Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"
рабочая программа
Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения", и включает:
1. Комплект контролько-оценочных средств (КОС):
- Методическое пособие;
- Приложение №1 Контрольно-оценочные средства текущего контроля;
- Приложение №2 Комплект заданий практических занятий с методическими указаниями;
- Приложение №3 Тесты для проведения промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по дисциплине "Допуски и техничекие измерения";
2. Рабочая программа по дисциплине "Допуски и техничекие измерения" для профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда;
3. Тематический план по дисциплине "Допуски и техничекие измерения" для профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда;
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ___________________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
г. Кемерово
2022-2023
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 «Допуски и технические измерения» разработан на основе основной программы профессионального обучения ФКП образовательного учреждения №262 (далее – ОППО) по профессии 18511 «Слесарь по ремонту
и обслуживанию автомобилей» 2,3 - го разряда.
Разработчик:
Преподаватель Осипов Сергей Александрович
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии ФКП образовательного учреждения № 262 (протокол № 8 от 30 августа 2022 года).
Председатель методической комиссии О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Стр. | ||
1 | ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 4 |
Результаты освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения», подлежащие проверке | 4 | |
2 | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.1. | Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины | 5 |
2.2. | Виды контроля по учебной дисциплине | 5 |
2.3. | Контроль результатов освоения программы учебной дисциплины | 6 |
2.4. | Критерии оценивания освоения программы учебной дисциплины | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1. Контрольно – оценочные средства текущего контроля (вопросы по темам, карточки – задания, тесты)
Приложение 2. Комплект заданий практических занятий с методическими указаниями
Приложение 3. Комплект билетов тестовых заданий для экзамена дифференцированного зачета (промежуточная аттестация)
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Результаты освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения», подлежащие проверке
Комплект КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения» - это совокупность методических материалов, форм и процедур текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обеспечивающих оценку соответствия образовательных результатов (квалификационная характеристика – знать, уметь) обучающихся требованиям ОППО.
Цели КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»:
- проверка обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОППО (текущий контроль
и промежуточная аттестация);
- проверка усвоения знаний (в понимании готовности применять полученные знания для успешного решения профессиональных задач).
Задачи КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»:
- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний и первичных практических умений, определенных ОППО;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» обучающиеся должны:
Знать | |
З 8 | Устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно - измерительных инструментов; |
З 9 | Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; |
З 10 | Систему допусков и посадок; |
З 11 | Квалитеты и параметры шероховатости; |
Уметь | |
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации |
2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Текущий контроль освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» осуществляется в процессе проведения теоретических занятий (приложения 1-2).
Обязательной формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» является дифференцированный зачет (приложение 3).
Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются знания и умения.
2.2. Виды контроля по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»
Учебная дисциплина | Виды (формы) контроля |
«Допуски и технические измерения» | Текущий контроль |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2.3. Контроль результатов освоения программы учебной дисциплины
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля | |
Код | Содержание | ||
З 8 | Знать устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно¬-измерительных инструментов | Устройство наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированный зачёт. |
Способы определения исправности и проверки работоспособности наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
Порядок подготовки и использования наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
З 9 | Знать назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов | Назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |
Перечень и способы определения исправности и проверки работоспособности наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
З 10 | Знать систему допусков и посадок; | Способы обозначения на чертежах и схемах допусков и посадок | |
Инструмент и приспособления, используемые для проверки и контроля допусков и посадок | |||
Порядок проверки допусков и посадок | |||
З 11 | Знать квалитеты и параметры шероховатости; | Способы обозначения квалитетов и параметров шероховатости на чертежах и схемах; | |
Влияние параметров квалитетов и параметров шероховатости на работоспособность и износостойкость узлов и механизмов автомобилей | |||
Способы проверки квалитетов и параметров шероховатости | |||
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации | Выбирать необходимый измерительный инструмент для обеспечения необходимой степени контроля качества деталей | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при выполнении практических заданий, экзамена по учебной дисциплине |
Производить измерения и контроль параметров точности и качества деталей с использованием измерительного инструмента | |||
Использовать измерительный инструмент для обеспечения необходимой точности измерения и контроля параметров деталей в соответствии с требованиями технической документации |
2.4. Критерии оценивания освоения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку | |||
Отметка | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Проявление познавательного интереса и активности |
«5» | Изложение полученных знаний в устной, письменной | Выделение существенных признаков изученного | Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий | Проявление познавательной активности обучающегося, познавательного, творческого интереса |
«4» | Изложение полученных знаний в устной, письменной | Выделение существенных признаков изученного | Применение знаний | Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание |
«3» | Изложение полученных неполных знаний, однако, это | Затруднение при выделении существенных признаков изученного при выявлении причинно-следственных связей | Недостаточная самостоятельность (обучающийся нуждается | Пассивность, созерцательность познавательный интерес |
«2» | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации; существенные ошибки, не исправляемые даже | Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод | Неумение применять знания | Отсутствие внимания |
Преподаватель С.А. Осипов
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ___________________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
г. Кемерово
2022 - 2023
Рабочая программа учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» разработана на основе основной программы профессионального обучения ФКП образовательного учреждения №262 (далее – ОППО)
по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3 - го разряда.
Разработчик:
Преподаватель Осипов Сергей Александрович
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии ФКП образовательного учреждения № 262 (протокол № 8 от 30 августа 2022 года).
Председатель методической комиссии О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||||
| 4 | |||
| 5 | |||
| 9 | |||
| 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» является методическим обеспечением ОППО по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3-го разряда.
- Место учебной дисциплины в структуре основной программы профессионального обучения
Учебная дисциплина «Допуски и технические измерения» входит
в общепрофессиональный цикл.
