Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов
статья

 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"









Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов












Меркульская Е.А.
Концертмейстер
СПб ГБУ ДО "СПб ДШИ № 37"

 

 

Введение


Пианист-концертмейстер работающий с учениками-солистами является помощником и наставником. Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных инструментах в детской школе искусств уникальна. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить музыкальность и общую культуру.

В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. Как правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в произведениях, написанных для солирующего инструмента с сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению.

Работа в классе требует от концертмейстера знания не только своей партии, но и владение сведениями о строе, тембровых, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения, что способствует более грамотному и чуткому сопровождению. Так же он должен владеть знаниями в области методики обучения игры на солирующем музыкальном инструменте и нередко при необходимости может заменять педагога по специальности. Важнейшим критерием работы концертмейстера являются концертные и конкурсные выступления с юными солистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия успешного выступления ученика на сцене

 

Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает собой работу с целым рядом инструментов. Концертмейстеру необходимо знать, что ударные инструменты, по музыкальным качествам, то есть по возможности получения звуков определенной высоты, подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и колокольчики) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является наличие метрической четкости и стабильности концертмейстера. Основная функция инструментов данной группы в оркестре – это подчеркивание ритма других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Но чтобы ударник-исполнитель научился играть ритмически чётко и стабильно в оркестре, работу над этим необходимо вести уже с самых первых уроков совместно с концертмейстером.

Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Успешность публичного выступления ученика зависит не только от качества его работы над произведениями, но и от его психологической подготовки к общению со слушателями. Концертное выступление — это, безусловно, не только итог работы ученика, но и показатель грамотного подбора педагогом инструментов и приёмов для максимальной реализации музыкального потенциала ребёнка. Именно поэтому выступление на сцене требует особенной подготовки со стороны учащегося и педагога, т. к. его цель — максимально точное воплощение содержания музыкального произведения в условиях сценического волнения. Кроме таких основных факторов успешного выступления, как выбор репертуара, максимально отвечающего техническим и художественным возможностям ученика и развитости игрового аппарата - амбушюра; грамотно выстроенных домашних занятий: выучиванием учеником нотного текста, работой над штрихами, динамикой, т.е. музыкальной составляющей произведения; важными аспектом успеха на сцене являются артистизм и психологический настрой учащегося.

 

 

Заключение

 

Работа концертмейстера многогранна. Она заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Специфика работы концертмейстера в классе ударных инструментов в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности и профессионализма. Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, - это основное условие для работы исполнителям на ударных инструментах. Именно с раннего возраста в дополнительном образовании- школах искусств, учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро-ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия. Ученик играющий на ударных инструментах в учебном процессе обязательно нужно сыгрываться с концертмейстером. Необходимо регулярные занятия на инструменте, занятия с преподавателем и концертмейстером.

 

Для концертмейстера работа в классе ударных инструментов это очень интересный опыт, который повысит уровень пианиста. Результаты концертного выступления показывают не только готовность программы, но и общую подготовку музыканта-исполнителя.

 

 В заключение работы хотелось бы отметить, что большинство рассмотренных проблем решается концертной практикой. Многие педагоги сходятся во мнении, что чем больше ученик выступает, тем легче и привычней он чувствует себя на сцене и, как следствие, показывает высокие результаты, воплощая художественный замысел в своей игре. Именно поэтому ученикам так часто рекомендуется «вылезать» на сцену как можно чаще: принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл merkulskaya_e.a.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"









Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов













Меркульская Е.А.
Концертмейстер
СПб ГБУ ДО "СПб ДШИ № 37"

Введение


Пианист-концертмейстер работающий с учениками-солистами является помощником и наставником. Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных инструментах в детской школе искусств уникальна. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить музыкальность и общую культуру.

В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. Как правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в произведениях, написанных для солирующего инструмента с сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению. 

Работа в классе требует от концертмейстера знания не только своей партии, но и владение сведениями о строе, тембровых, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения, что способствует более грамотному и чуткому сопровождению. Так же он должен владеть знаниями в области методики обучения игры на солирующем музыкальном инструменте и нередко при необходимости может заменять педагога по специальности. Важнейшим критерием работы концертмейстера являются концертные и конкурсные выступления с юными солистами.

Условия успешного выступления ученика на сцене

Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает собой работу с целым рядом инструментов. Концертмейстеру необходимо знать, что ударные инструменты, по музыкальным качествам, то есть по возможности получения звуков определенной высоты, подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и колокольчики) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является наличие метрической четкости и стабильности концертмейстера. Основная функция инструментов данной группы в оркестре – это подчеркивание ритма других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Но чтобы ударник-исполнитель научился играть ритмически чётко и стабильно в оркестре, работу над этим необходимо вести уже с самых первых уроков совместно с концертмейстером.

Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Успешность публичного выступления ученика зависит не только от качества его работы над произведениями, но и от его психологической подготовки к общению со слушателями. Концертное выступление — это, безусловно, не только итог работы ученика, но и показатель грамотного подбора педагогом инструментов и приёмов для максимальной реализации музыкального потенциала ребёнка. Именно поэтому выступление на сцене требует особенной подготовки со стороны учащегося и педагога, т. к. его цель — максимально точное воплощение содержания музыкального произведения в условиях сценического волнения. Кроме таких основных факторов успешного выступления, как выбор репертуара, максимально отвечающего техническим и художественным возможностям ученика и развитости игрового аппарата - амбушюра; грамотно выстроенных домашних занятий: выучиванием учеником нотного текста, работой над штрихами, динамикой, т.е. музыкальной составляющей произведения; важными аспектом успеха на сцене являются артистизм и психологический настрой учащегося.

Заключение

Работа концертмейстера многогранна. Она заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Специфика работы концертмейстера в классе ударных инструментов в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности и профессионализма. Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, - это основное условие для работы исполнителям на ударных инструментах. Именно с раннего возраста в дополнительном образовании- школах искусств, учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро-ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия. Ученик играющий на ударных инструментах в учебном процессе обязательно нужно сыгрываться с концертмейстером. Необходимо регулярные занятия на инструменте, занятия с преподавателем и концертмейстером.

Для концертмейстера работа в классе ударных инструментов это очень интересный опыт, который повысит уровень пианиста. Результаты концертного выступления показывают не только готовность программы, но и общую подготовку музыканта-исполнителя.

 В заключение работы хотелось бы отметить, что большинство рассмотренных проблем решается концертной практикой. Многие педагоги сходятся во мнении, что чем больше ученик выступает, тем легче и привычней он чувствует себя на сцене и, как следствие, показывает высокие результаты, воплощая художественный замысел в своей игре. Именно поэтому ученикам так часто рекомендуется «вылезать» на сцену как можно чаще: принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

   Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и  тренировать мышеч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»

Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...

Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на р...

«Специфика работы концертмейстера в классе хореографии»

Целью работы является изучение деятельности концертмейстера в классе хореографии по классическому танцу....

«Особенности работы концертмейстера в классе гусель»

Многие концертмейстеры, начинающие работу в классе народных инструментов (гусли, домры, балалайки), обладающие хорошей музыкальной интуицией и чуткостью, испытывают пианистическое неудобство от того, ...

Чему мы учим в классе ударных инструментов?

Материал содержит размышления о том, какие профессиональные перспективы должен видеть обучающийся в классе ударных инструментов музыкальной школы....