70 лет ВОВ
методическая разработка на тему

Петрушина Валентина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Направления внеклассной работы в соответствии с требованиями ФГОС ……………………………………………………………………4
  2. Цели и задачи преподавания математики в современном образовательном учреждении………………………………………………………………6
  3. Основными требованиями к организации внеклассной работы…….11
  4. Формы организации внеклассной работы……………………………..13
  5. Развитие самостоятельности и активности, обучающихся на внеклассных занятиях……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………… 20

Введение

При переходе к работе по новым Федеральным  государственным образовательным стандартам  изменились требования к образовательному процессу на всех этапах обучения.

Данный процесс работы по ФГОС должен принести значительные изменения в обучении, к ведению внеурочной (внеклассной) деятельности, к организационно – содержательным требованиям к уроку и др.

В современной школе важен деятельностный  аспект в обучении, важна самостоятельная  и внеклассная работа обучающихся, умение учиться на протяжении всей жизни. При деятельностном подходе в обучении считается нормальным, когда педагог перестает говорить (передавать знания) на учебном занятии, а предлагает обучающимся самостоятельно изучить материал, найти ответы на новые вопросы, найти возможные решения имеющейся проблемы и обсуждает с ними найденные варианты развития событий, определяет правильные и оптимальные решения задачи, цели дальнейшего познания.

В условиях внеклассной работы, педагог должен давать подсказки, направлять и стимулировать обучающихся, собирать информацию  и анализировать.

При проведении и организации внеклассной работы педагог направляет, побуждает к действию, развивает интерес к предмету. Часто педагоги для побуждения интереса проводят мероприятия в игровой форме, диспутов, вечеров и др.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего"  обучающегося. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива обучающихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.

 Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

 Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность обучающегося. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать обучающихся содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.

  1. Направления внеклассной работы в соответствии с требованиями ФГОС

Человечество вступило в XXI век. Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.  От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

Каждый преподаватель должен помогать обучающемуся, постигать жизнь, раскрывая перед ним её содержание и восходя на новый уровень развития, социализации.

Необходимость совершенствования образования находит свое отражение в российских нормативно-правовых документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.).

В Концепции структуры и содержания общего среднего образования зафиксировано:

«В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса страны.

В соответствии с требованиями ФГОС внеклассная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительные.

Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

  1. Общекультурное.

Развитие эмоциональной сферы обучающегося, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенции.

  1. Духовно – нравственное.

Привитие  любви к отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

  1. Общеинтеллектуальное.

Обогащение запаса обучающихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

  1. Социальное.

Формирование таких ценностей, как познание, истина, целеустремленность; формирование социальной значимости деятельности.

Внеклассная работа способствует организации интенсива. Современные обучающиеся перегружены. При правильной  организации интенсива можно провести серию занятий в каникулярное время, изучить часть материала при проведении экскурсий, ведение проектной деятельности. При этом группы для внеурочных занятий могут создаваться из разных параллелей.

При моделировании внеурочной деятельности важна специфика образовательной организации. Внеурочная деятельность имеет значительные результаты, если образовательное учреждение находится в близости к социально – экономическим районам: предприятий, институтов, рынков и пр.

Интересно ознакомится с их культурой, обычаями, экономическими планами, стилем жизни. Готовиться к этим датам заблаговременно: юбилей «70 лет Великой Победе», собрать необходимый материал об участниках – математиках  военных действий, цифры и факты в дни ВОВ, собрать фотографии героев своего района,  организовать встречи с ветеранами ВОВ и тыла, взять рекомендации и направления с краеведческого музея, по возможности посетить музей Боевой Славы в г. Саранск.

  1. Цели и задачи преподавания математики в современном образовательном учреждении.

Задача преподавания математики в современном образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать данный предмет привлекательным для обучающихся, предоставить им возможность оценить красоту математической теории, испытать радость открытия при решении математических задач. Важная роль в успешном выполнении этих задач отводится внеклассной работе по математике, помогающей преподавателю в развитии интереса у обучающихся к изучению предмета, расширению их математического кругозора, творческой смекалки, эрудиции, воспитанию и развитию культуры математического мышления.

 Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время.

 Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи

 пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математике и ее приложениям;

расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу, представлений обучающихся о практическом значении математики в технике, экономике;

 развитие математических способностей и мышления у учащихся;

 развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Виды внеклассной работы

Массовая работа

 С целью развития интереса к предмету ежегодно проводится декада математики. Она является настоящим праздником для обучающегося. Декада обычно проводится под девизом «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным»   (Б. Паскаль). В кабинете математики на одном из стендов математического уголка вывешивается плакат: «Математика – царица всех наук, в декаде математики прими участие, друг!» и вся информация о проводимых мероприятиях, которые составляются советом кабинета под моим руководством. Ни одна группа не остается в стороне, обязательно в каждой группе проводится мероприятие, согласно плану. Кроме этого даются различные задания, в которых может проявить себя каждый обучающийся:

Составить математический ребус;

Кроссворд;

Изготовить математическую модель;

Поучаствовать в заочной викторине;

Придумать интересную сказку;

Составить сборник задач и т. д.

   «Что? Где? Когда?»

Группа

Мероприятие

Дата и время проведения

Место проведения

Ответст-

венные

Результат

МН-11

Беседа о жизни ученых-математиков

23.03.15

Кабинет математики

Петрушина В.В. преподаватель

ДН-11

«Час вопросов и ответов»

25.03.15

Кабинет математики

Циликина М.А. преподаватель

СН-11

«История в числах» к 70 – летию Великой Победе

27.03.15

Кабинет математики

Петрушина В.В. преподаватель

         

    Разнообразие творческих заданий  способствуют развитию у обучающихся мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

  Стало традицией проводить математические конференции, на которых обучающиеся выступают со своими работами. К конференции готовим выставку математических работ.

Интересным и весьма ценным видом внеклассной работы стало проведение в колледже математических олимпиад. Проведение олимпиад по математике является не только важным этапом работы, нацеленной на подготовку обучающихся к олимпиадам различных уровней, но и на подготовку. Наши обучающиеся участвуют в различных олимпиадах:

Внутри колледжные олимпиады,

Олимпиады муниципального уровня,

Межрегиональная математическая олимпиада,

Заочные математические олимпиады – Российские,

Проект «Интеллект-Экспресс».

Дистанционная олимпиада по математике проекта Videouroki.net и др.

Групповая работа

Математический кружок — основная форма внеклассной работы с обучающимися.

 Цель кружка:

Привитие интереса обучающихся к математике,

Развитие исследовательских умений,

Систематизировать и расширить знания о числе,

Познакомить обучающихся со способами быстрых вычислений.

 Программа кружковых занятий объединяется с планом всей внеклассной работы по математике. Обучающиеся:

Решают занимательные задачи,

Задачи, связанные с изучением программного материала,

Знакомятся с историческим материалом,

Решают задачи повышенной трудности,

Готовятся к олимпиадам,

Выпускают математические газеты,

Составляют кроссворды, ребусы,

Участвуют в различных математических конкурсах и соревнованиях.

 Знакомились с биографией и творчеством ученых-математиков:

Пифагор и его школа,

Решето Эратосфена,

Числа Фибоначчи и др.

 Занятия проводились в различной форме:

Презентация,

Лекция,

Викторина,

Поиск материала в интернете.

 В результате обучающиеся улучшают знания по математике, умеют самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, математически грамотно излагать свои мысли.

Индивидуальная работа

Работа с обучающимися с целью руководства:

 подготовкой докладов, рефератов; математических сочинений;

 изготовлением моделей.

Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует обучающемуся добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое).

Цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по математике имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к математике как учебному предмету; выявить одаренных обучающихся, а также воспитать у слабоуспевающих  веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

  1. Основными требованиями к организации внеклассной работы

Основными требованиями к организации внеклассной работы с обучающимися являются:

Вовлечение всех обучающихся с учетом их интересов и способностей;

Органическое единство учебной и внеклассной деятельности;

Увлекательность всех внеклассных занятий;

Повышение роли самих обучающихся.

Исходными положениями в организации внеклассной работы с обучающимися являются общие принципы воспитания и обучения.

Естественность. Важно ставить перед обучающимися задачи так, чтобы работа, которую они должны выполнить, понималась ими не как принудительная, а как естественная необходимость, стремление к самовыражению.

Востребованность. Соблюдая этот принцип, следует организовывать работу с обучающимися так, чтобы они были уверены в своей востребованности. Пусть не все пока у обучающегося получается хорошо, но он должен понимать и видеть то, что его усилия и старания нужны.

Преемственность. Этот принцип давно известен и в народной, и в научной педагогике. Что касается внеклассной деятельности, то преемственность важна и в подборе заданий, и в характере работы с обучающимися.

Наглядность также является одним из ведущих дидактических принципов воспитания и обучения, обучающихся тому или иному делу. В организационно-творческом процессе этот принцип невозможно обойти стороной.

