Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов
статья на тему

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Становление и развитие духовно-нравственных  потенциалов

 у студентов

Автор:  Саая  Алефтина  Шилововна, преподаватель  спецдисциплин  по профессии «Повар, кондитер», мастер  производственного  обучения

Место  работы: Государственного  бюджетного  профессионального  образовательного  учреждения  Республики  Тыва  «Ак-Довуракский  горный  техникум»

    Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

    Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

     Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.

   Духовно- нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

    Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и учебным заведениям. Воспитание молодёжи в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

   В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

   Становление и развитие духовно-нравственного потенциала  студентов, на  наш  взгляд, происходит   несколькими путями:

  • Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
  • Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание  внутриличностного,  межличностного психологического комфорта.
  • Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.  

     Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно – деятельностных   ресурсов аудиторной и внеаудиторной  работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик.  Гуманитарные дисциплины, обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов.  Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе:  патриотизм, толерантность, гражданственность и другие.  Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции.  Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

  • наличие у молодого человека научного мировоззрения;
  • наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
  • стремление к самореализации;
  • успешность ведущей образовательной деятельности;
  • адекватность самооценки;
  • сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.  

   Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты  в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.  

   Следовательно, в  становление и  развитии  духовно-нравственных  потенциалов у  студентов  огромную  роль  играет  учебное  заведение.

Список  литературы:

1..Мальгин Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания. СПО. – 2008. № 11.

2.Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.

3.Снопко Н. М. Постановка эффективного патриотического воспитания студентов ССУЗов.  Новые педагогические исследования. – 2007. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

История становления и развития педагогической профессии

Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...

Условия становления и развития познавательных интересов школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов школьников ………………………………………………………………...…….….6 1.1....

Становление и развитие жилищного строительства

За последние десятилетия в целом в Российской Федерации были проведены масштабные социально- экономические преобразования, направленные на формирование основ гражданского общества, современных рыночн...

Роль В.Савина в становлении и развитии театра коми

Доклад к научно-практической конференции по коми театру и литературе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...