Совет Профилактики
опыты и эксперименты на тему

Пушкина Мария Леонидовна
«Совет профилактики как орган профилактики и предупреждения негативных последствий в развитии ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_pushkina_m.l.docx298.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Строевская СОШ»

Описание педагогического опыта

«Совет профилактики

 как орган профилактики и предупреждения негативных  последствий в развитии   ребенка»

Пушкина Мария Леонидовна-

социальный педагог

МБОУ «Строевская СОШ»

с.Строевское, 2014 год

  1. Сведения об авторе опыта.

Пушкина Мария Леонидовна, социальный педагог МБОУ «Строевская СОШ», педагогический стаж – 10 лет, т.89210854213

  1. Тема опыта

Совет Профилактики как орган профилактики и предупреждения негативных   последствий в развитии   ребенка.

  1. Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение психического и физического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности. Данная ситуация касается и сельской местности. Растет число семей, находящихся в социально опассном положении . Каким образом ситуация зашла так далеко? Дело в том, что из числа этих семей есть такие, долгое время о проблемах которых не было известно. Немало таких семей выявляет и школа.  

В нашей школе учатся дети из разных категорий семей: многодетные, малообеспеченные, неполные, замещающие, неблагополучные и другие. Социальный педагог изучает социальную ситуацию развития ребенка в школе. В таблице в динамике представлена социальная ситуация за три года:

Категория семьи

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Неполные (матери-одиночки, одинокие отцы)

61

40

31

Малообеспеченные

64

68

65

Многодетные

29

24

17

Дети ОВЗ и инвалиды

10

12

2

Опекаемые семьи

3

4

5

Неблагополучные

9

7

6

Анализ данной ситуации показывает, что существуют возможные причины различных нарушений поведения детей,  их неуспешности в учебной деятельности, социально – коммуникативной дезадаптации  лежат корнями в  семье.  

  1. Актуальность опыта

Учитывая сложившуюся ситуацию, школа определяет следующие приоритетные задачи:

  • Раннее выявление детей и семей, нуждающихся в социальной поддержке и защите
  • Оказание своевременной, квалифицированной помощи
  • Просвещение родителей

При разработке профилактических мероприятий важно учитывать те факторы, которые являются основанием для отнесения семей к «группам риска»

-малообеспеченность;

-состав семьи;

-наличие конфликтов в семье;

-педагогическая несостоятельность родителей;

-средовой фактор.

Самым важным условием в профилактике является взаимодействие и преемственность всех служб, соприкасающихся с  проблемами семьи и детей.

Главная задача школы - вникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок вошел в полосу бесконечных неудач или вовсе стал безнадзорным, а семья оказалась в социально – опасном положении. Прежде всего школа ставит перед собой задачу  удержать ребенка, не дать ему уйти, чем впоследствии    реабилитировать и перевоспитывать. Рост компетенции родителей и изменение в характере взаимоотношений  в семье является мощнейшим стимулом к саморазвитию, при этом семья может преодолеть опасности различных  «рисков» и обогатить потенциал полноценного воспитания ребенка.   Важное место в этих вопросах занимает профилактика, воспитание ответственного родительства.

Изучением вопроса влияния благополучия семьи на развития общества в целом занимались многие авторы.  Крупный вклад в исследование проблем семьи внес Дармодехин С.В.,  идеолог формирования семейной политики в России,он  рассматривал семейную политику как  составную часть социальной политики.

На изучение данной темы  и различных подходов к решению семейных конфликтов, стадий развития семьи, различных семейных проблем посвящены работы следующих авторов: К.Л. Витек, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, З.А. Янковой, Е.Б. Бреева, Ж.И. Тощенко, Л.Е.  Дарского, А.И. Кравченко, Л.Т. Шинелевой,     Е.И. Холостовой.

А. Г. Харчева считает, что семья  наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.  

5. Опыт

            В практике работы любого образовательного учреждения существуют различные формы работы с родителями, такие как родительское собрание, родительский клуб, совместная подготовка к празднику, праздничные вечера,  спортивные мероприятия. Не исключением является и наша школа: МБОУ «Строевская СОШ».

Однако опыт решения повседневных проблем  показывает   необходимость наличия органа, который бы решал профилактические задачи, работал с постоянно возникающими социальными проблемами и трудностями, предупреждал их, решал проблемы на этапе их зарождения, когда они поддаются решению на уровне школы и семьи.

Для этого в нашей школе был создан Совет Профилактики, который был организован еще  в 2005 году. Характеризуя работу совета профилактики, можно сказать, что в первые годы существования,  он прежде всего решал возникающие проблемы, т.е. работал по фактам нарушений различного рода: девиантного поведения детей, невыполнения родителями своих обязанностей, административных нарушений.  

Практика показывает, что важно решать проблемы на этапе их зарождения. Именно поэтому  последние три года Совет   направляет свою работу  с семьей  на предупреждение и профилактику негативных ситуаций развития ребенка.

