Мизасцена
методическая разработка

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

«Мизансцена, виды мизансцен». На   протяжении   учебного   процесса   мы   сталкивались   с   понятием «Импровизация», так что же такое импровизация. Что мы понимаем под этим словом?  обучающиеся дают ответы Педагог:  Импровизация   (от   латинского      Без   подготовки, неожиданно)   это   неподготовленное   сиюминутное   спонтанное   выражение своих чувств и мыслей речи. И целью нашего занятия будет правильное применение импровизации при   выстраивании   верной   оправданной   мизансцены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Конспект занятия

МИЗАСЦЕНЫ

Ирина Владимировна Косовских

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 


Актерское мастерство

Возраст обучающихся: 6-17 лет

Продолжительность занятия: 90 минут

Раздел программы: Актерское мастерство

Цель занятия: Через процесс исследования познакомиться с условиями мизансценирования и научиться применять знания на практике

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Закрепить базовые знания об основных театральных законах;
  • Сформировать у обучающихся умение применять законы мизансценирования;
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы;
  • Содействовать умению действовать в предлагаемых обстоятельствах;

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством

Средства обучения: ноутбук, презентация, фонограмма для заданий,

Методы обучения:

  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Наглядный: презентация
  • Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент-5 мин.

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

II. Основная часть

Сообщение темы и цели занятия- 2 мин

Актерский тренинг- 10 мин

Беседа по теме занятия -15 мин

Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: упражнения, импровизация -45 мин

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия – 5 мин

Ход занятия

I. Организационный момент: 

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

Педагог: 

Предлагаемые обстоятельства – это то, что или побуждает   сиюминутное   действие,   или   определяет   его   характер, эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску. Так вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актера – «импровизация» и «мизансцена». Прежде   чем   назовем   тему   нашего   занятия,   я   попрошу   отгадать простую детскую загадку. Встанут все актёры дружно Там, где им по роли нужно. Режиссёр зовёт на сцену – Размечает… (мизансцену) Итак, тема нашего занятия «Мизансцена, виды мизансцен». На   протяжении   учебного   процесса   мы   сталкивались   с   понятием «Импровизация», так что же такое импровизация. Что мы понимаем под этим словом?  обучающиеся дают ответы Педагог:  Импровизация   (от   латинского      Без   подготовки, неожиданно)   это   неподготовленное   сиюминутное   спонтанное   выражение своих чувств и мыслей речи. И целью нашего занятия будет правильное применение импровизации при   выстраивании   верной   оправданной   мизансцены.

 Но   начнем   мы   наше занятие с разминки.

Актерский тренинг.

Педагог:  Первый   элемент   театрального   искусства   –   это   снятие напряжения   и   зажимов   мышц   тела.  

  • Упражнение   на   расслабление   мышц «Поклонение солнцу» 

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно полу, руки свободно опущены вдоль корпуса.  Вдох  – руки и голову поднять вверх, напрячь все мышцы;  выдох – наклон и резкий сброс напряжения. (повторить 23 раза)

Ещё   одним   важным   элементом   театрального   искусства   является сценическая речь. Каждый актер, работая над ролью, добивается чёткого произношения с помощью различных упражнений.

  • Упражнения по сценической речи.
  1. «Треугольник».

С предельно точной артикуляцией каждое положение губ произносятся гласные

в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы

звук летел как можно дальше.

  1. «Я»

(из упражнений Е. Ласковой). Участнику становятся полукругом, и каждый,

выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с

разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с

рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо

«я» будут произносится буквы из треугольника.

  1. «Соединение гласной и согласной».

В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение

однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные

«треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба

– ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы

– бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

  1. «Эхо».

Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты.

Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет

эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

  1. «Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ

II. Основная часть.

Давайте, ребята, вспомним основное предназначение театра. То есть для чего мы с вами ставим спектакли?

Что мы хотим, чтобы происходило с зрителями?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Верно, мы хотим эмоционально растревожить их, чтобы они радовались и переживали за героев. Наши с вами зрители – дети, у них нет большого жизненного опыта, и поэтому будет очень полезно для них увидеть модели разных ситуаций, как герои спектакля преодолевают трудности, не отчаиваются, исправляют свои ошибки. Мы играем с вами для того, чтобы у детей в зрительном зале появились желание делать добро и возможность наполниться отвагой и силой духа.

- Показать, как хорошо поступать, а как плохо.

- Учить уму-разуму.

Поэтому как мы должны играть на сцене? Что должны уметь актеры?

 Предполагаемые ответы обучающихся:

- Говорить громко. - Играть в полную силу.

- Уметь общаться с партнерами.

- Правильно стоять, поворачиваться лицо к зрительному залу.

Вы правильно перечислили, что должен уметь актер.

- Каким другим словом можно заменить фразу «Правильно стоять на сцене»? Верно.

1. Объявление темы занятия.

Мизансценирование. Кто даст точную расшифровку этого театрального термина?..

Мизансценирование - это расположение актеров на сцене.

2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (3 мин.)

Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия, определить шаги, необходимые для достижения цели.

Итак, я озвучиваю тему нашего сегодняшнего занятия - «Мизансценирование».

Основной закон мизансцены сформулирован более 100 лет назад А. П. Ленским: «Сцена должна держаться только трех «несменяемых условий», без которых театр не может быть театром: во-первых, чтобы зритель все видел, во-вторых, чтобы зритель все слышал и, в-третьих, чтобы зритель легко, без малейшего напряжения воспринимал все, что дает ему сцена».

Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.   Мизансцена – понятие широкое. Это не только переходы действующих лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все – мизансцена.  Существует несколько видов мизансцен:    круговые   мизансцены,   используются   в   основном   в   танцах,   играх, хороводах;  композиционная мизансцена, выстаивается на различного рода станках, лестницах, мебели и др.;    полукруг   (объединение,   единство)   –   возможность   видеть   друг   друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга;   фронтальная   мизансцена  необходима   для   укрупнения   плана.   Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой в этом случае. Исполнители находятся   на   первом   плане,   и   здесь   даже   самое   маленькое   движение считается, как смена мизансцены;  горизонтальная мизансцена позволяет показать зрителю крупным планом большое число действующих лиц, делая такую мизансцену эмоционально насыщенной;  шахматная мизансцена – зрительное увеличение количества актеров. При этом   построении   актеры,   находящиеся   позади   партнеров,   всегда располагаются в промежутках между ними;  мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».

Предмет нашего сегодняшнего исследования - мизансценирование. Какую цель для себя мы определим? Цель нашего занятия: познакомиться с условиями мизансценирования и научиться применять их на практике. Нам предстоит исследовать 3 условия мизансценирования.

Первый  шаг исследования?

1. Как влияет мизансцена на слуховое воздействие зрителя.

Второй шаг?

2. Как влияет мизансцена на зрительное воздействие зрителя.

Третий шаг?

3. Как влияет мизансцена на легкое восприятие зрителями всего, что происходит на сцене

а). Исследовательская работа (15 мин.)

Цель: организовать исследовательскую деятельность обучающихся, закрепить умение работать в группе, учить сравнивать, анализировать, дать возможность детям проявить творческие способности.

Педагог:

- Итак, приступим к практическому исследованию. Согласны ли вы с первым условием, сформулированным Александром Ленским?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Да, от расположения актера зависит, увидит ли зритель лицо актера, его мимику, выражения глаз.

Согласны ли вы, что, для того чтобы зрители хорошо слышали текст актера, нужно правильно расположить его на сцене?

- Да, очень важно правильное расположение актера на сцене, если, например, он будет стоять спиной к зрителям, они его не услышат.

Как эти факторы могут повлиять на просмотр спектакля?

 Дети-зрители могут переспрашивать окружающих, о чем говорил персонаж.

- Будет теряться интерес к происходящему.

Предполагаемый ответ обучающихся:

- Нет. Спектакль не будет успешным

Предположим, что на сцене играют знаменитые и талантливые актеры, но они расположены так, что зрители их плохо видят и плохо слышат. Будет ли спектакль успешным?

Совершенно верно! Интерес зрителей угаснет, даже если на сцене играют замечательные, талантливые артисты. На наших занятиях мы уделяем большое внимание правильному расположению на сцене в момент общения с партнером.

И сейчас мы проведем эксперимент. Мы наглядно должны убедиться в том, какое важное значение имеет правильное размещение актеров на сцене, правильное их перемещение, действия. Я разделю вас на 2 группы, и каждая группа сыграет сценку на школьную тему. Сюжет будет один и тот же, действующие лица одни и те же. Но первой группе нужно играть, умышленно допуская ошибки в исполнении. Сыграть так, как не должны играть актеры. Вторая группа исполнит этот этюд в правилах хорошего, правильного исполнения. Кто хочет участвовать в этом эксперименте?

Педагог передает текст этюда «Домашнее задание» и делит обучающихся на 2 группы.

Каждая группа обучающихся играет этюд «Домашнее задание».

Обучающиеся выявляют «ошибки» своих товарищей.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Актеры стояли спиной к зрителям.

- Играли на «заднике», а не на авансцене.

Подведем итог нашего эксперимента. Вы очень подробно и правильно сделали анализ выполненного задания. Молодцы!

Ребята, которые просмотрели оба этюда, выйдите, пожалуйста, на сцену. Встаньте на том месте, которое вы считаете наиболее удачным на нашей сцене, чтобы зритель вас и видел, и слышал. Ребята, сидящие в зале, вы согласны с мнением товарищей?

б) Исследовательская работа 

Цель: организовать исследовательскую деятельность обучающихся, учить сравнивать, анализировать, дать возможность детям проявить творческие способности применять полученные знания на практике.

Исследуем 3 условие мизансценирования и проведем следующий эксперимент. Каждый участник группы получит карточку с описанием мизансцены и описанием внутреннего состояния персонажа. По моему сигналу нужно встать там, где обозначено в карточке, и изобразить нужную эмоцию. Смогут ли ребята, сидящие в зале без текста, по застывшим позам и мимике угадать, что происходит на сцене? Кто пойдет на сцену?

