Методическая работа "Основные задачи работы над мелодией в классе фортепиано"
методическая разработка

В методической работе освещаются различные аспекты работы над мелодией на уроках фортепиано на начальном этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДДЮТ Красногвардейского района

Санкт-Петербурга «На Ленской»

Хоровая студия «Искра»

«ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МЕЛОДИЕЙ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Методическая разработка педагога класса фортепиано Шмелевой Е.А.

Санкт-Петербург 2022

             В большинстве музыкальных произведений мелодия является важнейшим средством выразительности. Поэтому работе над ней нужно уделять как можно больше времени.

Этот процесс предполагает внимательное изучение ведущего голоса, вслушивание в него, стремление почувствовать его выразительность.

Важно дать ученику представление о логике мелодического развития, дать почувствовать интонационные тяготения, кульминации, смены фаз эмоционального напряжения и ослабления.

В репертуар учеников необходимо включать мелодии разных типов: песенные, танцевальные, речитативные скерцозные. Основное внимание следует уделять певучим мелодиям. Они знакомят юных пианистов с важнейшими элементами выразительности, вошедшими в инструментальную музыку из вокального искусства. Подобные мелодии приобщают юных пианистов к искусству «пения» на инструменте. Они являются лучшим материалом для развития навыков легато

Первоначальный этап такой работы- это пение, слушание песенок и пьес, исполняемых педагогом, подбирания, транспонирования. Длительность этого периода определяется и данными ученика, и его возрастом. Необходимо, чтобы малыш освоился с  музыкой, чтобы ему было интересно и не очень трудно. Конечно, ему приходится поработать: поискать нужные звуки; подбирая или транспонируя тот или иной отрывок мелодии, несколько раз повторить его; обязательно внимательно слушать, что показывает учитель, чтобы потом можно было сыграть с ним всю эту песню и т.п.

Когда, в первые один-два урока ребёнок сумеет спеть, а потом и сыграть какую-нибудь попевку правой рукой, пусть попробует поиграть её от разных нот. Далее можно играть подобранные мотивы попеременно правой и левой руками, несколько позже включая разделение мелодии между руками. Песни надо транспонировать, играть в разных октавах. Это поможет практически ознакомиться с клавиатурой, со звучанием разных регистров, приучит к ним слух малыша.

           «Пение» на инструменте одна из замечательных традиций русского и мирового искусства. Ее нельзя сводить лишь к достижению напевности звука, хорошему легато. Это понятие включает одухотворенность исполнения.

Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения. Когда ребенок поет песенку и пробует подбирать попевки из двух-трех звуков. Следует обратить его внимание на то, что мелодия - это не ряд обособленных звуков, а они связаны между собой в единое целое. Для того, чтобы научить ребенка лучше ощущать мелодическую линию, нужно объяснить, что звуки мелодии, как и слова в речи имеют различное значение. Есть звуки более важные, к которым движутся все остальные, это очень легко показать на примере простых песенок, например, «Жили у бабуси». Таким образом можно дать представление о членении мелодической линии на фразы. Понятие фразы легко связать с дыханием. Т.е. фраза - это ряд звуков, исполняемых на одном дыхании.

Приемом, который также поможет объяснить членение мелодии служит сравнение со словесной речью.

 Часто ученик хорошо слышит мелодию, может её спеть, но сам не умеет хорошо сыграть её, хотя вообще игра legato по более простым пьесам ему знакома. Возможно, потребуется вспомнить, как вообще нужно играть legato, и поработать над этим на уроке.

Певучесть фортепианного звука зависит от качества прикосновения к инструменту, мягкого прикосновения к клавише. Певучий звук появляется при абсолютно свободной руке, пальцы ни в коем случае не растопыриваются.

         На начальном этапе обучения учащиеся проходят основные приемы интонирования legato – двухзвучное и трехзвучное legato.

Иногда полезны упражнения в виде коротких секвенции, вычленяющей какой-то трудный оборот. Можно также переносить этот оборот в разные октавы; играть сначала совсем медленно, постепенно в дальнейшем увеличивая темп. Предвидя трудности, с которыми ученик встретится в заданной пьесе, можно заранее давать упражнения, подготавливающие его к этому.

