Методическая разработка выполнена для преподавателей учебной дисциплины: «Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках» по теме: «Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов».
методическая разработка на тему

Методическая разработка выполнена для преподавателей  учебной дисциплины: «Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках»  по теме: «Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский техникум транспорта и технологий»

      РАССМОТРЕНО                                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МК                                                        Зам. директора по УПР Председатель МК __________ Н. В. Федорова                                           ____________С. А. Буракова  

 Протокол № 2 от « 24 »  октября  2015 г.                                               «24»  октября  2015 г.

 

                                                                                                                       

Урок по учебной дисциплине

"Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках ".

Тема: " Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов".

            Разработала: преподаватель Фёдорова Н.В.

Чита, 2015

Аннотация

Методическая разработка выполнена для преподавателей  учебной дисциплины: «Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках»  по теме: «Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов».

На примере урока по теме: «Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов»  представлены ход занятия, разнообразные задания при изучении и обобщении теоретического материала и выполнении практических заданий.

Оглавление

  1. АННОТАЦИЯ
  2. ОГЛАВЛЕНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________ 4
  4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА___________________________________ 5
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ ____7
  6. ЛИТЕРАТУРА _____________________________________________ ____8
  7. ПРИЛОЖЕНИЯ _________________________________________________9

ВВЕДЕНИЕ

Общественное производство в связи с бурным развитием научно-технического прогресса предъявляет всё возрастающие требование к подготовке обучающихся профессиональных училищ, что приводит к росту объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Учебный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания в училище во многом зависит от творческой деятельности педагогических коллектива и профессионального мастерства.

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому. На своих уроках весь свой практический опыт, знания и умения мы стремимся передать своим обучающимся. Задача педагога – формировать у обучающихся способности решать практические задачи сегодняшнего дня.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА

Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств, и времени  (из словаря педагогических терминов).

В классической триаде целей преподавателя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.Таким образом, новая профессиональная компетенция преподавателя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения обучающимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.

Значимым в деятельности преподавателя становится умелое сочетание лучших методов традиционного обучения с инновационными подходами: «от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию новой учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний». 

Моя главная педагогическая задача  – обучение  студентов, способных применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни. Чтобы урок стал эффективным целеполагание должно быть не только у преподавателя, но и у обучающихся  - принцип практической значимости.

Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности обучающихся . Для будущей своей успешности обучающихся  должны научиться ориентироваться в больших объёмах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний.

Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.Принципы: сотрудничество обучающихся и преподавателя, эффективность стратегии преподавателя, которая целесообразна, творческий подход, наличие алгоритма соответственно своей педагогической концепции.

Методы: активные (основаны на коммуникациях) и интерактивные (стимулируют познавательный процесс, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность, проявляют творческую активность, помогают установить психологический контакт между преподавателем и обучающимся).

Урок строю так, чтобы ребята чувствовали заинтересованность учителя в совместной деятельности учителя и ученика.   В целях развития  внимания и памяти, логического мышления усложняю предлагаемые задания  и повышаю требования к учебной деятельности на основе дифференцированного подхода..

Активно использую методику взаимообучения и диалогические методики: взаимоопрос домашнего задания, собеседование по теме урока, работа на семинарах. Сочетание индивидуальной и групповой работы  позволяет мне осуществлять контроль знаний, умений, а в дальнейшем степень сформированности учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей каждого обучающегося.

Необходимым условием эффективного урока является и рефлексия.

Вопросы:

1. Какое новое открытие Вы сегодня сделали?

2. Что нового обнаружил в себе?

4. Какие чувства Вы испытали по ходу занятия?

.  Итак, целеполагание – оптимальный объём урока – интенсивность – разнообразие – рефлексия – вот главные составляющие эффективного урока.

Заключение

Несомненным достоинством  традиционного обучения является  возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении  ученики усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их  истинности. Кроме того, оно предполагает  усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.

