Главные вкладки

    «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
    учебно-методический материал по теме

    Травкина Юлия Александровна

    Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное значение игры трудно переоценить, она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна выразить, выработать определенные нравственные качества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vvedenie.doc157.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Московский Педагогический Государственный Университет

    Факультет начальных классов

    Курсовая работа на тему:

    «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

    Выполнила:

    студентка з\о

    502 группа ФНК

    Травкина Юлия

    Александровна

    2012


    Содержание:

    Введение

    Глава 1.

     Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

    1.1.Роль игры в образовании личности .

    1.2. Сущность игровых технологий.

    1.3. Значение дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

    Глава 2.

    Использование дидактических игр в учебном процессе на уроках математики в начальной школе.

    2.1. Цели применения дидактических игр по математике.

    2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.

    Заключение

    Список литературы


    Введение

               Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное значение игры трудно переоценить, она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна выразить, выработать определенные нравственные качества.

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых, эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

    Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

    Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

                 Ш.А. Амонашвили говорил: «...без игры (педагогической) на уроке невозможно увлечь учеников в мир знании и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока». На уроках следует создать такую ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Если несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат при использовании на уроках, у ребенка в начальной школе фантазия развита настолько хорошо, что позволяет оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя детей.

    Для младших школьников - учение - новое дело, поэтому при знакомстве со школьной жизнью способствует снятию барьера между внешним миром и психикой ребенка, игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младших школьников страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости, и кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не нормирована, Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

    Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.

    Главная задача учителя в обучении в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения, и этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

    Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и много «рассказывает» самому ребенку о нем самом и педагогу об играющем индивидууме. Игра главная сфера общения детей; в ней решается проблема межличностных отношении, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Эту проблему мы хотели бы постараться раскрыть в нашей работе.

    Объект исследования - процесс обучения младших школьников математике.

    Предмет исследования - возможность использования различных дидактических игр на уроках математики в начальной школе

    Цель исследования - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала.

    Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
    2. Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в начальной школе в современной педагогической литературе;
    3. Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математики;
    4. Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли- тельные процессы младших школьников.

    Гипотеза - если применять дидактическую игру на уроках математики в 1 классе, то активизируется познавательная деятельность младших школьников.

    Методы исследования -

    - Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

    Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный методы.

    Практическая значимость работы - в результате работы были изучены различные виды дидактических игр и их применение на уроках математики, а также разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

         Глава 1.

    Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

    1.1.Роль игры в образовании личности .

    В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определенном этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству “туннеля” в “горах” или к лечению “больного” ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.

    Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для учителя, организующего игру на уроке, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Одно из основных противоречий игры как средства обучения: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования и обучения личности.

    В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет образовательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то образовательная ее ценность будет наиболее значимой.

    Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать однообразие, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

    Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в числовых выражениях и т.п. Они выполняют обычные учебные действия – считают, исправляют ошибки, устанавливают закономерности, - но выполняют эти действия в игре.

    В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, учатся ориентироваться в пространстве или получают сведения о геометрическом материале.

    Ясно, что во втором случае дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а образовательная задача, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще на уроках в начальных классах для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.

    В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляется с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить состав числа и  определить жителей улицы чисел и т.п.

    При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились.

    В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира.[1]

    Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными  качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:

    1. с принятием учащимися определенных ролевых функций – масок;
    2. с использованием сказочного сюжета;
    3. с фантазированием;
    4. деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности.

    Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
    2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
    3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
    4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

           

    1.2. Сущность игровых технологий

    Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Игровая деятельность выполняет такие функции:

    1. развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.)
    2. коммуникативную : освоение диалектики общения.
    3. самореализация в игре как полигоне человеческой практики.
    4. игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности,
    5. диагностическую : выявление отклонений от нормального поведения и самопознание в процессе игры.
    6. функцию коррекции: внесение позитивных изменении, в структуру личностных показателей.
    7. межнациональные коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.
    8. социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм общественного общежития.

    Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову):

    - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).

    - творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

    - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция, аттракцион и т.д. (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»)

    - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание или логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры, как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация целей, а также анализ результата, в котором личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности сворачивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровое действие, как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) ровные отношения между играющими;

    д)сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимое в игре.

    Значение игры невозможно исчерпать и сузить развлекательно-рекреативными возможностями.

    «Игpa - есть потребность растущего детского организма, в игре развивается физическая сила, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, в игре вырабатывается у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» так оценивала значение игр в развитии детей Н.Г.Крупская.

    В играх и труде, в задорных выдумках и безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом игры в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать даже самый лучший в методическом отношении урок.

    «Правильно поставленная игра, - отмечает психолог В.В.Давыдов, позволит многому научить ребенка. Как ни странно, многие родители и даже воспитатели детских садов, не умеют руководить играми детей, особенно коллективными и сюжетно-ролевыми. Организация игровой деятельности детей и создание ее реквизита требуют не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-гигиенических норм обеспечения жизни ребенка, нo такие исследования проходят медленно, без вторжения в глубинные интересы нашего общественного воспитания».

    Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшему, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в современной педагогике, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;
    1. в качестве урока или его части (введение, объяснение, заключение, упражнение, контроль).

    - как технология внеклассной работы.

    Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснованным, выделенным в ясном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебной деятельности присутствует элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификаций педагогических игр.

    1.3. Значение дидактических игр на уроках математики в начальной школе

            «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий.

    Реально смена игровой деятельности на учебную происходит не сразу, ребенок пошел в школу, сел за парту - ему все, что происходит в классе интересно, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который своей стихией по-прежнему бессознательно принимает игру. В ситуациях игры ребенок вступает в отношения соревнования и самоутверждения в ловкости, выносливости, смекалке. Здесь он учится подчинению правил, моральным победам над собой в ситуациях успеха и неуспеха. Здесь же он получает возможность переключиться от напряжения к расслаблению. Подавляющее число детей быстро утомляются от монотонной учебной деятельности и начинают скучать, отвлекаться. Здесь-то и приходит на помощь делу привычная и любимая игра. Игра ассоциируется с удовольствием, со свободой выбора сюжета, действий, свободой фантазий, свободой начала и конца игровых действий. Дети, играя, учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивает успешное выполнение этой деятельности. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности, ребенок по законам игры обязан быть внимательным, ориентироваться в правилах игры, быть корректным и эмоционально сдержанным.

    Дидактические игры относятся к виду игр «по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой, именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального.

    Дидактическая игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, в том числе на уроках математике в начальной школе. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащимся, незаметно для себя, выполнять различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко и быстро выполнять задания, соблюдая правила игры.

    В играх, особенно коллективных, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

    Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачки-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос-задание, призыв к действию, например, «Кто быстрее?», «Hе зевать!», «Отвечай СРАЗУ»! и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Высоко оценивал значение игры В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

    Еще раз вернемся к элементам дидактической игры, элементы дидактической игры: игровой замысел, дидактические задачи, игровое действие и правила. Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательной и желанной, эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения котором дети начинают понимать практическое применение полученных ими знании, игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направить игровой процесс. Они регулируют поведением детей и их взаимоотношением между собой. Результаты игры всегда очевидны. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения собственного и своих одноклассников.

    Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в иx единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, появляется у учащихся умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности, любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникающего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

    Дидактические игры особенно необходимы в обучении первоклассников, в них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. В начале появляется интерес детей только к игре, а затем к учебному материалу, без которого игра невозможна.

    Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание, другие виды познавательной деятельности. Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления , которому в большой степени способствуют занимательные дидактические игры и упражнения.

    Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течении всего урока поддерживать его внимание. Не даром говорят: «шутка-минутка, а заряжает на час». Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету. Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний учащихся. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

    Ученые по-разному классифицируют дидактические игры. Например, Л.Чилингирова и Б.Спиридонова делят игры на предметные (лото, домино и др.), предметно-словесные («Угадайте», магические квадраты и др.) и только словесные, как например «Число, следующее за данным числом...», «Назови число, которое больше (меньше) названного числа и т.д.

    Одними из современных игр для обучения являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники в качестве ответ на произведенное действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует, насколько правильно соблюдаются им определенные правила.

    В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.

    Дидактические игры предназначение для индивидуальной игры, а также в них может играть группа детей, т.е. игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными.

    Исследователи делят игры по характеру познавательной деятельности, а некоторые делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с раздаточными игрушками (объектами природы и предметами обихода).

    В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала, например, в играх «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» и другие, дети должны воспроизвести полученные ранее знания, вспомнить изученные правила, вычислительные приемы, а словесным играм относятся также игры-загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их.

    К  дидактическим играм разрабатывается демонстрационный материал и раздаточный материал, который позволяет учесть наглядно-действенный характер мышления учащихся, повысить эффективность обучения, воспитывать интерес к обучению.

    С.И.Волкова и Н.Н. Столярова оказывают большое внимание играм, которые развивают познавательные процессы, Учитывая это, они разбили условно все задания на несколько групп. Задания на развитие памяти - к ним относятся различные лабиринты и целый ряд игр («Я знаю...», «Веселый счет», «Внимание» и др.), направленные на развитие произвольного внимания детей. Лабиринты они делят на обычные, степень трудности продвижения определяется длиной пути и количеством тупиков, входов и выходов; построенные по принципу « дерева решений», в которых нужно пройти по всем «виткам», а в конце выполнить рисунок или штриховку в соответствии со встреченными на пути знаками; с указанием направления движения в виде графического «письма».

    Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- трехходовые задачи, работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивая его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость. Задания, совершенствующие воображение, построены в основном на материале геометрического характера: составление различных геометрических фигур, выделение из общего рисунка заданных геометрических фигур и построение заданной геометрической фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных, и дp.

    Задания, развивающие память. В результате школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного, слухового запоминания, развивается слуховая память, восприятие и наблюдательность (особенно во время зрительного диктанта), закладывается основа для рационального использования сил и времени.

    Задания, развивающие мышление - задания на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать осуществление каждого из них.

    Игры, требующие от детей исполнительской деятельности - с помощью таких игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, усваивают понятия «вверх», «вниз», «справа», «слева», «между», которые основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе можно использовать еще такие задания: придумать слова, подобные данным, выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной, в первые месяцы обучения в 1-м классе дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям учителя, работать последовательно и добиваться желаемого результата. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие развитию вычислительных навыков и навыков правописания.

    Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним относятся «Я - учитель», в  которой ребята проверяют выполненную кем-то работу. Также игра «Контролеры». Детям раздаются карточки с примерами, которые они должны решить, если ответ примера совпадает с номером автобуса, значит, он его пассажир. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например, игра «Числа-перебежчики», из одного примера на сложение нужно сделать пример на вычитание, а также пример составить, используя свойство переместительного сложения. Игры, включающие элементы поисковой деятельности

    Еще  К.Д.Ушинский подчеркивал важность применения занимательных упражнений: « ...чем долее вы будите оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными - вот задача первоначального обучения».

    В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя. «Хорошая игра похожа на хорошую работу... В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения, и в процессе воспитания.

    Глава 2.

    Использование дидактических игр в учебном процессе на уроках математики в начальной школе.

    2.1. Цели применения дидактических игр по математике.

    Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

    -интеллектуальное развитие младших школьников;

    -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

    -приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

    -индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

    -увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

    -углубление уже усвоенных ранее знаний;

    -переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;

    -объединение знаний в категории и системы;

    -их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

    -приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

    -превращение знаний в более дифференцированные и точные;

    -переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

    -эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

    Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.

