Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе
статья

Хайруллина Гузель Радиковна

Статья "Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profzabolevaniya_statya.docx10.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Звёздный» 

Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе

Концертмейстер Хайруллина Г. Р.

г. Санкт-Петербург, 2022 г.

Концертмейстер  —  одна из наиболее востребованных квалификаций в среде пианистов. Это в первую очередь связано с количеством ежегодно получающих дипломы специалистов, где далеко не у каждого получается стать солистом филармонии или концертирующим пианистом, артистом камерного ансамбля. К тому же, в отличие от других специальностей, будь то струнники или духовики, для пианистов не предназначено определенное количество мест в симфоническом или любом другом оркестре. В лучшем случае  —  одно. Таким образом, остается либо преподавать в музыкальной школе, либо выбрать более активное с точки зрения исполнительства направление — концертмейстерство.

Концертмейстер необходим для обучения студентов практически каждой специальности: вокалистов, инструменталистов, хорового направления и особенно необходим в хореографии.

Работа в хореографическом классе имеет свои особенности, с которыми обычно концертмейстеры, работающие с другими специальностями не сталкиваются. Музыканту музыканта понять просто, тем более, что разговор будет происходить с использованием знакомой итальянской терминологии. Хореографы же используют французскую. Кроме того, имеется определенная разница в музыкальном счете, что часто сбивает с толку начинающего концертмейстера. Но со временем, в зависимости от настойчивости и таланта концертмейстера, появляется взаимопонимание.

Стоит заметить, что при работе с другими специальностями, часто концертмейстер может взять паузу, к примеру, когда педагог разучивает партию студента отдельно, или есть произведения сольного характера, не требующие участия концертмейстера. В хореографии концертмейстер работает по 5-6 часов в день, в некоторых случаях играть приходится без перерывов по 2, реже по 3 урока подряд. Это довольно тяжелая нагрузка и не каждый, даже хорошо подготовленный пианист с ней справится. Одно дело, когда вы распределяете нагрузку сами, другое — когда с минутными перерывами идет хореографический урок. Плотный график работы и стрессовые ситуации неизбежно приводят к напряжению в мышцах рук, плечей, шеи и спины.

При максимальной нагрузке или использовании "неправильных" мышечных ощущений при игре могут возникнуть такие заболевания как: миозит, бурсит, эпикондилит, ганглии, тендовагинит, периартир, легаментит и другие. Такие заболевания вызывают не только болевые ощущения во время игры и во время отдыха, но и имеют тенденцию к ограничению трудоспособности музыканта, вплоть до профнепригодности.

Одной из причин возникновения профзаболевания часто становится такой фактор, как увеличение времени занятий или рабочего времени за инструментом. Казалось бы, опытный музыкант может легко провести за роялем 5-6 часов. Однако, когда пианист сам контролирует процесс и меняет виды деятельности, это не так негативно сказывается на мышечном тонусе, как, к примеру, работа на 6 уроках подряд. Снизить уровень опасности в таком случае помогут не только хорошо разогретые пальцы, но и шея, руки, плечи и поясница. Упражнения могут включать в себя медленные вращения головой, вращения плечами во все стороны, повороты туловища, взмахи рук. Повторять упражнения стоит во время каждого перерыв между уроками (оптимально 45 минут — перерыв).

Так же к профзаболеваниям часто приводят ошибки, связанные с техникой исполнительства. Зажатый пианистический аппарат заставляет мышцы работать с предельной напряженностью, что незамедлительно сказывается на их состоянии. В таком случае следует больше внимания уделить поиску свободных ощущений во время исполнения тех или иных видов фактуры. Возможно, во избежание тяжелых  последствии, следует немного упростить фактуру исполняемого произведения с сохранением гармонически и мелодически важных звуков.

Еще один немаловажный фактор - организация рабочего места. Здесь важно все: от освежения и комфортного стула (банкетки) до температуры воздуха. Слишком частые проветривания помещения неизбежно ведут к замерзанию рук, что так же негативно сказывается на исполнительских возможностях.

В профилактике профессиональных заболевания большую роль играет распределение внимания между работой за инструментом и физической нагрузкой. Чтобы избежать профзаболевания необходимо внимательно прислушиваться к своему организму. Наличие боли во время игры, после игры, потеря координации и болевые синдромы во время выполнения действий бытового характера  —  это очевидные симптомы проблемы. Как только исполнитель чувствует, что появились такие симптомы, следует обратиться к врачу. Во время работы рекомендуется зафиксировать проблемное место тейпом или фиксатором до выявления проблемы специалистом и уменьшение нагрузки.

Большую значимость в жизни музыканта имеет физическая активность. Терапевтическое действие оказывает утренняя гимнастика, плавание, массаж, йога, зимние и летние виды спорта.

Профессиональные заболевания  —  очень серьезная тема для музыкантов. Однако, на взгляд автора, не достаточно освещенная. При должном внимании к своему телу и мышечным ощущениям, можно на раннем этапе предостеречь себя от негативных последствии перенапряжения мышц.

Список использованной литературы:

  1. Гутерман, В. А. Возвращение к творческой жизни: профессиональные заболевания рук / В. А. Гутерман. – Екатеринбург: Гуманитар.-эколог. лицей, 1994. – 89 с.
  2. Мазель В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. СПб: Композитор (СПб), 2002. 180с.
  3. Потеряев, Б. П. К вопросу о предупреждении и преодолении профессиональных заболеваний рук музыкантов  / Б. П. Потеряев; Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010 / 3 (23)
  4. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1971. – 71 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".

Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....

«Профилактика профессиональных заболеваний оператора ЭВМ»

Компьютер при длительном использовании - источник вредного воздействия на организм человека и, следовательно, источник профессиональных заболеваний....

Комплекс упражнений «Профилактика профессиональных заболеваний»

 Проблема здоровья учителей очень актуальна, прежде всего, потому, что педагоги являются ответственными лицами в воспитании и обучении подрастающего поколения. Во многом успешность педагог...

Статья "Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе"

В статье указаны знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера хореографического класса....