Основные требования к руководителю танцевального коллектива
статья по теме

Шушарина Татьяна Андреевна

 

К руководству танцевальными коллективами художественной самодеятельности привлекаются люди с различной подготовкой. Начиная от профессионалов-балетмейстеров и кончая руководителями-общественниками.

Основная масса руководителей художественной самодеятельности-общественники, среди которых встречается немало талантливых людей. После напряженного трудового дня на производстве или после учебы они проводят большую и полезную работу в художественной самодеятельности. Несмотря на то, что многие из них не имеют специальной хореографической подготовки, они не редко показывают любопытные, подчас оригинальные образы творческой и воспитательной работы. В этом им помогают любознательность, энтузиазм, любовь к танцевальному искусству. Результаты деятельности некоторых руководителей-общественников представляют большой практический интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДОД города Омска «Городской Дворец детского

 (юношеского) творчества»

Образцовый ансамбль народного танца  «Подснежник»

Шушарина  Татьяна  Андреевна – педагог дополнительного образования

                                                         

«Основные требования к руководителю

танцевального коллектива»

         

                               

Омск-2013 г.

К руководству танцевальными коллективами художественной самодеятельности привлекаются люди с различной подготовкой. Начиная от профессионалов-балетмейстеров и кончая руководителями-общественниками.

Основная масса руководителей художественной самодеятельности-общественники, среди которых встречается немало талантливых людей. После напряженного трудового дня на производстве или после учебы они проводят большую и полезную работу в художественной самодеятельности. Несмотря на то, что многие из них не имеют специальной хореографической подготовки, они не редко показывают любопытные, подчас оригинальные образы творческой и воспитательной работы. В этом им помогают любознательность, энтузиазм, любовь к танцевальному искусству. Результаты деятельности некоторых руководителей-общественников представляют большой практический интерес.

Известны факты, когда у таких руководителей коллективы живут творческой жизнью и развиваются, привлекая все большее количество участников, в то время как у иных платных руководителей коллективы через непродолжительное время распадаются. Как те, так и другие руководители сами иногда не могут понять причин этого.

Очевидно, дело в том, что эти руководители-общественники передают свою горячую любовь к искусству участникам коллектива, являются для них  примером и образцом для подражания. Постоянно повышая свой культурный и художественный уровень, они приобретают необходимые знания в области хореографии,  в процессе работы накапливают ценный опыт, ищут новые, более совершенные пути. Такие руководители, как правило, являются для участников коллектива образцом сознательного отношения к труду.

Наоборот, некоторые платные руководители, хорошо зная хореографию, зачастую подчиняют свою деятельность узкопрофессиональным задачам и, преследуя одну цель – научить только танцевать, забывают о воспитательных задачах художественной самодеятельности. Вот почему иногда работа хореографов-профессионалов в самодеятельности не дает плодотворных результатов. Такие руководители допускают большую ошибку, считая ниже своего достоинства «снизойти» к участникам самодеятельности, стать их товарищами. Пренебрежительно относясь к участникам самодеятельности, они, к сожалению, перестают критически относиться к своему дальнейшему образованию и работе. Чаще всего эти специалисты-хореографы механически копируют систему тренировочных занятий, принятую в профессиональных балетных школах или училищах, не думая о том, что такая форма занятий с участниками художественной самодеятельности далеко не всегда приемлена.

Ограниченный, узкоакадемический подход к методике занятий в коллективе не способствует общему развитию участников, а чрезмерное увлечение классическим тренажем засушивает танцевальную самодеятельность, делает ее скучной.

Грамотный в вопросах хореографии и требовательный к себе руководитель, будь то артист балета, танцовщик профессионального ансамбля или педагог-хореограф, принесет большую пользу, если он будет пытливо и вдумчиво изучать условия и специфику работы художественной самодеятельности. Опытному руководителю, умеющему разумно использовать приемы профессиональной балетной школы применительно к условиям самодеятельности, следует отобрать самые необходимые элементы тренажа и классического танца, способствующие художественному воспитанию.

