Семинар-практикум по теме: "Этноигры"
материал по теме

Котельникова Евгения Анатольевна

В семинаре-практикуме раскрыта тема: "Этноигры", где говорится о значение этноигр, об основных задачах,об условии организации, о методах и приемах педагогического воздействия, а также о видах традиционных ненецких игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Традиционные ненецкие игры88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОИГР

        Народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра носит социальный характер. Основным источником игры является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, семья. Воспитанники нашего интерната – дети тундры. С молоком матери они впитывают в себя образ жизни оленеводов-кочевников. Поэтому в играх детей-ненцев отражается быт, труд, национальные традиции, устои.

        Качества подлинного хозяина тундры ненцы начинают развивать в детях с малых лет, через игру, передавая испокон веков северное ремесло, а именно: навыки мужского и женского труда.  Мальчики занимаются  охотой, выпасом оленей и  поимкой их арканами (в игре оленями могут быть носки нарт, опавшие рога оленей, ветки кустарника и сами дети). Так как одно из основных занятий в тундре для детей – игра в охотника, поэтому первое оружие - лук и стрела. В качестве мишени используется небольшие предметы: палки, дощечки, комья земли и т.д. Во время занятий в метании аркана и стрельбы из лука главной целью является выработка меткости глаз, ловкости рук и тела.

        Девочки через игру учатся элементам трудовых операций, выполняемых хозяйкой чума, женщиной-матерью (навыки в приготовлении жил-ниток, выделки шкур, шитья одежды и обуви, сушки меховых изделий).

        К 7-8 годам некоторым детям уже доверяется ведение упряжки легкой нарты с целью выработать в ребенке (девочка или мальчик) умения и навыки управления передовым оленем, научить держать поводок узды, тюр, помнить об осанке коюра.

        Игра для детей-ненцев не просто подражание взрослым, а подготовка к жизни, своего рода тренировка. Через игру познается своеобразие родного ненецкого языка. В игровых ситуациях дети приобщаются к специфике трудовых процессов, которые имеют огромное значение в повседневной практической жизни в тундре.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОИГР. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

        Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием.

        Увлеченность педагога, глубокое знание и свободное владение обiирным репертуаром игр, методикой педагогического руководства – является основным условием успешной организации и проведения этноигр. Игры  оказывают на детей огромное эмоциональное влияние. И, если подходить к организации творчески, то можно пробудить интерес, воображение детей и удовлетворить внутреннюю потребность (отражать в играх ситуации из жизни своих родителей-оленеводов).

        Активную поддержку воспитателям в организации и проведении ненецких традиционных игр для дошкольников оказывают старшие воспитанники ОУ. Они одновременно консультанты и учителя. Обучают играм, которым научились от своих родителей или старших братьев и сестер, таким образом сохраняя традиции своих предков.

        Педагогу необходимо для установления тесного контакта:

  • создавать хорошую дружескую атмосферу, которая располагала бы детей к непринужденному участию в играх, проявлению инициативы;
  • важно учитывать индивидуальные особенности детей;
  • учитывать состояние здоровья: вовремя подбодрить слабо подготовленного ребенка, похвалить за хорошо выполненное задание, остановить легко возбудимого и т.д.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Например, общеразвивающая несюжетная игра «Тырнийка» объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о её содержании, последовательности игровых действий, о расположении игроков, атрибутов, правилах игры. Он может задать 1-2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.

Основная часть времени предоставляется конкретным игровым  действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил определенные качества: ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

При объяснении игры, отражающей ненецкую хозяйственную деятельность, необходимо рассказать о сюжете, пояснить роль водящего и перейти к распределению ролей путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами:

  • поощрить и активизировать застенчивого ребенка;
  • или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким;
  • отклонить просьбу самоуверенного ребенка;
  • включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего.

Для этого используются считалки, назначение воспитателя, выбор самих детей и другие приемы.

В играх старших дошкольников следует стремиться к тому, чтобы ответственная роль выполнялась с преодолением определенных трудностей. Для этого надо давать более сложные задания, например, в игре «Стой, олень», поймать не одного, а 2-3 детей-оленей.

