РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (на курсах повышения квалификации и переподготовки), а также для всех форм получения образования: очной, заочной, реализующих ОПОП СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
инвариантная часть
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
в соответствии с ФГОС СПО профессии
54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР
базовой подготовки
г. Лангепас
2020 г.
СОГЛАСОВАНО
ПЦК
информационных технологий
и электротехнических дисциплин
Протокол №____
от «_____» ___________ 2020 г.
Председатель__________ О.М. Исламова
Организация-разработчик:
бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский политехнический колледж»
Разработчик:
Никитина Феодосия Михайловна, мастер производственного обучения, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. №1543. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденный приказом Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от «17» января 2017No 40н (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.207No45442).
Рабочая программа ориентирована на подготовку обучающихся к выполнению требований WorldSkills (далее – WS) по компетенции Графический дизайн.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (на курсах повышения квалификации и переподготовки), а также для всех форм получения образования: очной, заочной, реализующих ОПОП СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «История дизайна» относится к общепрофессиональному циклу примерной основной программы и имеет практико-ориентированную направленность. В ходе преподавания учебной дисциплины осуществляются межпредметные связи с профессиональным модулем ПМ.04 Организация и планирование профессиональной деятельности и ОП.04 Основы дизайна и композиции
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
- проводить анализ исторических объектов для целей дизайн проектирования;
- собирать, обобщать и структурировать информацию;
- понимать сочетание в дизайн проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика;
- защищать разработанные дизайн макеты;
- осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации;
- применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений;
- осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов;
- организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера;
знать:
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;
- современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. | -Ориентироваться в исторических эпохах и стилях; -проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; -собирать, обобщать и структурировать информацию; -понимать сочетание в дизайн-проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика; -защищать разработанные дизайн-макеты; -осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации; -применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений; -осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов; -организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера. | Основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; -современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности. |
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося | 49 | часа |
включая: | ||
обязательная аудиторная учебная нагрузка | 41 | часа |
самостоятельная работа | 2 | часа |
консультации | 2 | |
Промежуточная аттестация | 4 | |
ВСЕГО | 49 | часа |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
1,2 курс (2,3 семестр)
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 49 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 41 |
в том числе: | |
| |
| 10 |
| |
| |
| 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
| |
| 2 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
II семестр | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||
1. | Цель и задачи учебной дисциплины. Роль учебной дисциплины «История дизайна» в подготовке графического дизайнера | 1 | П.К 4.1 | ||
Раздел 1. Развитие дизайна в XVIII-XIX ВВ. | |||||
Тема 1.1. Эпоха промышленной революции в Европе | Содержание учебного материала | 3 | |||
1. 2. 3. | Научно-технические открытия и изобретения X VI II-XI X В В. Индустриализация и механизация производства, обусловленные промышленной революцией в Великобритании в середине XVIII — первой трети XIX в. Внедрение станков в процесс производства. Замена уникальных движений ремесленника воспроизводимыми повторяющимися движениями машины | 1 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Научно-технические открытия и изобретения ХVIII-XIX вв. Составление тезисного плана | |||||
Тема 1.2.Первые всемирные промышленные выставки Защита файлов | Содержание учебного материала | 2 | |||
2. | Техника как искусство Первые выставки: Лондон (1761, 1767), Париж (1763), Дрезден (1765), Берлин (1786), Мюнхен (1788), Санкт-Петербург (1828) и др. Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851). | 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся «Участие России в международных промышленных выставках». Оформление презентации Подготовка слайд-шоу (презентации) | |||||
Тема 1.3. Первые теории дизайн | Содержание учебного материала | 2 | |||
.Первые теории дизайна: Готфрид Земпер, Джон Рескин, Уильям Моррис. Первые промышленные дизайнеры: Дрессер, Петер Беренс, Михаэль Тонет | 1 1 | О.К 01 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Теоретические взгляды Рѐскина, Морриса, Земпера,Рѐло и их вклад в развитие дизайна. Составление конспекта первоисточника | |||||