- Цели освоения учебной дисциплины
С целью формирования знаний и умений в пределах квалификационных требований, указанных в ОППО по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3-го разряда., обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
Знать | |
З 8 | Устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно - измерительных инструментов; |
З 9 | Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; |
З 10 | Систему допусков и посадок; |
З 11 | Квалитеты и параметры шероховатости; |
Уметь | |
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | - 20 часов |
в том числе: | |
- практических занятий | - 4 часа |
- дифференцированный зачёт | - 1 час |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс | Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик | Формы промежуточной аттестации | Обязательная учебная нагрузка обучающихся, час | Распределение обязательной учебной нагрузки обучающихся в часах по неделям | ||
всего занятий | в т.ч. лаб. и практ. занятий | 11 нед. | 11 нед. | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | |||||
ОП.06 | Допуски и технические измерения | ДЗ | 20 | 4 | 20 |
2.2. Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Тема № 1 | Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей | 11 |
Тема № 2 | Технические измерения | 8 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Итого | 20 |
2.3. Содержание учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Наименование тем | № занятия | Кол- во часов | Наименование темы занятия | Объем часов | Уровень освоения |
Тема №1. Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 11 | |||
Содержание учебного материала | 9 | ||||
1 | 1 | Основные понятия стандартизации. | 1 | 1 | |
2 | 1 | Документы в области стандартизации. Качество продукции. | 1 | 1 | |
3 | 1 | Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера. | 1 | 1 | |
4 | 1 | Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения. | 1 | 1 | |
5 | 1 | Понятия о посадках. | 1 | 1 | |
6 | 1 | Система посадок ИСО. | 1 | 1 | |
7 | 1 | Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. | 1 | 1 | |
8 | 1 | Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей. | 1 | 1 | |
9 | 1 | Волнистость и шероховатость поверхности. Способы определения, приборы, правила определения. | 1 | 1 | |
Практические занятия (тематика практических занятий) | 2 | ||||
10 | 1 | Практическое занятие № 1. Определение величин предельных отклонений размеров и допусков деталей. | 1 | 2 | |
11 | 1 | Практическое занятие № 2. Определение шероховатости обработанной поверхности детали. | 1 | 2 | |
Тема №2. Технические измерения | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 8 | |||
Содержание учебного материала | 6 | ||||
12 | 1 | Основы метрологии. Международная система единиц (СИ) Основные термины. | 1 | 1 | |
13 | 1 | Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. | 1 | 1 | |
14 | 1 | Средства измерений и контроля линейных размеров. | 1 | 1 | |
15 | 1 | Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм | 1 | 1 | |
16 | 1 | Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей. | 1 | 1 | |
17 | 1 | Измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб. | 1 | 1 | |
Практические занятия (тематика практических занятий) | 2 | ||||
18 | 1 | Практическое занятие № 3. Выполнение измерения деталей контрольно-измерительными инструментами. | 1 | 2 | |
19 | 1 | Практическое занятие № 4. Определение параметров и контроль качества резьбы. | 1 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 1 | ||||
20 | 1 | Дифференцированный зачет. | 1 | 2 | |
Итого: | Суммарная учебная нагрузки обучающегося | 20 | |||
включая | обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 16 | |||
в т. ч. практические занятия: | 4 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Чтение чертежей и технические измерения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- телевизор с USB разъёмом.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- С.А. Зайцев, А.Н. Толстов «Технические измерения»; учебное пособие
для студентов учреждений среднего проф. образования / Москва: Образовательно - издательский центр «Академия», 2018 – 368 с. - А. М. Бродский «Черчение (металлообработка)»; учебное пособие для нач. проф. образования / 11-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 393 с. Основные источники:
- Н. А. Бабулин «Построение и чтение машиностроительных чертежей», учебник для НПО, издание 12-е. М: «Высшая школа» 2005-453с.
Дополнительные источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля обучения |
Знать | ||
З 8 - знать устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно¬-измерительных инструментов | - Сообщает виды средств измерения; - Называет классификацию измерительных инструментов; - Сообщает области применения средств измерения; - Объясняет устройство контрольно-измерительных инструментов. | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированный зачёт. |
З 9 – знать назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов | - Объясняет назначение контрольно-измерительных инструментов; - Сообщает правила выбора средств измерений; - Называет средства измерений и контроля линейных размеров; - Объясняет правила измерения деталей; - Называет правила применения контрольно-измерительных инструментов; - Объясняет правила эксплуатации инструментов для технических измерений. | |
З 10 – знать систему допусков и посадок; | - Объясняет основные понятия взаимозаменяемости, стандартизации; - Называет параметры качества продукции; - Излагает основные понятия системы допусков и посадок; - Сообщает квалитеты точности; - Называет параметры шероховатости; - Называет параметры отклонений форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Излагает правила определения величин предельных отклонений размеров по чертежу детали; - Называет виды посадок в системах отверстия и вала; - Сообщает основные единицы измерений в системе СИ; - Называет виды посадок в системах отверстия и вала; - Объясняет правила обозначения шероховатости поверхностей; - Сообщает правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей. | |
З 11 – знать квалитеты и параметры шероховатости; | - Сообщает квалитеты точности; - Называет параметры шероховатости; - Объясняет правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Называет приемы определения шероховатости обработанной поверхности; - Объясняет правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, параметры шероховатости. | |
Уметь | ||
У 17 - Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации | - Выбирает средства контроля деталей в соответствии с требованиями технической документации; - Выполняет контроль размеров деталей с использованием измерительных приборов и инструментов; - Выполняет контроль форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Выбирает средства контроля наружных и внутренних резьб, - Выполняет контроль наружных и внутренних резьб с использованием измерительных инструментов; - Выбирает способ определения шероховатости обработанной поверхности, в соответствии с требованиями технической документации; - Определяет шероховатость обработанных поверхностей с использованием измерительных инструментов. | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при выполнении практических заданий), дифференцированного зачета. |
Преподаватель С.А. Осипов |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
РАССМОТРЕНО: на методической комиссии «30» августа 2022 г. | Заместитель директора по учебно-производственной работе __________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
на 2022 – 2023 учебный год
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
Количество часов: 20
План составил: преподаватель Осипов Сергей Александрович
Содержание обучения по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»
№ занятия | Кол-во часов | Наименование темы занятия | Формируемые знания (З) умения (У) | Тип занятия | Материальное и информационное обеспечение занятий | Формы и методы контроля |
Тема №1. Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей (11 час.) | ||||||
1 | Основные понятия стандартизации | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 5-28; ИР | Устный опрос | |
1 | Документы в области стандартизации. Качество продукции. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 28-35; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 35-41; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 48-61; | Устный и письменный опрос | |
1 | Понятие о посадках.