Как же добиться извлечения певучего звука на рояле? Игумнов пишет об одном из способов: “При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой”.

Преодоление трудностей, игра в медленных темпах не должны мешать ученику играть всю пьесу целиком. Между тем представление о направленности движения мелодии должно помочь правильно воспринимать и небольшие мелодические фразы и пьески целиком.

Известно, что членение мелодии на фразы обозначается лигами. Многие композиторы не всегда выставляют лиги, особенно в тех случаях, когда мелодия начинается non legato. Некоторые педагоги в этих случаях считают необходимым дополнить запись и обозначают фразировочные лиги. Злоупотребять этим не стоит. Нужно приучать ребенка как можно раньше самостоятельно разбираться в нотном тексте и в таком важнейшем моменте как фразировка.

Один из важнейших моментов работы над мелодией – это ознакомление ученика с интонационной выразительностью мелодии.

Важно, чтобы ученик приучался осозновать выразительный смысл отдельных интонаций, например, «вздохов» в «Старинной французской песенке» Чайковского, изящных «приседаний» в начале сонатины Клементи G dur.. Большим подспорьем здесь является использование подтекстовки, т. к. на примере слов можно показать учащемуся выразительность исполняемых мотивов, фраз, предложений. Например, в произведении Д. Штейбельта Адажио возникает трудность правильного исполнения затакта, а также выразительного исполнения мелодии. При использовании следующей подтекстовки «Уж осень наступает, все листья пожелтели» (Артоболевская)эта трудность легко преодолевается.

            Нередко с самого начала занятий педагог включает в репертуар ученика преимущественно медленные, напевные пьесы: важно развить у него восприятие мелодии и умение её играть. Да подвижные пьески ему пока и недоступны. Поэтому для ученика и позже может оказаться непривычным и неудобным исполнение пьес и этюдов, требующих немного более быстрого движения и более активного или просто весёлого характера. Надо разъяснить, почему в том или ином сочинении необходимо несколько иное звучание, иной темп. Тут часто на помощь приходят и авторы детских пьес, указывая: «весело», «подвижно», «подвижно, весело», «живо, весело» и т.п.

Ещё в начальном периоде обучения нужно познакомить ребёнка с динамическим разнообразием оттенков, которые можно достигать в процессе игры на фортепиано. Сначала следует быть осторожным даже с такими динамическими красками как forte и piano. Игра forte легко переходит в форсирование звука, piano может привести к поверхностному звучанию, к «недобиранию» звука. И то и другое вредно, ибо создаёт у ученика ложное представление о нужном звучании и, кроме того, может привести к скованности. Crescendo и diminuendo на практике обычно уже знакомы ученику. Он уже слышал в процессе исполнения «как фраза идёт к главному звуку», «затихает к концу». Эти нюансы можно объяснить и как постепенные подходы к forte или piano, приучая добиваться постепенности затухания или усиления звучания. Маленькому ученику не следует говорить однозначно: «здесь надо сыграть громче, а далее тише», а необходимо связать динамические краски с музыкальным содержанием, подчёркивая характер исполняемой фразы, пьески: «смелее», «решительнее», «ласково», «мягко», «совсем тихонько – ведь здесь уже засыпают» - в конце колыбельной и т.п.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – Москва: Музыка, 1978.
  2. Любомудрова Н.А.Методика обучения игре на фортепиано.- Москва: Музыка, 1982
  3. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып.2.- Москва: Музыка,1965.
  4. Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- Москва: музыка,1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

"Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ"

Данная проблема чрезвычайно важна для воспитания пианиста, так как среди разнообразных задач владение искусством исполнения кантилены является основополагающим.. Цель этой методической работы – ...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

Работа над аккомпанементом в классе фортепиано.

Основной целью изучения аккомпанемента является подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, для аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможны...

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...

Методическая статья «Использование дидактических материалов в младших классах фортепиано"

Увлечь ребенка к изучению нотной грамоты, побудить интерес к исполняемому произведению....