Истоки творчества
методическая разработка по теме

Садовникова Валентина Борисовна

Данный материал "Истоки творчества" является обобщением опыта работы по литературному краеведению. Подробные описания мероприятий, интересные названия, нестандартные формы занятий могут использовать педагоги в своей деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родники творчества

(из опыта работы Садовниковой Валентины Борисовны – воспитателя СПО ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ромодановский    аграрный техникум» 

Республики Мордовия)

     Проблема патриотического воспитания всегда актуальна, особенно в наше сложное время переосмысления духовных ценностей. Особую роль в этом играет дополнительное образование детей, направленное на изучение исторического, культурного и природного наследия родного края, на формирование гордости за своих гениальных соотечественников, за свой великий народ.

 «Любить свою родину – значит знать её»,- писал известный русский литературный критик В. Г. Белинский. Эти слова взяты за основу в нашей работе по изучению творчества талантливых земляков. Объединение, созданное на базе ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ромодановский    аграрный техникум» Республики Мордовия, называется «Искусство образа и слова». Программа этого объединения предусматривает дополнительное образование по народному творчеству, литературе малой родины, их общественной ценности, исторической значимости, умелому владению художественным словом и созданием художественных образов деятелями различных жанров литературы.

Целью программы является формирование интереса обучающихся к художественному наследию своего народа, умения ориентироваться в многообразии культурного достояния народов Мордовии, Ромодановского района, изучение фольклора, произведений литературы, созданных талантливыми земляками.

 Задачи программы заключаются в освоении определенного  программой багажа знаний по литературе и искусству  родного края, умения понимать, анализировать произведения литературы,  давать им оценку с точки зрения просвещенного человека, а также в повышении интереса к литературоведческим материалам, к исследовательской деятельности; и, несомненно, в повышении творческой активности обучающихся.

Приемы и методы организации образовательного процесса краеведческого направления представляют собой сочетание устных сообщений, бесед, знакомства с текстами программных авторов, и проведение  исследовательской деятельности с целью сбора местного фольклора, материалов о художниках и скульпторах, поэтах и писателях-земляках.

Особое внимание в объединении уделяется как содержанию, так и формам проведения занятий. Учитывая информационную нагрузку, получаемую обучающимися на основных занятиях, в работе по дополнительному образованию используются нестандартные, активные формы работы. Включаются игровые моменты, деловые игры, организуются тематические экскурсии, исследования, разработка творческих проектов, создание электронных презентаций, развитие творческого потенциала обучающихся.                              Введение в программу проходит обычно в форме заочной экскурсии по литературным и памятным местам Ромодановского района и Республики Мордовия с использованием электронных презентаций, видеофильмов. Интригующие вопросы, загадки, ребусы по предполагаемым для изучения темам, затронутым во время виртуальной экскурсии, дают ребятам путёвку для перспективы изучения художественного творчества своих земляков.

  Отправной точкой в это увлекательное путешествие становится знакомство с фольклором, бытующим в нашей местности. «Преданья старины глубокой», «Путешествие в легенду», «Встреча со сказкой», познавательная программа «Гостья зима», «Рождественский калейдоскоп», «Здравствуй, Масленица!», «Пасхальный звон», «Венок, венок – Троица» и другие обобщающие мероприятия организованы в объединении по устному народному творчеству и поэзии родного края.    

Переходя к изучению творчества писателей и поэтов родного края, мы с детьми проводим такие стартовые занятия, как литературный салон «Щедра талантами земля», час поэзии «Песни сердца», живая газета «Родина талантов»,  телемост в прошлое «Знатные земляки».

Поэтическая гостиная «Наш земляк – А. И. Полежаев», отправила ребят в далекое начало 19 века, время жестоких нравов, с одной стороны, и смелых, свободолюбивых устремлений, с другой. Экскурсии по улице, названной в честь талантливого поэта, в с. Покрышкино, где прошло детство А. Полежаева, в музей этого неординарного человека в Саранске, деловая игра «Снимаем фильм о с. Покрышкино», поэтический лабиринт «Два мира. Черное и белое» стали продолжением знакомства с жизнью и творчеством известного русского стихотворца, которого В. Г. Белинский ставил в ряд выдающихся талантов того времени вслед за А.С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.

