Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.
методическая разработка на тему

Витальева Ольга Александровна

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в конно-спортивной школе. Рассказывается о видах здоровьесберегающих технологий, О средствах здоровьесберегающих технологий, необходимых для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий и об условиях  реализации здоровьесберегающих технологий в конно-спортивной школе с. Красный Яр. Подробно описаны  технологии  сохранения и стимулирования здоровья ребенка. Приводятся в пример игры используемые мною на занятиях с детьми 6-10 лет, на пони.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_2014.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

                                                                                                  Выполнила:

Тренер-преподаватель

Витальева Ольга  Александровна.

 2014г.

План:

  1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в спортивной школе.
  2. Виды здоровьесберегающих технологий
  3. Средства здоровьесберегающих технологий
  4. Условия реализации здоровьесберегающих технологий
  5. Заключение
  6. Литература

1.     Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в спортивной школе.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед нами остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему.

Одной из главных задач спортивной школы является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И тренер-преподаватель может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы тренера по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей школьного возраста. 

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья детей и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно использовать приобретённые навыки и знания в повседневной жизни, решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса

2.     Виды здоровьесберегающих технологий

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, применяемых мною в учебно-тренировочном процессе:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья. (организация мониторинга здоровья школьников, соблюдение режима питания детей младшего возраста, физического развития школьников, закаливания; проведение профилактических мероприятий; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
  • Физкультурно-оздоровительные и коррекционные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, в обеспечение социально-эмоционального благополучия школьника. Реализацией данных технологий занимается тренер посредством проведения эстафет, викторин, участием детей в костюмированных выступлениях и выездом на культурно-массовые мероприятиях. в текущем педагогическом процессе.
  • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения, направленные на развитие культуры здоровья педагогов спортивной школы, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.

В своей работе я предлагаю подробнее остановиться на  технологиях  сохранения и стимулирования здоровья ребенка.

Подвижные и спортивные игры.

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не  требует высоких физических и психических напряжений. Игровая ситуация предполагает свободу входа и выхода из неё. Длительность игры должна зависеть от обоюдного желания ребёнка и тренера. Важно чтобы ребёнок и педагог получали удовольствие от игры. Взрослый сначала заражает ребёнка своей эмоцией, потом поддерживает его положительную эмоцию. Причём степень выражения эмоций должна быть также выверена (для одних детей- это, например громкое восхищение, удивление, восторг, для других – мягкое, спокойное дозирование эмоций.)

Например:

 Игра «Ниточка-иголочка». Всадники сменой едут за «головным», соблюдая заданную дистанцию. Как только у кого-то из ребят увеличивается дистанция – головной делает полувольт и отрезает отставшую смену. Они выходят из игры, а игра продолжается. Это стимулирует ребят к повышению активности и внимательности.                                                                                               

Игра «Лисий хвост». Самый активный и подвижный участник становится «лисичкой». Задача остальных участников, окружить лисичку и стянуть с неё хвостик. При проведении этой игры развивается координация движений, гибкость, сообразительность. Дети используют все приобретённые навыки и умения, в непривычной и быстро меняющейся обстановке.

Игра «Собери мячи». Всадник должен довести мячик до другого конца площадки и сделать бросок в ведро. Кто из участников наберёт больше мячей за определённое время. Для достижения хорошего результата необходимо умение соизмерять быстроту и точность движений, обладать смелостью и проявлять активность.

Игра «Змейка». Способствует применению приобретённых навыков на практике.

Игра «Лабиринт», для развития внимательности, логического мышления.

Игра «Довези кувшин» для формирования правильной осанки.

Игра «Мешочки на носочки» для развития голеностопного сустава.

И многие другие игры.

Гимнастические упражнения.

На своих занятиях я применяю комплекс гимнастических упражнений на лошади.

- Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Специальные упражнения позволяют очистить  слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

-Упражнения для профилактики плоскостопия. Применение упражнений укрепляющих мышцы стопы и формирующих правильную форму. Развитие подвижности голеностопного сустава.

- Упражнения для формирования правильной осанки. Формирование мышечного корсета. Выработка стереотипа правильной осанки, путь к здоровому образу жизни.

- Гимнастика для глаз. Развитие глазомера (определение предпологаемого расстояния до предмета). Езда с закрытыми глазами в течении 10 сек. (в сопровождении).

- Пальчиковая гимнастика. Тренировка  тонких движений пальцев кисти рук. Используется для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга.

Корригирующая гимнастика. Включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: тренировочные занятия, эстафеты, в комплексы гимнастических упражнений.        Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

Психогимнастика используется для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Кинезиологическая гимнастика применяется для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей и позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка.

Стретчинг – комплекс  упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 10 мин. со среднего возраста.

Ритмопластика. Система  физических упражнений, выполняемых на счёт раз-два, три-четыре, сериями по два приёма, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений и пластики. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 10 мин. с шестилетнего возраста.

Релаксация. Система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и  торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног и пр.)

Эстафеты и соревнования.

Проведение эстафет и соревнований гармонично сочетает в себе физический, психический, эмоциональный и социальный аспекты учебно-тренировочного процесса.

3.     Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности;
  2. оздоровительные силы природы;
  3. гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Верховая езда принципиально отличается от других методов оздоровления и физического развития ребёнка, и в этом суть её оригинальности и уникальности. Сама лошадь, живая, большая, имеющая свой характер, своё мнение, свои желания, наконец может заменить медиков, психологов, воспитателей.. Может стать другом ребёнку, «вывезти» его в этот мир, способствовать перемещению в пространстве иначе, чем может сделать это ребёнок самостоятельно. Лошадь может заменить «ноги», «глаза». Лошадь добавляет жизни новые повороты, новые краски… Она становится посредником в общении между ребёнком и тренером, что особенно важно для детей с эмоциональными и коммуникативными нарушениями. Верховая езда обеспечивает ребёнку возможность тесного телесного контакта с живым существом и получение ощущений, подобных тем, которые в раннем детстве давало малышу прикосновение близкого взрослого человека. Верховая езда гармонично сочетает в себе физический, психический, эмоциональный и социальный аспекты учебно-тренировочного процесса. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

  1. Условия  реализации здоровьесберегающих технологий в конно-спортивной школе :

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

  • Оздоровительная гимнастика.
  • Игры – релаксации.
  • Разные виды массажа.
  • Привитие детям гигиенических навыков.
  • Простейшие навыки оказания первой помощи.
  • Физкультминутки во время занятий.
  • Функциональная музыка.
  • Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
  • Массовые оздоровительные мероприятия.
  • Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

  • Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
  • Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
  • Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды.

  • Приобретение лошадей и снаряжения.
  • Подбор методических пособий.
  • Изготовление вспомогательных материалов для проведения игр и эстафет.
  • Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

  • Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
  • Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
  • Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
  • Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • “Не навреди!”
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

  • Рациональное питание.
  • Оптимальная двигательная активность.
  • Соблюдение режима дня.
  • Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

  1. Заключение

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

  1. Литература
  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  5. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
  7. Репина М., Карпенкова И. «Игры в иппотерапии».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Аппликация из бумаги “Новогодняя» - занятие для детей младшего школьного возраста

Знакомство с техникой оригами, аппликации; развитие глазомера, развитие мелкой моторики рук, воспитание усидчивости, развитие творческих способностей...