Культурный дефицит
опыты и эксперименты

Гусарова Елена Николаевна

Статья о роли исскуства в жизни школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_defitsit.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Гусарова Е.Н. преподаватель теоретических дисциплин «Газопроводской СДМШ»

                 КУЛЬТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ

       Русский философ П.В.Флоренский очень точно определил роль культуры, как «среды, растящей и питающей личность»[1, с.346]. Она формирует в каждом человеке, входящем в социальную жизнь, систему ценностей и отношений и является средством выявления  в человеке именно  человеческого начала.

      Вся наша история свидетельствует о том, что искусство и художественная культура являются неотъемлемой частью возможности существования человека в мире как способ развития его духовности.

       С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу … в искусстве» [8].

         Становление человека как личности во многом обусловлено той социальной и культурной средой, которая его окружает. «Гены человека,- как замечает психогенетик  В.П.Эфроимсон,-определяют его способности к изучению математики, музыки, поэзии … , но не они определяют объём и содержание той культуры и тех знаний, которые выпадут на его долю в результате жизненных обстоятельств» [3,с. 177].

       Человек, являясь творением окружающей его культуры, по своей природе сам творец, и способность и потребность в творчестве – это проявление сущности человека, необходимость для нормального развития каждого из нас, в особенности ребёнка. Поэтому насущной и очень острой проблемой педагогики в наш техногенный век является максимальное  использование возможностей культуры в целом и искусства как её части, в развитии природных задатков детей и формировании их как личности.

       Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству, которое пробуждает глубинные  родники, заложенные в психологии человека его родовой памятью.

      Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения факт взаимосвязи художественного творчества с динамикой личностного роста учащихся: растут самостоятельность и ответственность ребёнка, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе об окружающих людях и природе. Всем известны случаи влияния творческого увлечения на асоциальное поведение  трудных подростков, когда именно творчество помогло им  преодолеть чувство отчуждённости и заполнить ценностный вакуум.

        Современное образование должно обеспечить полноценную социализацию детей, которая возможна только через культуру. Лишь в культурной среде в процессе обучения, общения, занятия творчеством у детей сохраняются  природные задатки, трансформирующиеся в способности, которые очень важны для приобщения учащихся к продуктивной самостоятельной деятельности.  Очевидно, что творческие способности, развитые в одной области,  благотворно сказываются на формировании общих способностей личности,  умении творчески мыслить  и созидать, и при благоприятных условиях могут переходить на другие области деятельности. Срабатывает так называемая теория «переноса», которая позволяет надеяться, что способности ребёнка, развитые средствами музыки и приобщения к  элементарной  самостоятельной деятельности и творчеству в процессе обучения, могут перейти в творческую активность и стать, может быть и свойством личности.

       Отдельно хочется сказать об огромной здоровьесберегающей роли искусства. Всем известны данные статистики о росте числа детских заболеваний, пик которого приходится на школьные годы. Современная медицина во многом связывает это с образовательным фактором. По выражению профессора М.Лазарева сейчас мы наблюдаем процесс «информационной атаки на познавательные функции при резком снижении нагрузок на эмоционально-двигательную сферу» [2, с.158]. В результате при погружении ребёнка в образовательный социум происходит угасание адаптационных резервов организма, названное  « детским (или образовательным) адаптозом» [2, с.161], при котором происходит снижение иммунитета и двигательной выносливости, ухудшение памяти, снижение самооценки, девиантные отклонения в поведении. В результате десятилетнего «информационного облучения», не подкреплённого эмоционально окрашенными реакциями,  возникает « школьная болезнь», проявляющаяся в виде целого ряда психических и соматических заболеваний. И данный процесс не зависит от условно доброго или злого учителя. Для исправления  такой патологической ситуации в педиатрии разработано несколько программ. Одна из которых, музыкальный метод «СОНАТАЛ» - дословно «музыка рождения», основанный на музыкальном воздействии на ребёнка ещё до рождения. Подробно об этой проблеме можно прочитать в монографии М.Лазарева «Мамалыш, или Рождение до рождения».

       В данной связи, загнанный на задворки  школы  гуманитарно-художественный цикл, о чём свидетельствует общая тенденция сокращения в школах  творческих предметов (в старших классах из всех видов искусств одиноко «скучает» литература) требует срочной реабилитации. А учитывая всё возрастающий потребительский  вектор нашей жизни, последствия которого мы ощущаем, нам просто необходимо содействовать процессу интеграции культуры и образования. Без этого объединения  все «благие намерения, сформулированные в проектах стандартов основной и высшей школы, так и останутся таковыми. Потому что знания не будут подкреплены чувствами, эмоциями, воображением – всем тем, что олицетворяет процесс воспитания и развития личности»[7, с.5].

