованиях  к  написанию  делового  письма  и  содержит  образцы  дело...

Как писать конспект по матемматике Методическая разработка

Как писать конспект по матемматике Методическая разработка...

Методическая разработка "Учимся писать сочинение"

Предлагаемая методическая разработка даёт  возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет  разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны кон...