Об особенностях проведения уроков физической культуры с женскими группами.
статья по теме

Прокофьев Сергей Петрович

Некоторые наблюдения из практики работы с группами, в которых занимаются девушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zanimatsya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Об особенностях проведения уроков физической культуры

с женскими группами.

Нет предела в совершенствовании мастерства учителя. Всю жизнь учится тот, кто учит других. А опыт приходит не только от успехов и достижений, но и от просчётов и ошибок – и своих и чужих.

Я проработал более 10 лет в медицинском колледже. Думаю, что могу уже сделать кое-какие выводы и подвести некоторые итоги работы, которые смогут использовать коллеги, оказавшиеся в таких же условиях.

Трудно ли работать с девушками? Да, если у преподавателя нет опыта работы, если он не учитывает специфику этой работы, если он не умеет сдерживать большую эмоциональность девушек (в рамках правил на уроке физической культуры). Если же преподаватель работает добросовестно, то не очень трудно. После 6 или 8 часов занятий я чувствую большую усталость, но и радость, когда ученицы уходят из спортивного зала с улыбкой и благодарят меня за урок.

Бывают ли у меня конфликты с девушками? Бывают. Не все они хорошо воспитаны и не всегда знают меру своим шалостям. Иногда приходится сажать на скамейку тех, кто нарушает дисциплину во время игры, и даже удалять из зала. Но это бывает редко.

Чтобы молодежь увлеклась спортом, необходимы интересные уроки физической культуры. А это в значительной мере зависит от учителя. Что же определяет интерес и активность девушек на уроках? Прежде всего личность педагога, содержание уроков и их организация. В обществе бытует искаженное представление об учителях физической культуры. Недалекий «физрук» со свистком на шнурке и с мячом в руках.

Какие же качества и способности учителя физической культуры могут помочь в работе? Даже своим видом, поведением, умением общаться он должен вызывать интерес учеников к себе и к своим урокам, желание подражать, быть таким же ловким и умелым. От учителя зависит организация занятий, когда ученики хотят учиться, тренироваться и показывать хорошие спортивные результаты.

В женских группах лучше отношение к тем педагогам, которые не только дают задания и регистрируют в журнале результаты, но и сами показывают упражнение, придумывают интересную разминку, играют вместе со всеми в различные игры.

Девушки очень ценят возможность поговорить с преподавателем не только об уроках, но и на разные житейские темы. Хорошо, если он способен шутить и улыбаться. Но шутки никогда не должны быть обидными. Между девушками и преподавателем недопустимы панибратские отношения. Всегда должна оставаться дистанция между ученицей и учителем.

Предметом особого внимания следует считать речь, произношение. Команды на уроках допустимы четкие, понятные, объяснения спокойные, внятные. И никакого жаргона, искажения своего родного языка. Опускаясь до «болтовни», учитель только может потерять авторитет.

С особенным вниманием стоит относиться к тем студенткам, у которых имеются хронические заболевания. Поскольку нет возможности выделить их в специальную медицинскую группу, поэтому для них составляется отдельная программа и создаются условия для ее реализации.

Четкая организация уроков - это постоянный интерес к ним учащихся, отсутствие конфликтов и травм. Учитель-профессионал умеет предвидеть и предвосхитить возможные нарушения дисциплины, а тем более травмы учащихся.

Привыкнув постоянно анализировать свои действия и качество занятий, легко увидеть, что хорошо удалось, а что пока не получилось. А отвечая себе на вопрос «Почему?», докопаться до справедливого ответа, а значит, и до пути устранения недостатков. Следующий урок будет на более высоком уровне!

Учителю желательно научиться способности внушать ученикам, что урок прошел хорошо: они потренировались, добились новых результатов, а на очередных занятиях успехи будут еще больше. Слова учителя следует подкреплять соответствующими оценками и похвалой тех, кто ее заслужил. Весьма полезно внушение, что все добьются нужных результатов, если будут активными на занятиях, будут стараться выполнять предлагаемые упражнения хорошо.

Учебные группы по своей физической подготовленности и даже интересам неодинаковые, поэтому перед приходом в зал очередной группы обдумываю содержание урока, последовательность упражнений, методы эмоционального настроя.

Группы, где большинство составляют девушки, я бы разделил на три типа:

  1. «Все как один». С такими группами очень легко работать, поскольку в ней все очень дружны и активны. Практически все учащиеся владеют основными двигательными умениями и навыками, регулярно посещают занятия, с интересом занимаются и выполняют задания преподавателя. Наиболее подходит для них групповой метод работы и подвижные игры.
  2. «50 на 50». В таких группах имеется разделение на «актив» и «пассив». Активная часть группы с интересом занимается физической культурой, пассивная же часть старается как бы увильнуть от занятий. Наиболее применим групповой метод работы с элементами индивидуального подхода.
  3. Самый сложный тип. Учащиеся данной группы приходят на занятия по физической культуре только для того, чтобы им не поставили пропуск. Часто «забывают» спортивную форму или «путают» занятия. Чаще всего у большинства из них в школе либо не было уроков физической культуры, либо уроки проводились формально. С этими группами очень сложно начинать работать, потому что своей неактивностью они затрудняют выбор направления для работы с ними. Наиболее применим индивидуальный метод и подвижные игры.

