Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »
учебно-методический материал на тему

     Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» для специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

     Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении учебного занятия по теме.  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

     Указаны:

         - цели создания разработки;

         - реализуемые общие и профессиональные компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 4

(ГБОУ СПО МК 4)

Методическая разработка

учебного  занятия

по теме: «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Профессиональный модуль 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».

МДК 03.01 «Сестринская помощь при нарушении здоровья».

специальность  -  060501 «Сестринское дело»  51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки),

2012 г.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Утверждаю:

«Специальные  дисциплины базовой  подготовки»

Заместитель директора по учебной работе  ГБОУ СПО МК № 4

Протокол № _____



_______________/ А.В.Смирнова/

Председатель ЦК


__________/Д.А.Орешникова /


«______» ____________ 2012 г.


«_____» ________________ 2012 г.

Согласована:

Методист ГБОУ СПО МК №4

_______________ /В.М.Хусяинова /

«_____» _______________ 2012 г.


Составитель:


   М.М.Платонов

Преподаватель  учебных  дисциплин «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия»,

преподаватель второй квалификационной категории


Рецензенты:


 

   Л.И.Калинина

Главная медицинская сестра ГБУЗ ГКБ №52 ДЗМ,

медицинская сестра высшей квалификационной категории.

   Н.Е.Шадина

Преподаватель  учебной  дисциплины « Хирургия»

ГБОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Содержание методической разработки

                                                                                                                           Стр.

1.  Введение 

7

2.  Методический блок:

8

   -     рекомендации по работе с методической разработкой;

   -     цели занятия;

9

10

   -     мотивация;

11

   -     место проведения занятия, оснащение;

12

   -     междисциплинарные связи;        

13

   -     список литературы;

14

       -     домашнее задание, задание для  самостоятельной

             внеаудиторной работы студентов;

15

   -     хронологическая карта занятия.

16,17

3.  Информационный блок:

18

   -    терминологический словарь;

19, 20

   -    материалы лекции:

           1) алгоритм изучения темы;

           2) опорный конспект лекции;

           3) охрана труда медицинской сестры.

4.   Блок контроля:                                                                                      

   -    определение  исходного уровня знаний (задание №1);  

   -    закрепление нового материала и коррекция ошибок

        (задание№2, задание №3)(с эталонами ответов);

   -    оценочный лист

5. Приложения:

21

22

23-24

25

26

27,28


29-35

36

37

   -    приложение 1- мультимедийная обучающая система на тему:

        «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях»;

   -    приложение 2 – рефлексия;  

   -    приложение 3 – кроссворд;



38

39

40

Пояснительная записка

     Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» для специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

     Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении учебного занятия по теме .  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

     Указаны:

  1. цели создания разработки;
  2. реализуемые общие и профессиональные компетенции.

     Материалы данной методической разработки способствуют реализации  общих и профессиональных компетенций:

          ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество;

     ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях

и нести за них ответственность.

          ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

     ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

          ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

          ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с

правилами их использования;

          ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

     Методическая разработка структурирована и содержит:

  1. методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,  определены цели  занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
  2. информационный блок  включает терминологический словарь, материалы лекции, которая  представлена  в виде алгоритма изучения темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта,

материала по охране труда).

          С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

          информации  с помощью мультимедийной  обучающей системы

          (МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный

          материал, видеоматериал, отражающие основные положения лекции;

  1. блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде претеста; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок  по данной теме.

   Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.

     Создание методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.

     Предлагаемый  материал  может быть использован  как дополнительный  к учебнику для более качественного усвоения информации по данной теме.

Цель создания методической разработки

      Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях»  создана с целью обеспечения учебно-методической  документацией   образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) по профессиональному модулю 03,  а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний  у студентов третьего курса   по данной теме.  

Введение

     Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются  кровотечения.    

     Кровотечение - это выход крови из просвета  кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости  его стенки.

