Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства
статья по теме

Стафеева Оксана Юрьевна

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие мелкой моторики40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства».

Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста [1].

Практика показывает, что современные дети 6–7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.

Данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» [4].

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Поэтому перед нами стоит проблема, – какие коррекционные занятия с детьми младшего школьного возраста с ЗПР будут способствовать развитию мелкой моторики кисти руки во внеурочной деятельности.

         Развитию мелкой моторики детей с ЗПР следует уделять особое внимание. Необходимо это не только первоклассникам, осваивающим сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

        С целью определения уровня развития мелкой моторики кисти руки можно использовать методики тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А. Венгеру; матометрический тест  Н. И.  Озерецкого [3,9].

            В рамках художественно-эстетического кружка «Голубая глина» нами была разработана  программа коррекционных занятий  «Развитие мелкой моторики кисти руки у детей с ЗПР средствами искусства». Программа состоит из трёх этапов. Каждый этап включает разделы: 

  1. Развитие движений рук и ручной умелости.

Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения [1,3,5,6].

  1. Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом уроке или коррекционном занятии 2-3 минуты [10].

  1. Графические упражнения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

        IV. Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковый игротренинг включает в себя:  сжатие, растяжение, расслабление кисти; использование изолированных движений каждого из пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика школьных неврозов, речевое развитие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция [10].

  1. Подготовка к обучению письму.

Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой,  проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.

  1. Лечебная физкультура.

Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Рекомендуемая литература по данной теме:

  1. Богатеева  З.А.  Подготовка  руки  ребенка  к  письму  на  занятиях  по рисованию // Дошкольное воспитание. 1987. № 8. С.5-13.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М, 1999.
  3. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., «Владос», 2001.
  4. Власова Т.А., М.В.Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».- М., «Просвещение»,1973.
  5. Горичева В. С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины,теста,снега,пластилина: Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль., «Академия развития», 1998. 192 с.
  6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов. – М., «Скрипторий», 2003. 80 с.
  7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., «Аркти», 2001.
  8. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной – М, 1984. 287 с.
  9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., «Просвещение», 1995. 112 с.
  10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых  игр.  СПб.,  «Кристалл»,1997.
  11. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) – М., 1995.
  12. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство. - СПб., «Речь», 2004.
  13. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа :"Развитие речи детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности"

Актуальной  проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержи...

Использование элементов тининиклинга как средства развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Скажите любому филиппинцу, что такое филиппинский национальный танец, и он, скорее всего, скажет вам – тиниклинг. Этот танец возник в лейте, на острове Висайя в центральной части Филиппин. Он им...

Использование элементов тиниклинга как средства развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания чувства ритма давно волнует педагогов, музыкантов. В музыкальной педагогике ХХ века проблема взаимодействия музыки, слова и движения была впервые поставлена швейцарским педагогом, ...

Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста»

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...

"Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста"

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...

"Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста"

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...

«Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста»

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...