Список научных и учебно-методических работ
статья на тему

Ибатова Айгуль Зуфаровна

     Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК:

1.                Ибатова, А. З. Сущность и структура понятия «готовность студентов к профессионально-ориентированному общению» / А. З. Ибатова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ,  2007.  –  № 9 . – С. 55 – 63. 

2.                 Ибатова, А. З. Эффективные пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению / А. З. Ибатова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –Челябинск : Изд-во ЧГПУ,  2008.  –  № 3.

3.                Ибатова, А. З. Формирование готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориентированному общению (на примере иностранного языка) / А. З. Ибатова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 4. – С. 90–93.

4.                Ибатова, А.З. Готовность к профессионально-ориентированному общению как характеристика коммуникативной культуры личности в структуре профессиональной подготовки студентов / А.З. Ибатова // Перспективы науки. Science Prospects. – Тамбов, 2014. Выпуск №11(62).

5.                Ибатова, А.З. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности /А.З. Ибатова// Наука и Бизнес: пути развития. – Тамбов. Выпуск №12(42).

 

 

Другие публикации:

6.     Ибатова А.З. Системный подход в процессе подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке: Мат-лы Международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки» /отв. ред. Уляхин Т.М. [и др.], Консалтинговая компания «Юком», Тамбов, 2014. Режим доступа: www.ucom.ru

7.     Ибатова А.З. Сущность и функции профессионально-ориентированного общения на иностранном языке: Мат-лы Международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки» /отв. ред. Уляхин Т.М. [и др.], Консалтинговая компания «Юком», Тамбов, 2014. Режим доступа: www.ucom.ru

8.     Ибатова, А. З. Методологические аспекты проблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориентированном общению на иностранном языке. / А. З. Ибатова // Научно-методического журнала «Концепт»: сб.  науч. статей / Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. –  Киров, 2014. Режим доступа:  http://e-koncept.ru/

9.     Ибатова А.З. Готовность как объект исследований в обучении студентов университета к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке: мат-лы V междунар. заочной науч.-практ. конференции «Актуальные вопросы современного образования» / отв. ред. Мовсесян Л.С. [и др.]; Центр научного знания «Логос», Ставрополь, 2014. Режим доступа: http://центр-логос.рф/

10.                       Ибатова А.З. Методологические аспекты проблемы формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориентированном общению на иностранном языке: мат-лы V междунар. заочной науч.-практ. конференции  «Актуальные вопросы современного образования» / отв. ред. Мовсесян Л.С. [и др.] ; Центр научного знания «Логос», Ставрополь, 2014. Режим доступа: http://центр-логос.рф/

11.                       Логико-смысловые карты как средство формирования лингвистической компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка. Наука и инновации ХХI века: Сборник тезисов VII окружной конференции молодых ученых. – Ч.2. – Сургут: Изд-во СурГУ. – 2007.-С. 214 – 21

12.                       Ибатова, А. З. Профессионально-ориентированное обучение студентов неязыковых специальностей иностранному языку / А. З. Ибатова // Актуальные проблемы высшего педагогического образования : сб.  науч. статей / Шадринский гос. пед. ин-т. –  Шадринск, 2008. – С. 132–138.

13.                        Ибатова, А. З. Критерии и уровни сформированности готовности студентов неязыковых специальностей к профессионально-ориентированному общению / А. З. Ибатова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : сб.  науч. статей / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009.  – С. 243–250.

14.                        Ибатова, А. З. Системный  подход к исследованию проблемы формирования готовности студентов  к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке : мат-лы междунар. науч.-практ. конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогической науки» / отв. ред. Л. А. Шипилина [и др.] ; Центр гуманит. исследований. – Караганда : Центр гуманит. исслед., 2009. – С. 20–24.

15.                        Ибатова, А. З. Условия формирования когнитивного компонента готовности студентов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке : мат-лы междунар. заочной науч.-практ. конференции  «Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук» / отв. ред. Д. В. Гулякин [и др.] ; Мин-во обр. и науки , Северо-Кавказский гос. тех. ун-т. – Геогиевск : Изд-во Георг. технолог. ин-та, 2009. – С. 259–263.