Обучающимся  на уроке было интересно, так как использовались различные методы работы, которые заставляли активизироваться учащихся.  Считаю, что цель урока достигнута – составлена классификация токарных резцов и их применение при различных видах обработки.

За время работы в училище пришла  к выводу , что традиционная форма  обучения иногда себя  оправдывает. Если быть кратким, то наши выпускники должны быть способны развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.

Литература

1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал. - М.: Высшая школа, 2004.

2. Денежный Л.М., Стискин Г.М. Токарное дело. -  М.: Высшая школа, 2004.

3.  Кругликов  Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.

4. Неустроев П. Н. Методика преподавания токарного дела. - М.: Высшая школа, 1999.

5. Слепинин В.А. Руководство для обучения токарей по металлу. – М.: Высшая школа, 2000.

 6.  Фещенко В.Н., Махмутов Р.К. Токарная обработка. – М.: Высшая школа, 2001.

7.     Чернов Н.Н. Металлорежущие станки. – М.: Машиностроение, 2003.

Литература, рекомендуемая учащимся

1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал. - М.: Высшая школа, 2004.

2. Фещенко В.Н., Махмутов Р.К. Токарная обработка. – М.: Высшая школа, 2001.

Приложение 1

Тема: " Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов "

Цели  урока:         

Обучающая   –   изучить геометрические параметры и рабочие части резца, классификацию  резцов.

Развивающая –   развивать стремление к познанию; интерес к профессиональной деятельности.

Воспитывающая - воспитывать уверенность в своих способностях, внимательность, собранность.

Тип урока: формирование новых  знаний

Методы урока : объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, эвристическая беседа

Межпредметная связь: МДК 01.01Технология металлообработки на токарных станках, «Основы материаловедения».

Внутрипредметная связь: «Основные узлы и механизмы токарно – винторезного станка».

Материально-техническое оснащение: проектор, ноутбук, учебник «Основы резания металлов», модуль учебного элемента «Токарные резцы: конструкция, назначение» (01 – 38), карточки - задания

Литература:

  1. Т.А. Багдасарова , Основы резания металлов: учеб. Пособие для НПО –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 80с.
  2. Т.А. Багдасарова , Токарь. Технология обработки: учеб. Пособие для НПО –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 80с.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией

1. Организационный момент (2–3 мин)

  • Проверка присутствующих(сдача рапорта)
  • Проверка внешнего вида
  • Проверка готовности к уроку.

2 Актуализация опорных знаний умений и навыков и мотивационных состояний.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем злементы рабочей части резца и его геометрические параметры; познакомимся с классификацией резцов и дадим краткую характеристику каждому виду. Их применение при определенном виде обработке. Запишите в тетрадях тему урока (с помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются и зачитываются тема урока).

Актуализация знаний

Преподаватель: Сконцентрировать внимание и настроиться на работу нам поможет традиционный блиц- опрос: (быстрый опрос-игра на 2-3 мин. На листиках учащиеся заполняют ответы в виде "+", если согласны с утверждением преподавателя и "-" если не согласны с утверждением преподавателя). (слайд 2)

  1.  К основным узлам станкам относится: задняя бабка, передняя бабка, суппортная группа, станина, шкаф электрооборудования. (+)
  2. Станина – это массивное чугунное основание, на котором смонтированы все основные узлы станка. (+)
  3. Передняя бабка предназначена для поддержания длинных заготовок и закрепления сверл  и центров. (-)
  4. Суппорт – это устройство для закрепления  и перемещения резца  в различных направлениях. (+)
  5. Коробка скоростей находится под коробкой подач, проводит в движение ходовой винт и ходовой вал.(-)

(Взаимопроверка и листики с оценкой передаются преподавателю)

Мотивация:

История.

Преподаватель:

Обработка резанием занимает большое место в машиностроении. Действительно, для того чтобы металлическая заготовка приобрела требуемую форму и размеры, чтобы её поверхность  была определенного качества, - одним словом, чтобы заготовка стала деталью, её нужно обработать – снять лишний слой металла.  Для того чтобы обработать деталь различных размеров, форм и точности применяют режущий инструмент – резец.