| З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 61-68; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Система посадок ИСО. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 68-85; ИР, ВМ | Устный опрос | |
| 1 | Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 85-92; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос |
1 | Практическое занятие № 1. Определение величин предельных отклонений размеров и допусков деталей. | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 65-83; ДМ, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 92-128; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Волнистость и шероховатость поверхности. Способы определения, приборы, правила определения. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 128-142: ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Практическое занятие № 2. Определение шероховатости обработанной поверхности детали | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 262-272; ДМ, НО, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
Тема №2. Технические измерения (8 час.) | ||||||
1 | Основы метрологии. Международная система единиц (СИ) Основные термины | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 142-168; ИР | Устный опрос | |
1 | Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 168-194; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Средства измерений и контроля размеров, форм и взаимного расположения поверхностей | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 194-262; ИР | Устный опрос | |
1 | Виды, устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 199-217; ИР | Устный и письменный опрос | |
1 | Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1 стр. 262-284;
| Устный опрос | |
1 | Практическое занятие № 3. Выполнение измерения деталей контрольно-измерительными инструментами | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1 стр.194-244; НО, ДМ, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Средства контроля резьб. Виды, область применения, приемы работы | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 327-342; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Практическое занятие № 4. Определение параметров и контроль качества резьбы | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 327-342; ИР, НО, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Дифференцированный зачет | З-8, З-9, З-10, З-11 | Контрольно –проверочный | ТЗ | Оценка результатов выполнения тестовых заданий дифференцированного зачета |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. С.А. Зайцев «Технические измерения», учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2018 - 365с.
2. А.А. Павлова «Техническое черчение», учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2018 – 272с.
3. С.А. Зайцев «Допуски, посадки и технические измерения
в машиностроении», учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2007 – 240 с.
Средства обучения и контроля:
Используемые сокращения | Применяемые средства обучения |
НП | наглядные пособия |
НМ | наглядный материал |
ДМ | дидактический материал |
НО | натуральные образцы |
ВМ | видеоматериал |
ПР | презентация |
ТЗ | тестовые задания |
КЗ | карточки-задания |
Преподаватель С.А. Осипов
Предварительный просмотр:
Приложение №1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопросы по темам (текущий контроль)
Контрольные вопросы по теме № 1. «Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей»
- Что такое взаимозаменяемость?
Ответ: Взаимозаменяемость – это пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
- Какая бывает взаимозаменяемость?
Ответ: Взаимозаменяемость бывает:
- полная взаимозаменяемость (требуемые характеристики у всех элементов) - полностью взаимозаменяемыми называются детали
и узлы, устанавливаемые при сборке без дополнительных операций
по обработке, без регулирования и подбора. Характерный пример — подшипники, автомобильные шины, электрические лампы;
- неполная (частичная, ограниченная) взаимозаменяемость (часть элементов с погрешностью (характеристикой) больше чем допуск
на сборку, при этом возникает риск не собрать изделие)-при сборке требуется установка детали или узла с размерами определённой группы, то есть групповой подбор деталей. Пример — поршни двигателей внутреннего сгорания;
- групповая (требуемые характеристики достигаются путём включения элементов, принадлежащей общей группе заранее измеренных
и рассортированных). Пример — клапана и толкатели двигателей внутреннего сгорания;
- Какие примеры взаимозаменяемости вы знаете?
Ответ: Если взять несколько одинаковых изделий, разобрать
их на детали, а детали перемешать, затем собрать из этих деталей такие же изделия (например, мясорубка, автомат, лампа освещения и т.д.).
- Что такое стандарт?
Ответ: Стандарт — нормативно-технический документ
по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
- Какие существуют категории стандартов?
Ответ: В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяют на категории и виды:
Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на ту продукцию,
на которую они распространяются.
Стандартизация — английское слово, означающее сведение многих видов изделий к небольшому числу типовых образцов (стандартов).
Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся
в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому
на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.
Комплексная стандартизация — стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих
в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов.
- Что включает в себя понятие «качество продукции»?
Ответ: Свойство продукции использовать и применять
ее для удовлетворения определенных потребностей в соответствии
с ее назначением.
- Перечислите основные показатели качества продукции.
Ответ: 1. Единичный показатель – отражает одно какое – то свойство продукции (например, производительность, энергоемкость, грузоподъемность, ресурс и т.д.);
2. Комплексный показатель - отражает несколько свойств продукции (например, безотказность и ремонтопригодность);
- Какой размер называется действительным?
Ответ: Действительный размер - размер, установленный измерением
с помощью средства измерений с допускаемой погрешностью измерения.
- Какие размеры называются предельными?
Ответ: Предельно допустимый размер размерного элемента (минимальный или максимальный).
- Какой брак является исправимым?
