Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми
методическая разработка на тему

Смирнова Татьяна Александровна

 

Программа

 психолого-педагогического сопровождения работы

с одарёнными детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.odaryonnye_deti.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО

Московский областной железнодорожный индустриальный техникум

Имени В.И.Бондаренко

Программа

 психолого-педагогического сопровождения работы

с одарёнными детьми

                         Сообщение

                                                                           преподавателя ГБОУ СПО МО МОЖИТ

                               Смирнова Т.А.

                                                     на Областном мастер-классе

                                                                                «Психолого-педагогическое сопровождение

                                    одарённых детей»

                                                                  23 апреля 2014г  ГОУ ВПО МГОГИ                                       

                                                                             

                                             

г.Орехово-Зуево.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Эммануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

С одарёнными учениками принцип работы прост - НЕ МЕШАТЬ. Им самим всё интересно, они сами в состоянии во всём разобраться. И все эти качества с ними будут всегда. Не может быть одарённым, а потом вдруг обычный, как все. Если одаренный ребенок сам заинтересован в своем продвижении в какой - либо области, тогда роль учителя это роль координатора. А здесь множество разных форм работы: олимпиадные задания, уровневые задания на уроках, проекты, доп.образование.

Как  учителю познать индивидуальные особенности десятков детей… Реально ли это? Даже познать самого себя сложно. Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.  Как часто мы замечали, как интересно общаться с детьми в неформальной обстановке: на вечерах, экскурсиях. Когда есть выбор темы для общения, то у детей проявляется собственное «я». Появляются точки соприкосновения в общении учителя и ученика.

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных учащихся проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у подростка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.

Как организовать работу с одаренными детьми в условиях обычных групп? Работа с ними складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

Урок-семинар, на котором ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); урок-путешествие; игровые уроки с  кроссвордами, ребусами, викторинами.

На уроках обществознания дискуссии (круглый стол), «мозговой штурм»,  групповая форма работы, разного рода творческие задания помогают учащимся выразить свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу, участвовать в самостоятельной познавательной деятельности.

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Количество и качество задаваемых вопросов  служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Создание в обучении проблемных ситуаций представляет явно или смутно осознанные затруднения, требует от учащихся творческого поиска. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным восприятием учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность. Всё это имеет огромное значение в формировании личности ученика XXI века.

Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает исследовательская деятельность учащихся. 

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
         Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга. Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми.

 

 Предметные олимпиады – ещё одно поле деятельности с одарёнными детьми. По-моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Моя миссия заключается в том, что я помогаю ребятам в поиске соответствующей литературы для подготовки  к олимпиаде, консультирую по возникающим вопросам, знакомлю с типологией олимпиадных заданий и правильным их выполнением и т.д.

Большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах.

Было бы здорово, если бы у нас была возможность иметь оборудование для проведения видео интернет-конференций и консультаций с преподавателями ВУЗов, профессорами и докторами наук. Это значительно  помогло бы ребятам сделать проекты научно-обоснованными и содержательными.

Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Во ФГОС  обязательными для выпускника школы значатся: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от нас ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Особенности работы педагога с одарёнными детьми в тандеме "ребёнок-родитель" в учреждении дополнительного образования.

Работа педагога Дворца детского творчества "Маленький принц" посвящена вопросам проявления одарённости детей в учреждениях дополнительного образования. Автор раскрывает понятие одарённости детей, даёт...

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

План работы с одарёнными детьми в основной школе

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи: изучение природы детской од...

Статья: "Профессионально-личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми"

Задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования в отечественной педагогике стала официально признаваться на рубеже XX–XXI вв. Её решение предполагает воспитание педагогов...

Программа работы с одарёнными детьми

Цель программы:1.Выявление одаренных детей.2.Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру занятий и дополнительного образования.3.Формирование систем...

Работа с одарёнными детьми

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные на протяжении всей жизни добывать и применять новые зна...