Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности
статья на тему

Краснова Елена Николаевна

Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ns.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Автор: Краснова Елена Николаевна

Место работы: СПБ ГБ ПОУ Колледж Петербургской моды
Должность: преподаватель

В Колледже Петербургской моды, обучение детей с особыми образовательными потребностями по профессии «Портной» проходит с 2009 года. Включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс колледжа потребовало изменения учебных планов, программ, методов и форм проведения занятий теоретического обучения, учебной и производственной практики, системы оценки знаний и содержания экзаменов.  Для формирования профессиональных компетенций обучающихся, самостоятельной и социально - мобильной личности, способной  к успешной социализации в обществе, с целью разноуровневого  дифференцированного подхода к обучению, была разработана и внедрена в учебный процесс Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы материаловедения» для студентов 1 и 2 курсов обучения.

В ходе разработки рабочей тетради я руководствовалась принципами:

  • доступности;
  • последовательности и систематичности;
  • связи теории с практикой;
  • наглядности;
  • активности обучаемых;

Учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Портной».

Рабочая тетрадь состоит из пяти блоков:  

  1. Первый блок содержит методические рекомендации для студентов,

раскрывающие принципы  организации работы в аудитории или дома с использованием рабочей тетради, требования к оформлению записей, выполнению рисунков, таблиц, схем, практических и лабораторных работ, заданий для самоконтроля, критерии оценки.

  1. Второй блок представлен в виде сводной ведомости (таблица 1)

определяющей порядок изучения тем дисциплины «Основы материаловедения» и сроки выполнения заданий.  По каждой теме преподаватель выставляет оценку, затем оценки суммируются, и выставляется общий балл.

  1. Третий блок – информационная часть рабочей тетради.

Изучение каждой темы предполагает теоретическую часть, представляющую собой трафарет конспекта, который студент выполняет с помощью преподавателя, используя учебник или интернет источники. Например: напишите определения понятий, допишите классификацию или составьте классификацию, заполните таблицу, выполните схему, дорисуйте рисунок, прикрепите образцы материалов и т. д.

Конспект позволяет сосредоточить внимание студентов на основных вопросах темы, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия.

  1. Четвертый блок – контролирующий, состоит из практической

части и заданий для самоконтроля.

  1. В ходе практической части  выполняются лабораторные

(практические) задания. Перечислены требования к выполнению работы (например: прикрепить образец ткани  степлером лицевой стороной вверх, размер образца ткани должен быть 4×4 см. и т.д.);

Предлагаются задания для студентов, работающих в быстром темпе. Например:  создать презентацию, составить или разгадать кроссворд, выполнить дополнительные исследования материалов или подобрать «пакет материалов» для изделия.

  1. Задания для самоконтроля, составлены в форме теста и

направлены на проверку качества знаний обучающихся по теме. Студентам  могут быть предложены задания трех типов:

  • с  выбором одного или нескольких вариантов правильных ответов;
  • на установление соответствий;
  • в открытой форме или на дополнение;

Бланк для ответа составляется в форме таблицы, в которую студенты

вписывают номера правильных ответов или пропущенные слова.

  1. Пятый  блок – содержит список рекомендуемой литературы и

интернет источников.

В рабочей тетради используются условные обозначения «смайлы»,  которые позволяют акцентировать внимание на отдельных видах учебно-познавательной деятельности.

Возможности использования рабочей тетради в ходе изучения дисциплины «Основы материаловедения» разнообразны: 

  • в качестве дидактического материала на уроке;
  • для восстановления пропущенного материала  (например, из-за болезни студента);
  • для проведения индивидуальной работы;
  • для возврата к ранее изученному (с целью повторения и для

обеспечения преемственности нового материала с ранее пройденным);

  • для закрепления и повторения пройденного материала;
  • как средство контроля пройденного материала;
  • для формирования умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  •  для выполнения домашнего задания;

Литература

  1. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 3-е изд.,  стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -  240с.
  2. Педагогика профессионального образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др./; под ред. В.А. Сластенина 4-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -  368с.
  3. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд.,  стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -  288 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Страховое дело" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Страховое дело»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронеж...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОП.04 "Материаловедение"

Открытое занятие по теме "Сплавы цветных металлов" проводится в форме комбинированного занятия : актуализация полученных ранние знаний, умений и навыков обучающихся, изучение нового материал...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...