Ответ: Если после изготовления изделия его параметры можно исправить и привести в соответствие с заданными размерами (например, диаметр отверстия сделать больше, а диаметр вала – меньше).
- Какой брак является неисправимым?
Ответ: Если после изготовления изделия его параметры нельзя исправить и привести в соответствие с заданными размерами. (например, диаметр отверстия сделать меньше, а диаметр вала – больше).
- Каким образом можно получить посадку: а) с зазором? б) с натягом?
Ответ: Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала S = D — d, а натягом — положительная разность между размером вала и отверстия N = d — D. Единая система допусков и посадок для гладких деталей и соединений разработана на основе Международной системы допусков и посадок ИСО.
В посадках с зазором поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, в посадках с натягом поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия. В переходных посадках поля допусков отверстия и вала перекрываются.
Посадки с зазором должны обеспечивать наименьший зазор между валом и отверстием. Такой зазор обусловливает создание жидкостного трения в процессе эксплуатации соединения, а в прецизионных парах — также точное центрирование и равномерное вращение вала.
Посадки с натягом позволяют точно центрировать детали и передавать в процессе длительной эксплуатации заданный крутящий момент
или осевое усилие.
Переходные посадки дают возможность получить в соединении
как зазоры, так и натяги в зависимости от предельных размеров сопрягаемых деталей.
Посадки всех трех групп получают, изменяя положение полей допусков сопрягаемых деталей. Однако в экономическом
и техническом отношениях удобнее получать посадки изменением положения поля допуска или вала, или отверстия.
- Каковы условия образования зазора?
Ответ: Если линейные размеры вала меньше линейных размеров отверстия или линейные размеры отверстия больше линейных отверстий вала.
- Каковы условия образования натяга?
Ответ: Если линейные размеры вала больше линейных размеров отверстия или линейные размеры отверстия меньше линейных отверстий вала.
- Какие группы посадок существуют?
Ответ: Существуют посадки с зазором, с натягом и переходные посадки.
- Как образуются посадки в системе отверстия?
Ответ: Система отверстия — система, в которой посадки образуются соединением различных валов с основным отверстием.
- Как образуются посадки в системе вала?
Ответ: Система вала — система, в которой посадки образуются соединением различных отверстий с основным валом.
- Какая из систем посадок является предпочтительной и почему?
Ответ:
- Как расположено поле допуска основного отверстия в системе вала?
Ответ: Поле допуска основного отверстия в системе вала расположено в верхней части графического изображения детали.
- Как расположено поле допуска основного отверстия в системе отверстия?
Ответ: Поле допуска основного отверстия в системе отверстия расположено в нижней части графического изображения детали.
- Как по взаимному расположению полей допусков отверстия и вала при графическом изображении посадки определить характер соединения?
Ответ: При графическом изображении посадки характер соединения можно определить по специальной надписи, заключенной в рамку.
- Что такое система допусков и посадок?
Ответ: Системой допусков и посадок устанавливается четыре диапазона номинальных размеров: до 1 мм, 1...500, 500. .3150, 3150. .10000 мм. Благодаря такому делению учитываются специфические особенности образования посадок в различных диапазонах размеров соединений.
- Почему в стандартах на допуски и посадки используется понятие «интервал размера»?
Ответ: Интервалы размера в стандартах на допуски и посадки используются в связи с тем, что они привязаны к рядам предпочтительных чисел, утвержденных ГОСТ.
- Как называются ряды точности в ЕСДП?
Ответ: Квалитет (от немецкого Qualitat — качество) — это степень точности. Всего в ЕСДП предусмотрено 19 квалитетов, обозначаемых порядковым номером, возрастающим с увеличением допуска:
01, 0, 1, 2, 3, 17 (номера 01 и 0 соответствуют двум наиболее точным квалитетам, введенным в систему ИСО после введения 1-го квалитета). Сокращенно допуск по одному из квалитетов обозначают латинскими буквами и номером квалитета, например, IT9 — допуск
по 9-му квалитету.
Допуск выражается определенным, постоянным для данного квалитета числом единиц допуска, а:IT=ia (для размеров до 500 мм).
- Как обозначаются допуски в каждом квалитете?
Ответ: Допуски в квалитетах разбиты на число единиц допуска по принципу – чем выше квалитет, тем больше число допусков (например, для 5 квалитета число допусков – 7, для 15 квалитета число допусков – 640).
- Как обозначаются на чертежах поля допуска основного отверстия и основного вала?
Ответ: Поля допусков основного отверстия и основного вала на чертежах обозначаются с использованием прописных и заглавных букв английского алфавита.
- Как расположены поля допусков основного отверстия и основного вала?
Ответ: Поля допусков основного отверстия на чертежах обозначаются в виде математической дроби, где в качестве числителя указываются параметры отверстия, а в качестве знаменателя – параметры вала.
- Чем отличаются обозначения полей допусков отверстий
от обозначений полей допусков валов?
Ответ: Поля допуска валов обозначаются прописными (маленькими) буквами английского алфавита (например, а, в, с, d, f), а поля допусков отверстий обозначаются заглавными (большими) буквами английского алфавита (например, A, B, C, D, F).
- Что означают размеры 32G7, 50q6 на чертеже детали?
Ответ: 32G7 - диаметр отверстия – 30 мм +0,034/+0,08;
50q6 - диаметр вала 50 мм -0,06/-0,034;
- Как влияют отклонения от формы на характер соединения деталей?
Ответ: Уменьшают надежность и время работы изделия в целом, ведут к преждевременному выходу оборудования из строя, влияют
на точность и качество его работы.
- Когда на чертеже не указывается отклонение от формы поверхности?