     Актуальность  данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых  повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта,  причем различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят  к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

      Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз  зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая, первая медицинская помощь, сделана, при необходимости, срочная операция.                                    

     Чем быстрее и  грамотнее будет оказана помощь при кровотечении, чем быстрее пострадавший, больной будет госпитализирован, чем раньше поставлен точный диагноз и проведено адекватное (в т.ч. оперативное) лечение, тем ниже летальность и лучше ближайшие и отдаленные результаты.

Рекомендации по работе с методической разработкой

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  студентов.

2.  Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  преподавателя и  студентов на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы.

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе.

6.    В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

  1. определение  исходного уровня знаний, претест готовности к обучению, в виде фронтального опроса, который нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения по данной теме;
  2. контроль эффективности обучения  в виде итогового тестирования, что позволяет оценить эффективность обучения, достижение целей занятия.

 

5.   Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. рефераты по темам:

               -  «Современные методы остановки кровотечения»;

               -  «Современные гемостатические препараты»;

  1. составить кроссворд по теме:
  2. составить терминологический словарь по теме.

     Представлены инструкции по данным видам деятельности.

     Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал.

Название профессионального модуля « ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».

Тема: «Синдром кровотечения. Оказание первой и первой медицинской помощи при кровотечениях». 

Вид занятия: лекция.

Тип  занятия:  изложение нового материала.

Количество часов: 2 часа.

Цели занятия

Цель занятия: сформировать у студентов представление о синдроме кровотечения; формирование знаний по оказанию первой, первой медицинской помощи при кровотечении, о роли медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных с кровотечениями.

Студент должен:

     иметь представление:

  1. о синдроме кровотечения; 

     знать:

  1. причины, виды, симптомы кровотечений;
  2. основные методы остановки различных видов кровотечений;
  3. роль медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных с кровотечениями;

      уметь:

  1. пользоваться терминологическим словарём.

Развивающие цели:

     Развивать у студентов умения, которые относятся  к общим компетенциям:

  1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

     методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

     их выполнение и качество;

  1. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях и нести за них ответственность.

Воспитательные цели:

  1. в ходе занятия способствать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; 
  2. воспитывать чувство ответственности и долга;
  3. формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами, с пациентами

Мотивация

     Кровотечение (Haemorrhagіa) - является одной из главных причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Иногда даже небольшое кровотечение в ограниченное пространство вызывает нарушение функций жизненно важных органов. Остановка кровотечения является извечной задачей хирургии, а знание методов остановки кровотечения необходимо не только медицинскому работнику, но и каждому человеку для оказания само- и взаимопомощи, так как неостановленное кровотечение сопровождается развитием геморрагического шока и может привести к смерти. Поэтому изучение данной темы является неотъемлемой частью подготовки всех медицинских работников.

     Знание медицинской сестрой:                                                                                                                                                                  -   методов остановки кровотечения при оказании первой, первой медицинской помощи;                                                                                                                                     -   принципов сестринской помощи  больным с кровотечением                                                                                                 является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.

     Данные знания позволяют  своевременно  решать проблемы больного,  адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения хирургических больных с кровотечением  медицинскую помощь,  чётко организовывать  работу по предотвращению развития осложнений,  что  в  целом   позволяет  уменьшить страдания больных, число  тяжёлых больных, в конечном, суммарном  итоге  число  летальных  исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.

Оснащение:

      Учебно-методическое:

  1. методическая разработка теоретического занятия;

  1. раздаточный материал для студентов:

  1. опорный конспект темы (для каждого студента);
  2. терминологический словарь (один экземпляр на двоих);
  3. тесты (для каждого студента);
  4. вопросы (проецируются на экран).

ТСО:

  1. экран (интерактивная доска);
  2. проектор;
  3. компьютер.

Междисциплинарные связи

                         

                           

Список литературы для студентов

Основная литература:

  1. Жуков Б.Н., Быстров С.А.  «Хирургия», Москва, Академия, 2007 г., стр.351
  2. Сыромятникова А.В., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии», Москва, Альянс, 2007 г., стр.358.