Тема 1.4. Русская инженерная школа на рубеже XIX–XX вв. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. 2. | Расцвет русской инженерной школы на фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. Формирование стилистики русского авангарда – конструктивизма | 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся «Строгановская школа зарождение дизайна как новой творческой профессии». Подготовить реферат | |||||
Раздел 2. Зарождение нового стиля на рубеже XIX–XX вв. | |||||
Тема 2.1.Поиск нового стиля в Европе. Ар-нуво. Модерн | Содержание учебного материала | 4 | |||
.Возникновение нового стиля на рубеже XIX–XX вв. во многих европейских странах Главные черты нового стиля: возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям | 2 2 | О.К 01 | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Неорусский стиль» в России в концеXIX-XX вв. Подготовить реферат по теме. | |||||
Тема 2.2. Ранний американский функционализм | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. 2. | Чикагская архитектурная школа. Рост промышленного производства в США с 1860 по 1895 гг. (США на втором месте в мире после Англии) Поиск новых форм американскими художниками и архитекторами, не обременёнными традициями в области художественных стилей | 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Теоретические предпосылки функционализма как ведушего направления в дизайне в 1930-1950-е гг. в США. 3 8 Работа с учебником. | |||||
Тема 2.3. Первые идеи функционализма в Европе | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. 2. | Немецкий Веркбунд – немецкий производственный союз. Создание в 1907 году в Мюнхене Немецкого Веркбунда в целях повышения качества промышленной продукции Объединение в союз ряда художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов | 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Теоретические предпосылки функционализма как ведушего направления в дизайне в 1930-1950-е гг. в Западной Европе.Ле Корбюзье,Салливен. Работа с учебником. | |||||
Тема 2.4. Творчество в Советской России | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Советский дизайн («Производственное искусство»). Направления беспредметного творчества в советском искусстве начала XX в. | 2 | О.К 01 | ||
Лабораторные работы
| 6 2 2 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Творчество В.Кандинского, К.Малевича,А.Родченко. Выполнение зарисовок. Подготовить доклад с презентацией | |||||
III семестр | |||||
Раздел 3. Первые школы дизайна | |||||
Тема 3. 1. Основные течения в полиграфии начала XX века | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. 2. 3. 4. | Новые материалы и современные технологии в материаловедении Конструктивизм в полиграфическом дизайне Агитационно-массовое искусство Зарождение политической рекламы. Плакат. Отечественные школы промышленного дизайна | 1 1 1 1 | О.К 01 | ||
Лабораторные работы
| 2 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Искусство книги в России в начале ХХ в. Подготовить сообщение. | |||||
Тема 3.2.Архитектурнохудожественная школа БАУХАУ3 (1919–1933) | Содержание учебного материала | 1 | |||
1. | Педагогические принципы. Вальтер Гропиус – основатель школы БАУХАУ3. Продвижение теорий простоты и рациональности форм, основанных на их практической полезности | 1 | О.К 01 | ||
Лабораторные работы Создание агитационного плаката в творческой манере Кандинского | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся «Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.» Работа с учебником по теме | |||||
Тема 3.3. Высшие художественнотехнические мастерские ВХУТЕМАС (1920–1930) | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. 2. | Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1920–1930) Роль ВХУТЕМАСа в формировании дизайна (производственного искусства) в Советской России. Учебные цели и структура мастерских. Создание архитектурной композиции в творческой манере Татлина | 1 1 | О.К 01 | ||
Самостоятельная работа обучающихся «Реформы художественного образования в Советской России ВХУТЕМАСВХУТЕИН Подготовить реферат по теме. | 1 | ||||
Раздел 4. Дизайн в современном мире | |||||
Тема 4.1. Современный дизайн | Содержание учебного материала | 3 | |||
1. 2. 3. | Современный дизайн в различных областях проектной деятельности Современный подход к функционализму Роль новых технологий в дизайне | 1 1 2 | О.К 01 ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна. Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре | |||||
Тема 4.2. Место графического дизайна в современном мире | Содержание учебного материала | 1 | |||
Термин «графический дизайн» и его место в системе дизайна Развитие полиграфии XХI века | 2 | О.К 01 ПК 4.1. ПК 4.3. | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Поиски эксперименты в графическом дизайне1960-1980х гг.» Подготовка слайд-шоу (презентации) Подобрать иллюстрации |
1 | ||||
Консультации Экзамен | 2 4 | ||||
Всего: | 47 | ||||
Итого: | 49 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатория живописи и дизайна, оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием
Лаборатория живописи и дизайна
Основное оборудование
Рабочее место преподавателя: персональный компьютер – рабочее место с лицензионным программным обеспечением, комплект оборудования для подключения к сети «Интернет».