Ответ: Параметры отклонения от формы поверхности на чертеже не указываются, если все отклонения формы поверхности по своей величине не превышают допуск размера данного элемента детали.
- В каких единицах указывается отклонение от формы на чертеже детали?
Ответ: В миллиметрах и его долях.
- Перечислите причины, по которым возникают отклонения от формы обрабатываемой поверхности.
Ответ: 1. Неточности станка;
2. Неточности приспособления;
3. Неточности режущего (обрабатывающего) инструмента;
4. Неточности установки режущего (обрабатывающего) инструмента;
5. Неточности детали;
6. Деформация детали;
7. Деформация станка, приспособления, инструмента;
8. Температурная деформация при обработке детали;
9. Неточность измерения и контроля размеров.
- Где на чертеже указывают допуск расположения поверхностей?
Ответ: В специальной рамке (состоящей из 1, 2, или 3 ячеек),
расположенной совместно со стрелочным указателем на точке нормируемой поверхности детали.
- Когда вводится третья часть рамки?
Ответ: Когда необходимо указать буквенное значение (параметр) базы (общей базы).
- Какая поверхность называется базой?
Ответ: Поверхность, относительно которой установлен допуск элемента.
- Как влияют отклонения от расположения поверхностей на характер соединения деталей?
Ответ: Отрицательно – увеличивается износ оборудования и время эксплуатации, увеличиваются погрешности в работе.
- Когда на чертеже не указывают отклонения от расположения поверхностей?
Ответ: Параметры отклонения от расположения поверхности на чертеже не указываются, если все отклонения расположения поверхности по своей величине не превышают допуск размера данного элемента детали.
- Что такое шероховатость?
Ответ: Шероховатостью поверхности называют совокупность микронеровностей на поверхности детали. Она является основным параметром, влияющим на работоспособность деталей узлов
и механизмов.
- Как влияет шероховатость деталей на работу механизма?
Ответ: Все поверхности любой детали, независимо от способа
их получения, имеют макро - и микронеровности в виде выступов
и впадин. Эти неровности, формирующие рельеф поверхности
и определяющие ее качество, называют шероховатостью поверхности. В процессе формообразования деталей на их поверхности появляются волнистость и шероховатость - ряд чередующихся выступов и впадин сравнительно малых размеров. Шероховатость и волнистость могут быть следом от резца или другого режущего инструмента, копией неровностей форм или штампов, могут возникать вследствие вибраций, возникающих при резании, а также в результате действия других факторов. Влияние шероховатости на работу деталей машин многообразно:
• шероховатость поверхности может нарушать характер сопряжения деталей за счет смятия или интенсивного износа выступов профиля;
• в стыковых соединениях из-за значительной шероховатости снижается жесткость стыков;
• шероховатость поверхности валов разрушает контактирующие с ними различного рода уплотнения;
• неровности, являясь концентраторами напряжений, снижают усталостную прочность деталей;
• шероховатость влияет на герметичность соединений, на качество гальванических и лакокрасочных покрытий;
• шероховатость влияет на точность измерения деталей;
• коррозия металла возникает и распространяется быстрее на грубо обработанных поверхностях и т.п.
- Какие знаки применяют при обозначении шероховатости?
Ответ: для обозначения шероховатости используется знак типа
- Стандартизованы ли значения параметров шероховатости?
Ответ: Да, они привязаны к базовой длине (l) измеряемого участка поверхности детали.
- В каких единицах выражаются параметры шероховатости?
Ответ: Параметры шероховатости поверхности обозначаются символами Ra, Rz, выражаются в миллиметрах и его долях.
Ra – это среднее арифметическое отклонение точек профиля в пределах базовой длины.
Rz – это высота неровностей профиля по 10 точкам. Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.
- Назовите параметры шероховатости.
Ответ: Ra – это среднее арифметическое отклонение точек профиля в пределах базовой длины.
Rz – это высота неровностей профиля по 10 точкам. Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.
- Как по-вашему, какой из параметров более полно определяет шероховатость?
Ответ: Параметр Rz, так как он наиболее удобен для контроля с использованием большинства методов и средств и способов измерения.
Контрольные вопросы по теме № 2. Технические измерения.
- Что такое измерение?
Ответ: Поиск неизвестной величины с использованием измерительных инструментов.
- Что такое результат измерения?
Ответ: Полученные в результате процесса эксперимента одна
или несколько значений величин, которые могут быть обоснованно приписаны измеряемой величине.
- Что такое средства измерения?
Ответ: Устройства для нахождения неизвестных значений физических величин (размеров, веса, скорости и т.д.)
- Что такое метрология?
Ответ: Метрология (от греч. "метро"- мера, "логос" - учение) - наука
об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.
Измерение - это нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.
На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям
- Что такое шкала, цена деления?
Ответ: Шкала – часть средства измерения, представляющая собой упорядоченный набор меток вместе со значениями соответствующей величины.
Цена деления – разность величин, соответствующих двум соседним отметкам шкалы средства измерения.
- Какая разница между прямым и косвенным измерениями?
Ответ: Прямое измерение – это измерение полученной величины непосредственно с использованием средств измерения (например, при взвешивании весами или измерении средством измерения линейных величин);
Косвенное измерение – это измерение, полученное путем прямых измерений других величин, косвенно связанных с искомой (например, масса воды в емкости размером 100х100х100 мм, масса металла объемом 50х50х50 мм).
- В чем сущность метода непосредственной оценки и метода сравнения с мерой?
Ответ: Метод непосредственной оценки заключается в определении искомой величины непосредственно по показанию шкалы средства измерения.
Метод сравнения с мерой заключается в сравнении искомой величины с величиной, воспроизводимой мерой.
- Перечислите показатели, которые следует учитывать при выборе средств измерения линейных размеров.
