Методическая разработка нестандартных уроков
статья на тему

Веселова Елена Юрьевна

В данной работе представлены рекомендации по проведению  нестандартных уроков, приведен в пример сценарий одного из уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nestandartnyh_urokov.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Мурманской области «Институт развития образования»

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

«Методическая разработка нестандартных уроков»

 

Слушателя курсов

Веселова Елена Юрьевна

Преподаватель

ГАПОУ МО «МИК»

Руководитель:

В.В.Петренко, ст. преподаватель кафедры

Государственного и муниципального управления

Мурманск

Нестандартные уроки.

          Для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимы перемены в технологии подготовки специалистов, когда упор делается не на запоминание большого объема общих и специальных сведений и механическое усвоение навыков, а на реализацию творческого потенциала каждого студента, его способности решать нестандартные задачи и проблемы.

     Важную роль в подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков.

     Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у  студентов  устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Для студентов нетрадиционный урок- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, другие эмоции, ощущение себя в новом качестве. Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки:

  • замысел;
  • организацию;
  • анализ.

     И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для студентов. Им необходимо найти место в работе, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

          Нестандартные уроки лучше запоминаются, их хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит  их использовать постоянно, потому что 

они хоть и интересны, но   в некоторых случаях менее полезны. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении преподавателя разнообразить жизнь студента. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

        На нестандартных уроках студенты  должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных).  Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • необычные условия работы;
  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

          Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Типы нестандартных уроков.

             Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

            По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

При проведении нестандартных уроков следует учитывать:

1. Нестандартные уроки следует использовать как вводное или итоговое занятие;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных студентов;

5. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание студентов в атмосфере добра, творчества, радости.

           Хочу привести разработок нестандартных уроков по одной теме. В предмете «Материаловедение» есть тема «Значение цветных металлов в народном хозяйстве». Проводить такой урок можно в нестандартной форме. Например:

 Тема урока: «Металлы тоже воевали…»

Разработали: Веселова Е. Ю.  преподаватель спец. дисциплин.

                         Парфёнова О. И. преподаватель английского языка и общественных дисциплин

(слайд №1) под первый куплет песни «Священная война».

Цель урока: Обогатить знания о многообразии металлов и их значении.

Задачи урока:

  1. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.
  2. Сформировать интерес к данной теме, реализуя межпредметные связи курсов технологии металлов и конструкционных материалов, химии, истории, литературы, географии.
  3. Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и ее героическому прошлому, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.

Оформление кабинета: ТСО: компьютер, мультимедийная установка, экран. Образцы металлов, подборка книг о металлах.

ХОД УРОКА

Преподаватель истории: Незабываемым весенним днём 9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война. Это была самая страшная и кровавая война из всех, которые когда–либо вело человечество. На полях сражений решалась судьба не только Европы, но и всего мира. Наша славная армия с ожесточёнными боями прошла героический путь до Берлина, очистив мир от фашизма, одновременно преподав суровый урок всем тем, кто вновь хотел бы покуситься на нашу свободу и независимость. В войне против гитлеровских оккупантов Советская Армия показала всему миру свою могучую силу, стойкость, беспримерный героизм и величие духа. На трудовую вахту вставали женщины, подростки и старики, заменившие ушедших на  фронт мужчин. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Никогда не померкнет слава советского оружия, завоеванная в ожесточенной схватке с фашистами.

(слайд №2) (читается стих со слайда ) под музыку Альбинони.

Священная память о них по-прежнему жива и будет жить в благодарных сердцах наших людей. Вечная память героям и невинным жертвам Великой Отечественной войны!

         Никогда не померкнет слава тех великих свершений! Скорбным итогом этой бесчеловечной войны явилось:

        С 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. погибло 8 860 400 советских военнослужащих. Из них:

(слайд №3)

  • Убито, умерло от ран и болезней, небоевые потери — 6 885 100 чел., в том числе
  • Убиты — 5 226 800 чел.
  • Погибли от нанесенных ранений — 1 102 800 чел.
  • Погибли от различных причин и несчастных случаев, расстреляны — 555 500 чел.
  • Но и в тылу тоже были огромные потери:

(слайд №4)

  • было преднамеренно истреблено на оккупированной территории — 7.420.379 чел.
  • умерло и погибло от жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4.100.000 чел.
  • погибло на принудительных работах в Германии — 2.164.313 чел. (ещё 451.100 чел. по разным причинам не возвратились и стали эмигрантами).