3. Формирование новых знаний.

Преподаватель: Сегодня мы с вами разберем тему " Элементы рабочей части резца и его геометрические параметры. Классификация резцов».

Конечная цель изучения сегодняшнего материала - научиться различать виды токарных резцов.

Резец состоит из  двух частей:

1. Головка (режущая часть);

2. Стержень (тело).

001

Головка имеет следующие элементы:

  1. переднюю поверхность – по которой сходит стружка;
  2. задние поверхности (главная и вспомогательная),обращенные к обрабатываемой заготовке;
  3. режущие кромки:

а. главную(образованная пересечением передней и главной задней поверхностями);

б. вспомогательную  (образованную пересечением передней и вспомогательной задней поверхностями ).

  1. вершину резца  - место сопряжения главной и вспомагательной режущих кромок.

Для того чтобы обеспечить необходимую режущую способность  инструмента, получить требуемую точность и качество поверхности детали, необходимо правильно выбрать геометрию резца, т.е величины углов и форму передней поверхности.

К основным углам резца относятся:

  • передний угол (гамма);
  • главный задний угол (альфа);
  • угол заострения (бета);
  • угол резания (дельта).

Передний угол (гамма) служит для облегчения процесса образования и схода стружки.(В зависимости от прочности и твердости обрабатываемого материала передний угол может быть от 00 - 300)

Главный задний угол (альфа) служит для уменьшения трения между резцом и поверхностью заготовки.

Угол заострения (бета) – угол между передней и задней поверхностями резца.

Угол резания (дельта) – угол между передней  поверхностью резца и плоскостью резания.

005

Углы в плане

Углами в плане  называются углы между кромками резца и направлением подачи. Величина углов в плане влияет на стойкость резца и качество обработанной поверхности.

Вспомогательный угол в плане φ1 – угол между направлением подачи и вспомогательной режущей кромкой. Изменение угла     влияет на трение вспомогательной поверхности резца об φобрабатываемую поверхность детали, а также на качество обрабатываемой заготовки. Обычно φ1  = 10…350.

        Угол при вершине в плане ε – угол меду главной режущей кромкой и вспомогательной. От величины этого угла зависит назначение резца.

 

006

Классификация токарных резцов

004

В зависимости от назначения токарные резцы классифицируются по виду совершаемой операции, направлению подачи, способу изготовления и форме головки.

 На рис.2 показаны схематические изображения некоторых из них (вид сверху).

По виду совершаемой операции резцы подразделяются на:


                          Проходные;

                        Упорные;

                        Отрезные;

                        Подрезные;

                        Расточные;

                        Фасонные.

 По направлению подачи резцы делятся на левые и правые. Правый резец работает при подаче справа налево (от задней бабки к передней), а левый резец – при подаче слева направо (от передней бабки к задней).

        По способу изготовления резцы могут быть цельные и составные.

Цельные резцы изготавливаются из одного материала. У составных резцов тело делают из конструкционной стали, а рабочую часть из специального инструментального материала.

Рабочая часть составного резца прикрепляется к телу сваркой, припаиванием или механическим прижимом.

        По форме головки резцы классифицируют на прямые, отогнутые и с оттянутой головкой.

        Проходные резцы предназначены для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей. Кроме того, прямой и отогнутый резцы, применяют для снятия фасок, а проходной упорный – для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами.

        С помощью отрезного резца заготовку отрезают.

        Фасонные резцы применяются для обработки фасонных поверхностей.

        Расточными резцами растачивают отверстия (увеличивают их диаметр).

        

4. Проверка степени усвоения материала(закрепление) 

Преподаватель: Итак, подходит к концу наш урок. Чтобы проверить, как усвоен материал, вам предлагается выполнить самостоятельно следующие  задания в ваших тетрадях. Внимание на экран.(Приложение 2)

Содержание и порядок выполнения работы

Задание 1: Рассмотреть все предложенные макеты резцов, определить их вид и данные занести в таблицу.

