Главные вкладки

    Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"
    план-конспект урока на тему

    Близнюк Оксана Викторовна

    Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx32.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

    ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

    НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ»

     СОСТАВИЛА: БЛИЗНЮК ОКСАНА ВИКТОРОВНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ

     ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО  КУРСА  МАТЕМАТИКИ

    САРАТОВ

    2013г.

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ

    Таблица 1. Общие сведения

    Дата проведения занятия

    11.12.2013г.

    Дисциплина

    Методика преподавания начального курса математики

    Группа/курс

    31 группа/3 курс

    Тип занятия

    Обобщение, закрепление и систематизация знаний

    Форма проведения занятия

    Индивидуально-групповая

    Преподаватель

    Близнюк Оксана Викторовна

    Тема: «Методика работы над простыми задачами в первом классе»

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

    Цели занятия:

    1. Образовательная:

    • Обобщить и систематизировать знания студентов по предложенной теме.

    2. Развивающая:  

    • Формировать личность, владеющую навыками саморазвития, проявляющую деятельную творческую активность.

    3. Воспитательная:

    • Формировать навыки общей профессиональной культуры.

        Задачи занятия:

    1.Образовательные:

    • Закрепить классификацию простых задач, умение определять и составлять обратные задачи и задачи в косвенной форме, используя беседу и программированный опрос;
    • Уточнить знания методики работы над простыми задачами, используя групповую работу по карточкам;
    • Проверить осознанность усвоения студентами теоретических и практических знаний в процессе выполнения практически значимой и полезной для общества деятельности.

    2. Развивающие:

    • Развивать умения студентов осмысливать полученные знания и применять их в новых ситуациях, критически оценивать полученную информацию;
    • Дать возможность студентам проанализировать собственную профессиональную значимость, развивать умение сравнивать, делать выводы, принимать самостоятельные решения;
    • Создать условия для максимальной активности студентов, что обеспечивается свободой  выбора содержания и формы проекта, средств и методов его создания, приближением проекта к повседневной практике работы с детьми.

    3. Воспитательные:

    • Воспитывать профессионально важные качества студентов: умение работать в коллективе, терпимо относиться к мнению других, проявлять инициативу и творчество.
    1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
    1. Методы  организации учебно-познавательной деятельности:
    • Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности (упражнения, практическая работа);
    • Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, программированный опрос, работа  по карточкам);
    • Методы организации взаимодействия студентов и накопления социального опыта (освоение элементарных норм ведения дискуссии, создание ситуаций совместных переживаний).
    1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
    • Методы эмоционального стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха);
    • Методы развития познавательного интереса (метод стимулирования профессионально важным содержанием, метод создания ситуации творческого поиска);
    • Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств студентов (эвристическая беседа, создание проблемной ситуации).

    3. Метод контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной  

        деятельности, социального и психического развития студентов (устный  

        фронтальный опрос, индивидуальный программированный опрос,

        решение педагогических задач, защита мини-проекта).

    1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И

    ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

    Обеспечение занятия:

    Компьютерная презентация по теме занятия «Методика работы над простыми задачами в первом классе»;

    карточки с понятиями для определения их существенных признаков;

    компьютерные тесты по теме «Классификация простых задач»;

    карточки с педагогическими задачами;

    компьютерная презентация студентов по теме «Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников решению простых задач»;

    бланки проведения анализа выступления;

    мультимедийный проектор;

    компьютеры.

    Межпредметные связи: педагогика, психология, теоретические основы математики, культура речи.

    Внутрипредметные связи: использование материала тем «Классификация простых задач», «Общие методы работы над простыми задачами».

    1. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
    1. Организационный момент:
    1. Приветствие преподавателя и студентов
    1. Актуализация предыдущих знаний по дисциплине и дисциплинам интеграции:
    1. Вступительное слово преподавателя
    2. Актуализация знаний студентов
    1. Сообщение темы и постановка целей занятия:
    1. Представление преподавателем темы занятия
    2. Формулирование целей занятия студентами
    3. Сравнение целей, поставленных студентами и преподавателем.
    1. Проверка уровня усвоения ранее полученных знаний:
    1. Проведение блиц - беседы 
    2. Программированный опрос по теоретическим вопросам
    3. Решение педагогических задач по вопросам методики
    4. Защита мини - проекта
    1. Выступление авторов проекта
    2. Анализ выступления команды
    3. Вопросы и пожелания авторам проекта
    4. Оценка проекта.
    1. Рефлексия
    2. Подведение итогов занятия