Дополнительная литература:

  1. Нестеренко Ю.А.,Ступин В.А. «Хирургия» Москва, Академия, 2007г., стр.408.

Интернет ресурсы:

  1. wikipedia.org/wiki/кровотечение
  2. wikipedia.org/wiki/гемостаз
  3. www.aidmed.ru/.../19-krovotechenie.html

Домашнее задание

         Помогает студенту в формировании общих компетенций:

  1. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;
  2. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Домашнее задание:

  1. выучить конспект лекции;
  2. учебник Б.Н.Жуков, С.А.Быстров «Хирургия», выучить материал  по теме занятия на  стр..

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов  (на выбор):

  1. подготовить рефераты по темам:

               -  «Современные способы гемостаза»;

               -  «Современные гемостатические препараты»;

  1. составить терминологический словарь;
  1. составить кроссворд по теме.

Инструкция № 1 по подготовке реферата.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.
  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.
  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?
  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом):
  1. титульный лист;
  2. наличие плана работы;
  3. соответствие темы;
  4. наличие списка используемой литературы;
  5. наличие  иллюстраций.

Инструкция № 2 по составлению кроссворда.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Оценить,  насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.

2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов.

4. Составить вопросы к кроссворду.

5. Приложить эталоны ответов.

6.  Оформить работу:

         - схема;

         - вопросы по горизонтали и вертикали;

         - ответы.

Хронокарта теоретического занятия

Этапы занятия.

Время (мин.)


Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов


1. Организацион-ный момент






2. Актуализация познавательной деятельности










5

мин.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности

 и ответственности студентов.



Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Определение исходного уровня знаний

(претест)


Задание №1




10

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала.




40

мин.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал с помощью МОС.

Слушают, конспектируют в тетради.

Подготовка к осуществлению сестринского процесса.

5.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.


Задание № 2





15

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.


     


     Задание №3







 10

мин.


Выводит на экран вопросы  тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют

ответы в

бланке. Сдают преподавателю

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

6.  Подведение итогов занятия.


     Рефлексия.





   8

мин.

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

7.  Домашнее задание.

2

мин.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

            

Терминологический словарь

АНЕМИЯ (греч. αναιμία, малокровие) — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов). Термин «анемия» без детализации не определяет конкретного заболевания, то есть анемию следует считать одним из симптомов различных патологических состояний. Следует различать гидремию и анемию, при гидремии число форменных элементов и гемоглобина остается прежним, но увеличивается объём жидкой части крови.

ГЕМАРТРОЗ - скопление крови в полости сустава.

ГЕМАТЕМЕЗИС - кровавая рвота, симптом острого кровотечения из верхних отделов пищеварительного тракта (пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки) либо (реже) из носоглотки и легких; Г. всегда является противопоказанием к назначению антикоагулянтов.

ГЕМАТОМА - ограниченное скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.

ГЕМАТОСАЛЬПИНКС - скопление крови в маточной трубе (например, при нарушенной трубной беременности).

ГЕМАТУРИЯ - наличие крови в моче (эритроцитов), видимой простым глазом (макрогематурия) или только при помощи микроскопа (микрогематурия); является симптомом ряда заболеваний и травматических повреждений почек и мочевыводящих путей.

ГЕМОГЛОБИНУРИЯ - появление в моче гемоглобина.

ГЕМОДИНАМИКА - процесс движения крови в сердечно-сосудистой системе. Г. является частью биофизики кровообращения, которая рассматривает все физические явления и процессы, происходящие в системе кровообращения; рассматривает взаимоотношения между давлением, трением, вязкостью, сопротивлением и скоростью течения крови в сердечно-сосудистой системе.

ГЕМОПНЕВМОТОРАКС - скопление крови и воздуха в плевральной полости.