Могут ли зрители через мизансцену понять происходящее?

в). Обобщающая работа 

 Актерский тренинг.

Упражнения на мизансценирование. Оправдание мизансцен.

Воспроизвести мизансцены по репродукциям, фотографиям, затем оправдать действием.

Выстраивание статических композиций:

Группа двигается хаотично, прыгает, размахивает руками. Через несколько секунд ведущий даёт команду: «Замри!» И группа замирает в любых позах. Затем ведущий обозначает моего действия: «Я оказался на улице, в кабинете у врача, на морском дне, в школьном портфеле, в магазине игрушек» и т. д. Каждому нужно оправдать свою позу, предметом в указанном месте, и если оправдание логично, он может сесть на свое место. Поза оправдывается словами.

Оправдание поз в парах

На площадке начинает действовать пара, ведущий задает им место действия (например, у врача). В какой-то момент ведущий прерывает этюд и пара застывает в последний мизансцене. Одного из действующих лиц ведущий заменяет другим партнером и задает новое место действия (на прогулке). Можно задавать и новых - действующих лиц (следователь и подозреваемый, кошка и собака и др.). Ведущий должен выбирать совершенно нелогичные мизансцены, и задавать неподходящие к ним предлагаемые обстоятельства, постоянно меняя то одного, то другого партнера, - тем интереснее будет работать в группе.

Предлагаемые обстоятельства:

- «обознался»;

- «репетиция в цирке»;

- «одна фигура на ногах, другая на земле»;

- «две фигуры на ногах (одна на стуле, другая на полу»;

- «коридор школы»;

- «спортплощадка».

Цель: побуждение обучающихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения и применять полученные знания на практике.

А сейчас вы выполните практическое задание на закрепление нашего сегодняшнего материала. Вам предстоит играть сказку «Долгожданный снег». Я буду говорить содержание сказки, а вам нужно будет экспромтом через движение и пластику действовать в предлагаемых обстоятельствах. Что-то подобное мы с вами уже делали, но тогда вы не были знакомы с 3 условиями мизансценирования. Поэтому у вас по-новому должно пройти это задание.

III. Подведение итогов занятия

Цель: зафиксировать полученные знания на занятии, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

Сегодня мы с вами изучали мизансценирование.

- Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия? Мы достигли её?

- Молодцы. Действительно, теперь вы будете применять эти знания в сценической деятельности и таким образом повысите уровень своего актерского мастерства.

Спасибо вам за активную творческую работу. Я получила огромное удовольствие от нашей совместной деятельности! Спасибо!

Рефлексия – 5 мин

Список использованной литературы:

  1. К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Дополнительные источники.

  1. http://www.stihi.ru/2010/11/23/4090
  2. http://belebey-teatr.ru/index.php/magic-world-melipomeny
  3. http://www.e-reading.club/bookreader.php/42594/Ozhegov%2C_Shvedova_-_Tolkovyii_slovar%27_russkogo_yazyka.html


Приложение 1

«Долгожданный снег»

Действующие лица: Зайчонок, Снег, Окно (2), Деревья (3), Медвежонок, Лисичка, Волчонок, Белочка, Снеговик

Зайчонок проснулся рано утром, зевнул и подбежал к Окну. Он ждал, когда пойдет Снег, и внимательно всматривался в Окно. 

Вдруг Зайчонок подпрыгнул и заулыбался. Он увидел, что идет Снег. Сначала Снег шел медленно, затем все быстрее и быстрее. Снег был легким, пушистым, веселым. Он кружился вокруг Деревьев.

Зайчонок  выбежал на улицу и запищал от радости. Тут же прибежали Медвежонок, Лисичка, Белочка, Волчонок.  Все впервые видели Снег.

Друзья все радостно кричали, визжали, прыгали, трогали Снег лапками, нюхали его, шевеля своими носиками. Снег им очень понравился. Затем они стали играть со Снегом. 

И тут Зайчонок предложил слепить Снеговика. Медвежонок, Лисичка, Белочка, Волчонок начали лепить Снеговика, прихлопывали бока Снеговика ладошками, чтоб тот не развалился. Красивый и важный получился Снеговик. 

Деревья, укутанные Снегом, раскачивали своими ветвями, и приветствовали Снеговика. Окошко радостно сверкало своими стеклышками.

Зайчонок, Медвежонок, Лисичка, Белочка, Волчонок стали водить хоровод вокруг Снеговика. Все были рады долгожданному Снегу и любовались им. А Снег все шел и шел.

Карточки «Долгожданный снег»

ЗАЙЧОНОК

ЛИСИЧКА

ВОЛЧОНОК

СНЕГ

БЕЛОЧКА

МЕДВЕЖОНОК

ОКНО

СНЕГОВИК

ДЕРЕВО

ОКНО

ДЕРЕВО

ДЕРЕВО


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шаблон «Ладошки» для эмоциональной оценки занятия его участниками (на цветной бумаге)