    Таблица 2 План занятия

    № п/п

    Этап занятия

    Время, минуты

    Приемы, методы

    1

    Организационный момент

    1 мин

    Вступительное слово преподава- теля

    2

    Актуализация предыдущих знаний по дисциплине и дисциплинам интеграции

    3мин

    Беседа, ИКТ

    3

    Сообщение темы и постановка целей занятия

    3мин

    Беседа, ИКТ

    4

    Проверка уровня усвоения ранее полученных знаний

    34мин

    Блиц-беседа, программированный опрос, решение педагогических задач с комментариями, защита мини-проекта (творческое задание), ИКТ

    5

    Рефлексия

    2мин

    Беседа

    6

    Подведение итогов занятия

    2мин

    Беседа, заключительное слово преподавателя

    Итого:                                                              45мин

    1. ХОД ЗАНЯТИЯ
    1. Организационный момент

             - Уважаемые студенты, я рада вас приветствовать на уроке. На предыдущих уроках в колледже и на пробных уроках в школе вы зарекомендовали себя как знающие студенты, уверена, что сегодня на уроке  сможете проявить себя, показать многое из того,  на что способны.

    1. Актуализация предыдущих знаний по дисциплине и дисциплинам

    интеграции:

               - Перед определением цели урока проведем небольшую разминку. Задание появится на экране, кому удобно, могут работать с карточкой на столе.

            -  Выполним задания - выделим существенные признаки понятий. Даны понятия, необходимо из предложенных признаков выбрать существенные, которые составляют содержание данного понятия.

    На экране и на карточках у студентов следующий материал (Приложения 1,6):

    Арифметическая задача – (вопрос, числа, сюжет, арифметические действия, ответ)

    Условие – (числовые данные, сюжет, связь между числовыми данными, рассказ)

    Решение – (связь между данным и искомым, выбор арифметического действия, сложение, ответ)

    - Чем являются условие и решение по отношению к понятию арифметическая задача? (структурными компонентами)

    -  Какие еще части задачи вы знаете? (Вопрос, ответ).

    - Используя знания существенных признаков, выполните задания: прочтите текст и определите, задача ли это. Ответ обоснуйте.

    На экране следующие тексты (Приложение 6):

    У Вити 3 машинки, а у Саши - 6.Они любят играть вместе.

    У Вити 3 машинки, а у Саши – 6. Большие ли машинки у Вити?

    У Вити 3 машинки, а у Саши – 6.Сколько машин у мальчиков вместе?

        3. Сообщение темы и постановка целей занятия

    - Выполняя разминку, мы с вами часто встречались с выражением «арифметическая задача». Сегодня мы поговорим о методике работы над простыми задачами в первом классе.

    Информация появляется на экране (Приложение 6).

    -  Эта тема уже изучена нами, поэтому мы обобщим и систематизируем материал. Я как преподаватель с целями на занятие определилась, а что ждете вы от занятия обобщения? (закрепления теоретического  материала, возможности применять полученные знания, выделить проблемы, связанные с данным вопросом в процессе работы над ним в начальной школе, определить пути их решения).

    После формулировки целей учащимися предлагаю сравнить их цели с целями, поставленными  преподавателем.

    На экране появляются цели занятия (Приложение 6).

    Цели занятия: Обобщить и систематизировать знания студентов по предложенной теме.

    Проверить осознанность усвоения студентами теоретических и практических знаний.

    Развивать умения студентов осмысливать полученные знания и применять их в новых ситуациях, критически оценивать полученную информацию.

    Создать условия для максимальной активности студентов, что обеспечивается свободой в выборе содержания и формы проекта, средств и методов его создании, приближением проекта к повседневной практике работы с детьми.

    4. Проверка уровня усвоения ранее полученных знаний

    - В начале занятия проведем блиц-опрос по знакомому нам материалу.

    - Какие виды задач по количеству действий вы знаете? (простые и составные).

    - Какие задачи называют простыми? (задачи, которые решаются с помощью выполнения одного арифметического действия называют простыми)

    - Почему важно научить детей в первом классе решать простые задачи? (потому, что умение их решать является базой для решения составных задач).  

    - Почему некоторые задачи носят названия «составных»? (потому, что они составлены из нескольких простых).

    - Вспомните алгоритм работы над простой задачей. Какие структурные компоненты он в себя включает? (знакомство с содержанием задачи, беседа по содержанию, запись условия, выбор и обоснование выбора арифметического действия, запись решения, запись ответа).

    - Какие виды простых задач изучают в первом классе? (задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение).

    - В чем отличие решения каждого вида задач, ведь алгоритм  работы один и тот же? (работа над задачами будет отличаться записью условия и обоснованием выбора арифметического действия).