Продуктивная работа коллектива художественной самодеятельности немыслима без настоящей дисциплины. Дисциплина слагается, прежде всего, из отношения каждого участника к занятиям, к своим друзьям, к своим товарищам и руководителю. А это во многом зависит от заинтересованности в общей работе коллектива, в ее результатах. Руководитель должен заинтересовать участников, поощрять их успехи, увлечь своим отношением к искусству, к труду.

Авторитет руководителя в коллективе создается его знаниями и поддерживается чутким отношением к участникам. Руководитель – душа коллектива – сам должен быть образцом дисциплинированности, культуры поведения. Самовлюбленность, зазнайство, чрезмерная самоуверенность недопустимы: они неизбежно мешают в работе. Скромность, и простота здесь, как и везде, украшают человека. Поэтому руководитель должен чутко прислушиваться к желаниям и настроениям участников, разумно и тактично предостерегать их от возможных ошибок, опираясь на созданный актив. Приняв решение, руководитель обязан обеспечить его выполнение. Не следует поспешно решать тот или иной вопрос - необходимо приучить себя заранее обдумывать результаты, к которым может привести принятое решение. Бывает, что на первый взгляд незначительный вопрос, казалось бы, не требующий особых размышлений, может привести к недоразумениям и плохим последствиям.

Поспешное, необдуманное решение руководителя может привести к полному разложению дисциплины в коллективе, к развалу работы.

Возникающие трудности следует преодолеть упорством, волей, настойчивостью. Никогда не надо забывать о силе коллектива. Коллектив всегда придет на помощь руководителю.

Собрания коллектива имеют большое воспитательное значение, и руководитель обязан серьезно к ним относиться. Присутствуя на них, он должен ставить на обсуждение принципиальные вопросы, подсказывать правильные решения. Здесь должен проявиться авторитет руководителя – ведь он не только организатор и педагог, а в полном смысле слова воспитатель молодежи.

Подчас руководителю художественной самодеятельности доверяют большую группу, в которую входят люди с различным культурным уровнем, образованием, запросам. Это усложняет его задачи. Уже поэтому он должен повышать свой культурно-политический и художественный уровень. Более того, руководителю следует постоянно проявлять творческую инициативу и искать новые, более совершенные, более эффективные формы работы с участниками. Здесь не допустима робость мысли и слепое подражание «авторитетам». Руководителю следует неустанно пополнять и совершенствовать свои познания в области хореографии, основ музыкальной грамоты, овладевать навыками чтения записей танцев, изучать народное танцевальное творчество.

Руководитель танцевального коллектива, естественно, должен следить за периодической печатью. Статьи и рецензии из газет и журналов – полезный материал и для самого руководителя, и для проведения бесед в коллективе.

Постоянное творческое содружество с баянистом или пианистом коллектива дает возможность укрепить и развивать свои познания в области музыки. Если они недостаточны, то руководитель обязательно должен освоить хотя бы основы музыкальной грамоты, - это во многом облегчит ему всю учебно-тренировочную и постановочную работу.

Перед встречей с коллективом руководителю необходимо серьезно продумать план урока и хорошо к нему подготовиться. Представляя себе работу во всем объеме, он должен предусмотреть и последовательность тренировочных упражнений, и все танцевальные движения, все комбинации, разучиваемые исполнителями. Каждый урок надо сделать ярким, понятным. Для этого следует четко распределить тренировочные упражнения, комбинации и их элементы так, чтобы они приносили максимум пользы и не наскучили участникам. Интересная форма построения занятий увлекает коллектив и способствует лучшему усвоению урока. Разучивая танцевальные элементы или упражнения, следует объяснять исполнителям их назначения и место в системе занятий или в композиции танца. Если это сопровождается четким показом движений, то участники, без сомнения, проявят живой интерес к любому «скучному» и на первый взгляд неинтересному движению. Поэтому руководитель должен стремиться показывать то или иное движение, ту или иную комбинацию четко и ясно.

Хороший показ помогает исполнителям усвоить манеру и характер танца. Следует заметить, что при разучивании движений некоторые участники используют не те приемы, которые дает руководитель, но используют их по-своему ловко и уверенно. В этих случаях не надо навязывать свои приемы лучше предоставить возможность проявить им свою индивидуальную, своеобразную манеру исполнения технически сложных движений и трюков.