 Нельзя было не уделить особенного внимания деятельности человека с мировым именем – Н. П. Огарева, уроженца мордовского села Старое Акшино, который был другом и сподвижником русского общественного деятеля А. И. Герцена. Запоминающими для ребят стали слова, адресованные Огарёвым юноше, вступающему в жизнь: «Учись! Пойми, что знание есть власть». Этот афоризм могут взять на вооружение молодые люди разных поколений. Символично то, что имя нашего прославленного земляка присвоено Мордовскому государственному университету.  Итогом всех занятий, посвященных данной теме, явился устный журнал о Н. П. Огареве «Живое слово», проведённый для широкой аудитории. Красочное оформление страниц: «Дорога в Ст. Акшино», «Огаревская аллея», «Клятва Герцена и Огарёва», «Огарев – новатор», «Колокол», записи воспоминаний старожилов Ст. Акшина, романсы на стихи Н. П. Огарева – всё это оставило глубокий след в умах и сердцах участников мероприятия.

В центре нашего посёлка перед районной библиотекой на высоком пьедестале установлен бюст заслуженному поэту Мордовии Николаю Лазаревичу Иркаеву, литературный псевдоним которого – Никул Эркай.  Слова известного российского писателя Сергея Баруздина: «Эркай не просто поэт, не просто прозаик, не просто детский писатель, а писатель, поэт – гражданин», - очень точно определяют мордовского литератора и как мастера художественного слова, и как человека с большой буквы, и как настоящего гражданина своей Родины.

Поэтому мы отводим много часов изучению биографии и творчества своего именитого земляка. 105-летнему юбилею писателя и поэта я посвятила своё стихотворение. Вот строчки, определяющие главный смысл его творчества:

И в обновлении весной,

И в очищенье летнем ливнем,

В любви, нахлынувшей волной,

                       И в упоенье пеньем дивным -

Во всем звучал священный гимн

Прекрасной жизни человека.

Эркай всем творчеством своим

Восславил свет и мудрость века.

Наши обучающиеся участвовали в митинге, посвященном открытию памятника Н. Эркаю, в мероприятиях по случаю его юбилея, в презентации нового сборника его стихов, а для своих сверстников они подготовили поэтическую гостиную, названную стихотворной строкой Н. Эркая «Жизнь продолжается на свете».

К великой радости, наш район богат талантливыми людьми. У нас жил, работал и занимался поэтическим творчеством Николай Хорев. Всю свою послевоенную жизнь посвятил журналистской работе и созданию стихотворных шедевров Владимир Федорович Зинченков. Продолжает поэтическое ремесло бывший редактор районной газеты А. А. Яшин. Неустанно несет в народ порывы своей творческой души поэт-песенник А. П. Скопцов. Музыку на его стихи пишут известные мордовские композиторы, и сам он сочиняет мелодии для своих песен, которые исполняют многие талантливые певцы Мордовии. Встречи, пресс-конференции с ныне живущими поэтами-ромодановцами – неотъемлемая часть деятельности нашего объединения. Живое общение формирует позитивные интересы детей.                                                                                          

Знакомство с прозаическими произведениями мордовских авторов проводится, как правило, обзорно. С текстами обучающиеся знакомятся в свободное время. Но главное внимание обращается на идейное содержание произведений, на историческую точность событий, описываемых авторами, и на индивидуальные, а также типичные черты их героев. При завершении той или иной крупной темы проводятся читательские конференции «Жизнь мордовского народа», момент истины «Борцы за справедливость», диалог поколений «История и современность» (по творчеству ряда мордовских авторов) и т.п. В ходе изучения творческого наследия родного края, мы обращаемся к деятелям литературы и искусства российского уровня. Без этой связи нельзя в полном объеме воспринимать творчество наших земляков. Поэтому наши кружковцы с удовольствием участвуют в поэтическом диспуте «Что значит для поэта 200 лет?», в литературно-музыкальной встрече «Высоцкий – бард, актер и гражданин», в музыкально-поэтической гостиной «Есенин – это вечное», где также обращается внимание на связь творчества поэта с Мордовским краем и  проводится параллель с творчеством мордовского скульпторы Эрьзи.                            

