Лекционно – практическая система обучения в курсе физики Саратовского областного педагогического колледжа
статья по теме

Плетнева Светлана Павловна

Статья, обобщающая личный опыт автора по использованию лекционно-практической системы обучения на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО  «Саратовский областной педагогический колледж»

Лекционно – практическая система обучения

в курсе физики

Саратовского областного педагогического колледжа

Преподаватель физики: Плетнева С.П.

Саратов 2013

Повышение качества подготовки квалифицированных специалистов является главной задачей системы среднего специального образования. Выполнение этой задачи требует совершенствования учебно-воспитательного процесса, метода обучения, усиления их воспитательной и практической направленности.

  1. Физика - наука общечеловеческая, гуманитарная, она поясняет, как устроен окружающий мир, как совершается процесс познания его законов, каковы причины и перспективы его развития, как овладеть силами природы и, наконец, как сохранить ее для человечества. Физика - весьма важный компонент общего образования, и нужна ныне в эпоху научно- технической революции каждому культурному человеку.

По учебному плану на изучение курсов физики с основами астрономии отводится 166 часов, что 120 часов меньше, чем в средней школе.

  1. 48-летний опыт работы в педагогическом колледже позволяет мне сделать некоторые заключения о содержании программы материала курса физики.

Изучение программы курса физики в педагогическом колледже должно дать выпускнику достаточный объем знаний, умений и навыков, необходимых современному человеку.

Программу по физике следует облегчить, чтобы сделать курс физики интересным, доступным и привлекательным для учащихся.

  1. Некоторые разделы классической физики можно опустить, а другие излагать описательно, что позволяет уделять больше времени вопросам современной физики, и везде, где можно, физическому фронтальному и демонстрационному эксперименту.
  2. Целесообразно сократить число умений, которые в соответствии с программой средней школы, должны приобретать учащиеся; поэтому тематика лабораторных работ и их содержание пересмотрено (например, лабораторные работы по измерению ЭДС источника тока заменена лабораторной работой «спасенный киловатт»).
  3. Программе курса физики придана более гуманитарная направленность: полнее показывается интернациональный характер физической науки, подробнее излагаются вопросы истории развития физики, биографические данные ученых – физиков (например, об их гуманизме и мужестве при защите своих идей), много дается информации о международном сотрудничестве ученых при решении важных для человечества проблем, например, как охрана окружающей среды, создание новых источников энергии и др. 7
  4. Программа курса физики скоординирована с программами всех естественных дисциплин (МПС),  чтобы более объемно и систематизировано показать учащимся связь физики с другими естественными науками, особенно при изучении процессов, происходящих в живой природе.

Курс физики в педагогическом колледже носит прикладной характер, т.к. в дальнейшем учащиеся не будут изучать эту науку и должны быть осведомлены в самых распространенных в жизни физических процессах, например, запись и воспроизведения звуков, работы электроприборов, о физических причинах часто наблюдаемых в природных явлениях (радуга, полярное сияние, роса, гром, молния).  Эти природные явления вызывают большой интерес у детей, и поэтому мы учим наших учащихся объяснять все эти процессы научно и доступно.

Из-за ограниченности времени основы астрономии включаются в различные разделы физики.

Все вышло изложенное подготовило почву для разработки лекционно-практической системы обучения.

Разработка и построение ЛПСО осуществляется на основании следующих положений:

  1. Единство обучений и воспитаний.
  2. Активная совместная деятельность преподавателей и учащихся в процессе обучения.
  3. Выбор единицы учебного предмета в виде учебной темы (нескольких тем).
  4. Структурирование, обобщение и укрупнение учебного материала (учебной дозы).
  5. Кодирование учебного материала составление систем знаковых моделей.
  6. Повышение практической направленности изучения предмета.
  7. Применение непрерывно, постоянного контроля знаний всех учащихся.
  8. Использование группового обучения, коллективно учебно-познавательной деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
  9. Усиление роли самостоятельной работы (самообразование, самоконтроль) как на занятиях под руководством  преподавателя, так и во время в неаудиторной деятельности.
  10. Создание положительных психологических условий труда учащихся в учебном процессе, становления их как субъектов этого процесса.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛПСО

В основу структуры ЛПСО положено идея укрепления учебного материала, что вызвало необходимость введения в учебный процесс лекций и привело к высвобождению времени на практические занятия и создание систем контроля разных уровней.

