Пояснительная записка по биологии в 5 классе
рабочая программа по теме

Пояснительная записка по биологии в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biol_5_fgos.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение биологических знаний для современного

человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого

значения, адекватные представления о живой природе ле

жат в основе мероприятий по поддержанию здоровья чело

века, основ его безопасности и производственной деятельнос

ти в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому

главная цель российского образования заключается в по

вышении его качества и эффективности получения и прак

тического использования знаний. Для решения этой важ

нейшей задачи был принят новый государственный образо

вательный стандарт общего образования. В настоящее время

базовое биологическое образование в основной школе дол

жно обеспечить выпускникам высокую биологическую, эко

логическую и природоохранительную грамотность, компе

тентность в обсуждении и решении целого круга вопросов,

связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на

основе преемственного развития знаний в области основных

биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих

фундамент для практической деятельности учащихся, фор

мирования их научного мировоззрения.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб

никах биологии и учебно методических пособиях, создан

ных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина,

а также в учебниках навигаторах, созданных под руководст

вом В. И. Сивоглазова.

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35/70 ч, 1/2 ч

в неделю;

Биология. Живой организм. 6 класс. 35/70 ч, 1/2 ч

в неделю;

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

70 ч, 2 ч в неделю;

2136440o2.fm  Page 3  Friday, April 13, 2012  1:46 PM4

Биология. Человек. 8 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Общие закономерности. 9 класс. 70 ч, 2 ч

в неделю.

Рабочая программа построена на основе фундаменталь

ного ядра содержания общего образования, требований к

результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования, требований к структуре

основной образовательной программы основного общего

образования, прописанных в Федеральном государственном

образовательном стандарте основного общего образования,

а также Концепции духовно нравственного развития и вос

питания гражданина России.

Курс биологических дисциплин входит в число естествен

ных наук, изучающих природу, а также научные методы и

пути познания человеком природы. Общее число учебных

часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280—

350 ч.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа от

личается от неживой, получают общие представления о

структуре биологической науки, её истории и методах иссле

дования, царствах живых организмов, средах обитания

организмов, нравственных нормах и принципах отношения

к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и орга

нах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии,

распространении и значении бактерий, грибов, растений и

животных.

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии жи

вых организмов, их отличиях от объектов неживой приро

ды. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнеде

ятельности организмов, принадлежащих к разным царствам

природы, особенности взаимодействия объектов живой и не

живой природы. Учащиеся узнают о практическом значении

биологических знаний как научной основе охраны природы,

природопользования, сельскохозяйственного производства,

медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей

производства, основанных на использовании биологических

систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется

осуществлять на примере живых организмов и экосистем

конкретного региона.

В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о

строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий,

грибов, растений, животных, вирусов, принципах их клас

сификации; знакомятся с эволюцией строения живых

организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их

систем, с индивидуальным развитием организмов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в биологию. 5 класс

(35/70 ч, 1/2 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

(8/16 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойст

ва живых организмов: клеточное строение, сходный хи

мический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыха

ние, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,

размножение. Биология — наука о живых организмах.

Разнообразие биологических наук. Методы изучения при

роды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудо

вание для научных исследований (лабораторное оборудова

ние, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микро

скоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядер

ные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплаз

мы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в

строении растительной и животной клеток. Содержание хи

мических элементов в клетке. Вода, другие неорганические

вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органиче

ские вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в ок

ружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью

конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток (на готовых микропрепаратах)

1

.

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, угле

водов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества,

входящие в состав клетки;

1

Курсивом указан материал, необязательный для изучения.

2136440o2.fm  Page 6  Friday, April 13, 2012  1:46 PM7

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении

природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повсе

дневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные

органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ

в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами

и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения,

опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разные виды информа

ции;

— составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов

(14/28 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане;

леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмы

кающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых

организмов. Классификация организмов. Вид. Царства

живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Существенные признаки представителей основных царств,

их характеристика, строение, особенности жизнедеятель

ности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятель

ности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой

природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов

к одному из царств живой природы;

2136440o2.fm  Page 7  Friday, April 13, 2012  1:46 PM8

— устанавливать черты сходства и различия у пред

ставителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов

к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы

в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию  живых орга

низмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации

для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—

3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

(6/8 ч)

Наземно воздушная, водная и почвенная среды оби

тания организмов. Приспособленность организмов к среде

обитания. Растения и животные разных материков (знаком

ство с отдельными представителями живой природы каждо

го материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, сме

шанные и широколиственные леса, травянистые равнины —

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи

воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глу

боководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых рас

тений и животных с использованием различных источников

информации (фотографий, атласов определителей, чучел,

гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и живот

ных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и

доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

2136440o2.fm  Page 8  Friday, April 13, 2012  1:46 PM9

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах

обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных

зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов

к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно следственные свя

зи;

— формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать

их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (5/10 ч)

Научные представления о происхождении человека.

Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек ра

зумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело

век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело

века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эф

фект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие,

его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его

причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче

ские проблемы: сохранение биологического разнообразия,

борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита

планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и без

опасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания че

ловека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания

первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой до

врачебной помощи.

2136440o2.fm  Page 9  Friday, April 13, 2012  1:46 PM10

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед

современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при

ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины негативного влияния хозяйст

венной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни че

ловека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране

живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для

жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вред

ными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осо

знания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

— формирование основ экологической культуры.

Резервное время — 2/8 ч.

2136440o2.fm  Page 10  Friday, April 13, 2012  1:46 PM11

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология. Введение в биологию. 5 класс (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)

Тема Содержание Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм:

строение и изучение

(8/16 ч)

Что такое живой организм. Наука о

живой природе. Методы изучения при

роды. Увеличительные приборы. Жи

вые клетки. Химический состав клет

ки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний

в жизни человека. Выделяют сущест

венные признаки живых организмов.

Определяют основные методы биологи

ческих исследований. Учатся работать

с лупой и световым микроскопом, гото

вить микропрепараты. Выявляют ос

новные органоиды клетки, различают

их на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел

живой и неживой природы. Объясняют

вклад великих естествоиспытателей в

развитие биологии и других естествен

ных наук

Многообразие

живых организмов

(14/28 ч)

Как развивалась жизнь на Земле. Раз

нообразие живого. Бактерии. Грибы.

Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосе

менные растения. Покрытосеменные

растения. Значение растений в природе

и жизни человека. Простейшие. Бес

позвоночные. Позвоночные. Значение

животных в природе и жизни человека

Называют основные этапы в развитии

жизни на Земле. Определяют предмет

изучения систематики. Выявляют

отличительные признаки представите

лей царств живой природы. Сравнива

ют представителей царств, делают вы

воды на основе сравнения. Приводят

примеры основных представителей

царств природы. Объясняют роль жи

вых организмов в природе и жизни че

2136440o2.fm  Page 11  Friday, April 13, 2012  1:46 PM12

Окончание табл.

Тема Содержание Характеристика видов деятельности учащихся

ловека. Различают изученные объекты

в природе, таблицах. Выявляют суще

ственные признаки строения и жизне

деятельности изучаемых организмов.

Осваивают навыки выращивания

растений и домашних животных.

Оценивают представителей живой при

роды с эстетической точки зрения. На

блюдают и описывают внешний вид

природных объектов, их рост, разви

тие, поведение, фиксируют результаты

и формулируют выводы. Работают с

учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе,

справочниках, мультимедийном

приложении

Среда обитания

живых организмов

(6/8 ч)

Три среды обитания. Жизнь на разных

материках. Природные зоны. Жизнь

в морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные

среды обитания, а также называют ви

ды растений и животных, населяющих

их. Выявляют особенности строения

живых организмов и объясняют их

взаимосвязь со средой обитания.

Приводят примеры типичных оби

тателей материков и природных зон.

Прогнозируют последствия изменений

в среде обитания для живых организ

2136440o2.fm  Page 12  Friday, April 13, 2012  1:46 PM13

мов. Объясняют необходимость сохра

нения среды обитания для охраны

редких и исчезающих биологических

объектов. Называют природные зоны

Земли, характеризуют их основные

особенности и выявляют закономернос

ти распределения организмов в каждой

из сред

Человек на Земле

(5/10 ч)

Как человек появился на Земле. Как

человек изменил Землю. Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека и безопасность

жизни

Описывать основные этапы антропоге

неза, характерные особенности предко

вых форм человека разумного. Анали

зируют последствия хозяйственной

деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений

и животных. Называют и узнают в

природе редкие и исчезающие виды

растений и животных. Выясняют, ка

кие редкие и исчезающие виды расте

ний и животных обитают в их регионе.

Объясняют причины исчезновения

степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюде

ния правил поведения в природе и вы

полнения гигиенических требований

и правил поведения, направленных

на сохранение здоровья

Резервное время — 2/8 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....

Пояснительная записка к учебному плану ОПОП Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения Программа подготовки Базовая

Пояснительная записка к учебному плану ОПОП Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения  Программа подготовки Базовая...

пояснительная записка к рабочей программе по учебной дисциплине "история"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма учебной дисциплины   «История» составлена в  соответствии   с   примерной   программой   учебной дисциплины...

Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс ФГОС

Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс...

Пояснительная записка к методическому семинару

Концептуальное изложение моего педагогического опыта....