Воспитание обучающегося в радости как принцип, пришедший к нам от народной педагогики. В народе он неукоснительно выполнялся порой в самых нелегких обстоятельствах. И не зря. Без радости, без удовольствия, без положительных эмоций процесс воспитания и тем более творческого развития будет чрезвычайно затруднен.

Комплексное развитие способностей. Процесс создания того или иного вида зрелищного досуга — это уникальные педагогические условия, находясь в которых каждый обучающийся  может развивать свои самые разные способности. Зрелищное мероприятие требует от участника и исполнителя синтетических качеств и разносторонних умений. Зачастую в процессе подготовки и проведения зрелищного мероприятия у обучающихся выявляются и такие способности, которых до этого у них не наблюдалось.

  1. Формы организации внеклассной работы

При проведении внеклассной работы можно использовать следующие формы работы:

кружки;

групповые занятия;

факультативы;

поисковая работа

эпизодические мероприятия:

неделя математики;

олимпиады;

конкурсы;

интеллектуальные марафоны;

викторины;

математические вечера.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.

Предметные недели - традиционная часть внеклассной работы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в определенной области учебной деятельности. Проводятся такие недели как заблаговременно подготовленный праздник, оказывающий массовое воздействие на обучающихся. Их популярность вызвана, прежде всего, тем, что предметная неделя включает различные виды внеклассной работы: конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, вечера, утренники, КВНы и т.д.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательна, а может быть, и необходима математика, найти новых друзей.

Большой воспитательный эффект имеют массовые формы внеклассной работы. Одна из них – математический вечер. Участники вечера получают новые математические знания, расширяют кругозор, обучающийся является активным действующим лицом или активным болельщиком.

Для массовости и разносторонности вечера, можно проводить межпредметные вечера:  «Математика вокруг нас», «Математика в моей профессии», «Математика в строительстве» и др.

Проведение вечера требует большой  подготовительной работы: поиск материала, репетиции, в ходе подготовки, обучающиеся  лучше познают друг друга, уменьшается скованность на сцене.

В индивидуальную внеурочную работу целесообразно вовлекать и тех обучающихся, у которых проявился интерес к математике, не смотря на низкую успеваемость по предмету.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.

1. Работа с обучающимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с обучающимися проявляющими интерес к математике.

Но можно выделить ещё и третий вид работы.

3. Работа с обучающимися по развитию интереса в изучении математики .

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.  Эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике обучающегося так, например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры математического мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении математики и т. п.

Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы обучающихся.

  1. Развитие самостоятельности и активности обучающихся на внеклассных занятиях.

Внеклассные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей обучающихся и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности обучающихся и воспитание навыков самообучения математике.

Одним из направлений формирования творческой активности учащихся, во внеклассной работе по математике, может стать применение возможностей информационно-коммуникационных технологий.

 «Информационно — коммуникационные технологии в образовании»— информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций. Внедрение ИКТ открывает принципиально новые возможности для развития творческой активности обучающихся. Использование ИКТ на внеклассных занятиях по математике — одно из средств формирования коммуникативных навыков обучающихся, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать творческую деятельность обучающихся, увеличить эффективность занятия.

Заключение.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с внедрением ФГОС меняется образовательный процесс, меняются обучающиеся, изменяются и педагоги. Современный педагог должен изучит новые нормативные документы, задуматься о том, что ему необходимо найти единомышленников. Современный педагог это личность, которая владеет универсальными учебными действиями, умеет проводить рефлексию собственной педагогической деятельности.

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.

Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в ОУ, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для обучающихся и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь обучающегося  романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей обучающихся  и молодежи в неформальном общении.

Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени обучающихся.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.  

 

Список использованной литературы

1.  В.А. Далингер, Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1993. — 156с.

2. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997

3. Ермолаева Н.А. Маслова Г. Г. Новое в курсе математики средней школы / М:,  Просвещение, 1978.

4. Журнал "Математика в школе ".

5. Каган М. С. Человеческая деятельность / опыт системного анализа. — М.:Политиздат,1974. 328с.

6.   Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / М., Просвещение, 1977.

7. Лазурский А. Ф. Избранные психологические труды по общей психологии. –М.: Наука, 1997. 446с

8. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика; Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогических институтов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский, -2-е издание переработано и дополнено / М.,

 Просвещение ,1980.

8. Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики / Сост. Петрова Е.С., Саратов, Изд-во "Полиграфист", 1983

9. Пичурин Л.Ф., Репьев В.В. Вопросы Общей методики преподавания математики / Москва Изд-во "Просвещение", 1979

10. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588