    Так приобретенные математические знания позволяют им сознательно овладеть математическими умениями и навыками.

    2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.

    Нахождение значений математических выражений.

    К этому виду вычислений можно отнести и числовые выражения и выражения, содержащие переменную. Числовые выражения могут предлагаться в различной словесной формулировке. Например, из 10 вычесть 5; 12 минус 7; уменьшаемое 20 вычитаемое 7, найти разность. Числовые выражения могут включать в себя одно арифметическое действие или несколько действий со скобками и без скобок. Например:

    12 + (7 - 4);

    14+2+3.

    Числовые выражения могут быть заданы в форме таблицы, окошек, рамок, и т.д. Например, задание заполнить недостающие числа в таблице.

    Уменьшаемое

    15 

    9 

    16 

    17 

    Вычитаемое 

    4 

    3 

    2 

    10 

    Разность 

    Математические выражения могут быть заданы в форме выражения, содержащего одну или несколько переменных. Например, такое задание: “Найти значение выражения а + 6 при следующих значениях переменной 5, 1, 7, 0”. Подставляя данные вместо буквы, находят значение выражения. Цель каждого из этих заданий выработать вычислительные навыки.

    В этом случае можно применить такие типы дидактических игр как игра «кто быстрее», когда команды учащихся соревнуются в заполнении таблиц, получая положительные очки за каждое правильное высказывание и отрицательные за каждую ошибку.

    Сравнение математических выражений

    Можно научить сравнивать числовые выражения и выражения с переменной. Существуют следующие способы сравнения выражений:

    1. на основе нахождения значения каждого выражения и их сравнения;
    2. на основе знания свойств арифметических действий;
    3. на основе знания  зависимости  изменения результата действия от изменения одного из компонентов;
    4. на основе знания  зависимости  изменения результатов результата действия от изменения одного из компонентов;
    5. на основе знания частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1 и 0.

    Например, можно предложить найти похожие пары выражений по способу их сравнения.

    Сравнение выражений группы основано на знании свойств арифметических действий. Сравнение выражений 2 группы основано на нахождении значения каждого выражения и их сравнения. Сравнение выражений 3 группы основано на знание зависимости изменения результатов действия от изменения одного из компонентов. Сравнение выражений 4 группы основано на знании частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1и 0.

    Решение уравнений

    Можно предлагать уравнения в привычном виде. Например: а+12 = 20; в а - 8 = 9

    Здесь можно провести игру "Принеси ответ". Урок проводится в заранее выбранном учителем месте, где ученики могут собрать разнообразный природный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, мелкая галька и т.д.). Ученики разбиваются на несколько команд, каждая из которых получает свое задание на сбор какого-нибудь из возможных природных материалов в соответствии с решением того или иного уравнения. Собранные группы предметов сравниваются, принесшие неверное количество отдают фант или выбывают из игры. (Побочным результатом урока является появление большого количества раздаточного природного материала, который учитель использует в дальнейшей работе на уроках в классе).

            Решение задач

    В устном счете можно предлагать задачи простые на смекалку и на развитие логического мышления. Вычисления в этих задачах должны быть нетрудоемкими, чтобы не отнимали много времени на уроке, но заставляли думать. При этом развиваются такие приемы логического мышления и синтез, аналогия, сравнение, классификация, обобщение, необходимые для интеллектуального роста каждого ребенка. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции.

    Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения. Обобщение -мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.

    В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Первоклассник в большинстве случае судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Высказывать предположения, выражать и, тем более, оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины ребенок еще не может.

    Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.

    Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение задач разными способами, получение из них новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи.

    В учебнике имеются задачи, требующие найти сумму нескольких значений одной величины, в которых каждое последующее значение больше или меньше предыдущих значений на несколько единиц. Составление сокращенной записи условия таких задач с их анализом, при котором записываются не только числа, но и выражения, не только укорачивает условие задачи, но и делает более прозрачный путь к ее решению.

