РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
рабочая программа

Зыбин Сергей Валерьевич

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 декабря 2016 г.№ 1580, по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»,входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_materialovedenie.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ МО «ЧЕХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ-1

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП. 04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

с. Новый Быт, 2020 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 декабря 2016 г.№ 1580, по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»,входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Чеховский техникум»

Разработчик:

___Зыбин Сергей Валерьевич, преподаватель___

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии  _________________________________________________цикла                

Протокол №          от  «___»_______________ 20__   г.

________________________ Ю.Е.Олисова

Рекомендовано методическим объединением

Протокол №          от  «___»___________________20__   г.

________________________ Ю.А. Попова

Утверждено «___» _____________20__   г

Зам. директора по учебной работе____________________  О.В. Москвитина

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 4 стр.

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 стр.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11 стр.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12 стр.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи

с общепрофессиональными дисциплинами ОП. 01Инженерная графика, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроники, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональными модулямиПМ.01.Ммонтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02.Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организация ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

- определять виды конструкционных материалов;

- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

- проводить исследования и испытания материалов;

- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

- классификацию и способы получения композиционных материалов;

- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве. строение и свойства металлов, методы их исследования;

- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная учебная нагрузка

73

в том числе:

теоретическое обучение

59

практические занятия (если предусмотрено)

10

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Введение

Значение и содержание учебной дисциплины "Материаловедение" и связь ее с другими дисциплинами и модулями профессионального цикла. Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем, новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения.

2

Раздел 1. Физико- химические закономерности формирования структуры материала

23

Тема 1.1.

Общие сведения о материалах.

Содержание учебного материала

10

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Кристаллические и аморфные вещества.

Монокристаллические материалы.

Жидкие кристаллы.

Некоторые общие свойства металлов.

В том числе, практических занятий

2

Практическая работа №1 Ознакомление с методикой измерения твердости

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

-

Тема 1.2. Термическая, химико-термическая обработка и методы испытания материалов.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Термическая обработка металлов и сплавов.

Химико-термическая обработка.

Испытание материалов на растяжении.

Испытания металлов на твердость.

Испытания на удар (ударный изгиб).

Технологические испытания и пробы.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

-

Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

 Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Построение диаграммы растяжения.

1

Тема 1.5.

Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

-

Раздел 2.Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении                                                                  23

Тема 2.1.

Конструкци-онные материалы

Содержание учебного материала

8

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Общие требования и квалификация конструкционных материалов.

Углеродистые стали. Маркировка, применение.

Конструкционные легированные стали. Применение.

Инструментальные легированные стали. Применение.

Определение марок углеродистой и легированной сталей.

В том числе, практических занятий

2

Практическая работа №2 «Выбор конструкционных материалов для конкретных деталей и условий их эксплуатации»

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.2.

Материалы с особыми технологичес-кими свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами.

Медные сплавы. Классификация.

В том числе, практических занятий

-

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Тема 2.3. Износостойкие

материалы

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Абразивные материалы, их классификация, свойства

В том числе, практических занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.4. Материалы с упругими свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация и особенности термической обработки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.5. Материалы с малой плотностью

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния.

В том числе, практических занятий

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.6.

Материалы с высокой удельной прочностью

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

Изучение маркировки материалов с высокой удельной прочностью.

Изучение термической обработка титановых сплавов.                

1

Тема 2.7

Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа №3 «Выбор коррозионно – стойких материалов по их свойствам, в зависимости от предъявляемых требований к эксплуатации»

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами                                                                                                  7

Тема 3.1.

Материалы с особыми магнитными свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Изучение маркировки материалов с особыми тепловыми свойствами.

1

Тема 3.3.

Материалы с особыми электрическими свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Раздел 4. Инструментальные материалы                                                                                                                               6

Тема 4.1.