Структурирование, обобщение и укрупнение учебного материала осуществлялось на трех этапах: лекция, структурно-дидактический комплекс (СДК) и общественно-зачетный блок (ОЗБ).

  1. Лекция.

Особенностями лекции при ЛПСО являются ее целевая направленность, структура и метод проведения. На лекции изучаются завершенные дозы содержание темы предметы, представленные в виде нескольких учебно-теоретических вопросов, которые назвали лекционно-теоретической дозой (ЛТД).

Объем ЛТД определяется временным отрезкам занятия, сложностью изучаемого материала, видами деятельности, а также возрастными особенностями учащихся и уровнем их подготовленности.

Например, на лекции по электростатике изучаются два учебных вопроса: напряженность электрического поля, электрический потенциал (разность потенциала), на лекции о волновой оптике- три: интерференция, дифракция и поляризация света.

Лекция строилась так, чтобы осуществлялся переход от имперического мышления к научно-теоретическому, абстрактному. Это обеспечивается тем, что информация, подлежащая усвоению, перекодировалась и представлялась в символической форме, что позволило ее логически упорядочить, а учащимся воспринимать в легко обозримом и наглядном виде. Набор такого дидактического материала представленного в графическом виде (плакат, транспаранты, презентации) разработаны ко всем лекциям курса физики.

В педагогическом процессе они служат не только для запоминания учебного материала, но и для его обобщения и структурирования. К их составлению активно привлекаются учащиеся и как на лекции, так и при подготовке домашнего задания. Такая деятельность способствует системному усвоению знаний. Подобные модели могут быть использованы и как опоры при положении учебного материала (опорные сигналы).

После лекции следовали занятия по решению задач, семинары, практические занятия, лабораторные работы.

  1. Структурно - дидактический комплекс (СДК)-

Предоставляет собой цикл обучения в рамках единицы учебного предмета (темы или нескольких тем), включающей выше указанные виды занятий, на которых обеспечиваются как усвоение содержания темы, так и обработка необходимых умений. Курс физики при ЛПСО состоит из 17 СДК. Например, СДК-2 объединяет материал четырех тем, на которых изучаются свойства паров (8 занятий). Из них три лекции, одно занятие по решению задач, и две домашние лабораторные работы и одна в классе.

  1. Обобщенно-зачетный блок (ОЗБ)-

Крупный структурный элемент дидактической системы, завершенный микроцикл обучения - состоит из нескольких  функционально объединенных СДК. В нем предоставляется возможным использовать обобщающие лекции и проводить завершающий рубежный контроль занятий в виде дифференцированного зачета по всему блоку. Всего в курсе физики семь ОЗБ. Полная структура ЛПСО представлена в виде радиальной системы.

Для эффективного управления учебной деятельностью учащихся, используя радиальную систему структуры ЛПСО, можно по любому занятию указать на межпредметные (МПС)  и внутрипредметные (ВПС)  связи, понятия и вопросы, входящие в будущую специальность учащихся данной группы.

Вывешенная в учебном кабинете такая схема представляется как рабочий документ, необходимый в первую очередь для учащихся. По сути дела она раскрывает технологию процесса обучения.

Рассмотренная система обучения позволила увеличить практическую направленность изучения физики до 53% учебного времени (этим и объясняется название предлагаемой системы: лекционнопрактическая), выделить 7% времени на зачетные занятия, не предусмотренные традиционными условиями изучения физики.

Исходя из нашего опыта в таблице 1 предоставлены оптимальные соотношения различных видов занятий при изучении курса физики ССУЗ объемом 167 часов.