ГЕМОСТАЗ - остановка кровотечения при повреждении стенки сосуда.

ГЕМОФИЛИЯ - наследственное заболевание, характеризующееся наклонностью к кровотечениям; заболевание обусловлено дефицитом антигемофильного глобулина (8 фактора свертывания крови) - гемофилия А или плазменного компонента тромбопластина (9 фактора) - гемофилия В и др.

ГЕМОФТАЛЬМ - кровоизлияние в полость глазного яблока.

ГИПОКСИЯ - пониженное содержание кислорода в тканях.

ГОМЕОСТАЗ - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма; обусловлен сложными регуляторными взаимодействиями на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях организации живого.

ЕКХИМОЗЫ (Ecchymoses) - геморагические пятна большие по объему, чем петехии, неправильной формы;

ВИБИЦЕС (Vіbіces) - геморагические пятна, которые имеют полосовидную форму;

КРОВОТЕЧЕНИЕ (Hаemorrhagіa) - истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении их целостности, или повышенной проницаемости стенки;

КРОВОИЗЛИЯНИЕ - скопление крови, излившейся из сосудов в тканях организма;

КАПИЛЛЯРЭКТАЗИЯ - патологическое расширение капилляров.

КОАГУЛОПАТИЯ - нарушение функции свертывающей системы крови.

КОАГУЛЯНТЫ - кровоостанавливающие средства, усиливающие процессы свертывания крови.

КРОВЕТВОРЕНИЕ (гемопоэз) - процесс образования, развития и созревания клеток крови.

 

КРОВОИЗЛИЯНИЕ (геморрагия, экстравазат) - скопление излившейся крови в тканях (К. в мозг) или полостях тела (плевральной, брюшной и др.); К. всегда является результатом кровотечения.

 

КРОВООБРАЩЕНИЕ - непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов, способствующее обеспечению всех жизненно важных функций организма; К. обеспечивает доставку к тканям кислорода, питательных веществ, воды и соли, поступающих из окружающей среды, выведение из тканей углекислоты, конечных продуктов обмена веществ.

        К. ИСКУССТВЕННОЕ - К., обеспечиваемое путем полного или частичного замещения деятельности сердца работой специальных аппаратов.

        К. КОЛЛАТЕРАЛЬНОЕ - К. по сосудистым коллатералям, в обход основной артерии или вены.

        К. РЕГИОНАРНОЕ - К. в отдельных органах и тканях.

 

КРОВОТЕЧЕНИЕ - истечение крови из кровеносного сосуда при нарушении целости или проницаемости его стенки.

        К. МАТОЧНОЕ - К. из матки при патологическом процессе в ней или при нарушении функции яичников; к ним не относят нормальную менструацию и К. во время родов.

        К. МАТОЧНОЕ АТОНИЧЕСКОЕ - К.м. в послеродовом периоде, обусловленное отсутствием или крайним снижением тонуса миометрия.

 

КРОВОХАРКАНЬЕ - выделение крови или кровавой мокроты из дыхательных путей при кашле.

МЕЛЕНА( Melаena ) - жидкий черный стул, напоминающий деготь.

ПЕТЕХИИ (Petechіa) - разновидность геморагических пятен, которые возникают на коже и слизистых оболочках (purpura) в результате мельчайших капиллярных кровоизлияний;

СИНЯК (бытовое название ушиба) - плоские кровоизлияния в толщу кожи и слизистые оболочки;


 

Алгоритм изучения темы

« Синдром кровотечения.

Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях».

