Помочь понять себя
статья на тему

Капустянская Татьяна Алексеевна

Статья из опыта работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoch_ponyat_sebya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМОЧЬ ПОНЯТЬ СЕБЯ

Спросил Молоток у Моря: «Отчего камни на твоём берегу такие гладкие? А я свои, – сколько ни бью, – всё острые и колючие…».

«А я их ласкаю!» – ответило Море.

Притча

Каждый классный руководитель болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, за то, как помочь своим воспитанникам понять себя и правильно построить свою жизнь в согласии с совестью, с пользой для окружающих.

Вот и мне очень хочется, чтобы мои выпускники были умными, добрыми, воспитанными, могли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть педагог по одному собственному произволу не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше. Он может лишь в некоторой степени создать условия, чтобы студент сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу. Педагог – это только помощник, советник, воспитатель пока ещё слабых духом юных сердец, защитник своих воспитанников в коллизиях студенческой жизни. Не архитектор, не инженер, не начальник. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники были хорошими, необходимо делать всё, чтобы студенты хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках, чтобы они для будущей своей жизни и профессиональной деятельности усвоили известную истину: воспитывать – значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу студента. Самый воспитанный тот человек, кому и в голову не придёт мысль опоздать, солгать, вырвать страницу из библиотечной книги, ударить, украсть, как бы ни была трудна жизненная ситуация. У него в психике нет  таких установок как способов выхода из трудной ситуации.

Студента не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам воспитанник. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку ещё в период школьного ученичества – это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Человек перестаёт чего-то хотеть, когда понимает, что он не может, не способен. Только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.

Многолетняя работа со студентами убедила меня в том, что традиционными нотациями и назиданиями ничего не достигнешь. Лучше всего помогают задушевные индивидуальные беседы, собственный пример, вера в положительные качества каждого человека. Поэтому стараюсь меньше ругать своих девушек, а больше хвалить и убеждать их в том, как ту или иную ошибку предупредить или исправить.

Большим подспорьем в воспитательной работе служат афоризмы, притчи и метафоры, представляющие собой мощный инструмент обучения. Их магическая сила заключается в том, что они создают вокруг человека ауру психологической защищённости, позволяют увидеть в своей жизни позитивные перспективы, укрепить веру и надежду, найти жизненные ресурсы в себе.

Можно часами излагать своё мнение по какому-либо поводу, но его никто не запомнит или просто не обратит на него внимания. Но стоит вставить в речь уместную остроумную фразу – и собеседник немедленно заинтересовывается нашим суждением, живо включается в разговор и надолго запоминает беседу.

Пытаясь систематизировать свою работу с целью уйти от спонтанного увлечения афоризмами, попросила всех преподавателей, работающих в моей группе, помочь мне провести небольшое исследование: ежедневно на каждом учебном занятии на доске записывать тот или иной афоризм культурно-нравственного содержания из предложенного мною списка, ничего не поясняя и не навязывая студентам своего мнения. Эта работа продолжалась почти два месяца. Вначале студенты удивлялись и пытались выяснить причину столь частого предъявления им мыслей великих людей. Затем многие из них стали записывать предложенные мудрые мысли, хотя никто не побуждал их к этому.

Весьма любопытны и значимы варианты высказываний студентов в проведённом впоследствии анкетировании о влиянии на них предложенных фраз: «Повлияли в хорошую сторону», «Заставили задуматься», «Вызвали интерес», «Они подходят к разным жизненным ситуациям» и др.

Возможные формы использования афоризмов, метафор и притч в деятельности педагога достаточно многообразны и ограничены только его собственной фантазией. Их можно рассказать в качестве примера во время свободного общения; использовать в качестве эпиграфа к беседе; применить как средство короткого отдыха, релаксации во время учебного занятия; использовать для организации дебатов или дискуссии; написать на открытке и подарить студенту, тем самым отметить и закрепить его успех; рассказать в начале родительского собрания, формируя атмосферу взаимного доверия и способствуя установлению контакта и т. п.

Когда мы подсказываем воспитуемому афоризм «в нужное время, в нужном месте», мы тем самым подталкиваем его к «означиванию» своего чувства, переживания или состояния своей проблемы. Афоризм может превратиться в нравственную опору. Предъявляя чужой опыт – опыт, накопленный человечеством и заключённый в слове, педагог даёт воспитаннику инструмент управления собственным поведением и оценки действий окружающих с позиции нравственности.

Используя афоризмы великих людей, студенты обогащают своё сознание и интеллект, развивают воображение, воспитывают философский взгляд на жизнь и события, которые происходят вокруг, пытаются избежать множества ошибок, следуя опыту мудрецов, переданному нам в сжатой форме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая книга пословиц и поговорок, загадок, потешек. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008. – 416 с.

2. Великие мысли великих людей. Книга 1. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007. – 288 с.

3. Великие мысли великих людей. Книга 2. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007. – 288 с.

4. Великие мысли великих людей. Книга 3. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007. – 288 с.

5. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: Рус. яз., 1989. – Т. 3: П. – 1990. – 555 с.

6. Козьма Прутков. Сочинения. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 304 с.

7. Конфуций. Афоризмы мудрости: иллюстрированное энциклопедии-ческое издание / под редакцией В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева, Н.В. Бутромеевой. – М.: Белый город, 2008. – 448 с.

8. Пословицы и поговорки. – Мн.: Харвест, 2004. – 320 с. – (Золотая коллекция).

9. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности уча-щихся посредством использования афористических изречений / Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 21 – 25.

10. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

11. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)

12. Сафронова Е.М. О роли афоризмов в воспитательном процессе // Завуч. – 2004. – №8. – С. 150 – 158.

13. Сергеева Н. Метафоры и притчи в искусстве воспитания // Народное образование. – 2006. – №7. – С. 210 – 214.

14. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Кн. вторая / Сост., автор предисловия и введений к главам Е.С. Лихтенштейн. – 2-е изд., исправлен.и доп. – М.: Знание, 1986. – 288 с.

15. Соболева О.В. Беседы о чтении (К проблеме понимания текста) // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №6. – С. 3 – 9.

16. Старая пословица не даром молвится. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2007. – 320 с.

17. Суждения, мысли. Афоризмы // Спутник классного руководителя. – 2008. – №2. – С. 121 – 122.

18. Сценарии праздников в начальной и средней школе / авт.-сост. Н.Б. Шешко. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 288 с.

19. Энциклопедия ума / Автор-сост. С. Дмитренко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 606 с.

20. Хайям О. Рубайат: Сб.: Пер. с перс. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 304 с.

21. 4048 законов жизни / Сост и предисл. А.П. Кондрашова. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.

Бартенева Татьяна Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Бутурлиновское педагогическое учили-ще», почётный работник СПО РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Рифма помогает понять и запомнить.

Сценарий занятия по проверке изученного материала по предмету "Декоративно-прикладное искусство"....

Смотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир.Как помочь ребенку, понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в его возрасте.Учимся видеть

Учимся видетьСмотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и сам...

Педагогическое исследование: «Духовно – нравственное и физическое воспитание человека - это возможность познать себя и помочь Отечеству»

Уважаемый читатель, эта работа  рекомендована  всем, тем, кто хочет жить полноценной жизнью, радоваться жизни, а это значит думать о завтрашнем дне. Потому, что победив лень сегодня, станешь...

ЭССЕ «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе»

ЭССЕ «Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помочь ему открыть это в себе»...

Знать, чтобы понять, уберечь и помочь

Знать, чтобы понять, уберечь и помочь...