16.                        Ибатова, А. З. Формирование готовности студентов университета к профессионально-ориентированному общению : мат-лы IХ Окр. конф. молодых ученых «Наука и Инновации ХХI века» / отв. ред. В. П. Самсонов [и др.] ; Департамент образования ХМАО, Сургут. гос. ун-т. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2009. – С. 170–172.

17.                        Ибатова, А. З. Museums of London : метод. указания. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2009. – 39 с.

18.                        Ибатова, А. З. Contemporary History of Russia : метод. указания. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2009. – 38 с.

19.                        Ибатова, А. З. English for Students of Political Science : метод. указания / А. З. Ибатова, Л. В. Вдовиченко,  Н. А. Сергиенко. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2009. – 26 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_integr-deyat_podkhod._statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.З. Ибатова

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», г. Сургут,

aigoul@rambler.ru

Использование интегративно-деятельностного подхода при формировании готовности студентов к профессионально-ориентированному общению.

 В настоящее время  все более ощутимым становится нахождение интегративных принципов, которые позволили бы закладывать основы фундаментальных представлений и концепций (Ипполитова 2005:  88-89).

В нашем исследовании на конкретно-научном уровне методологии анализ готовности студентов к профессионально-ориентированному общению обеспечивается интегративно-деятельностным подходом. Впервые интегративно-деятельностный подход был описан Н.В. Ипполитовой.. Интегративно-деятельностный подход рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих взаимосвязанных элементов. Характеристика деятельности и подготовка к ней с позиции этого подхода предполагает рассмотрение первой в качестве основного достижения цели второй. Основными понятиями, характеризующими данный подход, являются «интеграция» и «деятельность». Самая общая трактовка интеграции предполагает объединение в целое каких-либо частей, элементов. (Ипполитова, Колесник, Соколова 2006: 7-22)

Понятие интеграции как объединение в целое частей и элементов, формирование целостности, рассматриваются в философии (Аверинцев, 1989 и др.), педагогике ( Яковлева 1991). При этом, исследование явлений и процессов с позиции интегративного подхода предполагает опору на принцип интегративности, характеризующий рассматриваемое явление как систему, целостность, достигаемую путем интеграции составляющих ее элементов.

Интегративно-деятельностный подход опирается на профессионально-деятельностный подход, отражающий сочетание теоретической и практической подготовки специалистов, владеющих необходимыми знаниями и совокупностью приемов педагогического или профессионального воздействия, техникой (Ипполитова 2000).

Данный подход имеет отличительные особенности. Идея интегративности отражает ведущие тенденции общества в целом и университета в частности. Изменения в обществе проявляются в интеграции различных отраслей производства, повышаются требования к специалистам, и следовательно, к качеству их подготовки.

 Организация процесса формирования готовности студентов неязыковых факультетов к профессионально-ориенитированному общению на основе интегративного подхода обеспечивает взаимопроникновение различных составляющих элементов готовности посредством включения студента университета в разнообразную по видам и содержанию профессионально-учебную  деятельность, связанную с обучением профессионально-ориентированному общению на иностранном языке.

Кроме того,  интегративность в профессиональной подготовке студентов университета  в целом и к профессионально-ориентированному общению в частности предполагает опору в процессе подготовки на интеграцию основных функций педагогической науки, интеграцию междисциплинарных научных знаний и знаний фундаментального и прикладного характера; интеграцию целей, содержания, форм и методов педагогического образования; учет интегративных процессов в педагогической науке и деятельности; обеспечение целостности процесса подготовки на различных уровнях (допрофессиональном и профессиональном); интеграцию всех компонентов системы подготовки, направленную на обеспечение ее целостности.

Для нашего исследования данное понятие важно, так как интеграция рассматривается с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам и интегрировании технологий, методов, и форм обучения. В педагогической деятельности важно интегрировать, правильно сочетать разнообразные приемы учебной деятельности, так как от этого зависит успех и результат обучения.