I. Синдром кровотечения.

  1. Определение кровотечение.
  2. Причины кровотечений.
  3. Виды кровотечений.
  4. Клиническая картина (местная) кровотечения:
  1. артериального,
  2. венозного,
  3. капиллярного,
  4. паренхиматозного,
  5. смешанного.
  1. Наружное кровотечение.
  2. Внутреннее кровотечение:
  1. определение;
  2. гематома,
  3. ушиб,
  4. гемартроз,
  5. гемоперитонеум,
  6. гемоторакс,
  7. гематурия.
  1. Скрытое кровотечение.
  2. Острое кровотечение.
  3. Хроническое кровотечение.
  4. Клинические признаки кровотечений, общие.
  5. Клинические признаки кровотечений:
  1. наружного,
  2. внутреннего,
  3. скрытого.
  1. Определение тяжести кровопотери.

      15. Осложнения кровотечений.

      16. Геморрагический шок.

II. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях.

  1. Определение, что такое гемостаз.
  2. Виды гемостаза:
  1. самопроизвольная остановка;
  2. временные способы;
  3. окончательные способы.
  1. Временные способы остановки кровотечения:
  1. механические;
  2. физические.
  1. Окончательные способы остановки кровотечения:
  1. механические;
  2. физические;
  3. химические;
  4. биологические.
  1. Правила оказания первой, первой медицинской помощи при кровотечениях,

кровопотери.

Опорный конспект лекции

Кровотечение.

     Кровотечение – выход крови из повреждённого сосуда.

Причины кровотечений:

  1. травмы;
  2. патологические процессы: воспаления, опухоли (особенно злокачественные), нарушение свёртывающей системы крови, нарушение проницаемости стенки кровеносного сосуда и др. патологические процессы.

Виды, клиническая картина  кровотечений:

      в зависимости от поврежденного сосуда:

  1. артериального,
  2. венозного,
  3. капиллярного,
  4. паренхиматозного,
  5. смешанного.

       в зависимости куда изливается кровь:

  1. наружное кровотечение;
  2. внутреннее кровотечение:
  1. определение;
  2. гематома,
  3. ушиб,
  4. гемартроз,
  5. гемоперитонеум,
  6. гемоторакс,
  7. гематурия.
  8. скрытое кровотечение.

 в зависимости от остроты:

  1. острое кровотечение;
  2. хроническое кровотечение.

Определение тяжести кровопотери.

Осложнения кровотечений.

Геморрагический шок.

Гемостаз.

Гемостаз - остановка кровотечения.

     Гемостаз подразделяется на:

  1. самопроизвольный (с участием только свертывающей системы крови и компенсаторных механизмов самого организма). К спазму сосудов приводит активация симпатико-адреналовой системы. Однако кровотечение может возобновиться через какое-то время после остановки;
  2. временную остановку кровотечения;
  3. окончательную остановку кровотечения.

Временная остановка кровотечения.

  1. возвышенное положение конечности;
  2. сгибание, вынужденное положение конечности;
  3. прижатие сосуда в ране и на протяжении;
  4. прижатие артерий в типичных точках к кости;
  5. давящая повязка;
  6. тампонирование раны;
  7. наложение кровоостанавливающего жгута;
  8. наложение пузыря со льдом (криопакета);
  9. наложение на сосуд кровоостанавливающего зажима.

Окончательные способы остановки кровотечения:

  1. механические;
  2. физические способы остановки кровотечения;
  3. химические способы;
  4. биологические способы остановки кровотечения:
  1. переливание небольших доз крови, свежей плазмы, сыворотки,

      тромбоцитной массы, фибриногена и др., введение протромбинового

      комплекса-концентрата свертывающих факторов II-VII-IX-X,

  1. антигемофильного глобулина А;
  2. гемостатический эффект оказывает переливание небольших доз (100-200 мл)

консервированной крови. Еще лучшим кровоостанавливающим свойством

обладает свежецитратная кровь. При отсутствии крови необходимой группы

можно использовать плазму или сыворотку, которую также вводят внутривенно;

  1. введение витаминов;
  2. внутримышечное введение сыворотки человека или животных;
  3. местное применение производных крови (тромбин, гемостатическая  губка, изогенная фибринная пленка, биологический антисептический тампон и др.).
  4. тампонада кровоточащей раны собственными тканями больного

       (сальник, мышца, жировая клетчатка, фасция);

     Капиллярное (паренхиматозное) кровотечение может быть остановлено

введением в рану тканей, богатых тромбокиназой. Свободным участком сальника,

мышцы и др. заполняют кровоточащую рану или покрывают кровоточащую

поверхность и фиксируют его швами. Применяют также пересадку этих тканей на

ножке. Такая методика широко применяется при кровотечениях из печени, почек.