п/п

Эскиз резца.

Вид сверху.

Название вида резца

Назначение, область применения резца

1

2

3

4

Задание 2:Зарисовать эскиз одной из предложенных деталей по указанию преподавателя и определить необходимые виды резцов для обработки ее поверхностей.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

007


Преподаватель: Сдайте, пожалуйста, ваши работы.

Головоломка «Путаница»

Задание 3: Перепишите по указанию преподавателя один из вариантов предложенных записей и переставьте в них буквы так, чтобы получились названия видов резцов, его частей или элементов.

Вариант 1                                           Вариант 2.

колгова -?                                           ишнерав -?

нотройзе - ?                                           лето - ?

мокрак - ?                                              хондорпой - ?

тосвоснай - ?                                         непзордой - ?

вайпыр - ?                                              мяпрой - ?

хондорпой - ?                                         войречно - ?

Вариант 3.                                               Вариант 4.

вьехорстноп - ?                                       волгока - ?

часторной - ?                                           ришнаве - ?

пунорый - ?                                             подхорной - ?

тоготуный - ?                                          райвончо - ?

соточвий - ?                                            вылей - ?

рыпвай - ?                                                льенцый - ? 

5. Подведение итогов урока

Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки, отмечает отличившихся учащихся, акцентирует внимание на их готовности к усвоению материала следующего урока, благодарит за активную и плодотворную работу.

6. Домашнее задание. (слайд )

Сообщение: «Резец будущего»

 Выучить  части, элементы и классификацию резцов.


Приложение 2

Задание 1: Рассмотреть все предложенные макеты резцов, определить их вид и данные занести в таблицу.

п/п

Эскиз резца.

Вид сверху.

Название вида резца

Назначение, область применения резца

1

2

3

4

Задание 2:Зарисовать эскиз одной из предложенных деталей по указанию преподавателя и определить необходимые виды резцов для обработки ее поверхностей. 007 

1- ;

2 - ;

3- ;

4 - ;

5 - .

Задание 1: Рассмотреть все предложенные макеты резцов, определить их вид и данные занести в таблицу.

п/п

Эскиз резца.

Вид сверху.

Название вида резца

Назначение, область применения резца

1

2

3

4

Задание 2:Зарисовать эскиз одной из предложенных деталей по указанию преподавателя и определить необходимые виды резцов для обработки ее поверхностей.

007

1- ;

2 - ;

3- ;

4 - ;

5 - .

Задание 1: Рассмотреть все предложенные макеты резцов, определить их вид и данные занести в таблицу.

п/п

Эскиз резца.

Вид сверху.

Название вида резца

Назначение, область применения резца

1

2

3

4

Задание 2:Зарисовать эскиз одной из предложенных деталей по указанию преподавателя и определить необходимые виды резцов для обработки ее поверхностей.

007

1- ;

2 - ;

3- ;

4 - ;

5 - .

Задание 1: Рассмотреть все предложенные макеты резцов, определить их вид и данные занести в таблицу.

п/п

Эскиз резца.

Вид сверху.

Название вида резца

Назначение, область применения резца

1

2

3

4

Задание 2:Зарисовать эскиз одной из предложенных деталей по указанию преподавателя и определить необходимые виды резцов для обработки ее поверхностей.

007

1- ;

2 - ;

3- ;

4 - ;

5 - .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по предмету ОП.05 «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»

Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятельной работы не...

ОП.05 Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках

Профессия 15.01.25 Станочник (металлообработка ) Наименование учебных  дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик: ОП.05 Общие основы технологии металлообработки и работ на метал...

ОП.05 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ И РАБОТ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКА

Программа учебной дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станка» разработана на основе Федерального государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»

Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и  теоретических знания, но и  умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...