Сценарий творческого выступления "Альберт Сергеев - великий скульптор Смоленщины"
материал

Сценарий для выступления в рамках проекта "Впиши свою строку - 2018" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albert_sergeev_stsenariy_obnovlennyy.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий творческого выступления  «Альберт Сергеев – великий скульптор Смоленщины»

Обстановка: экскурсия по городу.

 (На сцену выходят туристы,  гид начинает рассказывать)

Гид: Обратите внимание, перед вами – один из знаменитых памятников Смоленщины – скульптурная композиция «Александр Твардовский и Василий Теркин». Это самый любопытный и оригинальный памятник Смоленска. Поэт-фронтовик и его лучший литературный герой отлиты из бронзы, но выглядят  как живые. Автор монумента – почетный гражданин города-героя Смоленска, скульптор Альберт Георгиевич Сергеев.

Публика: Постойте! Посмотрите, что это с памятником? Фигуры как будто оживают.

Твардовский и Теркин оживают, потягиваются, садятся вполуоборот и смотрят на публику.

Теркин: Здравствуйте, почтенная публика.  

Твардовский: Добрый день, товарищи. Это вы на нас посмотреть пришли?

(Публика кивает головой.)

Тв.: Понятно. Нас здесь все знают. Недаром в самом центре города стоим.

Терк.: Никогда бы не подумал, что мне когда-нибудь памятник поставят.

Кто-то из публики: Это как же так вышло, чтобы и автор, и герой вместе оказались?

Тв.: А вот непросто это вышло. Давно у Альберта Георгиевича была идея – памятник нам с тобой поставить. Долгое время он эту идею вынашивал, пробовал и так, и эдак, эскизы различные рисовал, материал подбирал. Тут, брат, композицию надо было создать.

Терк.: Вот оно что!

(Публика кивает)

Тв.: Кроме того, с тобой, брат, были сложности. Образов твоих было много у разных скульпторов, каждый тебя по-своему видел.

 Терк.: Мне даже представить сложно, как будто у меня братья-близнецы есть.

Тв.: И моих бюстов было немало. А тут нужно было что-то свое, оригинальное создать. И вот наконец в 1985 году наш с тобой памятник был готов и отлит из бронзы.

Из толпы:  Какая мощь, какая величественная скульптура.

Тв.: Находясь на различных выставках в Москве, Смоленске, памятник получил благожелательные отзывы в центральной и местной печати, в искусствоведческих журналах, высокую оценку ведущих скульпторов России. В 1989 году на выставке в Москве скульптура получила высокую оценку от членов жюри и простых зрителей.

Руководство Союза художников Российской Федерации выступило с предложением городским властям установить этот памятник на одной из площадей областного центра.

Терк.: Конечно, чтобы нас всем-всем было видно.

Твард.: По разным причинам работа по установке памятника затянулась. Были проблемы с финансированием, и тогда Альберт Сергеев решил возводить памятник на свои деньги. В этом ему помогали неравнодушные смоляне. Кроме того необходимо было подобрать название, которое в точности отражало замысел скульптора и подходило бы памятнику.  Поступило много различных предложений. Победителем стало название, которое сейчас высечено на монументе: "Александр Твардовский и Василий Теркин".

Открытие памятника состоялось накануне юбилея Великой Победы – 2 мая 1995 года.

(Твардовский и Теркин садятся в такие же позы, как и на памятнике)

Гид: И всего этого великолепия не могло быть без Альберта Георгиевича Сергеева, нашего талантливого земляка. Я предлагаю вам, уважаемая публика, вернуться на несколько мгновений в прошлое и увидеть путь становления гения.

Все уходят. На сцене остается гид, входит актер, исполняющий роль А.С. в детстве.

Гид.: Альберт Сергеев  родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района. Его отец, Георгий Сергеевич, - рабочий Путиловского завода в Петрограде, участник Октябрьской революции. В 1918 году возвратился в родные места и поступил на работу в вагонное депо ст. Вязьма. Работал слесарем, затем мастером. Трудился на одном месте более сорока лет. Награжден орденом Ленина, многими медалями, в том числе "За оборону Москвы". Мать Александра Ивановна -  домохозяйка.