Но, несмотря на жертвы и тяжелейшие условия труда, наш народ жил и трудился под лозунгом: «Всё – для фронта, всё – для Победы!»

Преподаватель спец. дисциплин:

       Наш народ знал и верил: «Победа куётся в тылу». Вопрос обучающимся: «В сочетании с какими словами у вас ассоциируется слово «куется»?» Сегодня мы хотим акцентировать ваше внимание на слове «куется» и показать ту великую заслугу металлов в победе над фашисткой Германией. Эпиграфом нашего урока мы выбрали слова:

(слайд №5)

Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов…

       Мы предлагаем вам заполнить таблицы в ходе нашего урока, которые вы видите у себя на столах. Жюри проверит ваши работы и поставит вам оценку за урок. Прежде, мы начнем наш рассказ, посмотрите, пожалуйста внимательно на вопросы в таблице, которую вам нужно запомнить.
(Приложение №2)

  Сегодня нам помогают проводить урок обучающиеся гр.№26 , №11___________________________________________(обучающимся выдается опережающее задание).

       На уроке представлена выставка книг посвященных металлах. В этих книгах вы можете почерпнуть много интересного об этих «тружениках», а также образцы металлов , принимавших непосредственное участие в боевых действиях (необходимо зачитать любой отрывок из книги, для того, чтобы заинтересовать обучающихся).

       Преподаватель: Советские ученые внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Для выполнения поставленных задач необходимо было большое количество металлосодержащих руд. Даже в эти тяжелые годы продолжался поиск и освоение месторождений металлов.

(слайд №6) Обучающиеся во время озвучивания слайда отмечают на карте открытые месторождения.

              Во время объяснения нового материала, на каждый металл, на экране показываются 2 слайда. На первом слайде показывается химический знак из периодической системы  Д.И. Менделеева, на втором - применение этого металла в годы войны.

(слайд №7,8)   Железо, № 26. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Металл этот – великий труженик, нет области, в которой бы не работал этот металл. Сколько этого металла во время войны было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах!  Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько разрушений и  несчастий.

“В бою железо дороже золота” - гласит татарская пословица.  Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит, характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назову одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо в мирное время – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

(слайд 9,10  Свинец, № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца.

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34. Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. Сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. Без инициирующих взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Используют, в частности, азид свинца PbN6. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

(слайд №11,12) Никель, № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. Никель добавляли в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков.

Никель  незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой войны.

Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”.

      Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных 35с. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Производство “тридцатьчетверок”, как их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И. С. Конев. Он писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”

(слайд №13,14) Алюминий, № 13. Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с марганцем, магнием, берилием, натрием, кремнием используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.

В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщике – даже до миллиона…

(слайд №15,16)  Медь, №29. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %). Большинство артиллерийских латунных гильз использовались неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

Преподаватель спец. дисциплин: « Мы прослушали 1 блок о металлах. Возьмите листы - заданий».  Обучающимся предлагается вместе с преподавателем ответить на вопросы 1 блока.

 (слайд №17,18)

вопрос

ответ

Блок №1

1.

Какой металл называют «хлебом промышленности»?

2.

Какой металл добавлялся в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

3.

Какой металл назвали «смертоносным»?

4.

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

5.

Какой металл содержится в гильзе артиллерийского снаряда?

6.

Какой металл и почему называют "крылатым"?

На экране обучающимся показывается правильность оформления опорного конспекта.

вопрос

ответ

Блок №1

1.

Какой металл называют «хлебом промышленности»?

Железо.

2.

Какой металл добавлялся в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

Никель.

3.

Какой металл назвали «смертоносным»?

свинец

4.

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

Алюминий.

5.

Какой металл содержится в гильзе артиллерийского снаряда?

Медь.

6.

Какой металл и почему называют "крылатым"?

Алюминий.

(слайд №19,20)  Серебро, № 47. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

(слайд №21,22)  Магний, № 12. Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Металлурги используют магний для раскисления стали и сплавов.

(слайд №23,24)  Вольфрам, № 74. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.