     Правила оказания первой, первой медицинской помощи при кровотечении.

Охрана труда медицинской сестры.

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

  1. с соблюдением требований охраны труда;
  2. производственной санитарии;
  3. по правилам инфекционной безопасности;
  4. по правилам противопожарной безопасности.

     Медицинский работник должен относиться к крови и к другим биологическим жидкостям организма как к потенциально заразному материалу. Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

—  работать  в перчатках, масках,  халатах;

—  аккуратно проводить манипуляции;

—  применять только одноразовые шприцы;

—  не допускать попадания крови на кожу и слизистые.

При повреждении кожных покровов необходимо немедленно обработать перчатки дезинфицирующим раствором и снять их, выдавить кровь из ранки; затем под проточной водой тщательно вымыть руки с мылом, обработать их 70% спиртом и смазать ранку 5% р-ром йода.

При загрязнении рук кровью следует немедленно обработать их в течение не менее 30 сек. тампоном, смоченным кожным антисептиком, разрешенным к применению (70% спирт, 3% раствор хлорамина, йодопирон, стериллиум, октенидерм, октенисепт, хлоргексидин и др.), вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом и насухо вытереть индивидуальным полотенцем (салфеткой);

При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистые глаз их следует сразу же промыть водой или 1% раствором борной кислоты; слизистую носа обработать 1% раствором протаргола; слизистую рта - прополоскать 70% раствором спирта или 0,005% раствором марганцевокислого калия или 1% раствором борной кислоты;

 при наличии ран на руках, экссудативных поражений кожи или мокнущего дерматита, медработник на время заболевания отстраняется от ухода за пациентами и контакта с предметами для ухода за ними. При необходимости выполнения работы все поврежденные участки должны быть закрыты напалечниками, лейкопластырем и др.;

— шприц после использования тщательно промыть, обеззаразить согласно инструкции и утилизовать.

 

Задание № 1.  Претест

  1. Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.
  2. Фронтальный опрос (с элементами беседы).

     В стационар поступил больной  И. 35 лет , который во время драки получил удар ногой в область живота.  При поступлении отмечается бледность кожных покровов и слизистых оболочек. На вопросы отвечает вяло, постоянно закрывает глаза. Кожные покровы влажные, холодноватые на ощупь. АД - 80/60 мм. рт. ст, Пульс -120 уд. за мин.

Выберите один правильный вопрос.

1. В каком состоянии находится данный пациент?
a) удовлетворительном;
б) средней тяжести;
в) тяжелом;
г) крайне тяжелом;
д) агональном.

2) Артериальное давление в норме:

а) 100/70 мм. рт.ст.;
б) 90/60 мм. рт.ст.;
в) 80/50 мм. рт.ст.;
г) 120-110/70 мм. рт.ст.;
д) 160/100 мм. рт.ст;.

3) Брадикардия -  частота пульса:

а) менее 60 уд. в 1 мин; 
б) менее 80 уд. в 1 мин.;
в) более 70 уд. в 1 мин.;
г) более 80 уд. в 1 мин.

4. Тахикардия – частота пульса:

а) более 60 уд. в 1 мин.;
б) более 80 уд. в 1 мин.;
в) менее 80 уд. в 1 мин.;
г) свыше 120 уд. в 1 мин.

7) Какая из тканей является наиболее чувствительной к гипоксии?
а) нервная;
б) жировая;
в) мышечная;
г) костная;
д) кожа.

Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран.

2. Студенты отвечают с места.

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит  поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.

4.  Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе.

