Общение : Человек среди людей
план-конспект урока по теме

Кошман Людмила Сергеевна

Инновационный урок- это результат создания собственного продукта творчества . Семинар-практикум с элементами игры представляет  возможность широко использовать такие педагогические технологии  : личностностного обучения  с проблемными заданиями , технологии работы в группе , работы с текстом  "Правила общения" и др .

Данная разработка урока по учебной дисциплине "Обществознание" помогает развивать культуру общения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_._chelovek_sredi_lyudey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общение: Человек среди людей

Образовательная   Учитывая особенности контингента студентов сформировать

         цель:                понятия «общения»  на уровне овладения их способами  

                                  деятельности и применения в сходной ситуации (по образцу),

                                  добиваясь понимания студентами  основных правил общения

                                  среди людей.

Развивающая          Формировать навыки творческого мышления;

        цель:                 развивать мыслительные навыки (сравнения, анализа,

                                  конкретизации и систематизации).

                                  Формировать умения и навыки учебного труда (ответов на

                                     поставленные вопросы, работа с текстами, работа в команде и

                                   др.).

Воспитательная    Возбудить готовность решать проблемные задачи самостоя-

         цель:                тельно. Развивать культуру речи в общении; подвести к вы-

                                    воду понимания важности культурного общения среди людей.

Задачи:   -  охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;

                -  способствовать развитию компетентности студентов в сфере общения

                   как проявления их активности;

                -  на примере изучения общения развивать такие качества как

                   толерантность, внимательность и тем самым  способствовать развитию

                   общей культуры и культуры поведения.

Тип урока: семинар – практикум с элементами игры.

Оборудование: высказывания о роли общения в жизни человека, карточки  

                           с заданиями, мультимедийный комплекс; «Правила общения»

                           А.И. Кочетова.

Элементы             технология работы в команде;

педагогических     технология работы с текстом;

технологий:         технология сотрудничества;

                               технология личностно-ориентированного обучения;

                               технология проблемного задания.

План проведения урока

1.  Организационный момент

2.  Вступительное слово преподавателя

3.  Обсуждение проблемы о роли обще6ния в жизни человека

4.  Как правильно общаться? (теоретическая и практическая части).

5.  Практикум

Ход урока

  1.  Организационный момент. Группа делится по 4 – 5 человек с удобным размещением столов рядом. Приветствие со студентами. Общая доброжелательная обстановка комфорта в аудитории.
  2. Вступительное слово преподавателя (мотивация по данной теме).

Тема сегодняшнего урока – общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться  также важно, как изучать точные науки, покорять горные вершины, исследовать морские глубины и бескрайние просторы космоса. И если мы хотим прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись. А для этого необходимо учиться общению.

Наш сегодняшний урок мы проводим  в форме семинара – практикума с элементами игры. Вам предстоит искать ответы на достаточно сложные вопросы и выполнять непростые задания. За каждый правильный ответ, интересный и оригинальный, команда будет получать цветную фишку. Победитель определяется в конце занятия.

Далее преподаватель на экране дает высказывание  известных исторических деятелей:

       «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается.

          Но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается

          еще больше».

                          (Ф. Ларошфуко)

       «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе

         с другими он может сделать многое».

                                                    (А. Шопенгауэр)

         Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других.

                                                                          Китайская пословица.

Преподаватель (группе) – Как вы думаете, какая общая мысль объединяет эти

                                            высказывания? О чем они?

          (Студенты обсуждают вопросы и высказывают предложения. Идет диалог).

                                                             

Преподаватель: Главная мысль этих высказываний в том, что человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми.

       Поэтому цель нашего занятия – выяснить:

  1. какова же роль общения в жизни человека;
  2. сформулировать основные правила общения.  

3. Итак, какова роль общения в жизни каждого человека?                                                                

    Преподаватель предлагает студентам работу в группах с текстом и заданиями – карточки № 1. Время работы – 5 минут.

Карточка № 1

Робинзон Крузо, известный всем нам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил.

28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.

Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь.

Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга – не океан. К тому же они прихватили много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей – Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям.

Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.

Вопросы по тексту:

  1. Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей?
  2. Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы?
  3. Почему некоторые люди уходят в монастырь?

(идет дискуссионное обсуждение, т.к. у студентов нет одинаковых ответов, и этим интересна сама дискуссия).

Преподаватель:  Итак, мы снова возвращаемся к вопросу: какова роль общения в жизни каждого человека?

Посмотрите на доску. На ней я нарисовала солнце, в качестве лучей солнца выступают те роли, которые играет общение в межличностных отношениях. В ходе «мозгового штурма» мы с вами эти роли и выясним.

Вспомним правила «мозгового штурма» (на столе у каждого эти правила есть)

  1. Высказывать как можно больше идей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП

Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП...

Классный час "Человек среди людей"

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа мастера производственного обучения  ГБПОУ СО  «РПЛ» Татьяны Александровны Белкиной в группе №291/2 по профессии «Штукатур». Те...

Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит  Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...

Контрольный тест. Человек среди людей (6 кл.)

Промежуточный  контроль по обществознанию в 6 кл....

Воспитательный час-притча «Я среди людей».

развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми....

Методическая разработка при изучении темы «Достойно жить среди людей». ОРКСЭ 4 класс.

Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...

Общение и коммуникация людей и животных

Проект-презентация с интерактивными элементами о том, умеем ли мы общаться...