Материалы для режущих и измерительных инструментов

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

П/р №4: «Выбор материалов для режущих и мерительных инструментов для конкретных условий эксплуатации»

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Изучение сверхтвёрдых материалов и их применения.

-

Тема 4.2.

Стали для инструментов, обработки металлов давлением

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы                                                                                                       12

Тема 5.1.

Порошковые

материалы

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №5 «Исследование свойств и применения порошковых материалов в промышленности»

2

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 5.2.Композиционные материалы

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 5.3. Неметалли-ческие материалы.

Пластические массы. Виды, применение.

Древесные материалы.

Стекло, клеи. Их свойства.

Свойства и виды клея в зависимости от вида склеиваемого материала.

Резина. Применение.

6

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

1

Подготовка рефератов и докладов по теме «Клеи», «Пластмассы в пищевой промышленности»

Курсовой проект (работа)

не предусмотрено

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и (или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)

-

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования)

-

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

Всего:

73

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Материаловедение»,

оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия (модели изделий, диаграммы, комплект плакатов), а так же техническими средствами обучения: компьютер;- мультимедиа проектор;- экран.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

1. Материаловедение:  учебник  /  Г.А. Двоеглазов.  –  Ростов  н/Д:  Феникс,  2015.  

2. Материаловедение:  учебник  /  Ю.П.  Солнцев,  С.А.  Вологжанина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2015.

3. Материаловедение и слесарное дело : учеб. пособие /  Ю.Т. Чумаченко. – Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Материаловедение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.materialscience.ru/ subjects/materialovedenie/.

2.Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://materiology.info.

3. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]: сайт //  Режим доступа: Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/.

4. Электронные  библиотеки  России  /pdf  учебники  студентам  [Электронный  ресурс]:  сайт  //  Режим  доступа  :  http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Тестовые  задания  по  материаловедению  и  технологии  конструкционных  материалов  учеб.  пособие  для  студ.  учреждений  высш. проф.образования / [А.А.Смолькин, А.И.Батышев,В.И.Беспалькои др.] ; под ред. А.А.Смолькина.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания

Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

Перечисляет закономерности процесса кристаллизации в зависимости от температуры;

Перечисляет способы термообработки материалов;

Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий,

Тестирование,

Устный опрос,

Зачет

Классификацию и способы получения композиционных материалов;

Перечисляет принципы получения композиционных материалов, их особенности в зависимости от компонентов;

Классифицирует по заданным критериям

Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и

свойства металлов, методы их исследования;

Аргументировано объясняет на основе нормативных источников причины выбора материалов для конкретной технологической машины

Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов;

Дает краткую характеристику по химическому составу;

Перечисляет область применения разных групп материалов в пищевой промышленности

Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

Перечисляет группы станков для металлообработки;

Объясняет принципы назначения режимов резания;

По алгоритму определяет припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента

Умения

Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду,

происхождению, свойствам;

Визуальным наблюдениям, физическим экспериментом устанавливает вид конструкционного материала

Выделяет признаки материалов по заданным критериям;

По заданному критерию (прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материала для конкретной конструкции.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий,

Проектная работа,

Оценка решений ситуационных задач,

Зачет

Определять виды конструкционных материалов;

Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

Проводить исследования и испытания материалов;

Осуществляет процесс испытания материалов;

Перечисляет основные характеристики материала.

Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

Воспроизводит технологию обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение» (2 курс СПО)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение по ОП ПП "Каменщик"

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям ра...

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины "Материаловедение"

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины  «Материаловедение» для специальности 13.02.08 Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника.Перечислены знания, умения и профессиональные...

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» Профессия НПО 190631.01 Автомеханик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение по специальности 23.0205 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).

ОдобренаПредметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин       Наименование комиссииРазработана на основе Федерального Государственного стандарта по специально...

Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение

Рабочая программа учебной дисциплины ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Материаловедение швейного производства по профессии: 19601 Швея

Рабочая программа учебной дисциплины является частью Адаптированной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих по професс...