Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
рабочая программа на тему
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.
Уровень программы – базовый
Сроки реализации – 4 месяца
Возраст обучающихся – 15 – 18 лет
Объем программы – 32 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»
(ГБПОУ КАТ №9)
Рабочая программа
Объединения дополнительного образования
«Автомобильные материалы автомобилестроения»
Москва, 2016
Одобрена предметной комиссией социально-экономических дисциплин ___________________________ название ПЦК Протокол № _____ от «31» августа 2016 г. председатель ПЦК ______________ /Засухина И.Б./ | Утверждаю Руководитель УП _________________ Э.Р. Ризванова |
Автор: М. А. Лабутина
Аннотация
Образовательной программы дополнительного образования обучающихся
«Эксплуатационные материалы автомобилестроения»
Уровень программы – базовый
Сроки реализации – 4 месяца
Возраст обучающихся – 15 – 18 лет
Объем программы – 32 часа
1. Цель программы:
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.
2. Задачи программы:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся иметь практический опыт:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- выдавать практические рекомендации по рациональному использованию;
- владеть методикой оценки качества материалов в условиях АТП;
- определять факторы, влияющие на экономное расходование эксплуатационных материалов;
- определять область их применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- классификацию и маркировку железоуглеродистых сплавов;
- классификацию и маркировку сплавов цветных металлов;
- композиционные материалы и твердые металлокерамические сплавы;
- неметаллические конструкционные материалы;
- лакокрасочные материалы;
- горючесмазочные материалы и специальные жидкости.
- методы защиты от коррозии;
- области применения материалов.
3. Требования к уровню подготовки:
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения; выдавать практические рекомендации по рациональному использованию; владеть методикой оценки качества материалов.
4. Материальное обеспечение программы:
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Материаловедение».
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
5. Используемая литература:
Основные источники:
1. В. И. Сидоркин, В.А. Янчеленко Эксплуатационные материалы: Письменные леккции. – СПб.: СЗТУ, 2011г., - 102с.
2. Ю. П. Солнецев, Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2012 год.
3. Г. П. Фетисов,Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:
Издательство «Оникс», 2011 год.
4.А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2012 год.
5.И. С. Стерин, Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год.
Дополнительные источники:
1. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Форум», 2009 год
2. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.
Интернет-ресурсы:
7. Итоговая аттестация в форме зачета.
8.Автор программы:
Лабутина М. А. педагог дополнительного образования ГБПОУ КАТ №9.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
В том числе: | |
Лабораторно - практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы автомобилестроения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Общая функционально – технологическая классификация автомобильных материалов и их назначение | 2 | 1 |
Раздел 1. Конструкционные металлические материалы | 4 | ||
Тема 1.1. Строение металлов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Общие сведения о металлах и сплавах . Атомно – кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Типы межатомных связей. Дефекты кристаллического строения Кристаллизация металлов. Кривые нагревания и охлаждения. Строение слитка | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Сообщение на тему «Значение свойств металлов при выборе материалов деталей машин» | |||
Раздел 2. Стали и чугуны в автомобилестроении | 15 | ||
Тема 2.1. Углеродистые стали и чугуны | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Влияние примесей на свойства сталей, классификация углеродистых сталей, структура, свойства, маркировка по ГОСТу, применение в автомобилестроении. Чугуны | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Применение чугуна в автомобилестроении | |||
Тема 2.2. Легированные стали. Стали с особыми свойствами | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Легированные стали, стали с особыми свойствами: нержавеющие, жаростойкие, жаропрочные их состав и свойства. Маркировка по ГОСТу | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
Применение легированной стали в автомобилестроении | |||
Тема 2.3. Основы термической обработки стали | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Основы термической и химико - термической обработки железоуглеродистых сплавов. Защита металлов от коррозии | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Таблица «Сравнительная характеристика процессов поверхностного упрочнения деталей машин» | |||
Раздел 3. Сплавы цветных металлов | 6 | ||
Тема 3.1. Сплавы на основе меди, алюминия. Антифрикционные сплавы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Медь и ее сплавы: латуни, бронза. Алюминий и его сплавы. Состав, структура, свойства, классификация, маркировка по ГОСТу, применение | |||
Антифрикционные сплавы. Состав, структура, свойства, маркировка по ГОСТу, применение | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Применение латуни и бронз для деталей автомобиля | |||
Применение антифрикционных сплавов | |||
Раздел 4. Твердые сплавы | 6 | ||
Тема 4.1. Композиционные материалы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Твердые металлокерамические сплавы типа ВК, ТК, ТТК. Методы их получения, свойства, маркировка по ГОСТу, применение | |||