Другое понятие, связанное с интегративно-деятельностным подходом является понятие «деятельность». Релизация деятельностного подхода в профессиональной подготовке студентов опирается на разнообразную по формам и содержанию деятельность студентов как основного средства достижения цели подготовки.

«Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненными общему замыслу» (Коджаспирова 2005). Действия лежат в основе умений и навыков, поэтому при выполнении деятельности субъект деятельности должен владеть необходимыми для этого действиями, приемами, т.е. техникой. Отсюда составной необходимой частью  освоения любого вида деятельности должно стать овладение действиями, умениями, навыками, приемами, обеспечивающими успех в данном виде деятельности, их совершенствование ведет к овладению профессиональным мастерством, что определяет необходимость специальной подготовки специалиста любой отрасли соответственно требованиям развивающегося общества (Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. 1985: 62).

Деятельность студентов в процессе подготовки к профессионально-ориентированному общению предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности (Абдуллина О.А.  1990:  89).

Все данные виды деятельности взаимосвязаны и обуславливают овладение фундаментальными знаниями основ педагогической  теории и профессиональными умениями, в процессе практических занятий происходит применение теоретических знаний в конкретных условиях, формирование практических и развитие практических умений и навыков.

Таким образом, исходя из психологической теории деятельности, включающей основные виды деятельности: общение, учение, игра, труд), в которые включается каждый человек в процессе индивидуального развития (Немов 1994: 131). Интегративно-деятельстный подход предполагает осуществления подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на всех ее уровнях с учетом взаимосвязи этих видов деятельности.

С учетом теоретических положений выделенных учеными-педагогами (Ипполитова Н.В., Колесников М.А., Соколова Е.А.) можно выделить требования и принципы интегративно-деятельностного подхода:

- обеспечение интеграции различных компонентов системы подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению на всех ее уровнях;

- обеспечение единства усвоения теоретических знаний и формирование практических умений и навыков студентами на основе включения их в разнообразную по видам и содержанию деятельность.

А также:

- принцип адекватности содержания подготовки будущих специалистов требованиям современного общества;

- принцип спиральности – построение учебных планов и программ подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению, предполагающих не только освоение знаний и формирование умений и навыков не только в определенной последовательности, но и овладение их комплексом с усложением системы знаний на различных уровнях подготовки;

- принцип вариативности отражает необходимость постоянного развития, совершенствования основ подготовки с учетом изменений в обществе, системы высшего образования, а также отражает множественность путей подготовки в зависимости от контингента студентов, уровня профессиональной подготовки.

Резюмируя вышесказанное, организация формирования готовности студентов неязыковых специальностей на основе интегративно-деятельностного подхода обеспечивает взаимопроникновение различных составляющих элементов готовности посредством включения студентов университета в разнообразную по формам по видам и содержанию учебную деятельность, связанную с обучением профессионально-ориентированному общению.

Библиографический список:

Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. – М.: Просвещение, 1990.

Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование / Г.А. Антипов А.З. Фахрутдинова. Проблемы методологии науки. - Новосибирск, 1985.

Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дисс. докт. пед. наук: 13.00.08 – Челябинск, 2000.

Ипполитова, Н.В., Колесников, М.А., Соколова Е.А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа: личностный аспект: монография / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А. Соколова. – Шадринск. Изд. ПО «Исеть», 2006.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. и пед. учеб. заведений. В 2 кн. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение,1994.

Философский энциклопедический словарь / Редакционная коллегия С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы  – М.: «Советская энциклопедия»,    1989.

Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной

деятельности. – Челябинск.: Изд-во ЧГПИ, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины ОП.01. Основы материаловедения и выполнению контрольных работ по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Подготовить специалистов знающих строительные материалы и изделия и умеющих решать практические вопросы их применения без знаний основ строительного материаловедения невозможно. Знание строительного м...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Учебно-методический материал "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ на период 05.2018-09.2019 гг.

В работе представлена Программа работы с одаренными учащимися объединений "Школьник-дорога=автомобиль" и "Безопасность дорожного движения" Интерактивного учебного центра "Авто...