(на сцену выходят сначала отец, потом мать)

Отец (обнимая сына за плечи): В 1933 году наша семья переехала в Вязьму. Я работал в депо, обеспечивал семью. Ну и конечно старался, чтобы сын получил образование. Мы с ним часто в Москву ездили, посещали Третьяковскую галерею, Исторический музей, выставки художников, парки культуры и отдыха.

Альберт Сергеев.: Так я с детских лет приобщался к таинствам великого искусства русских и зарубежных мастеров живописи, скульптуры, декоративного искусства.

Мать: С детства мой сын любил рисовать. В 1936 году я привела его в художественную студию г. Вязьмы.

 (со сцены уходят все кроме гида, выходит второй актер)

А.С.:   В 1941 году я  окончил семь классов средней школы как и тысячи советских ребят.  Через три года меня призвали в  Советскую Армию. Дослужился до ефрейтор-артиллерийского разведчика 764-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 51-й армии Прибалтийского фронта. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, многими медалями. В 1950 году меня  демобилизовали из армии.

(Звучит музыка)

Гид.: Когда выдавались тихие минутки покоя, Альберт Георгиевич  не расставался с простым карандашом.  По просьбе своих боевых товарищей он рисовал их портреты в письмах к родным. Эти письма согрели многие сердца!

(На сцене А.С. рисует что то на клочке бумаги, стоящий рядом товарищ подсказывает)

А. Г. Сергеев: Я не прекращал заниматься любимым делом на фронте, в послевоенное время. Оформлял ленинские комнаты, клубы, Дома офицеров.

А.С: Всю жизнь я мечтал посвятить искусству. Выпал шанс учиться -  в 1950 году я поступил в  Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (ныне Н. К. Рериха). Получил специальность скульптора-исполнителя.

Звучит музыка. Сергеев на сцене работает, создает скульптуры.

А.С.: И на этом я не собирался останавливаться.  Сразу после окончания училища я поступил в  Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств СССР. Это  был совершенно другой уровень: мне посчастливилось учиться у выдающихся мастеров!

На сцене упорно трудится А.С., вокруг ходят люди, визуально пролетают годы.  На сцене  уже другой исполнитель роли А.С.

А.С.: Из института я вышел  дипломированным художником-скульптором. В 1961 году приехал в Смоленск. С этого момента началась моя карьера. Я  принят ассистентом художественно-графического факультета СГПИ. В 1967 году мне было присвоено ученое звание доцента, а затем - профессора Смоленского государственного педагогического университета. Несколько лет я возглавлял Смоленское отделение  Союза художников СССР. В 1975 году мне было  присвоено звание заслуженного художника РСФСР, в 1986 году -  народного художника РСФСР. Также  я был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

В момент описания на сцену выходят актеры, награждают медалями, орденами, жмут руку.

А.С. : Мои работы был представлены на многих выставках в Ленинграде и Москве. О них положительно отзывались как в местной, так и в центральной печати. Мой талант был признан. Но мало кто знал, как мне удается создавать скульптуры. 

На сцену выходит женщина в платке.

Женщина: Меня вы знаете. Я -  Скорбящая мать, скульптура, являющаяся центром мемориального комплекса в Реадовском парке. На мое создание у Альберта Сергеева ушло два года. Ему, пережившему все ужасы фашистской оккупации, были близки и понятны боль, горе и страдание людей, восхищение мужеством и героизмом партизан и партизанок, тех, кто боролся с врагом в патриотическом подполье. В содружестве с художником С. С. Новиковым, архитектором Д. Г. Стемпаржицким он создал меня!

Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна. Замученных людей я помню каждый стон. Пусть знают палачи, что нет святей закона, Чем справедливого возмездия закон!

(Стоит, смотря вдаль)

На сцену выходит человек, представляется  Петром  Проскуриным. Вспоминает:

"Однажды я приехал в Смоленск зимой и долго стоял у Матери Скорбящей - монумента, возведенного на южной окраине города; Скорбящую я увидел впервые в легких сумерках, когда по земле мела сухая январская поземка. У Скорбящей суровое лицо, тяжелые, набрякшие руки крестьянки, она словно остановилась в горьком раздумье перед порогом, который нет сил переступить. На этом месте захоронено около семидесяти тысяч советских людей, замученных фашистами; Мать Скорбящая, устремленная в тяжкую, неподвластную живому человеку даль взглядом, стоит посреди великой, бескрайней тоскливой равнины и в летний зной, и в январскую стужу, стоит бессменно.