Разработано положение о Совете профилактики (приложение). В состав Совета профилактики которого входят социальный педагог, педагог-психолог, завуч по учебно-воспитательной работе, педагоги, представители от родителей. Каждый год составляется план работы Совета профилактики. Заседания проводятся как планово, так и внепланово.

Целью создания Совета Профилактики является предупреждение (профилактика) негативных последствий, влияющих на успешность ребенка в учебе, его социально-психологической адаптации и развития.

Задачами Совета Профилактики являются:  

- Профилактика социально- опасного положения и социального сиротства.

- Поддержка семейного воспитания, социальная защита детства.

-Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков.

Координация усилий Совета Профилактики  школы и педагогического коллектива школы, родителей и всех заинтересованных лиц и организаций направлена на обеспечение защиты и развития подростков; принятие всех возможных мер для социально-психологической адаптации учащихся во время обучения.

За время существования Совета Профилактики было проведено 62 заседания. На Совет   приглашаются учащиеся с родителями, либо только родители. Рассматривались такие вопросы как поведение учащихся на уроках и вне учебной деятельности, пропуски уроков, подготовка домашнего задания, посещение кружков и спортивных секций учащимися, разбирались спорные ситуации, возникающие между учителем и ребенком; проблемы в замещающей семье; успеваемость детей; нарушение правил поведения в школе; порча школьного имущества; появление учащихся в вечернее время в нетрезвом виде и другие.

Следует отметить, что Совет Профилактики не надзорный орган. Главной его социально - психологической задачей является разговор с носителями потенциальной проблемы. Это прежде всего разговор, в процессе которого обозначаются болевые точки негативной ситуации развития ученика, ведется разговор о том, как семья может и должна принять участие в решении проблемы.  В результате   каждая из сторон (родители, дети, педагоги) приходят к одному общему решению,  каждая из сторон берет на себя ответственность за выполнение этого решения.  

Если же проблема не решается на уровне школы, то Совет Профилактики взаимодействует с другими органами системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, отделом опеки и попечительства, социальной защиты населения, пенсионным  фондом  и другими организациями.

6. Принципы, на которых строится опыт

-Целенаправленность процесса образования

- Рациональное сочетание требовательности и уважения к обучающимся

- Гуманистическая направленность воспитания

- Эффективность социального взаимодействия

- Комплексный подход к воспитанию

- Взаимосвязь образования с практикой

7. Результативность

Проанализировав социальную ситуацию за последние три года, приходим к выводу, что снижается процент детей, состоящих на различных видах учета.

Виды учета

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Внутришкольный учет

28

18

11

Общественная КДН при администрации МО «Строевское»

5

5

3

КДН и ЗП

5

5

3

ПДН

2

2

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в Российской Федерации. Семья в России /  В.Н. Архангельский. – М. : 2000. – 369 с.

2. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001. – 295 с.

3. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е.Б. Бреева. – М. : 2003. – 315 с.

4. Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М. : 2006. – 237 с.

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003. –             277 с.

6. Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. – М. : 2003. – 401 с.

7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации. Семья в России / С.В. Дармодехин. – М. :           2001. – 309 с.

8. Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – 432 с.

9. Холостова Е.И. Содержание и организация деятельности территориальныхцентров социальной помощи семье и детям : учебник / Е. И. Холостова. – М. : 2001. – 412 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1,1.Совет профилактики   (далее - Совет) создается в целях организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

  1. Совет    в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным    законом    от    24.06.1999    №120-ФЗ    «Об    основах    системы    профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»,  ФЗ  РФ  от 24.07.1998 №  124-ФЗ  «Об основных гарантиях праву ребенка в Российской Федерации»,  областным  и муниципальным законодательством, Уставом школы,
    настоящим Положением.
  2. Деятельность   Совета  основывается  на  принципах:   законности;   гуманного  обращения  с несовершеннолетними;  уважительного  отношения  к  несовершеннолетнему  и  его родителям (законным представителям); сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях, законных представителях); поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах
    защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  3. П. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ

Совет профилактики:

2.1.Организует исполнение требований законодательства Российской Федерации по    профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  1. Содействует несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов.
  2. Разъясняет действующее законодательство, права и обязанности несовершеннолетних и родителей (законных представителей).

2.4.        Принимает меры к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, а также от   вовлечения в различные виды антиобщественного поведения.        

2.5.        Выявляет    причины    и    условия,    способствующие    безнадзорности    и    правонарушениям несовершеннолетних, определяет меры по их устранению.

2.6.        Оказывает   социально-психологическую   и   педагогическую   помощь   несовершеннолетним   с ограниченными возможностями здоровья,    отклонениями в поведении, несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.

2.7.        Участвует в реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

2.8.        Участвует в организации работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее СОП) и оказании им помощи в обучении и воспитании детей.