Композиционные материалы, их свойства, состав, классификация, применение | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Сообщение на тему «Применение твердых сплавов, композиционных материалов в автомобилестроении» | |||
Раздел 5. Неметаллические конструкционные материалы | 9 | ||
Тема 5.1 Конструкционные материалы на органической и неорганической основе | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Полимеры, пластические массы | |||
Общие сведение, состав, классификация резин, неорганическое стекло | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Презентация «Область применения стекловолокнистых материалов» | |||
Раздел 6. Технологические материалы | 6 | ||
Тема 6.1 Лакокрасочные материалы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Назначение, состав и основные показатели качества лакокрасочных материалов | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Технологические особенности нанесения лакокрасочных материалов | |||
Раздел 7. Горючесмазочные материалы и специальные жидкости | 2 | ||
Тема 7.1. Автомобильные топлива, смазочные материалы специальные жидкости | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Автомобильные топлива, масла, смазки, специальные жидкости | |||
ИТОГО: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические;
- муфельная печь;
- емкость с охладителем;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В. И. Сидоркин, В.А. Янчеленко Эксплуатационные материалы: Письменные леккции. – СПб.: СЗТУ, 2011г., - 102с.
2. Ю. П. Солнецев, Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2010 год
- Г. П. Фетисов,Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:
Издательство «Оникс», 2011 год
- А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2009 год
- И. С. Стерин, Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год
Дополнительные источники:
6. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Форум», 2009 год
7. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.
8. Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения; - выбирать способы соединения деталей; - обрабатывать детали из основных материалов | ОК 1 – 10 ПК 1.1 – 1.3 ПК 2.2 ПК 2.3 | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторно – практических работ, выполнении домашних работ, текущий контроль |
Знать: - строение и свойства машиностроительных материалов; - методы оценки свойств машиностроительных материалов; - области применения материалов; - классификацию и маркировку основных материалов; - методы защиты от коррозии; - способы обработки материалов | ОК 1 – 10 ПК 1.1 – 1.3 ПК 2.2 ПК 2.3 | Текущий контроль в форме практических занятий. Выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций. выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций. |
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Материаловедение»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу 190000 Транспортные средства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- выбирать способы соединения материалов;
- обрабатывать детали из основных материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
- классификацию и маркировку основных материалов;
- методы защиты от коррозии;
- способы обработки материалов.
4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
5. Тематический план
Раздел 1. Основы металловедения и конструкционные материалы
Тема 1.1. Введение. Строение металлов
Тема 1.2. Свойства металлов и сплавов
Тема 1.3. Диаграммы состояния сплавов
Раздел 2. Производство черных и цветных металлов
Тема 2.1. Производство чугуна
Тема 2.2. Производство стали
Тема 2.3. Производство цветных металлов
Раздел 3. Термическая обработка
Тема 3.1. Основы термической обработки стали
Раздел 4. Стали и чугуны в машиностроении
Тема 4.1. Углеродистые стали и чугуны
Тема 4.2. Легированные стали. Стали с особыми свойствами
Тема 4.3. Металлокерамические сплавы. Композиционные материалы
Тема 4.4.Конструкционные материалы на органической и неорганической основе
Тема 4.5. Сплавы цветных металлов
Раздел 5. Литейное производство
Тема 5.1. Получение отливок в разовых формах
Раздел 6. Обработка металлов давлением
Тема 6.1. Виды обработки металлов давлением
Раздел 7. Сварочное производство
Тема 7.1. Электродуговая, газовая сварка и резка металлов
6. Информационное обеспечение обучения
- Солнецев Ю.П. , Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2010 год
- Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:
Издательство «Оникс», 2011 год
- А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2009 год
- И. С. Стерин Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год
5. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Фо рум», 2009 год
6. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.
7. Итоговая аттестация в форме зачета
8. Разработчик:
ГБПОУ КАТ № 9 Преподаватель М. А. Лабутина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-311780-1381502455.jpg)
рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830438-1476349193.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876143-1484203429.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Ансамбль барабанщиц"
Рабочая программа ансамбля барабанщиц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876143-1484203429.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Театральное и вокальное мастерство"
Программа по вокалу и театральной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-885892-1485852354.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования КРУЖОК «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
Рабочая программа кружка является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-919489-1604690549.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)
Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...