Ответ: Точность измерения, условия измерения и количество необходимых измерений.
- Каков порядок действий при выборе средств для измерения линейных размеров?
Ответ: В зависимости от необходимых условий и точности проведения измерения необходимо определить вид и состав измерительных инструментов, которыми будут проводиться измерения и их точность.
- Чем характерны штангенинструменты?
Ответ: Это средства измерения, предназначенные для измерения абсолютных линейных размеров наружных и внутренних поверхностей, а также для воспроизведения размеров при разметке деталей.
- Какие существуют виды штангенциркулей?
Ответ: Штангенциркули, штангенглубиномеры, штангенрейсмасы.
- Назовите основные части штангенциркуля.
Ответ: 1. Линейка – штанга;
2. Измерительные губки для внутренних и внешних поверхностей);
3. Рамка;
4. Винт зажима рамки;
5. Шкала – нониус;
6. Линейка глубиномера;
7. Рамка микрометрической подачи.
- Как определяются целые миллиметры у штангенциркуля?
Ответ: По основной шкале измерительного инструмента.
- Как определяются дробные доли миллиметра
у штангенинструментов?
Ответ: По показаниям нониуса.
- Какие величины отсчета установлены у штангенинструментов?
Ответ: Показания величин отсчета устанавливаются для линейных величин в целых, сотых и тысячных долях миллиметра, для угловых величин – в градусах, минутах и секундах.
- Для чего служит штангенрейсмас?
Ответ: Штангенрейсмас служит для разметки деталей и определения
их высоты.
- Для чего служит штангенглубиномер?
Ответ: Для измерения глубины отверстий.
- Чем характерны микрометрические инструменты?
Ответ: Они обладают высокой точностью измерения, позволяющие находить значение величин от 0,1 до 0,001 мм.
- Какие существуют микрометрические инструменты общего назначения?
Ответ: Гладкие микрометры, микрометры со вставками, микрометрические глубиномеры.
- Из каких основных частей состоит микрометр?
Ответ: 1. Корпус;
2. Неподвижная пятка;
3. Стебель;
4. Микрометрический винт;
5. Барабан;
6. Гайка микрометрической пары;
7. Устройство стабилизации усилия измерений (трещотка);
8. Ось продольной шкалы;
9. Продольные шкалы;
10. Круговая шкала;
11. Стопор;
12. Контргайка.
- Для чего служит трещотка?
Ответ: Трещотка предназначена для стабилизации усилия
при измерениях.
- Чему равна цена деления микрометрических инструментов
и как она определяется?
Ответ: В зависимости от класса точности прибора цена деления может составлять от 0,01 до 0,001 мм., цена деления указывается на корпусе измерительного инструмента.
- Как производится чтение показаний на микрометрических инструментах?
Ответ: Сначала смотрят показания основной шкалы, затем – показания нониуса.
- Какова разница в чтении показаний у микрометрического глубиномера и микрометра?
Ответ: Вместо нониусной шкалы у глубиномеров может использоваться индикатор часового типа с ценой деления
0,05 и 0,01 мм.
- Назвать общую классификацию резьбы.
Ответ: Резьбы делятся на 2 группы – общего назначения и специальные с узкой областью применения. Они бывают 3-х основных видов:
1. Крепежные;
2. Кинематические;
3. Трубные.
- Каковы основные элементы метрической резьбы?
Ответ: 1. Наружный (болт) и внутренний (гайка) диаметр резьбы;
2. Средний диаметр;
3. Шаг резьбы;
4. Угол профиля резьбы;
5. Рабочая высота профиля резьбы;
6. Длина свинчивания.
- Назвать допуски и посадки метрической резьбы. Степени точности резьбы.
Ответ: 1. Резьбовые соединения с зазором;
2. Резьбы с натягом.
- Какими методами и средствами производится контроль метрической резьбы?
Ответ: Методы контроля метрической резьбы:
1. Дифференцированный (измерение каждого параметра резьбы в отдельности);
2. Комплексный (на степень соответствия действительного контура резьбы предельному).
Средства контроля метрической резьбы:
1. Калибры (предельные рабочие гладкие, контрольные, приемные, резьбовые проходные и непроходные,);
2. Проекторы;
3. Шаблоны с предельными контурами.
Комплект карточек заданий для письменной проверки знаний по темам учебной дисциплины
Занятие №2. Документы в области стандартизации. Качество продукции.
Задание: выберите из правой колонки определение, относящееся к термину в левой колонке:
Показатели качества | Определение показателей качества |
1) Назначение | 1. Показатели, характеризующие затраты на изготовление продукции. |
2) Экологические | 2. Показатели, характеризующие основные функции продукции |
3) Экономические | 3. Показатели, характеризующие рациональность и совершенство формы изделия. |
4) Эстетические | 4. Показатели, характеризующие условия изготовления детали. |
5) Надежности | 5. Показатели, характеризующие при работе изделия сохранение окружающей среды. |
6)Технологичности | 6. Долговечность, надежность |
Ответ оформите в виде указанной таблицы.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа |
Занятие № 3. Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера.
Задание: ответьте на вопросы теста.
1. Размеры на чертеже проставляются в:
а) сантиметрах б) дециметрах в) миллиметрах
2. Наибольший и наименьший размеры детали называются:
а) действительные б) предельные в) номинальные
3. По формулировке определите тип размера.
Размер, полученный конструктором в результате расчетов или с учетом различных конструкторских или технологических соображений, - это размер...
а) номинальный
б) действительный
в) наибольший
4. Имеет ли допуск размера знак? а) Да б) Нет
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква ответа |
Эталон ответа:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква ответа |
Занятие № 4. Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения.
Задание: проведите анализ размеров и заполните таблицу.