(слайд №25,2) Тантал, № 73. Специалисты по военной технике считают, что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей. Тантал – важнейший стратегический металл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций; металл восстановительной хирургии.

(слайд №27,28) Лантан, № 57. Во время Второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый “кремень”, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом).

(слайд №29,30) Ванадий, № 23. Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы 2 блока. При необходимости, оказывается помощь.

(слайд №31)

Блок№2

7.

Металл, используемый при изготовлении прожекторов для противовоздушной обороны?

8.

Какой металл используют для изготовления трассирующих пуль?

9.

Как используется магний в военном деле?

10.

Какой металл   используется в восстановительной хирургии?

11.

Какой металл называют «автомобильным» металлом?

12.

 Изготовление танковой брони невозможно без…

(слайд №32,33) Германий, № 32. Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств германия превращать тепловую энергию в электрическую).

(слайд №34,35) Кобальт, № 27. Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

(слайд №36,37)  Стронций, № 38. Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr-90, который вызывает тяжелое заболевание организма.

(слайд №38,39) Молибден, № 42. Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка. Из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.

(слайд №40,41) Олово, № 50. Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

(слайд №42,43)  Литий, № 3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый свет. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

(слайд №44)  Калий, № 19. В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто “селитра”, то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельченных: серы, селитры и угля. Еще два соединения – хлорат калия (бертолетова соль) KClO3 и дихромат калия K2Cr2O7 – применяются в спичечном производстве и пиротехнике.

Обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы 3 блока и сдают работы. Консультанты проверяют работы. Результаты желательно объявить на следующем уроке.

(слайд №45)

Блок №3

13.

Без какого металла не было бы радиолокаторов?

14.

Какой металл может "болеть чумой"?

15.

Соединения какого металла используют на подводных лодках для очистки воздуха?

16.

Какой металл используют для изготовления черного пороха?

17.

Назовите металл фейерверков.

18.

Название «военный металл» соответствует…

           Вывод:     “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для военной промышленности; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.

(слайд №46)

Закончить разговор о металлах хотелось бы небольшим салютом в честь металлов ковавших победу. (Звучит песня “День Победы”. Учащиеся демонстрируют “салют”. (Приложение 1))

Преподаватель истории: Мы воздали металлам должное, но они до сих пор работают и приносят пользу людям в мирное время. А погибших на той страшной войне уже не вернёшь…. Помните об этом!

(слайд №47)  Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». Под Лунную Сонату Людвига Ван  Бетховена.

Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

     просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

     помните!

Песню свою

        отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

          не споет,—

помните!

Мечту пронесите

          через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

               никогда,—

заклинаю,—

помните!

(слайд №48) под фрагмент песни из кинофильма «Офицеры».

Спасибо за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Возможно проведение двух вариантов опытов в зависимости от наличия химикатов.

Опыт №1."Сноп" искр из тигля".

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, спиртовка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.  На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить. (Опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).

Опыт №2."Вулкан".

Оборудование: тигель, дихромат аммония, спирт, лист бумаги.

В тигель насыпается дихромат аммония холмиком, в центр холмика капнуть каплю спирта (денатурата). Под тигель кладется большой лист бумаги для сбора оксида хрома. Зажигать вулкан можно горящей лучинкой. Реакция изотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные  частички оксида хрома. Создается впечатление извержения вулкана или «салюта».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                        ВАРИАНТ№1

ФИО______________                               гр.№_________

Задание: в процессе объяснения нового материала заполните таблицу, ответив на вопросы.

вопрос

ответ

1

Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

2

Как используется магний в военном деле?

3

Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

4

Какой металл называют «смертоносным»?

5

Какой металл может "болеть чумой"?

6

Какой металл и почему называют "крылатым"?

7

Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

8

Какой металл используют для изготовления черного пороха?

9

Какой металл используют для изготовления трассирующих пуль?

10

Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

11

Соединение какого металла используют на подводных лодках для очистки воздуха?

12

Какой металл добавляют в сталь при изготовлении сабель, ножей, клинков?

13

Без какого металла не было бы радиолокаторов?

14

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

15

Металл, используемый для изготовления прожекторов для противовоздушной обороны?

Оценки:  «5» -   14-15 верных ответов,

                «4» -    12-13 верных ответов,

               «3» -     10-11 верных ответов.