Многие мероприятия по литературе и искусству нашего края имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Например, час пик «Подвиг Тани Бибиной»  о мордовской крановщице, спасшей женщин и детей. В основу положены стихи наших земляков П. Тычины, Г. Япринцева, А. Косова, А. Евсеева, поэма Б. Соколова, а также воспоминание очевидцев её подвига. Уроки мужества «Память жива» по творчеству поэтов Мордовии, «Военные будни» по мемуарам Героя Советского Союза, уроженца Ромодановского района В. Б. Миронова и др. помогают ребятам полнее осознать значение победы нашего народа в Великой Отечественной войне.  Литературный салон «О любви и дружбе» на основе творчества мордовских писателей и поэтов 20 века, этическая программа «Дружба – лучшее оружье», включающая тематический фольклор и стихи мордовских авторов воспитывают в детях уважительное отношение друг к другу, толерантность, взаимовыручку.

Конкурсы чтецов «Поэзия осени» (по творчеству поэтов-земляков 19-20 в.в.), «Живая классика» (на основе творчества мордовских писателей 20 века) формируют дух соперничества и стремления к совершенствованию своих способностей.

            Краеведческие исследовательские работы, проекты, рефераты обучающихся участвуют в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах. «Художественные особенности творчества поэта-земляка А. И. Полежаева», «Новаторская деятельность Н. П. Огарёва», «Патриотическая лирика Николая Хорева», «Бойцы вспоминают минувшие дни» по мемуарам Героя Советского Союза,  нашего земляка Вениамина Борисовича Миронова – все эти работы обучающихся стали достоянием больших аудиторий юных краеведов. Исследовательская работа «Никул Эркай – поэт, писатель, гражданин» заняла 1-е место в республиканском конкурсе в рамках патриотического движения «Отечество» в номинации «Литературное краеведение».

             Кружковцам открыт простор для литературного и поэтического творчества. С этой целью, кроме целенаправленных занятий, проводятся такие мероприятия, как артсалон «Искусство слова», день творчества «На поэтической волне», час вдохновенья «Наши звезды», творческие конкурсы  «Живая память» (стихотворение «Похоронка» Никифоровой Оксаны 2-е место в районе), «Защитим лес» (диплом республиканского уровня за стихотворение «Лёгкие планеты» Ферцевой Оксане). В республиканском поэтическом конкурсе «Истоки добра» наша воспитанница Сутулова Оля заняла 1-е место. Оформлены альманах «Стихами жизнь о жизни говорит», рукописный сборник детских творческих работ «Эхо войны». Обучающиеся регулярно выпускают стенгазету «Истоки творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на областном конкурсе риторов "Вернемся к истокам" студента РСПК Смолина Андрея

Данное выступление составлено на основе принципов построения риторских выступлений и вошло в десятку лучших.Данный материал содержит как текст выступления так и презентацию к нему....

Классный час"У истоков профессии"

Методическая разработка мероприятия "У истоков профессии". Материал о истории развития профессии токарь....

Прогамма летнего оздоровительного сезона "Путешествие к истокам"

Содержание 1. Пояснительная записка (актуальность программы, цель и задачи, концептуальные подходы, предполагаемый результат) …………………………..8 2. Содержание программы (описание основных форм и ме...

Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...

Помнить о духовных истоках и традициях российской культуры

В статье рассказывается о важности и необходимости изучения российской культуры и её традиций для  должного воспитания подрастающего поколения. Приводится список мероприятий, проведенных в ГБПОУ ...

Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"

Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...