Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
презентация к уроку по теме

Молчанов Павел Викторович

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в образовательном процессе

Молчанов П.В.,

преподаватель

ГБОУ СПО ПК № 33

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование информационных технологий (далее ИТ) становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения. Овладение навыками этих технологий при обучении в колледже во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних студентов.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности студента и его профессиональной карьеры;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студента, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, производственную, экспериментально–исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности;

• создание базы контрольно-измерительных материалов и использование компьютерных систем для проведения диагностики.

Компьютер стал средством повышенной производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить  высокопрофессиональных специалистов. С использованием ИТ в образовательном процессе, уменьшился разрыв между требованиями, которые работодатели предъявляют выпускникам.

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент  был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Теоретическим фундаментом для всех последующих исследований являются работы А.П. Ершова. Ему принадлежит лозунг начала 80-х годов «программирование – вторая грамотность». В начале 90-х годов ХХ века в нашей стране появляется Концепция образования, которая формулирует «… отправные положения начинающегося процесса перестройки образования в условиях информатизации общества». Именно с этого момента наблюдается поворот от повсеместного изучения только элементов программирования в колледже к современному уровню использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Практически все исследователи приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.

Использование ИТ позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена является эффективной, так как позволяет поддерживать у студентов интерес к дисциплине, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость студента. В колледже компьютер дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.

Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации – электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для професисонального роста студентов.

Информационные технологии (ИТ) в колледже традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в колледже создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании.

Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: студентов, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.

Использование информационных технологий

в образовательном процессе

Молчанов П.В.,

преподаватель

ГБОУ СПО ПК № 33

Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации российского образования –  повышение качества образования.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Информационно-коммуникационные технологии  - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Информационные технологии рассматривают в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности, т.е. в парадигме системного подхода. Системный подход представляет собой технологизацию учебного процесса. Это когда каждое рабочее место студента снабжено компьютером, имеющим связь с рабочим местом преподавателя, в ходе урока применяются электронные учебные пособия, осуществляется интерактивное общение преподавателя и студента посредством компьютера, ведется электронный классный журнал, электронный мониторинг учебного процесса, возможно дистанционное обучение студентов.

Технологизация учебного процесса позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

И как естественное следствие всех этих составляющих - повышение качества знаний студентов.

Для педагога также открываются огромные возможности: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента.

Возможность применения ИТ в рамках традиционных методов обучения  для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, контрольных, лабораторных, практических работ дидактических карточек для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение урока (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики); уроки компьютерного тестирования; уроки тренинга или моделирования, когда программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. Да, в настоящее время имеется огромное количество готовых печатных пособий, что несомненно является хорошим подспорьем для преподавателя, но есть и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить группу дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда возможно. Можно делать ксерокопии, но к каждому уроку это сложно, причем ксерокопия делается целиком страницы, что тоже неудобно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает преподавателю структуру, содержание, и требуется скорректировать задания, их уровень, количество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Таблица 4.1: Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Приказ о подготовке и проведении отборочного этапа конкурсных соревнований VI Московского чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс-2020"...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности (выступление на совещании)

Для того чтобы эффективно планировать свою будущую деятельность, преподаватель должен первостепенно проанализировать уже проделанную работу, выявить допущенные ошибки и пути совершенствования своего м...

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

1. Трансляция профессионального опыта на конкурсе "Мастер года", открытый урок "Разработка плана воспитательных мероприятий школы на учебный год2 на региональном уровене, на Всероссийск...