Консультация для родителей «Система и приёмы автоматизации звуков».
консультация на тему

Консультация поможет родителям проследить последовательность этапов автоматизации звука, избавит от неправильных и скороспелых попыток как можно быстрее заставить ребёнка правильно произносить звуки в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Система и приёмы автоматизации звуков».

Для полноценного введения поставленного звука в речь ребёнка необходима атоматизация звука , которая представляет собой последовательную отработку звука на усложняющемся речевом материале. Звук вводится сначала в слоги, затем в слова, словосочетания, предложения, в связную речь.

Проследим этапы автоматизации на примере звука «С». Звук соединяется с гласными А  О  У  Ы,  образуя сначала прямые слоги, в которых 1й согласный, 2й гласный. Игровые приёмы:        

«Поднимись по лестнице». Ступая на каждую ступеньку нарисованной лестницы пальцем, ребёнок называет один или несколько раз слог: СА-СА - СА.                                                                                                «Скажи как я». Повторить с соблюдением ударения: СО- СО- СО, СО- СО- СО…                              «Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, произнося слоги один или несколько раз: СА, СО, СУ, СЫ.                                            «Поиграй на пианино». Руки над столом, ребёнок поочерёдно ударяет пальцами по воображаемым или нарисованным клавишам, сочетая каждый удар с произнесением слога (от большого пальца до мизинца и наоборот).                                                                                             «Запомни, повтори». Ребёнок повторяет цепочки слогов в меняющейся последовательности (СА- СО- СУ- СЫ      СУ- СА- СЫ- СО...)                                                                                                                 «Закончи слово».Взрослый раскладывает перед ребёнком предметные картинки, названия которых заканчиваются слогами СА, СО, СУ, СЫ, произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе ( ве-СЫ, колба-СА…)                                                                

После отработки в  слогах звук вводится в слова с прямыми слогами в начале слова (сани, сода), затем в конце и в середине слова ( уСЫ, поСУда…)

На следующем этапе звук отрабатывается в обратных слогах АС, ОС, УС, ЫС и затем в словах с обратными слогами (нос, лес, паста…).

Большую сложность представляет произнесение слогов со стечением согласных (СПА, ПСА, АСМ, ) и затем слов (стул, куст, маска…)

Автоматизацию слов полезно проводить на материале лексико- грамматических упражнений:

-подбор родственных слов ( сад- садик, садовод, садовый, посадить…)

 -образование относительных прилагательных (сосна- сосновый, лес- лесной…)

-образование уменьшительно- ласкательных форм (сом- сомик, санки- саночки…)

-образование множественного числа существительных в именительном падеже (аист- аисты…)

  -образование множественного числа существительных в родительном падеже (носок- много носков, сова- много сов…)

-согласование существительных с количественными числительными 1, 2,5 (одна оса, две осы, пять ос)

-образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям (танк- танкист, фокус- фокусник…)

-спряжение по лицам  (я сплю, он спит, они спят, ты спишь, мы спим…)  

Также при автоматизации в словах можно отхлопывать слова по слогам, выделять ударный слог, повторять цепочки слов с изменением их последовательности (каска, диск, киоск, космос ;  диск, космос, каска, киоск… ).

Промежуточным звеном между словом и предложением является словосочетание (Сонина сумка, солёная капуста…)

Автоматизация в предложениях может быть в виде повторения предложений (У Сони санки.),  рифмовок ( СА- СА- СА- летит оса), скороговорок (Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон), заучивания стихов с заданным звуком.

Ребёнок отвечает на вопросы по картине, по тексту, составляет предложения по картине.

Работа над предложением по тексту плавно перетекает в пересказ текста, ответная форма по содержанию картин перетекает в составление самостоятельного рассказа по картине .

Работа по повторению пословицы перетекает в составление собственного высказывания , поясняющего смысл пословицы.

Автоматизация предполагает не только устную, но и письменную речь (в зависимости от возраста). Ребёнок может читать слоги, слова, предложения, текст, контролируя своё произношение.  

                                       

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Тексты для автоматизации звука [ш]

В помощь учителю-логопеду - набор текстов  для автоматизации звука [ш]....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Консультация для родителей «Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»

Консультация для родителей  «Значение ритмики и  хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»...

Приёмы автоматизации звука [Р] со взрослыми в работе учителя-логопеда

Начинающие практикующие логопеды имеют недостаток в знаниях приёмов, методов и средств для коррекции нарушений устной речи у взрослых. Методы коррекции нарушений речи на этапе автоматизации звука отли...