Задание №2.

Данное задание способствует овладению общими  и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Ситуационная задача №1.

    Подросток  18 лет  будучи в нетрезвом виде разбил витрину магазина. Получил множественные колото-

- резаные раны.

При осмотре: состояние сильного алкогольного опьянения ( резкий запах алкоголя из рта, речь несвязанная, движения хаотичны).

На туловище множественные резаные раны.

Пульс – 80 уд. в 1 мин. АД = 130/70 мм.рт.ст.

Вопросы:

  1. Определите вид кровотечения.
  2. Определите тяжесть кровотечения, объём кровопотери.
  3. Назовите методы временной остановки кровотечения при оказании:
  1. ПМП,
  2. на доврачебном этапе оказания медицинской помощи.
  1. Назовите методы окончательной остановки кровотечения.
  2. Назовите особенности ухода за пациентом после остановки кровотечения.

Ситуационная задача №2.

Женщина  50 лет во время рубки мяса получила  травму правой кисти.

При осмотре: состояние средней тяжести, в сознании, вялая, кожные покровы бледные.

Местно: в области правой кисти обширная резаная рана, с частичной ампутацией первого пальца. В ране видны костные фрагменты.

Пульс – 124 уд.в 1 мин. АД = 80/60 мм.рт.ст.

Вопросы: те же, что в задаче №1.

Ситуационная задача №3.

     Женщина 62 года. Упала на улице, ударившись правым боком о лавочку.

При осмотре: жалуется на сильные боли в правом боку, слабость, головокружение,

сухость во рту.

Пульс 110 уд. в 1 мин.  АД= 90/70 мм. рт.ст.

Вопросы: те же, что в задаче №1.

Задание № 3. Итоговые тестовые задания

Данное задание способствует овладению общими  и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

-  прочитайте тест, выберите правильный ответ (-ответы);

-  письменно зафиксируйте ответ в тетради.

Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов)

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране).

Гемостаз.

Выберите один правильный ответ (ТЕСТЫ 1-5).

  1. Причина острой кровопотери:

       а) длительно кровоточащяя язва желудка

б) подкожная гематома

в) разрыв селезенки

г) трещина заднего прохода

2. Гематома- это скопление крови в:

а) полости сустава

б) мягких тканях

в) плевральной полости

г) околосердечной сумке

3. Первая  помощь больному с носовым кровотечением начинается с:

а) придания нужного положения

б) пращевидной повязки

в) переливания крови

г) введения викасола

4. Способ окончательной остановки паренхиматозного кровотечения:

а) переливание крови

б) антикоагулянты

в) холод на живот

г) операция

5. Алая кровь в стуле наблюдается при кровотечении из:

а) пищевода

б) желудка

в) печени

г) прямой кишки

Выберите несколько правильных ответов (ТЕСТЫ 6-10).

6. симптомы желудочного кровотечения:

а) дегтеобразный стул

б) стул с алой кровью

в) рвота цвета кофейной гущи

г) рвота желчью

д) рвота с пенистой кровью

7. Механические методы остановки кровотечения- это

     а) наложение жгута

б) лигирование сосуда в ране

в) электрокоагуляция

г) пальцевое прижатие

в) пузырь со льдом

8. Физические методы остановки кровотечения - это

     а) пальцевое прижатие сосуда

     б) лазерный луч

     в) максимальное сгибание

     г) пузырь со льдом

     д) гемостатическая губка

9. Препараты, повышающие свертываемость крови:

     а) адреналин

     б) викасол

     в) питуитрин

     г) хлористый кальций

     д) фибринолизин

10. Величина кровопотери определяется по

     а) по анализу крови

     б) пульсу

     в) артериальному давлению

     г) самочувствию больного

     д) цвету кожных покровов

Дополните фразу (ТЕСТЫ 11-15):

11. скопление крови в полости сустава- это _______________________________

12. гемоторакс- это скопление крови в ______________________________________

13. больной с легочным кровотечением транспортируется в положении __________

14. артериальный жгут накладывается по отношению к ране ____________________

15. наличие крови в моче- это ______________________________________________

Установите соответствие (ТЕСТЫ 16-17).