Воспитатель не всегда должен участвовать в игре, чаще он наблюдает за играющими и делает указания. Дети любят, если воспитатель принимает активное участие в игре, это следует делать периодически, предоставляя детям проявить самостоятельность. Но надо так организовать игру, чтобы на ответственных ролях побывали все дети.

Полезно объединить в играх активных и пассивных детей, т.е. воспитатель помогает создать игровые группировки. Но делать это надо тактично.

В играх можно объединить детей не только с различным уровнем развития движений, но и с одинаковым. В первом случае, когда объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений, возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети видят удачные приемы действий, многократно наблюдая за своими сверстниками. Особенно целесообразны такие группировки при разучивании ненецких игр с прыжками; метании в цель.

Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так и высокого уровня), играющие имеют равные возможности добиться успеха.

Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, прыгать, бросать аркан, среди таких же сверстников, приобретают уверенность, у них появляется желание действовать активно, быстро. Педагогу необходимо знать основную технику движений в играх, уметь их показать с учетом возраста детей.

Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к играм. От игры к игре ставить новые задачи, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности.

В режиме дня отведено определенное время для игр детей, оно должно соблюдаться. Между завтраком и занятиями лучше организовать игры малой подвижности – лучше с мячом, палочками, нухуко, игры в «чум», с пластилиновыми оленями

Наиболее благоприятное время для коллективных игр спортивного вида, а также игр, отражающих хозяйственную деятельность, сюжетные игры – прогулки. Подбор игр осуществляется с учетом времени года, состояния погоды («кородку») и места их проведения.

Необходимо создать благоприятную эмоциональную обстановку, продумать место для проведения игры, подготовить соответствующую среду (например, игра в чум), атрибуты. При виде знакомых предметов (эстетично оформленных) возникают чувства, чувства определяют желание, желание – действие. Так возникает интерес ребенка к игре. Задача педагога его поддержать.

По окончании игры целесообразно поговорить о результатах, о том, как дети играли. Сделать это надо в непринужденной беседе и не обязательно сразу после проведения игры.

ВИДЫ НЕНЕЦКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР

Все ненецкие традиционные игры условно можно разделить на четыре группы:

  • бытовые;
  • общеразвивающие;
  • игры, отражающие хозяйственную деятельность;
  • спортивные.

I. Бытовые игры – это те, которые непосредственно связаны с чумом (домом). В этих играх дети познают традиции, изучают запреты, которые действуют в чуме и вокруг чума. Эти игры чисто девичьи. А мальчики помогают девочкам. Дети изучают свою роль в жизни, устройство чума, а также в процессе игры познают, какая им отведена роль в обустройстве чума. К этим играм относятся:

  • «Мядикова» - «Игра в чум»;
  • «Ва авкова» - «Хозяйка чума»;
  • «Нухуко» - «Ненецкая кукла»;
  • «Нухукова» - «Игра в куклы» и другие.

Эти игры воспитывают самостоятельность, вежливость, доброжелательность, инициативность и настойчивость; способствуют развитию фантазии, воображения.

ПРАКТИКУМ

Организация и проведение игры «Мядикова» - «Игра в чум».

Цель: 1) научить навыкам сборки и разборки чума в определенной    последовательности;

2) учить называть части чума.

Атрибуты:

  • Шесты: от 30 см до 1 м; 2 шеста с отверстием;
  • Покрытие (брезент, плотная ткань, мех, веревка или шнур).

Описание игры:

I вариант: Берется  шест с кольцом и в его отверстие снизу вставляются два шеста. Получится конус. Затем ставятся остальные шесты ровно по кругу, оставляя место для входа в чум и выхода из него. Поставив все шесты, дети берет нюк – покрытие и покрывают чум, распределив нюк так, чтобы края его оказались у выхода.

        Готовый чум укрепляется тесьмой, шнуром или веревкой.

II вариант: Берутся три шеста, связываются вместе веревкой. Затем ставятся остальные шесты ровно по кругу, оставляя место для входа в чум и выхода из него. Поставив все шесты, дети берет нюк – покрытие и покрывают чум, распределив нюк так, чтобы края его оказались у выхода.