    Решая задачи, которые включают в себя простые задачи, сокращенная запись условия задачи, при которой записываются выражения, учащиеся не только воспроизводят знания связей между числовыми значениями простых задач, но и обогащаются знаниями о новых связях, на основе которых сочетаются простые задачи.

              В курс математики начальных классов включены составные задачи, которые имеют несколько числовых значений различных величин и связанных различными зависимостями. В решении таких задач многие учащиеся затрудняются.

    Сокращенная запись условия задачи, при которой “прозрачные” связи зависимости между числовыми значениями величин записываются с помощью математических выражений, значительно облегчает разбор и решение задачи. При этом задача разделяется на две части: на “прозрачную” часть и часть, в которой зависимость между числовыми значениями величин дана в завуалированном виде.

    При решении многих задач учащиеся допускают ошибки из-за того, что не умеют представить жизненную ситуацию, описанную в задаче, и не умеют осознать отношения между величинами.

    Решить задачу - объяснить какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычисления получить число, которое нужно узнать. Решение задачи - упражнение, развивающее мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, пробуждению интереса к процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

    Решение задачи надо начинать с глубокого и всестороннего анализа задачи. Первое, что нужно - расчленить формулировку задачи на условия и требования. Анализ задачи должен быть всегда направлен на ее требования. Результаты анализа фиксируются схематической записью задачи. Часто удобнее использовать разного рода графические схемы, чертежи. Весь этот анализ составляет первый этап процесса решения задачи. Второй этап - схематическая запись задачи. Третий этап - поиск плана решения задачи. Четвертый этап -осуществление решения задачи. Пятый этап - проверка решения задачи. Шестой этап - исследования задачи. Седьмой этап - формулирование ответа. Восьмой этап - анализ решения задачи (установить, нет ли другого более рационального решения задачи и др.) Умение решать задачу, проникать в ее сущность - это главное в умении решения задачи.

    В программе для начальной школы сказано о том, что дети должны учиться решать задачи разными способами . Что же значит “решить задачу разными способами”?

    Задача считается решенной различными способами, если ее решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решения или последовательностью этих связей.

    В методике выделяют следующие способы решения:

    1. арифметический;
    2. алгебраический;
    3. графический;
    4. табличный.

    Целесообразно различать либо различные арифметические способы решения задачи, либо различные алгебраические способы. Форма записи различных способов решения задач может быть либо по действиям, либо выражением. Осознание реальной ситуации и использование ее для поиска различных способов решения имеет большое практическое значение. Различные подходы к анализу задачи приводят к разным способам ее решения.

    При решении задач разными способами необходимо использовать прием сравнения решений задач. Этот прием позволяет ответить на вопросы: какой способ решения рациональнее, в чем преимущество одного способа перед другим. Каждый новый способ решения позволяет взглянуть на задачу по иному, глубже понять связи и отношения между данным и искомым.

    Применение различных способов решения задач в учебном процессе прививает интерес к математике, способствует развитию математического мышления.

    Более подробно остановимся на графическом способе решения задач. Чертеж хорошо помогает ребенку осмыслить содержание задачи и зависимость между величинами. Рисование графической схемы заставляет ученика внимательно читать текст задачи, дает возможность искать различные способы решения, позволяет перенести часть умственных действий в действия практические.

    В каждом виде изучения вычислений можно использовать игровые формы. Например, такие игры:

    1. ромашка;
    2. магические квадраты;
    3. занимательные рамки;
    4. составим поезд;
    5. лестница;
    6. угадай число;
    7. почтовый ящик;
    8. магазин;
    9. угадай слово;

     радисты и др.

    Предлагаемые уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- игры в основном будут способствовать закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника. Исключение составляет материал, связанный с объектами трехмерного пространства, который входит в программу первого класса, но, в силу своей специфики, не отражен на страницах учебника.

    1. Урок-путешествие по теме "Наши встречи с математикой". Урок желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы можно было посетить несколько разных магазинов, пройти мимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем, отрезки пути шагами, считают повороты налево и направо. Желательно, чтобы учитель при участии детей составил план пройденного пути.
    2. Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

    Задачи урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.