Каждый ответ может использоваться несколько раз или ни разу.

16. АРТЕРИЯ:        ТОЧКА ПРИЖАТИЯ:

1.  СОННАЯ         А- Бедренная кость в области паховой складки

2.  ПОДКЛЮЧИЧНАЯ        Б - Головка плечевой кости

3.  ПОДМЫШЕЧНАЯ        В - Поперечный отросток 6-го шейного позвонка

4.  ПЛЕЧЕВАЯ        Г - Первое ребро

5.  БЕДРЕННАЯ        Д - Плечевая кость

17.        КОЛИЧЕСТВО КРОВИ:        СТЕПЕНЬ КРОВОПОТЕРИ:

1.  500 – 700 мл        А - Нормальная величина крови в организме

2.  5500 мл        Б - Легкая кровопотеря

3.  1500 – 2000 мл        В - Средняя кровопотеря

4.  1000 – 1400 мл        Г - Тяжелая кровопотеря

        Д-  Острая кровопотеря

18. Установите последовательность наложения артериального жгута:

       а) положить ткань выше раны

б) растянуть жгут  и  положить 2 тура

в) придать конечности возвышенное положение

г) закрепить концы жгута

д) провести пальцевое прижатие артерии

е) наложить остальные туры

ж) проверить правильность наложения жгута

з) положить записку с временем наложения жгута.

Гемостаз

Ответы к тестам.

1. в,

2. б,

3. а,

4. г,

5. г,

6. а,в,

7. а,б,г,

8. бг,

9. бг,

10. абв,

1.1 гемартроз,

12. плевральной полости,

13. полусидячем;

14. проксимальнее;

15. гематурия;

16. 1-в,2-г, 3-б,4-д, 5-а;

17. 1-б,2-а, 3-г,4-в;

18. д-в-а-б-ж-г-з

              

Критерии оценки:

Отметка

Количество ошибок

«5» - отлично

имеется 0-1 ошибка

«4» - хорошо

имеются 2 ошибки

«3» -удовлетворительно

имеются 3 ошибок

«2» - неудовлетворительно

имеется 4 и более ошибок

     В случае получения неудовлетворительной отметки  Вам необходимо   изучить теоретический материал  по теме занятия.

                                           

Ф.И. студента

Вопросы.

Тесты.

Претест,

активность

на занятии

(дополнит).

ПСЗ.

Итог.

 Оценочный лист.                                                                            Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего

теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

   

     

     Итоговая отметка  выставляется на основании трех критериев:

1. правильность и полнота ответа на вопросы;

2. ответов на тестовые задания;

3. ответы на претест и активность на занятии оцениваются дополнительно.

     Итоговая отметка - выставляется средняя отметка.

     

Приложение 1

Приложение 2

                                   

Составьте синквейн

  1. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх (пяти) слов, выражающая  Ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно (два)  слово(а)-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 Приложение 3

МОС

ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК. 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

ПМ 03 "Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»

тема «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях»

Рефлексия

ОП.03 «Основы патологии »

ПМ.00 « Профессиональные модули »

ОП.09 «Психология»

Раздел: «Медицинская психология»

знать: медицинская этика, медицинская деонтология.

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»

МДК. 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

Пример

ВСР студента

ОП.02 «Анатомия и физиология »

ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией »

ОП.00 «Общепрофессиональные дисциплины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

методическая разработка учебного занятия по теме: "Деловое письмо"

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по делопроизводству при изучении темы: "Информационно-справочные документы". Комплект включает в себя конспект занятия, презентацию ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"

Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Меры содействия естественному возобновлению"

Материал содержит план занятия, презентацию, конспект  и раздаточный материал для студентов...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Первая помощь при переломе и обмороке...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...