        Название частей чума:

Мя – чум;

Ну – шест;

Макода – верхушка чума;

Пё – выход;

Ся - нюк – покрытие чума;

Нёпы – дверные шесты;

Мядм нултась – поставить чум…

II. Общеразвивающие

Эти игры способствуют развитию подвижности кистей рук; логического развития; ориентировку в пространстве; звуковое и слуховое внимание и находчивость; самостоятельность; уверенность в себе; усидчивость; упорство; вырабатывают бдительность и смекалку.

К этим играм относятся:

  • «Тыськова» - «Камушки олешки»;
  • «Тырнэйка» - «Палочки»;
  • «Вывко» - «Жужжалка»;
  • «Пэсько» - «Волчок»;
  • «Лынзекова» - «Прятки»;
  • «Маленкова» - «Жмурки»;
  • «Савыко» - «Остроконечная палочка»;
  • «Ме эле» - «Молчок»;
  • «Едко» - «Котелок» и другие.

ПРАКТИКУМ

Организация и проведение игры «Тырнэйка» - «Игры в палочки».

Цель: Развивать мелкую моторику, ловкость рук, совершенствовать навыки  счета, формировать  волевые качества.

Атрибуты: палочки  10-15 см. Количество произвольно: чем больше, тем лучше, но обязательно четное число.

Описание игры:

        Играют несколько человек. Палочки кладут на ладонь и с помощью большого пальца перебрасывают  на тыльную часть руки. Затем стараются поймать несколько палочек, перекидывая их снова на ладонь. По условию игры надо поймать нечетное количество палочек. Пойманные палочки кладут парами. Если поймал четное количество, то ход переходит к следующему игроку, себе не оставляет ни одной палочки. Выигрышем считается «лишняя» палочка. Условие игры можно усложнять в зависимости от возраста. Когда все палочки пойманы, подводиться итог и выявляется победитель.

Организация и проведение игры «Вывко» - «Жужжалка».

Цель: 1) развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, умение ориентироваться в пространстве;

        2) учить навыкам счета;

        3) формировать волевые качества;

        4) воспитывать чувство коллективизма.

Атрибуты: деревянная пуговка с двумя отверстиями, через которые проходит замкнутая нить или тесьма.

Описание игры: играющие закручивают «Вывко», а затем делают движения, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна посвистывать и шуметь как ветер. Выигрывает тот, чей «Вывко» жужжит дольше всех.

III. Игры, отражающие хозяйственную деятельность.

Эти игры позволяют развивать силу рук, ловкость, глазомер, воспитывают самостоятельность, настойчивость; упорство; формируют навыки свойственных оленеводу, охотнику.

К этим играм относят:

  • «Ты яркбава»- «Пастухи и олени»;
  • «Сармик нябиты» - «Олень и волк»;
  • «Нохо няби тояко» - «Песец и лемминги»;
  • «Ханебцё писяко лена, хабэко лена хане» - «Совушка, куропатки и мыши»;
  • «Хобаркова» - «Коршун и куропатки»;
  • «Ярколава» - «Ловля оленей» и другие.

ПРАКТИКУМ

Организация и проведение игры «Тыбэртя» - «Оленеводы»

Цель: Формировать профессиональные навыки оленевода: учить правильно собирать петли тыньзея (аркана) и умело закидывать на рога оленя. Атрибуты: арканы по количеству пастухов.

Описание игры:

        Выбирается 3-4 пастуха–оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки. Оленеводам выдаются арканы. По сигналу «Лови», оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки. Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке.

IV. Спортивные.

Все эти игры способствуют усилению кровообращения, улучшают обмен веществ в организации детей, воспитывают чувство гордости, стремление к первенству; укрепляют дыхательную систему, развивают мышцы рук и ног.

К этим играм относятся:

  • «Наноко» - «Рыбаки на лодке»;
  • «Тынзям моё пава» - «Метание тынзея – аркана»;
  • «Тып кап» моё пава» - «Метание топора»;
  • «Хан нимня санарма» - «Прыжки через нарты»;
  •  «Пэськутва» - «Игра в мяч»;
  • «Пирдырма» - «Соревнование»;
  • «Санарць пирдырма» - «Состязания в прыжках»;
  • «Намдё махад санад» - «Прыжки через другие препятствия»;
  • «Тароць пирдырма» - «Рукопашный бой»;
  • «Нэхалумпёш» - игра –состязание «Перетягивание палки» и другие.

