Субкультуры - формы протеста, которые используют подростки против общепринятых норм общественной жизни.
классный час

Котенко Елена Николаевна

В работе отражено понятие и дана условная классификация молодежных субкультур по С.С.Фролову, обращено внимание на историю возникновения данной субкультуры и ее суть, рассмотрены мотивы участия подростков в неформальных объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Молодежные субкультуры. 127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Субкультуры - формы протеста, которые используют подростки против общепринятых норм общественной жизни.

План

  1. Введение.
  2. Понятие молодежной субкультуры
  3. Классификация молодежных субкультур:
  • романтико-эскапистские субкультуры;
  • гедонистическо-развлекательные;
  • криминально-делинквентные;
  • анархо-нигилистические.
  1. Характеристики отдельных субкультур
  2. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях.
  3. Заключение.

По данным ЮНЕСКО молодежь составляет 45% населения Земли - это большая социальная группа, не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности  статуса:  молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.  Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются  использовать для реализации своих интересов, поиска своей социальной идентичности, удовлетворения своих потребностей. Сильно развитое соперничество ведет к изобретению все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Это способствует объединению молодежи по интересам и зарождению молодежных субкультур.

СУБКУЛЬТУРА – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах продолжающая культуру нации (так называемой доминирующей культуры). Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, одеждой, обычаями и т.п. Различия могут быть очень сильными, но субкультура никогда не противостоит основной культуре. Она включает ряд ценностей основной культуры и добавляет к ним новые, характерные только для неё. К примерам субкультуры можно отнести диалекты одного языка. Когда люди из двух разных диалектных групп разделяют общие базисные ценности и поэтому могут общаться без помех, их культуры – всего лишь варианты одной, доминирующей, культуры.

Молодежные субкультуры - социально обусловленный феномен, так как, с одной стороны порождаются самой социальной жизнью, а, с другой, служат своеобразной формой протеста и, в то же время, способом адаптации молодежи к тому же обществу. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от принятых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны, но им не противостоят. Исходными мотивами возникновения субкультурных молодежных образований выступают острая потребность молодежи в социальном приятии, «экзистенциальный кризис возраста», поиски себя,  своего места в мире, потребность в самореализации, самовыражении, таким образом,  объединённые едиными целями и взглядами на жизнь индивидуальности формируют круг единомышленников, а далее субкультуру. В обывательском смысле, говоря о субкультуре, вспоминаем всевозможных неформалов из далёкого 2007 года: эмо, готов,  панков. Их было видно издалека, о них знали все, и никто не мог подумать, что все пропадёт в одночасье. Разбираемся, куда делись неформалы, и какие субкультуры актуальны в России по сей день.

Главная цель участия в субкультуре — проявить себя, показать индивидуальность, найти единомышленников и продемонстрировать собственное «Я». Однако в современных мире актуальность субкультур снизилась. Поскольку количество субкультур разрослось настолько, что выделяться стало проще, не причисляя себя к какой-либо группе. Появился интернет, что стало глобальной площадкой для демонстрации своего мнения, взглядов и личных качеств.  Большая часть социальной жизни перешла в онлайн, а значит, и способы самовыражения стали другими. 

Тем не менее, говорить о полном исчезновении субкультур совсем неправильно.

Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, в отличии от западных, где альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам.

В нашей стране подобные явления носили скорее подражательный, нежели фундаментальный характер. Все началось с отечественных стиляг середины 1950-х. Их появление на фоне закрытого общества стало знаковым. «Стиляги заняли особое место в отечественной культуре не потому, что напоминали экзотических ярких птиц среди стаи одинаковых  воробьев, а потому, что сам факт их появления и существования доказывал: в современном мире нельзя полностью изолировать ни один народ даже с помощью идеологического (иначе «железного») занавеса». Несмотря на сопротивление властей, стремление к самовыражению через внешний облик, было уже невозможно остановить. Языком костюма оповещали: «мы есть, мы существуем и мы другие».

Условно можно предложить следующую классификацию молодежных субкультур по ведущим ценностным,  устремлениям их носителей и отчасти, способу реализации данных ценностей [1]:

  • романтико-эскапистские субкультуры  ориентированы на стремление уйти от реальной действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.  (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры)
  • гедонистическо-развлекательные ориентированные на обеспечение досуга, жаждущие  острых ощущений («золотая молодежь» -мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.)
  • криминально - делинквентные отличаются антиобщественным противоправным  поведением,  воплощенным в поступках, действиях (скинхеды, «гопники», «люберы»)
  • анархо-нигилистические - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (панки, анархисты)

. Характеристика отдельных субкультур.

Хиппи.

 Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола - длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair - волосы), на руках - «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ- воровской жаргон), цвет одежды, в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков.

Язык: жаргон - большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино,  «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring - звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).

 Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной).

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично - пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых.

 Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растаманов, почитателей культа бога Джа  (искаженное «Иегова»).

 Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь,  вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи.

Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, начиная с 90х  годов, их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать представителей многих других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Толкиенисты - поклонники известного английского филолога и писателя  Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов - Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy - сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одни из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие - выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкиенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению, поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два направления - представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете . Сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напоминающее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается активно и динамично.

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

Субкультура рэйва (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсидхауса.

Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров.

Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик).

 Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Субкультура хип-хопа, рэпа.

Хип-хоп- это молодежная субкультура, появившаяся в середине 1970 году в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (хип-хоп, рэп), свой сленг, своя мода, танцевальные стили (брэк-данс и др.), графическое искусство (граффити)- изображение и надписи на стенах, сделанные аэрозольным баллончиком, и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжеты, берущие темы из негритянской среды) «Парикмахерская», «Суета и движение».

