Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
статья по теме

Лапшина Елена Валерьевна

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

(ГБОУ СПО МО КХМК)

Научно-практическая конференция

«Великий строитель нашего нравственного порядка»

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Преподаватель экономических дисциплин

Лапшина Елена Валерьевна

        2014 г

Жизнь Сергия Радонежского – эталон

духовного и нравственного воспитания

В современных  условиях меняется характер и содержание обучения и воспитания студентов средних специальных учебных заведений СПО, но цель остается прежней – формирование личности специалиста с твердыми нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым экономическим мышлением, способного к непрерывному образованию и развитию.

Воспитание в период обучения в  колледже - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Анализ современного духовного  состояния и образа  жизни молодежи свидетельствует о ее очевидной социальной дезориентации. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения  ее  эффективности.

Для студента, пришедшего в колледж, начинается новая жизнь, полная открытий, трудностей и проблем. Как помочь ему освоиться в этом новом для него мире? Как сделать так, чтобы юношеские годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ведь мир, в котором мы живем, жесток и непредсказуем. И человек в этом мире постепенно растрачивает те нравственные и этические идеалы, которые изначально были заложены в сущности его бытия.

В наши дни создалась уникальная возможность обращения к христианству при разработке образа духовного, нравственного, творческого человека, т.к. пришло отчетливое понимание того, что мы являемся наследниками великой культуры, причастны к единой системе высокой нравственности, сформированных на протяжении тысячелетней истории Отечества. На фоне деятельности СМИ, пропагандирующих зло, жестокость, насилие, ценности  православной культуры, у истоков которой сформировалась уникальная культура нашего Отечества, выступают реальной базой формирования у студентов нравственных норм.

Сегодня можно и нужно говорить о сокровенном, вечном; давать студентам прочные, подлинные, а не мнимые жизненные ценности; приобщать к богатейшему культурно-историческому наследию наших отцов и дедов, в результате чего формируется модель «личность – гражданин – специалист». Речь не идет о возвращении в прошлое, но о попытке постигнуть его, исходя из того благодатного, чем жили и дышали наши предки. Православная культура – неисчерпаемый источник практических жизненных советов и примеров высоконравственного поведения.

Проблема воспитания молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. В те времена, когда в обществе формулировались искаженные цели, основывающиеся только на материальных ценностях, и духовно-нравственным вопросам уделялось недостаточно внимания, выдвигались ложные идеалы, тогда общество оказывалось в состоянии морального кризиса.

В наше время эта проблема не потеряла своей актуальности. Воспитанный в отрыве от христианства прагматизм говорит, что мир существует для удовлетворения человеческих потребностей. В педагогике теряет свое значение понятие «авторитет». Студенту предоставляется много свободы. Развитие его природных способностей считается основной задачей. Студент должен только получать знания, такие требования, как домашние обязанности к нему в основном не предъявляются. В результате взрослеть и нести ответственность молодежь не стремится. Стремятся уйти от реальности - компьютер, телевидение, наркотики. Идет распад духовности, прогрессирующие заболевания студенческого  возраста, рост преступности и наркомании. Самым негативным из всего названного является разрушение духовно-нравственных основ общества и его ценностей. Экономическое обнищание вывело из оборота колоссальное число книг, развивающих журналов, газет, научной литературы. Молодое поколение оказалось незащищенным от огромного потока информации, воздействующего на студентов через ТВ, компьютер, свободную прессу. Доминирующим в обществе стал культ вещей и денег. Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком. Студенты учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность и индивидуальность. С большим опозданием начинают складываться в обществе представления о том, какая должна быть национальная идея.

Сегодня для нации или государства важным является выработка принципов и идей, которые составляют основу мировоззрения подрастающих поколений, консолидируют общественное сознание и защищают его от разрушительных воздействий. Большую роль в этом может сыграть Православная церковь, для которой тема воспитания была всегда актуальной. Взаимодействие же церкви и государственных институтов образования является в наше время востребованным для формирования духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

 Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

- становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

- в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;

- отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

- усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании;

- ослабевает роль семьи и колледжа в процессе воспитания;

 смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

- образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

- в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

 Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

 Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.

 Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

 Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

 - морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

 -эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

- мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Развитие духовно-нравственного воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:

 - возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

 - создание центров развития внеучебной деятельности студентов;

 - развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

 - развитие и совершенствование работы сети служб социальнопсихологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;

 - изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций.

Решение выделенных задач возможно при:

 - оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;

 - разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;

- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в колледже необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. Если более развернуто, духовность –

1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности;

2) основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.         

Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери - дочерей, отцу - сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

- нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

И поэтому духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти области и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края.

Сущность духовно-нравственного воспитания в колледже позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской  Православной Церкви, на примере Сергия Радонежского, который посвятил жизнь общему служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особенности как неслиянны и неделимы в едином Боге – отец, Сын и Дух Святой!».

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач; в качестве основных направлений реализации педагогических идей подвижника могут выступать следующие принципы:

 -принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения;

- принцип целостности и комплексности;

 -принцип непрерывного самосовершенствование личности через систематический труд, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное

 -принцип коллективного (общинного) воспитания;

 -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип воспитания в труде;

 -принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Учения преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.

Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа требует от преподавателя большой душевной близости к студентам. Ребята должны доверять преподавателю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Преподаватель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру студента, остерегается прямолинейности, бестактности.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в колледже, в семье. Тому же способствовали СМИ.

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой в колледже является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

В ГБОУ СПО МО  «Краснозаводский химико-механический колледж» одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание студентов на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в колледже. Педагогический коллектив стремится к формированию у студентов следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Преподаватели в тесном союзе с общественностью работают над приобщением студентов к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества.

Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры, духовное пение, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.

В основе духовно-нравственного воспитания в нашем колледже лежит удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание - это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач, которую ставит перед собой колледж, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у студентов нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.

Специфика и ценность современной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности студентов, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

        В заключение хотелось бы привести слова Д. Лихачева «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».

Список литературы

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15-45.

2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 2002. - 39с.

3. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие. - Псков: ПОИПКРО. - 2004. - 93с.

4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.

5. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с.

6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.

8. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82-87.

9. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. - 2002. - 85с.

10. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Школа-Пресс. - 2008. - 512с.

11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с.

12. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. - 2002. - №4.- с.14