* «Хородку» - «Городки» - это одна из любимых игр детей-ненцев нашего интерната, в которую играют с дошкольного возраста (старшие обучают младших). Ни в одной из книг нет описания этой игры. (см. в педкабинете «Картотека игр народов Севера»).

ПРАКТИКУМ

Организация и проведение игры  «Нэхалумпёш» - «Перепягивание палки».

Цель: Развивать силу, ловкость, волю к победе, упорство.

Атрибуты: палка из молодой березы или оленьего рога длиной 50-60 см и диаметром 4-5 см для взрослых, для детей и женщин палку делают потоньше, её очищают от неровностей, ошкуривают.

Описание игры: Два игрока садятся на землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются ступнями ног в перекладину, лежащую между ними, а руками берутся за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть палку на себя так, чтобы оторвать соперника от земли. При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель теперь уже состязался со следующим игроком.

        Таким образом, ненецкие национальные игры гармонично вливаются в педагогический процесс интерната, способствуют сохранению ненецких традиций, духовной культуры, физического совершенства и национального самосознания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

  1. Значение этноигр.
  2. Основные задачи этноигр.
  3. Условия организации этноигр. Методы и приемы педагогического воздействия. (Сопровождение плакатами и ключевыми тезисами и словами по теме выступления; памятки-советы для педагогов).
  4. Виды ненецких традиционных игр. Проведение практикума с педагогами по освоению ими приемов организации и проведения этноигр.
  5. Выставка атрибутов традиционных ненецких игр.
  6. Фотовыставка «Играем в ненецкие игры».
  7. Выставка методического материала «Традиционные ненецкие игры».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Канюкова Р.Н., Талева П.Я. Программа по ненецкому языку для 1 класса национальной школы. 1 часть. – М., 1996, Нарьян-Мар.
  2. Кенеман А., Осокина Т.  Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1998.
  3. Луури Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1991.
  4. Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1994.
  5. Поштарева Т. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей. Статья из журнала «Дошкольное воспитание» 12/07, - 26 с.
  6. Турутина П.Г. Школа детей лесных ненцев. – Новосибирск, 2007.
  7. Ширяев В.Л. России Север – дальний край земли. – Нарьян –Мар, 2000.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТНОИГР

По содержанию все традиционные ненецкие игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

  1. Игры способствуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, необходимых для жизни и продуктивного труда в суровых климатических условиях:
  • ловкость;
  • сила;
  • меткость;
  • быстрота;
  • выносливость:
  • гибкость;
  • терпимость и устойчивость  к холоду.
  1. Способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
  2. Способствуют совершенствованию психических качеств.

                      Психические процессы:

а) познавательные: мышление;

                             память;

                             внимание;

                             восприятие;

                             ощущение;

                             воображение.

б) эмоциональные: активные и пассивные переживания.

в) волевые: решение;

                  исполнение;

                  волевые усилия.

  1. Вызывают активную мыслительную деятельность.
  2. Способствуют формированию нравственно-волевых качеств:
  • учат подчинять свои желания интересам других;
  • помогать друг другу;
  • регулировать свое поведение;
  • учат целеустремленности и настойчивости;
  • выдержке, смелости и др.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  • Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
  • Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
  • Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
  • Обратите особое внимание на неиграющих детей.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  • Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
  • Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
  • Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
  • Обратите особое внимание на неиграющих детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Стресс! встретим его Достойно!"

Эффективно справляться с теми изменениями, которые преподносит жизнь - значит, быть сильнее, быть успешнее. Этому можно научиться и этому надо учиться. Развивая способности творчески обращаться с затр...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

семинар-практикум "Культура делового общения"

Психологическое просвещение участников семинара – практикума; создание условий для сплочения группы, развития мотивов межличностных отношений....

Семинар-практикум "Ваш ребенок - будущий первоклассник"

Семинар-практикум предназанчен помочь родителям разобратьс и понять особенности психологической готовности детей к школе. На практике отработать игры и методы, которые помогут дома развить необходимые...