       Тем более что данное образовательным учреждениям культуры обидное словосочетание дополнительное образование имеет скрытые отрицательные последствия.  

      Не секрет, что только около  40% учащихся школ искусств доходят до выпуска, остальные заканчивают своё образование гораздо раньше. Мы не будем говорить о причинах такой ситуации. Их много, и рамки данной статьи не позволяют остановиться на освещении этой проблемы. Тем не менее, очень жаль, что занятия каким-либо видом искусства дети воспринимают как необязательные и неважные. Как впрочем, и родители, многие из которых охотно заменяют эти занятия на что-нибудь более нужное, конкурентноспособное. Такая  рационализация образования, на мой взгляд, очень вредна, т.к. пускает на самотёк эмоционально–нравственное развитие ребёнка и игнорирует сферу его чувств. Однобокое развитие, этакий «левополушарный» перекос (в психологии это называется проблемой межполушарной ассиметрии) нарушает целостность психического развития ребёнка, превращая его в компетентного робота, способного в будущем при определённых условиях обратить свои знания во зло. И такие неплохие качества как прагматичность, креативность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни на бездуховной почве могут быть чреваты разрушительными последствиями, как для личности, так и для общества в целом.

     При этом, прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способен воспринимать мир еще на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания. Ценность способности к творчеству в современном мире оказалась настолько велика, что даже перспективность предприятий определяют не по количеству конечного продукта, а по уровню креативности его сотрудников.

     Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что  вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а, значит, активен весь человек. Музыкальные занятия способствуют общему умственному развитию, выправляют искажения в ценностных ориентирах, повышают интеллектуальную активность и общую успеваемость в школе.  

     В музыкальной педагогике существует целая система музыкального развития детей и юношества. В одном ряду с корифееями музыкального образования Д.Кабалевским, З.Кодаем стоит  известный немецкий композитор и педагог К.Орф, который ещё в середине XX века создал школу музыкально-творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой, даже самого элементарного вида, активизирует весь процесс познания. Орф назвал музыкально-творческие импульсы "скрытыми способностями", и настаивал на необходимости отыскания эффективных путей к каждому ребёнку. "Опыт, – говорил К.Орф, - убедил меня, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у каждого вызвать отклик и таким образом содействовать развитию скрытых способностей. Беспомощный педагог часто по невежеству "засыпает" живые родники, препятствует развитию талантов"[8, с.5] . В музыковедении хорошо   известны  случаи «провала» известных впоследствии  композиторов на приёмных экзаменах в музыкальных школах.

       Но наш сегодняшний разговор посвящён острой  проблеме дефицита культуры во всех слоях общества.

      Судя по количеству времени, отведённого культуре в нашей жизни, о её месте в современном образовании, в средствах массовой информации, она сейчас напоминает известный в советское время юмористический образ интеллигента, протискивающегося между  рабочим и колхозницей.  И видя  окружающую нас действительность это уже не смешно.

      В этой связи очень важно всем осознать, что искусство – это не украшение, без которого можно обойтись, не сфера обслуживания и развлечения, а единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям  своего народа и всего  человечества. И очень важно понимать, что утрата новыми поколениями понимания жизненной ценности, пренебрежения  к сохранению и развитию национальных культурных традиций является угрозой национальной безопасности и ведет к деградации.

      Завершить своё выступление хотелось бы словами Т. Тютюнниковой:  «сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни»[8, с.27].

       В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  в наших с вами силах способствовать возрождению культуры, «прорастанию»  её в образование и в конечном итоге  воспитанию гармоничного человека, в котором, перефразируя известные слова А.П.Чехова было бы «всё прекрасно».

 Список литературы:

1.Флоренский П.А. Собрание сочинений: В 2-х томах – Т.2. У водоразделов мысли.-М.,1990г.

2.Лазарев М.Л. Мамалыш или Рождение до рождения. Монография. М., 2007г.

3.Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – Спб, 1995г.

4.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М. 2002г.

5.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г.

6.Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления// Новое педагогическое мышление. – М., 1998г.

7.Абдуллин Э. Музыкальное образование детей и молодёжи//Искусство в школе 2011№3.

8. Тютюнникова Т. "Уроки музыки. Система Карла Орфа". - М.: АСТ, 2000г.

9.Буксиков С. Деловая газета «Взгляд»,№24(160) от 10 июня 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурные и социальные проекты

В данном разделе размещены материалы по реализованным и перспективным проектам...

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)...

статья "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"

Цель воспитания:В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника. Это человек:- Имеющий особенную нравственную позицию;- Носитель определенного типа культу...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Презентация по направлению "Социально-культурная деятельность" на тему :Социально-культурная деятельность на Руси10-15вв

ull;Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой пр...