       ЛПСО

Вид занятия

Курс физики 167 ч.

Кол-ва занятий

Кол-во часов

Общее кол-во часов

В %

Общее в %

  1. лекции

42

84

84

50,3

50,3

  1. семинары

7

14

   64

15,38

 38,92

  1. практ. занятия

4

8

7,65

  1. решения задач

7

14

11,98

  1. лаборат. работы

10

20

12,82

  1. контрол. работы

2

4

    18

2,5

   

  11,54

  1. зачеты

7

14

8,97

 Для реализации идей, высказанных выше, необходимо сформировать характер деятельности учащихся, установить необходимые взаимоотношения между учащимися и преподавателями. Период  становления этих отношений (адаптация) осуществляется в течении 6 недель (12 занятий на протяжении ОЗБ – 1). Адаптация сопровождается формированием учебных групп по 4 -5 учащихся. Учебная группа организуется с учётом взаимных интересов учащихся и целей учебно-воспитательного процесса.

Практика показала, что формирование учебных групп лучше всего производить на основании контрольной работы по школьному курсу физики, анкетирование учащихся и результатов процесса обучения в рамках ОЗБ – 1. В ходе этих занятий состав групп может изменяться, уточняться.

Активизация обучения, регулярный контроль знаний учащихся влечёт за собой необходимость массовых индивидуальных консультаций, обеспечить которые преподаватель часто не имеет возможности. При ЛПСО определённые функции и действия (роли), осуществляемые преподавателем, частично, после соответствующей подготовки передаются учащимся. Эти роли в учебном процессе учащиеся, хотя выполняют самостоятельно, но обязательно под руководством преподавателя.

Исходя из этого, за каждой ЛТД, темой или отдельным занятием закрепляется по несколько учащихся. У каждого из них свои функции. Один пишет отчёт (реферат), второй выступает с презентацией, третий демонстрирует опыт…Кто-то повторяет объяснение преподавателя, даёт консультацию другому учащемуся. В таком случае каждый из учащихся в учебном процессе находит применение своим способностям. Каждый выступает в роли ассистента, лаборанта, консультанта и др., приобретает навыки, как исполнителя, так и организатора учебной деятельности, что является одним из элементов активизации обучения и повышения его воспитательной роли, т.е. каждый ученик является в одно и тоже время и учеником и учителем.

Практические (комплексные) занятия.

Специфика этих занятий заключается в том, что на них рассматриваются и объясняются отдельные, частные вопросы теории, не вошедшие в лекцию (сверхпроводимость, явление самоиндукции и др.). Демонстрируются опыты, как преподавателем, так и учащимся, обобщается учебный материал, повторяется ранее изученный, решаются типовые задачи. Рассматривается связь и использование основных положений и законов физики в отраслях народного хозяйства.  Производится обработка различных видов деятельности, в которые включены первично усвоенные знания на лекции или семинарском занятии.

Используется как групповая, так и индивидуальная формы учебной деятельности, в которые включены первично усвоенные знания на лекции или семинарном занятии.

Используются  как групповая, так и индивидуальная формы учебной деятельности. В связи с многоплановостью дидактических задач, которые решаются на таком практическом занятии, мы назвали его комплексным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Электротехническое черчение. Лекционно-практический курс. Часть 1

Лекионно-практический курс по дисциплине "Электротехническое черчение" для специальности Автоматика и телемеханика на железнодорожном тр​анспорте...

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным у...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...

Статья в педагогическом колледже №2 II Межрегиональной научно-практической конференции молодых специалистов «Современная система образования в контексте непрерывной подготовки педагога» Челябинск, 2022

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова воспитатель  МКДОУ Детский сад № 5  Педагогическая деятельность в дошколь...

Практическая деятельность студентов педагогического колледжа как способ активации их обучения

В статье описывается деятельность преподавателя и студентов в рамках изучения ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса», МДК 05.01 «Теоретические и прикладные а...