Рабочие места обучающихся.
Экраны (настенные, на штативе).
Цифровой проектор.
Лазерный цветной принтер в формате А4.
Сканер маркерной доски.
Сканер для документов.
Сетевой удлинитель.
Имиджер.
Комплект учебно-методической документации.
Мольберты.
Вспомогательное оборудование
Конструкции, позволяющие развешивать готовые работы на стене.
Рамы, используемые для оформления готовых работ.
Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности.
Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы.
Альбомы и комплекты словарей и энциклопедий, позволяющие ознакомить обучающихся с шедеврами мирового изобразительного искусства и дизайна.
Передвижной столик или потолочные крепления, предназначенные для фиксации проектора.
Шкафы, стеллажи для хранения наглядных пособий, раздаточного материала, инструментов и приспособлений.
Инструменты, позволяющие работать с информацией на электронных носителях (создание диаграмм, работа с документами и т.д.).
Доски, краски и другие материалы, используемые в художественной деятельности.
Аптечка первой медицинской помощи.
Огнетушитель углекислотный ОУ-1.
3.2. Информационное обеспечение обучения
№ п/п | Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
Основные источники | |
1. | Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В.История дизайна: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2016. – 239 с.- ISBN: 978-5-4468-1565-4; ББК 30.80я723 |
Дополнительные источники | |
1. 2. | Килимник Е.В., Орлова Ж.В. «История дизайна» [Текст]. Учебно-методическое пособие. Печатается по решению Ученого совета /Е.В. Килимник, Ж.В. Орлова. Екатеринбург: Академия туризма и международных отношений, 2017. 158 с. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств; Либроком - Москва, 2014. - 222 c. |
Интернет-ресурсы | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Адамецкая Т.Н. История дизайна, науки и техники Учебно-справочное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 179 с. — ISBN 978–5–00047–168–5. История и теория дизайна: учебное пособие для семинарских и самостоятельных занятий / С. Базарбаева. - PalmariumAcademicPublishing, 2013. – 144 с.- Режим доступа: ozon.ru ББК 30.80я723 Государственный Эрмитаж. – Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html История мирового дизайна. - Режим доступа: http://design-history.ru Лувр: музей. – Режим доступа: http://louvre.historic.ru/ ББК30.80я723 Мастера современной архитектуры. Знаменитые архитекторы и дизайнеры. – Режим доступа: http://famous.totalarch.com/taxonomy/term/4 Московский музей современного искусства. – Режим доступа: http://www.mmoma.ru/exhibitions/ The Metropolitan Museum of Art. – Режимдоступа: http://www.metmuse& um.org/ |
3.3. Используемые образовательные технологии
В учебном процессе по дисциплине ОП.03 История дизайна используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии) с целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций по профессии 54.01.20 Графический дизайнер обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей.
Педагогическую технологию определяют как:
- Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС СПО актуальными технологиями являются:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; -современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; -Ориентироваться в исторических эпохах и стилях; -проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; -собирать, обобщать и структурировать информацию; -понимать сочетание в дизайн-проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика; -защищать разработанные дизайн-макеты; -осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации; -применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений; -осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов; -организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера. | Проводить эстетический анализ различных объектов предметного мира; ориентироваться в исторических эпохах и стилях; проводить анализ исторических объектов для целей дизайн -проектирования; | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
91 ÷ 100 | 5 | отлично |
66 ÷ 90 | 4 | хорошо |
51 ÷ 65 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | не удовлетворительно |
Разработчик:
Никитина Феодосия Михайловна, мастер производственного обучения, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Эксперты:
Пахтусова Ольга Павловна, преподаватель специальных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Павлова Валентина Викторовна, преподаватель специальных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-666106-1511629896.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спец дисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-880029-1484810691.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1110884-1549017541.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Web-дизайн
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-348390-1385212608.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности "Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального обр...