На первом году обучения девушки учатся выполнять различные упражнения, комплексы гимнастики, играть в пионербол, волейбол, освоить элементы баскетбола. Успехи первокурсниц возможны потому, что на I курсе уроки физической культуры проходят 2-3 раза в неделю. На II-III курсе количество часов на сокращается до одного занятия в неделю, что отчасти компенсируется дополнительными и факультативными занятиями. Перерывы в занятиях иногда достигают месяца. Зачетные требования несколько снижаю, так как девушки самостоятельно занимаются недостаточно хорошо. На IV-V курсе наши студентки почти весь учебный год находятся на практике в тех лечебных учреждениях, куда их распределили на работу, поэтому физической культуре отводится только порядка 40 часов и уроки носят чисто оздоровительный, разносторонний характер характер.

На первом, теоретическом, занятии «Физическая культура» устанавливаю с первокурсницами необходимый контакт. Затем знакомлюсь с девушками: прошу рассказать, есть ли среди них спортсменки (они охотно об этом говорят), какие оценки в их аттестатах, интересуюсь, был ли кто-то из них освобожден от физической культуры в школе. Не спрашиваю, почему, это необязательно знать всем! Прошу написать на листке для меня свой диагноз. После урока беседую с каждой, уточняю характер заболевания, объясняю, как нужно заниматься.

После знакомства рассказываю, как организованы занятия в нашем колледже, о правилах поведения, о профилактике травматизма, о том, какие проводятся соревнования и конкурсы, как будет проходить аттестация в конце семестра, отвечаю на вопросы девушек. Я призываю их быть активными на моих занятиях, выражаю надежду, что они успешно овладеют программой по физической культуре и получат хорошие оценки.

В колледже проводится профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Она помогает студенткам подготовиться к их будущей профессиональной деятельности. Тем, кто будет работать в неврологическом, хирургическом, травматологическом отделениях стационара, придется ухаживать за тяжелыми, лежачими больными (менять постельное белье, сажать, ставить на ноги, перекладывать на каталку). Для этой работы нужны сильные руки. Труд медицинской сестры требует хорошей общей выносливости, за рабочий день ей приходится километры проходить по отделению. Поэтому на каждом занятии в спортивном зале девушки пробегают не менее 300-400 м. Чтобы бег не надоедал, бегаем по кругу, змейкой, восьмеркой, с перепрыгиванием через гимнастическую скамейку, чередуем бег с ходьбой и с общеразвивающими упражнениями. Кроме того, на многих занятиях бывают эстафеты с бегом, прыжковые упражнения со скакалкой и игры с бегом.

В начале учебного года многие девушки не могут даже правильно поймать волейбольный мяч, не владеют навыками игры в пионербол. Поэтому после легкоатлетического сезона обучаемся этой игре и завершаем его соревнованием между командами I курса. Приятно видеть, как вчерашние новички научились не только подаче и ловле мяча, но и выполнению точных и сильных нападающих бросков на площадку соперников.

После обучения пионерболу полностью переключаемся на обучение элементам волейбола. Некоторым студенткам больно принимать мяч на слабые руки, поэтому советую им пользоваться накладками на запястья. Мячи, которыми мы играем, к сожалению, жесткие. Стараюсь поиграть с каждой первокурсницей по нескольку минут. Если в группе есть волейболистки, то они тоже обучают подруг передачам мяча.

Занимаемся и баскетболом. За редким исключением студентки не знают эту игру и не владеют навыками игры на площадке. Несмотря на все объяснения, первые игры похожи скорее на регби, чем на баскетбол, все девушки бегут за мячом и стараются отобрать его у соперниц, нарушая правила.

Знакомлю учащихся с игрой в стритбол; он нравится многим, так как не приходится бегать на большой площадке. Понимаю, что научить девушек за несколько занятий игре в баскетбол невозможно, поэтому отвожу больше времени на броски мяча в кольцо с разных точек: броски мяча с трех точек - справа, слева и с линии штрафного броска. За последний бросок девушки получают оценку. Но главной игрой на первом курсе остается волейбол. Мне удается «заразить» девушек этой игрой, и они всегда просят разрешить им поиграть.

Регулярно проводим товарищеские игры между командами I-II курса, между курсами. Это мобилизует девушек, они стараются играть хорошо.

Большой интерес у студенток вызывают эстафеты: с бегом, прыжками, передачей друг другу мяча, с броском в баскетбольное кольцо, с подбрасыванием мяча.