    1. Урок-игра по теме "Ориентация в пространстве". Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении - слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций.

    Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства.

    Задачи урока: 1) развить навыки коллективной работы; 2) дать понятие направления в пространстве; 3) сформировать практические навыки определения направления в пространстве.

    1. Урок-экскурсия "Геометрия вокруг нас". Урок можно провести, следуя потому же маршруту, который был использован на уроке 1, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.). (программный материал, не отраженный в учебнике).

    Целью данного урока является ознакомление с понятием формы, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору фигур.

    Задачи урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать понятие формы предмета; 3) дать навыки определения форм и сравнения их между собой.

    1. Урок-путешествие на тему "Зачем людям нужны числа". Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение

    Негаданно-нежданно

    Нагрянула беда:

    Все числа потерялись,

    Исчезли без следа.

    Как дом или квартиру

    Без номера найти?

    И к другу в день рожденья

    Вовремя прийти?

    Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

    Задачи урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.

    1. Урок-экскурсия на тему "Линии вокруг нас". Урок желательно провести там же, где проходил урок 3, но сосредоточив внимание на поиске линий, как части рассматривавшихся на нем объемных и плоскостных объектов.

    Целью данного урока является ознакомление с понятием линии, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору линий.

    Задачи урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать понятие линии; 3) дать навыки определения линий и их направлений.

    1. Урок-игра "Движемся по плану" (завершение работы над ориентацией в пространстве с использованием одного направления). На пришкольном участке или в любом выбранном для проведения урока помещения заранее устраиваются "тайники" с сюрпризами по числу команд, на которые учитель разделит учеников. Для каждой команды заготавливается план движения к одному из тайников с указанием поворотов и длины проходок по прямой между ними в шагах или с использованием любой другой мерки, которая вручается команде (это может быть палочка, кусок шнура и т.д.). Желательно, чтобы на каждом отрезке пути число мерок не превышало 9. Игра завершается, когда все команды найдут свой тайник. Те, кто справился с заданием раньше, могут по просьбе отставших оказывать им помощь. (Команды должны быть примерно равными по возможностям).

    Целью данного урока является закрепление понятия направления, и формирование абстрактного мышления – все многообразие перемещений можно свести к определенному набору направлений.

    Задачи урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) закрепить представление об основных направлениях в пространстве; 3) дать навыки определения направлений и движения по плану в пространстве.


    Заключение. 

    Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что в ней обязательно для всех участников участие ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, чтобы для некоторых учащихся, не испытывающих интерес к какому – либо предмету, дидактические игры могут послужить отправной точки в возникновении этого интереса.

    Использование дидактической игры дает наибольший интерес и эффект в классах, где у учеников преобладает неустойчивое внимание, малая активность.

    Разнообразное использование отдельной игры, игровой ситуации непосредственно на уроках, а также во внеурочное время позволяет усложнить и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, раскрыть индивидуальные, творческие и умственные способности детей, развить полезные и положительные качества личности.

    Чтобы не пропал интерес к обучению, чтобы игра помогла развиться учащимся, развивать память, мышление, внимание – вот основная цель дидактической игры.

    В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

    Список литературы:.

    1. Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа” №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
    2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
    3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
    4. Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55.
    5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994. – С.47.
    6. Подластый И.П. Педагогика начальной школы – М. 2001 – с.199
    7. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
    8. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002.
    9. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
    10. Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29.
    11. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами – средство повышения интереса к математике. //“Начальная школа” №12 1990г. МОСКВА. "Просвещение".


    [1] Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

    В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

    Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

    Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

    Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса младших школьников

    В данной работе раскрыто, что такое познавательный интерес младшего школьника, раскрыты типы проблемных ситуаций и влияние проблемных ситуаций на интерес ребёнка....

    Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Презентация затрагивает  актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...