 Ползла бесшумная поземка, и белое пространство земли шевелилось, приходило в движение; медленно гасли под холмами снега красные гвоздики, кем-то, очевидно, совсем недавно положенные. Казалось, что Скорбящая осталась теперь совершенно одна на земле со своим неизбывным горем, олицетворяя собой миллионы и миллионы живых матерей, давших жизнь и благословивших сыновей в неведомую, трудную, оттого и прекрасную дорогу».

Уходят со сцены. Появляется гид, следующий актер в роли А.С. Спустя несколько лет. Выходят и Теркин с Твардовским, садятся на сцене.

Гид: За свою жизнь Альберт Сергеев создал свыше 200 скульптурных произведений. Наиболее известными из них являются:  памятники Скорбящей матери, поэтам М.В. Исаковскому и Н.В. Рыленкову в городе  Смоленске, Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней, в городе Ельне,  академику А.И. Данилову в Москве, бюсты героев Отечественной войны а также самый знаменитый памятник Александру Трифоновичу Твардовскому и его герою Василию Теркину, с которого мы начали свой путь.

А.С. : Этот памятник очень дорог для меня. Не потому, что на реализацию замысла ушли годы, не потому, что он был создан в сложнейших условиях, но потому, что он выражает всю суть моего таланта, мою суть.

Теркин:  Сидим мы на бревнышке, два русских человека, два русских солдата. (Задумчивый, внимательный, немного уставший взгляд) : война трудная работа, а я еще не возвратился с передовой в редакцию фронтовой газеты с новыми материалами и стихами.

Теркин: Эх, многое я повидал. Многие из моих товарищей не вернулись с поля брани, оттуда, где "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле".

(Твардовский и Теркин садятся в привычные позы. Выходят туристы и гид)

Гид: Не спешат расставаться земляки. Поделились новостями о том, что делается на той самой прекрасной и дорогой смоленской сторонке, погоревали, посетовали - войне конца не видно, но победа будет за нами. Памятнику Александру Твардовскому и Василию Теркину стоять веками на смоленской земле. Напоминать людям о той страшной войне, в которой наш народ одолел сильного, жестокого и коварного врага, покусившегося на нашу Святыню -  Отечество. Побуждать их задумываться о смысле жизни, о своем месте на земле, о патриотическом и гражданском долге перед вечной Россией. Благодарить А. Г. Сергеева за то, что он создал памятник не только поэту и солдату, но и уходящей в историю эпохе.

Все выходят на сцену.

Мы живем в городе Смоленске, каждый день ездим на учебу или работу, проходим по улицам и скверам, но часто не замечаем тех вещей, которые делают наш город красивым. Если убрать все памятники и скульптуры, наш город обеднеет, оскудеет, уйдет его уникальность и неповторимость. Многое для нашего города сделал Альберт Сергеев.  Благодаря ему Смоленск сегодня предстает перед нами в таком виде – величественный, красивый город с многовековой историей. И очень важно, чтобы мы с вами этой истории не забывали. Как не забудем тех людей, кто ее творил для нас.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к 9 мая "Страницы великой эпопеи. Памяти павших"

Аннотация: разработка представляет собой сценарий, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формирования патриотическ...

Сценарий творческого концерта «Колледж - это мы»

1 ведущий. У костра посидим в тишинеПламя мягкой волной согреваетПроводить с вами так  вечераКак приятно! Душа улетает!2 ведущий: Давайте за руки возьмемся...

Сценарий творческого конкурса "Фотокросс - необычное в повседневном"

Данный сценарий использовался для одного из этапов фотокросса, однако, при несущественной доработке, его можно использовать и как разовое мероприятие....

Сценарий творческого конкурса «Зажги свою звезду!»

Культурно-эстетическое воспитание призвано сформировать у студенческой молодежи эстетический вкус....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экскурсия по памятным местам города Смоленска, связанным с Великой Отечественной войной и освобождением Смоленщины и Смоленска от немецко-фашистских захватчиков»

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Экскурсия по памятным местам города Смоленска, связанным с Великой Отечественной войной и освобождением Смоленщины и Смоленска от немецко-фашистс...

Сценарий творческого конкурса "Веснянка"

Сценарий посвящён международному женскому дня 8 марта, рассчитан на студентов от 3-х до 4-х команд по 6 человек (девушки)....