Одежда,   как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки известных брендов, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшоном, мешковидные штаны.

Прически короткие, хотя также популярны короткие африканские косички, дреды (от англ. – dreadlock; устрашающие локоны).У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения-цепи, медальоны, брелки.

 Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.

 Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.

Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами называют любителей роликов коньков.

 Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше  (8)

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках),  трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Байкеры– мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире,  с тех пор появилась нашивка «1%»

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила, по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво.

Одеваются они, как и положено любителям рока.  Кожаная куртка с косыми молниями («косуха»),  кожаные штаны и ковбойские сапоги «казаки»,   длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан»,  «бандана» или даже «банданно») и  борода.  Часто, все тело байкера сплошь покрыты татуировками.

 Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Байкеров можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». В Йошкар-Оле местный байкерский клуб носит название «Ангелы дорог»

По внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его, как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению, существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash - бить, doom- рок, судьба и dead – мертвец, соответственно) и, следовательно, трэшеры,  думеры и дэд - металлисты.

Внешний вид, фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному цвету. Для металлистов,  конца 80-х - начала 90-х, характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей, сейчас же так одеваются в основном «пионеры».

 Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

«Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формировалась сатанинская субкультура.

Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Время от времени в прессе появляются интервью с лидерами сатанистов; они,  разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Панки (от англ. Punk - отбросы, гнилье, что-то ненужное)». В Америке в начале ХХ в. его относили к заключенным - «шестеркам». Позже, слово вошло в основной лексикон и сегодня, употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная в какой-то степени являются антагонистами хиппи,  притом, что имеют с ними много сходного.

 Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи, большинство панков - дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения.

Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

 Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.

О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.

 Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный - «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение - панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык : характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»).

 Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение - «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки.

 Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи,  панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию Anarchy in the UK»)

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум Виктора Цоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок.

 Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших в утешение только в зажигательных песнях любимых артистов.

 Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.

Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Хакерами являются компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.    Хакеры - в  основном,  это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя новой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Возросла активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) (от англ. Skin head - бритоголовый, букв. Кожа-голова). . Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Идеальным режимом - немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp - острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay - гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые.

Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов.

Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры») - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint's crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА), «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге - «Невский фронт».

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Есть две теории происхождения слова «гопник» (сами они себя таковыми не считают): учреждение для беспризорников «ГОП» в Сан-Петербурге и жаргонное слово «гоп-стоп», обозначающее уличный грабеж.  Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г.). В Йошкар-Оле насчитывалось более 10 таких группировок, среди которых наиболее крупными были «Сомбат» и «Микрашка». Основные черты «казанского феномена»:

- наличие территории влияния и борьба за ее расширение;

- установление системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

- поддержание иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

- образование союзов, объединений, поглощение слабых более сильными;

- планирование противоправных акций;

- использование приемов и методов разжигания вражды;

- сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории.

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд, лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями - сложное по организации сообщество.

Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др.

 Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками.

Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. Футбольное хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

В настоящее время российский «околофутбол» - сформировавшиеся социальное явление, с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».

Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста, а социальная потребность в общении, самоутверждении,  престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором –это можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи [4,16-21]. Молодежная субкультура во многом – это культура определенного молодого поколения, но в то же время, это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект. Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти явления. Попытки запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например, протестные, агрессивные, фашиствующие группы. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур [5]

Список литературы:


1. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
2. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
4. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
6. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
7. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
8. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
9. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
10. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.

11Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

12.Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л., 1990. с.6.

13. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. научных трудов. Л., 1990. С.8-9.

14.Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры Сб. научных трудов. Л., 1990. С.8-9.

15.Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л.. 1990. с.6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия общественно-культурного назначения,проведенный совместно с «Волгоградской региональной общественной организацией по привлечению граждан к здоровому образу жизни «Измени себя», "Папа, мама, я - спортивная семья"

Мероприятие социально-полезной направленности для привлечения населения в массовый спорт, физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных  соревнований, ...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Супы» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной формы о

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  ситуационные задачи, образец  технологической карты и титульн...

Этические нормы, которые необходимо соблюдать при общении с инвалидом по зрению

Этические нормы, которые необходимо соблюдать при общении с инвалидом по зрению Всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих.Если хотите пожать руку ин...

Мои рассуждения на тему педагогической профессии, которая стала смыслом моей жизни

Каждый человек рано или поздно становится пред выбором совей бедещей профессии. Я этот вопрос решила еще в детстве - быть учителем, давать знания и помогать детям найти себя в этой непростой жизни, бы...

Инфографика используется на теоретических занятиях по кулинарии, на тему: "Формы нарезки овощей".

Инфографика используется на теоретических занятиях по кулинарии, на тему: "Формы нарезки овощей"....

Спорт – это неотъемлемая часть общественной жизни, один из элементов системы ценностей современной культуры.

В настоящее время здоровье школьников находится на достаточно низком уровне. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма подростка, серьезно ухудшает его здоровье. Это приводит...

Открытый классный час, посвящённый Всемирному дню приветствий. Всемирный день приветствий как знак протеста против усиления международной напряженности.

21 ноября 2018 года прошел открытый классный час, посвящённый Всемирному дню приветствий.Всемирный день приветствий как знак протеста против усиления международной напряженности.Цель:познакомить учащи...