Некоторые руководители, прекрасно зная и сочиняя движения, присущие мужским танцам, не могут продемонстрировать их в полную силу ( к таким движениям относятся присядки, ползунки, разножки, туры и др.) Тогда следует подробно разъяснить характер исполнения данного движения, темп, акцент, желательную экспрессию и координацию, показывая движение в пределах своих возможностей и объясняя, что еще требуется при его исполнении. Еще лучше это движение подготовить заранее с одним из способных исполнителей, а затем на уроке после своего объяснения предложить ему продемонстрировать его в полную силу.

   Объяснения руководителя должны быть понятными и лаконичными, определения – ясными и четкими. При разучивании новых незнакомых движений внимание участников следует сосредоточить вначале только на главном, а затем, в процессе усвоения, разъяснять детали. Нельзя допускать никаких противоречий между объяснениями и показом – это всегда сбивает с толку; участники не могут понять, что же им надо делать – то, что рассказано, или то, что показано. Это явно может поколебать авторитет руководителя.

В обращении со своими учениками руководитель должен быть вежливым и спокойным. Надо быть терпеливым и сдержанным, давая повторные объяснения отстающим, недостаточно способным исполнителям. Не надо забывать, что они ходят в  коллектив добровольно, искренне желая приобщиться к любому искусству, отдавая этому свои свободные часы. Многие из них приходят на занятия после напряженной работы на производстве или после учебы – это надо ценить и уважать. Грубое, нетактичное отношение к участникам художественной самодеятельности совершенно недопустимо, оно может их оттолкнуть от коллектива.

Методы работы руководителей могут быть различными. Они зависят от подготовленности, опыта и знаний, общей культуры. Но основное требование для всех руководителей – тщательная и продуманная подготовка к уроку.

Хореографический коллектив будет по-настоящему жизнеспособен только в условиях непрерывного творческого роста, требовательности к себе. В основе его развития и нормального функционирования лежит принцип перспективности и принцип управления и контроля.

Отчитываясь в своей работе, хореографический коллектив организует показ концертных программ, балетных спектаклей, открытых уроков. Смотры, конкурсы, фестивали – это тоже своеобразный отчет перед населением, с той лишь разницей, что эти выступления оцениваются высококвалифицированными специалистами, членами жюри. Практикуются также, ведение дневника творческих отчетов, сбор фотографий, программ, афиш, оформление стендов, витрин, раскрывающих деятельность коллектива за отчетный период.

Литература:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение,1990

2. Громов Ю.И. Работа балетмейстера в детском хореографическом коллективе. – Л., 1962

3. Громов Ю.И. Хореографический коллектив в клубе. – Л., 1981

4. Кондратьев М.И. Слагаемые авторитета. – М.,1988

5.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.,19816

6.Захаров Р. Искусство балетмейстера. – М.: Искусство, 1954

7. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М.,1976

8. Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности.

                 Советы руководителю танцевального коллектива. – М., 1960


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОСТ 2.109-73 "Основные требования к чертежам"

В ГОСТе 2.109-73 "Основные требования к чертежам" указаны: 1. Общие требования к рабочим чертежам; 2. Чертежи деталей; 3. Чертежи сборочные; 4. Чертежи габаритные; 5. Чертежи монтажные...

Основные требования и идеи ФГОС на уроке

1. ™Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?2. ™Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному ур...

Доклад "Основные требования к материально-техническому оснащению столярных мастерских"

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лаборат...

Инфекционная безопасность. Основные требования к помещению кабинета маникюра. Техника безопасности при работе.

В своей работе мастер маникюра и педикюра руководствуется СанПиН      2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, соде...

Методическая разработка урока. Тема: «Основные требования по прокладке надземных газопроводов. Оборудование для трубоукладочных работ, монтажные и захватные приспособления для монтажа надземных газопроводов».

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе коллективного взаимодействия;- изучение основных нормативных требований по прокладке надземных газопроводов;- изучение оборудования для тру...

Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.

В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок  проходит в виде деловой ролевой игры....

основные требования к оформлению чертежей

основные требования к оформлению чертежей...