Тщательно готовлюсь к последнему занятию в семестре. Заполняя зачётные книжки, беседую с каждой студенткой о том, как она завершила семестр по моему предмету, о ее возможностях в следующем полугодии, даю рекомендации по занятиям физической культурой во время каникул.

Стараюсь учитывать психическое и физическое состояние студенток. Когда вижу, что они устали или какие-то упражнения надоели, спрашиваю, чем они хотят заняться, называю возможные варианты. Если желания у девушек разные, называю время (обычно 10-20 минут), в течение которого они могут выполнять названные упражнения (в рамках программы). Чаще всего девушки выбирают бадминтон, пионербол или броски баскетбольного мяча в кольцо.

После «тяжелых» занятий или перед ними (контрольная работа, текущий зачет) учитываю состояние учащихся. По их поведению, лицам вижу, что они находятся в возбужденном состоянии. В этом случае стараюсь снять его эмоциональными упражнениями, играми.

Поддерживать интерес девушек к занятию - важное условие его успеха. Преподаватель физической культуры должен быть не только психологом, но и артистом, сам должен быть эмоциональным и подвижным, учитывать состояние и настроение девушек. А оно бывает разным. На него могут влиять время года и день недели, состояние погоды и магнитные бури, вид и поведение преподавателя. Нередко приходится импровизировать, отклоняться от намеченного плана, давать варианты одного и того же упражнения. Часто хвалю, особенно слабо подготовленных девушек, это помогает им поверить в свои возможности.

Теоретические занятия вносят не только разнообразие в учебный процесс, но и позволяют ознакомить учащихся с теоретическими основами физической культуры, аргументированно ответить на некоторые вопросы.

Студентки, которые по состоянию здоровья занимаются по индивидуальной программе, пишут реферат на тему: «ЛФК при ... (их заболевание) или на другие «оздоровительные» темы.

Интересно ли преподавателю-мужчине работать со студентками? Да, если они хотят учиться, получают от этого радость и удовольствие, с интересом тренируются. Но ведь всё это зависит от преподавателя, от его умения и желания свою работу сделать творческой, постоянно обновляющейся, любимой.

Все ли студентки довольны мною? Нет! В каждой группе есть девушки, которым частенько хочется посидеть на моем уроке без особых оснований для этого. В таких случаях я прошу их делать упражнения без большой нагрузки. Если же они продолжают отсиживаться, то ставлю в журнале отметку - временное освобождение, чем вызываю их недовольство. Бывает, что некоторым студенткам я ставлю несколько завышенную оценку, с условием, что в следующем полугодии они будут активнее.

Есть девушки, которые могут дерзить, не соглашаясь с поставленной оценкой или с моим решением во время игры. Я не оставляю без внимания грубость и реагирую на нее сразу: подзываю девушку и говорю, что она бестактно и недостойно ведет себя. Если дерзость происходит во время соревнований, то удаляю с площадки. Жесткая мера оправдывает себя. Как правило, студентка извиняется за свое поведение, говорит, что не хотела никого обидеть.

Я никогда не мщу студенткам, не снижаю оценку за нарушение дисциплины, если даже конфликт между нами не улажен. Лишь в крайне редких случаях обращаюсь за помощью к классным воспитателям или заместителю директора по УВР.

Очень трудно заниматься с теми, кто слабо подготовлен. Они не привыкли в школе заниматься физической культурой и в колледже пассивны, имеют лишний вес, не могут выполнить простейшие упражнения, боятся показать подругам свою слабость. Вывести этих девушек из привычного для них состояния нелегко. Приходится с ними часто разговаривать, убеждать в необходимости заниматься физическими упражнениями, объяснять, что не следует стесняться своих подруг. Подбадриваю и хвалю их за любые успехи. Таких девушек нельзя обижать ни резким тоном, ни недоброжелательным взглядом. Комплекс неполноценности устранить чрезвычайно трудно.

Уместно подчеркнуть и то, что преподаватель физической культуры особенно должен иметь хорошие «тормоза» при общении с девушками: нельзя позволять себе надолго останавливать свой взгляд на различных частях тела, лукаво улыбаться, делать какие-либо намеки и прикасаться к девушкам. Исключения - только случаи, когда требуется страховка ученицы. Нежелательно подчеркивать красоту кого-либо из девушек. Я иногда говорю девушкам, что они все красивые. В этом случае я не лукавлю и никого не обижаю, так как красота понимается людьми по-разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...

Методика организации и проведения круговой тренировки на уроках физической культуры

Основой разработки   «Методика организации и проведении круговой тренировки  на уроках физической культуры , являются требования Государственных стандартов среднего и начального професс...

Использование возможности проведения третьего урока физической культуры и спорта в общеобразовательных школах, как урока настольного тенниса

Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.При игре в настольн...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры

в материале дано описание методики обучения подвижным играм...