ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.
статья на тему

Константинов Константин Геннадьевич

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – НВМУ) является стройная система воспитательной работы с личным составом. Которая представляет собой целенаправленную деятельность командиров (воспитателей) и начальников по формированию у воспитанников духовных качеств, отражающих специфический характер нашего военно-морского флота, ее задачи и предназначение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_organizatsii_vospitaniya_nakhimovtsev.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель 101 класса Константинов К.Г.

Формы и методы организации воспитательной работы с нахимовцами.

                                                                 

 

                                                                                            « Мы должны рассматривать человека не таким, каким хочется

                                                                                                  его видеть, а таким, какой он есть в действительности…»

            Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – НВМУ) является стройная система воспитательной работы с личным составом. Которая представляет собой целенаправленную деятельность командиров (воспитателей) и начальников по формированию у воспитанников духовных качеств, отражающих специфический характер нашего военно-морского флота, ее задачи и предназначение.

Воспитательная работа (ВР) в широком понимании - это целенаправленная и планомерная деятельность командиров (воспитателей) по формированию и развитию у воспитанников (нахимовцев) необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Оно носит систематическое и направленное воздействие командира (воспитателя) на сознание, чувства, волю и поведение воспитанников с учетом их возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО РФ.
Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней.

Воспитательный процесс - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту воспитанников  и максимальному использованию своего потенциала в жизни и учебе.
Для воспитания подрастающего поколения в процессе организации воспитательного процесса необходимо  не забывать, но и использовать многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам российского государства, общечеловеческие ценности. Учитывать исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. Под содержанием такого воспитания понимается совокупность основных видов и направлений: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического, физического и экологического.
          Государственно-патриотическое воспитание - это оказание воздействия на воспитанников в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
          Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие нахимовцев в целях подготовки их к поступлению в ВУЗы ВМФ.
          Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
         Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию воспитанников в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
         Эстетическое воспитание - воздействие на нахимовцев в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
         Физическое воспитание - воздействие на нахимовцев в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения учебных задач.
         Экологическое воспитание - воздействие на нахимовца в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
         Нравственное воспитание у воспитанников заключается в осознании ими дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых основывается правопорядок на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение клятвы-присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

В содержании воспитательной работы в подразделении важное место занимает и пропаганда боевых традиций, которые обеспечивают формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам.
Воспитательная работа в подразделении (классах) позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Успех воспитательной работы в подразделении во многом зависит от умения командира (воспитателя) выбрать методику работы с воспитанниками, правильно учесть индивидуальные черты характера, психологические особенности, социальный опыт, уровень общеобразовательной подготовки каждого, а также оказать им помощь в период обучения в училище.
         Воспитательное воздействие предусматривает использование организационных форм, различных педагогически целесообразных методов и средств.
         Под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения.
         К основным формам воспитания воспитанников подразделения (класса) отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины.
        Одно из важных -  встречи с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению дней воинской славы России и т.д.
        Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы нахимовцев (сознание, чувства и волю).

          Методы воспитания можно объединить в три группы:
 методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.);
 методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.);
 методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, само исправление и др.).
         В 1899 году в Русской армии была издана первая памятка для наставника новобранцев. Сегодня у каждого нахимовца есть « Личная книжка нахимовца», где отражены основные вопросы и наставления по формированию нравственного и военного воспитания.
         Подготовительным  этапом воспитательной работы является необходимость определить, что и как изучать в личности подчиненного, спрогнозировать перспективы его развития, выбрать наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.
        Реализуя план индивидуально-воспитательной работы с нахимовцем  командир (воспитатель) различными средствами и методами педагогического взаимодействия добивается активного участия воспитанника в самосовершенствовании.
В завершение подготовительного этапа оцениваются результаты изучения и педагогического воздействия на воспитанника.
Необходимо проделать большую работу, чтобы младшие командиры (старшины взводов-классов и командиры отделений) были вашей опорой.

         Индивидуально-воспитательная работа включает деятельность командиров (воспитателей) по:
 всестороннему изучению индивидуально-психологических, типологических и психофизиологических особенностей и личностных качеств воспитанников, его сильных и слабых сторон;
 прогнозированию, планированию и организации информационно-воспитательной работы  с воспитуемым, определению и составлению программы индивидуальной работы с ним;
 выбору и определению оптимальных методов, форм, средств и приемов индивидуального воздействия на воспитанников, эффективному взаимодействию с ними;
 постоянному анализу результатов индивидуального воздействия на воспитуемого, при необходимости - его корректировки.
       Система методов и приемов индивидуально-воспитательной работы.
       Методы изучения подчиненного состава:
 индивидуальная беседа;
 изучение анкетных документов;
  наблюдение;
 анализ результатов деятельности.
       Опросные методики:
 анкетирование;
 интервьюирование;
 тестирование.
      Методы индивидуального воздействия на личность:
 убеждение;
 пример;
 поощрение (в т.ч. одобрение, похвала, выражение положительного отношения);
 индивидуальные просьбы;
 искусственное создание проблемных ситуаций;
 индивидуальная помощь;
 индивидуальные задания и поручения (доверие);
 индивидуальные советы и разъяснения;
 обсуждения;
 принуждение.
      Методы профилактики и корректировки:
 переубеждение;
 переучивание;
 индивидуальная критика;
 напоминание, замечание;
 осуждение;
 запрещение;
 взыскание.
      Анализ практики показывает, что индивидуально-воспитательная работа более эффективна и действенна, если командиры (воспитатели) в полном объеме и качественно используют весь спектр ее методов и приемов. Таким образом, индивидуально-воспитательная работа представляет собой системное образование: имеет конкретную цель и определенные задачи; строится с учетом принципов; включает целый комплекс мероприятий, осуществляемых планомерно; имеет свои методы, формы и приемы.
      Изучая индивидуальные особенности и личностные качества нахимовца, командир (воспитатель) получает возможность выбрать такие средства воздействия на него, с помощью которых он может не только устранить недостатки подчиненного, но и своевременно предотвратить чрезвычайное происшествие или грубое нарушение воинской дисциплины. Следует подчеркнуть, что для осуществления индивидуально-воспитательной работы не стоит ограничиваться изучением биографических данных и психологических особенностей воспитанников. Наряду с этим необходимо знать личностные качества подчиненного, уровень развития ее личности.

                                                              «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь,

                                                                                     кто ты есть в действительности, на что ты способен…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

Новые формы организации воспитательной работы в группе

Выступление на Круглом  столе по теме -  Новые формы организации воспитательной работы в группе...

Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...

« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»

СодержаниеВведение.Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореогра...

Использование современных форм организации воспитательной работы

Использование современных форм организации воспитательной работы...

« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.Заключение...