Контрольные вопросы | Исходные данные | |||||
Размер на чертеже | ||||||
| ||||||
Номинальный размер, мм? | ||||||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Наибольший предельный размер, мм | ||||||
Наименьший предельный размер, | ||||||
Допуск размера? |
Эталон ответа:
Контрольные вопросы | Исходные данные | |||||
Размер на чертеже | ||||||
| ||||||
Номинальный размер, мм? | ||||||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Наибольший предельный размер, мм | ||||||
Наименьший предельный размер, | ||||||
Допуск размера? |
Занятие № 5,6 Понятия о посадках.
Задание: проведите анализ соединения и определите вид посадки
Контрольные вопросы | Вал | Отверстие |
Наибольший размер, мм? | ||
Наименьший размер, мм? | ||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||
Допуск размера? | ||
Графическое изображение соединения | ||
Вид посадки? |
Эталон ответа:
Контрольные вопросы | Вал | Отверстие |
Наибольший размер, мм? | ||
Наименьший размер, мм? | ||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||
Допуск размера? | ||
Графическое изображение соединения | ||
Вид посадки? |
Занятие № 7. Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок
Задание: определите вид системы посадок по характеру расположения поля допуска основной детали.
Исходные данные.
Схемы полей допусков
1 - поле допуска основной детали | 1 - поле допуска основной детали | ||
2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | 2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | ||
Соединение деталей | Тип соединения | Соединение деталей | Тип соединения |
1-2 | 1-2 | ||
1-3 | 1-3 | ||
1-4 | 1-4 | ||
1-5 | 1-5 | ||
1-6 | 1-6 | ||
1-7 | 1-7 | ||
1-8 | 1-8 | ||
1-9 | 1-9 |
Эталон ответа:
1 - поле допуска основной детали | 1 - поле допуска основной детали | ||
2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | 2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | ||
Соединение деталей | Тип соединения | Соединение деталей | Тип соединения |
1-2 | 1-2 | ||
1-3 | 1-3 | ||
1-4 | 1-4 | ||
1-5 | 1-5 | ||
1-6 | 1-6 | ||
1-7 | 1-7 | ||
1-8 | 1-8 | ||
1-9 | 1-9 |
Занятие № 8. Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей
Задание: заполните таблицу, вписав соответственно виду допуска его условный знак.
Вид допуска | Знак |
Допуск плоскостности | |
Допуск прямолинейности | |
Допуск круглости | |
Допуск цилиндричности | |
Допуск профиля продольного сечения |
Эталон ответа:
Вид допуска | Знак |
Допуск плоскостности | |
Допуск прямолинейности | |
Допуск круглости | |
Допуск цилиндричности | |
Допуск профиля продольного сечения |
Занятие № 9. Волнистость и шероховатость поверхности.
Задание: выберите возможные методы обработки поверхности данной шероховатости:
Методы обработки:
А - зеркальная доводка, Б – зенкерование, В - тонкое точение
Г - грубое точение
Ответ оформите в виде таблицы.
N | I | II | III | IV |
Методы обработки |
Занятия № 13,14. Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. Средства измерений и контроля линейных размеров
Задание: напишите в правой колонке букву правильного ответа
Термин | Определение |
Метрология | |
Средство измерения | |
Результат измерения | |
Шкала | |
Пределы измерений |
А. Значение величины, которое вывели измерением.
Б. Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.
В. Средство, с помощью которого выполняют измерения.
Г. Это наибольшее и наименьшее значение диапазона измерений.
Д. Ряд отметок (штрихов) и проставленных около них чисел, положение и значение которых соответствуют ряду последовательных размеров.
Эталон ответа:
Термин | Определение |
Метрология | Б. Наука об измерениях, методах |
Средство измерения | В. Средство, с помощью которого выполняют измерения. |
Результат измерения | А. Значение величины, которое вывели измерением. |
Шкала | Д. Ряд отметок (штрихов) |
Пределы измерений | Г. Это наибольшее и наименьшее значение диапазона измерений. |
Занятие № 15. Виды, устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов. 6,17
Задание: определите размер по приведенному фрагменту шкалы штангенциркуля. Крестиком указан штрих нониуса, совпадающий со штрихом основной
Эталон ответа -20,7 мм
Определите размер по показаниям микрометра, приведенным на рисунке
Эталон ответа -6,04 мм
Назовите средство, предназначенное для измерения с точностью от 0,05 до 0,1 мм
Эталон ответа – штангенциркуль
Занятия № 16,17. Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей. Средства контроля резьб.
Задание: измерить шаг метрической резьбы болта измерительной линейкой
Приложить измерительную линейку 2 к детали 1 параллельно ее оси и определить, сколько витков (ниток) помещается на длине 50 или 100 мм и т. д. Разделив выбранную длину линейки на количество витков (ниток), получим шаг резьбы в миллиметрах.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
ТЕСТЫ
для проведения дифференцированного зачета по дисциплине
«Допуски и технические измерения»
(необходимо найти единственно правильный ответ)
Вариант №1
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
Линейный размер - это? |
| |
Отклонения от номинального размера называются: |
| |
Предельный размер – это: |
| |
Предельные отклонения бывают: |
| |
Допуском называется: | 1. разность между верхним и нижним предельным отклонением 2. сумма верхнего и нижнего предельных отклонений 3. разность между номинальным и действительным размером | |
Чем допуск меньше, тем деталь изготовить: |
| |
Горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают отклонения называют: |
| |
Условие годности действительного размера – это: |
| |
Если действительный размер оказался меньше наименьшего предельного размера, для внутреннего элемента детали, то: |
| |
Если действительный размер оказался больше наибольшего предельного размера, для наружного элемента детали, то: | 1. брак исправимый 2. брак неисправимый | |
Чему равно верхнее отклонение размера: 50-0,39 | 1. +0,39 | |
Конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей, называются: |
| |
Разность действительного размера отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется: |
| |
ЕСДП – это: |
| |
Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется: |
| |
Для грубых соединений используются квалитеты: | 1. 6-7 2. 8-10 3. 11-12 | |
Система ОСТ – это: | 1. основные схемы точности 2. общие системы 3. группа общесоюзных стандартов | |
Идеальная поверхность, номинальная форма которой задана чертежом, называется: | 1. реальная поверхность 2. номинальная поверхность 3. профиль поверхности | |
Отклонение реального профиля от номинального – это: | 1. отклонение профиля поверхности 2. допуск формы поверхности 3. отклонение формы поверхности | |
Основой для определения шероховатости поверхности является: | 1. количество неровностей 2. площадь поверхности детали 3. профиль шероховатости |
21. Квалитет — это группа ……. на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением ( вставить пропущенное слово)
22. Перечислите факторы, влияющие на точность обработки: …………………….
23. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность ………………………..(продолжить предложение)
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
24. Размер — это……………………..( продолжить предложение)
Эталоны ответов теста
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
2 | 11 | 2 | |
3 | 12 | 3 | |
1 | 13 | 1 | |
2 | 14 | 2 | |
1 | 15 | 2 | |
2 | 16 | 3 | |
2 | 17 | 3 | |
2 | 18 | 2 | |
1 | 19 | 1 | |
1 | 20 | 3 |
21. Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением.
22. Неточности и деформации станка, приспособления, режущего инструмента
Неточность установки инструмента. Неточности детали. Температурные деформации, возникающие в процессе обработки детали. Неточности измерения и контроля размеров
23. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
24. Размер — это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
Вариант №2
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
Отклонения от номинального размера называются: |
| |
Предельный размер – это: |
| |
Допуском называется: | 1. разность между верхним и нижним предельным отклонением 2. сумма верхнего и нижнего предельных отклонений 3. разность между номинальным и действительным размером | |
Предельные отклонения бывают: |
| |
Горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают отклонения называют: |
| |
Чем допуск меньше, тем деталь изготовить: |
| |
Линейный размер - это? |
| |
Чему равно верхнее отклонение размера: 50-0,39 | 1. +0,39 | |
Условие годности действительного размера – это: |
| |
Если действительный размер оказался больше наибольшего предельного размера, для наружного элемента детали, то: | 1. брак исправимый 2. брак неисправимый | |
Конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей, называются: |
| |
Если действительный размер оказался меньше наименьшего предельного размера, для внутреннего элемента детали, то: |
| |
Разность действительного размера отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется: |
| |
ЕСДП – это: |
| |
Система ОСТ – это: | 1. основные схемы точности 2. общие системы 3. группа общесоюзных стандартов | |
Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется: |
| |
Основой для определения шероховатости поверхности является: | 1. количество неровностей 2. площадь поверхности детали 3. профиль шероховатости | |
Отклонение реального профиля от номинального – это: | 1. отклонение профиля поверхности 2. допуск формы поверхности 3. отклонение формы поверхности | |
Идеальная поверхность, номинальная форма которой задана чертежом, называется: | 1. реальная поверхность 2. номинальная поверхность 3. профиль поверхности | |
Для грубых соединений используются квалитеты: | 1. 6-7 2. 8-10 3. 11-12 |
21. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность ………………………..(продолжить предложение)
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
22. Размер — это……………………..( продолжить предложение)
числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
23. Квалитет — это группа ……. на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением ( вставить пропущенное слово)
Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением.
24. Перечислите факторы, влияющие на точность обработки: …………………….
Эталоны ответов теста
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
3 | 11 | 3 | |
1 | 12 | 1 | |
1 | 13 | 1 | |
2 | 14 | 2 | |
2 | 15 | 3 | |
2 | 16 | 2 | |
2 | 17 | 3 | |
2 | 18 | 1 | |
2 | 19 | 2 | |
1 | 20 | 3 |
21. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
22. Размер — это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
23. Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением
24. Неточности и деформации станка, приспособления, режущего инструмента.
Неточность установки инструмента. Неточности детали. Температурные деформации, возникающие в процессе обработки детали. Неточности измерения и контроля размеров
Критерии оценки теста
Время выполнения теста – 30 минут
«Отлично» – не более 2 неправильных ответов;
«Хорошо» - не более 4 неправильных ответов;
«Удовлетворительно» - не более 7 неправильных ответов.
«Неудовлетворительно» - более 7 неправильных ответов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/31/picture-557771-1420058887.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «Материаловедение» профессия 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
Рабочая программа профессионального цикла разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», перечн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/31/picture-557771-1420058887.jpg)
Календарно-тематический план по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение» Титульный лист
Календарно-тематический пландля профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилейпо учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение»Количество часов по учебному плану 30 ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/31/picture-557771-1420058887.jpg)
Календарно-тематический план по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение» КТП
Календарно-тематический пландля профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилейпо учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение»Количество часов по учебному плану 30...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1065019-1538712105.jpg)
Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"
Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1092102-1544516275.jpg)
Экзаменационные билеты (18511 "Слесарь по ремонту автомобилей")
ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащихна получение рабочей профессии18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» для студентов 3 курса очной...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107085-1548311369.jpg)
ТЕСТЫ к теоретическому зачету по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей – II разряд
Тесты предназначены для проведения теоретического зачета по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей – II разряд. Вариант I....
Программа профессионального обучения по профессии рабочего "18511 Слесарь по ремонту автомобилей "
Программа профессионального обученияПрограмма профессиональной подготовкипо профессии рабочего18511 « Слесарь по ремонту автомобилей »...