Таблица ответов.

вопрос

ответ

1

Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

Медь.

2

Как используется магний в военном деле?

Ослепительные, сигнальные ракеты.

3

Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

Железо.

4

Какой металл называют «смертоносным»?

Свинец.

5

Какой металл может "болеть чумой"?

Олово.

6

Какой металл и почему называют "крылатым"?

Алюминий, самолеты.

7

Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

Никель.

8

Какой металл используют для изготовления черного пороха?

Калий.

9

Какой металл используют для изготовления трассирующих пуль?

Магний.

10

Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

Олово.

11

Соединение какого металла используют на подводных лодках для очистки воздуха?

Литий.

12

Какой металл добавляют  используется в восстановительной хирургии?

Тантал.

13

Без какого металла не было бы радиолокаторов?

Германий.

14

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

Алюминий.

15

Металл, используемый для изготовления прожекторов для противовоздушной обороны?

Серебро.

Оценки:  «5» -   14-15 верных ответов,

                «4» -    12-13 верных ответов,

               «3» -     10-11 верных ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                        ВАРИАНТ№2

ФИО______________                               гр.№_________

Задание: в процессе объяснения нового материала заполните таблицу, ответив на вопросы.

вопрос

ответ

Блок №1

1.

Какой металл называют «хлебом промышленности»?

2.

Какой металл добавлялся в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

3.

Какой металл назвали «смертоносным»?

4.

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

5.

Какой металл содержится в гильзе артиллерийского снаряда?

6.

Какой металл и почему называют "крылатым"?

Блок№2

7.

Металл, используемый при изготовлении прожекторов для противовоздушной обороны?

8.

Какой металл используют для изготовления трассирующих пуль?

9.

Как используется магний в военном деле?

10.

Какой металл   используется в восстановительной хирургии?

11.

Какой металл называют «автомобильным» металлом?

12.

 Изготовление танковой брони невозможно без…

Блок №3

13.

Без какого металла не было бы радиолокаторов?

14.

Какой металл может "болеть чумой"?

15.

Соединения какого металла используют на подводных лодках для очистки воздуха?

16.

Какой металл используют для изготовления черного пороха?

17.

Назовите металл фейерверков.

18.

Название «военный металл» соответствует…

Оценки:  «5» -   17-18  верных ответов,

                «4» -    14-16  верных ответов,

               «3» -     12-15  верных ответов.

Таблица ответов.

вопрос

ответ

Блок №1

1.

Какой металл называют «хлебом промышленности»?

Железо.

2.

Какой металл добавлялся в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

Никель.

3.

Какой металл назвали «смертоносным»?

свинец

4.

Какой металл использовали для активной защиты самолетов?

Алюминий.

5.

Какой металл содержится в гильзе артиллерийского снаряда?

Медь.

6.

Какой металл и почему называют "крылатым"?

Алюминий, самолеты.

Блок№2

7.

Металл, используемый при изготовлении прожекторов для противовоздушной обороны?

Серебро.

8.

Какой металл используют для изготовления трассирующих пуль?

Магний.

9.

Как используется магний в военном деле?

Ослепительныесигнальные ракеты.

10.

Какой металл   используется в восстановительной хирургии?

Тантал.

11.

Какой металл называют «автомобильным» металлом?

Ванадий.

12.

 Изготовление танковой брони невозможно без…

Вольфрама.

Блок №3

13.

Без какого металла не было бы радиолокаторов?

Германий.

14.

Какой металл может "болеть чумой"?

Олово.

15.

Соединения какого металла используют на подводных лодках для очистки воздуха?

Литий.

16.

Какой металл используют для изготовления черного пороха?

Калий.

17.

Назовите металл фейерверков.

Стронций.

18.

Название «военный металл» соответствует…

Молибдену.

Оценки:  «5» -   17-18  верных ответов,

                «4» -    14-16  верных ответов,

               «3» -     12-15  верных ответов.

Заключение.

            Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

     Можно сделать следующие выводы:

  • использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех студентов;
  • также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
  • эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;
  • студенты с удовольствием идут на такие уроки.

         Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне со студентами, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

         Каким бы многоопытным учитель не был, всегда  приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

        Я считаю, что данная тема помогает  мне повысить активность студентов на уроке, привлечь их внимание, развить интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...