2.9.        Взаимодействует   с   органами   и   учреждениями   системы   профилактики,   с   общественными объединениями и  гражданами  по  вопросам,  связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и законных интересов.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ

3.2.        В   Совет входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог- психолог, члены Управляющего совета.

  1. Председатель Совета осуществляет общее руководство работой Совета, формирует    повестку заседаний Совета, ведет заседание Совет,
  2. Секретарь Совета организует подготовку материалов к заседаниям; информирует членов Совета о месте,  времени  проведения  и  повестке  Совета,  ходе  выполнения     принимаемых  решений; оформляет протоколы заседаний Совет.
  1. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год.
  2. Экстренное (внеочередное) заседание Совета может быть созвано по мере необходимости.
  3. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Решение Совета принимается простым большинством. голосов членов Совета,   участвующих в заседании. В случае равенства голосов, голос председателя является решающим.

IV. ПРАВА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ

Совет в пределах своей компетенции имеет право:

4.1.        Запрашивать от классных руководителей .сведения, необходимые для работы Совета, а   также приглашать их для получения сообщений и объяснений-по вопросам, рассматриваемым Советом.

  1. Проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в семье.
  2. Вносить в органы системы профилактики предложения по постановке  или снятию с учета семей, находящихся в СОП и несовершеннолетних, находящихся в СОП. 4.7. Ставить на внутришкольный учет (далее - ВШУ) и снимать с него несовершеннолетних, семьи.
  1. Обсуждать   и   утверждать   план   индивидуальной  профилактической  работы  (далее  ИПР)   с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), состоящими на ШУТУ.
  2. Принимать участие в реализации плана ИПР с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ.

V.        ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ

5.1.        Основания рассмотрения вопросов на заседании Совета:

  • по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
  • по собственной инициативе;
  • по представлению администрации образовательного учреждения, классных руководителей;
  • по обращениям иных органов, учреждений, организаций. .

5.2.        Подготовка заседания Совета:

Материалы, поступившие на рассмотрение в Совет, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем Совета. В процессе предварительного изучения материалов определяется:

  • круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;
  • необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения;

•        целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.

Несовершеннолетний, его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с подготовленными к рассмотрению материалами до начала заседания.

  1. Порядок проведения заседания Совета:
  • Проводит заседание Совета председатель.
  • Материалы в отношении несовершеннолетнего рассматриваются в его присутствии и с участием
    его родителей (законных представителей).
  • При необходимости на заседание Совета вызываются классные руководители, педагоги.

•        Материалы рассматриваются в открытом заседании. В начале заседания председательствующий объявляет, какие материалы подлежат, рассмотрению, кто  их     рассматривает и представляет участников рассмотрения. После этого оглашаются необходимые документы, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения,
заслушиваются выступления присутствующих на заседании лиц.

5.4.    ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА:

5.5.   Протокол заседаний СП:

5.5.1.Протокол заседаний Совета ведется на каждом заседании секретарем. В протоколе указываются:

  • Дата и номер заседания СП;
  • Состав Совета (прописываются фамилии присутствующих членов Совета);
  • Фамилия, имя, отчество, дата рождения, класс и имеющие значение для рассмотрения материалов сведения о лице, в отношении которого рассматриваются вопросы;
  • Содержание рассматриваемых вопросов и фамилии выступающих;
  • Объяснения, информация участвующих в заседании лиц;
  • Содержание заявленных в заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;

•        Принятое решение (с указанием срока и лица, ответственного за выполнение решения).
5.5.2. Протокол заседаний Совет подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

VI. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ СОВЕТОМ ПРОФИЛАКТИКИ

  1. Проведение профилактической беседы.
  2. Возложение  обязанности  принести  извинение потерпевшему за причинение морального  или материального вреда.
  3. Установление испытательного срока для исправления поведения, учебы.
  4. Направление обучающихся с отклонениями в поведении, проблемами в обучении для оказания социально-психологической помощи к педагогу-психологу.
  5. Ходатайство перед администрацией школы о применений к обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Уставом школы.
  6. Постановка на ВШУ несовершеннолетнего и его семьи.
  7. Направление информации в КДН, ПДН ОВД.
  8. Направление ходатайства в КДН, ПДН ОВД о применении мер административного воздействия к родителям или подросткам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Педагогический Совет: правовое воспитание. Подросток и закон. Профилактика преступлений несовершеннолетних

Выступление на педсовете. Подтема дает характеристику сущности преступления...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...

План заседаний Совета профилактики

План заседаний Совета профилактики на 2018–2019 учебный год...

План работы совета профилактики

План работы направлен на профилактику правонарушений, периодичность заседаний, приглашение специалистов....

План работы Совета профилактики на 2021-2022 учебный год

План работы Совета профилактики по месяцам социального педагога...

План совета профилактики

Материал для заместителей директоров по воспитатаельной работе...