    - Чтобы проверить ваши теоретические знания проведем программированный опрос, где вспомним классификацию простых задач, понятия "обратная задача", "косвенная задача". Надо отметить, что материал для программированного опроса составлен студентами выпускных групп прошлого года (Приложение 2). И вам по окончании курса предстоит выполнение такой зачетной работы.

    Напоминаю о правилах программированного опроса (четкая формулировка названия задач.)

    Оставшиеся студенты будут работать в парах. Каждая группа получит карточки с педагогическими задачами, которые они обсудят, используя, знание методики работы над простыми задачами (Приложение 3). От каждой пары вы должны выбрать выступающего, который прокомментирует ваш ответ.

    Студенты работают 10 минут.  

    Программированный опрос – оценивается компьютером, затем выслушиваем выступающих от каждой группы, комментирующих решение педагогических задач. Текст задач выводится на экран (Приложение 6).

    - Решение задач вообще, и арифметических в частности, в принципе процесс творческий, требующий продуктивного подхода, проникновения в скрытые в каждой задаче связи и зависимости, которые зачастую могут быть необычными, нестандартными, а иногда и уникальными.

    - Сейчас, в следующей части занятия вам тоже придется применить творческий подход. Необходимо отметить, что в современных условиях требуются педагоги не только знающие теорию и методику вопроса, очень важно, чтобы педагог смог применить свои знания в зависимости от ситуации и условий.

    - Вам было предложено подготовить мини-проекты, связав тему "Решение простых задач" со своей дополнительной подготовкой, затронув проблемные вопросы и предложив пути их разрешения.

    - Сегодня мы заслушаем проект «Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников решению простых задач» (Приложение 4).

    - Слушая проект, выделяйте для себя его сильные и слабые стороны, продумывайте вопросы к его авторам, подумайте о перспективах использования основных идей проекта. Для оценки проекта вам необходимо будет заполнить бланки анализа выступлений (Приложение 5).

    Команда выступает с докладом об основных идеях проекта, используя компьютерную презентацию. По окончании выступления студенты проводят его анализ по бланкам выданным преподавателем. В процессе анализа студентам необходимо выставить баллы от трех до пяти по девяти критериям, где 3 – полное несоответствие критерию, 4 – частичное соответствие критерию, 5 – полное соответствие критерию. Члены группы, набравшие наибольшее количество баллов (по результату просмотра  всех проектов на последующих занятиях) получают оценку «5» (преподаватель имеет право оспорить тот или иной балл анализа проекта). 

    В процессе работы над проектами вы встретились с определенными проблемами, на которые нет однозначного ответа. Поиск оригинальных путей решения тех или иных проблем – путь к профессиональному мастерству, творческому развитию, воспитанию уверенности в своих силах.

    Смотр проектов не закончен. Мы продолжим их просмотр на последующих занятиях, оценим их.

    1. Рефлексия

        -  В начале занятия мы с вами определили для себя цели. Достигли мы этих целей? Получили ли вы то, чего ожидали?

    Ответы студентов.

    6. Подведение итогов занятия

    - Сегодня на занятии было использовано несколько видов деятельности, разнообразные формы работы. Кого бы вы сами хотели отметить на занятии? Ответы студентов.

     Очень приятно, что сегодня состоялся достаточно интересный разговор, где вы показали знание методики и теории вопроса, а также творческие задумки. Занятие окончено. Спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Демонстрация приемов организации деятельности учащихся по решению простых задач.

    Презентация предназначена  для работы на уроках методики преподавания начального курса математики....

    Тест "Виды простых задач"

    Тест предназначен для выявления знаний студентов педагогического колледжа о видах простых задач....

    Тест по теме "Классификация простых задач"

    Пособие можно использовать при работе над темой "Работа с текстовой задачей в начальной школе"...

    Методические указания по проведению практической работы Решение простейших задач теории вероятностей

    Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Решение простейших задач теории вероятностей»...

    Конспект занятия по МДК.01.04 по теме МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ, РАСКРЫВАЮЩИМИ ПОНЯТИЕ КРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

    Занятие встроено в систему работы над отдельными видами простых задач. Включает в себя как подробное описание хода занятия, так и методического сопровождения, а именно: презентации и приложений с тест...

    Классный час ,посвящённый Дню Знаний в 1 классе " Первый раз в первый класс!"

    Данная работа описывает как в интересной форме познакомить детей друг с другом, с учтелем, познакомить с с элементарными школьными правилами, настроить детей на позитивное отношение к школе....

    Конспект занятия по МДК 01.01 Технология штукатурных работ «Технология простого оштукатуривания».

    В конспекте используются межпредметные сзязи с естественными науками...