Методические рекомендации по обучению и проведению строевых упражнений для воспитателей детсадов, учителей физкультуры, студентов институтов и колледжей
методическая разработка на тему

распопов ярослав юрьевич

В процессе работы выяснилось, что у некоторой части студентов практикантов, учителей физкультурников, преподавателей кол­леджа нет единства в методике проведения строевым упражнений, подаче команд, в трактовке правил выполнения тех или иных строевых приемов и действий.,

Настоящее пособие имеет цель дать, определенный практический материал по различным вопросам организации, методики про­ведения строевых упражнений на практических занятиях в детсадах, школах, педколледжах, институтам, в основу методических рекомен­даций легли отдельные положения строевого устава вооруженных сил России, учебников, пособий по гимнастике, а также накопленный личный опыт.

Введение единообразия в методику проведения строевых упраж­нений на всех, без исключения, практических занятиях (уроки гим­настики, л/атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, смешан­ных типов уроков в школах), усиление требовательности учительского преподавательского состава в правильном и четком выполнении строевых приемов и действий будут способствовать, дальнейшему повышению качества и эффективности учебного  процесса во всех звеньях   систем   физического    воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metdichka_po_gimnastike.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  российской  федерации

ГОБ ПОУ «Усманский педагогический   колледж»

Методические рекомендации

по обучению и проведению строевых упражнений для воспитателей детсадов, учителей физкультуры, студентов институтов и колледжей.

2014г.

Составитель: Распопов Я.Ю., Бевз В.С.– преподаватели Усманского профессионального колледжа.

Методические рекомендации  по изучению дисциплины гимнастика

Оглавление

       Введение ……………………………………………………………………….5                                                          

  1.  Значение строевых упражнений …………………………………………..6    
  2. Строй и его характеристика ………………………………………………..6                          
  3.    Методические указания и приемы варьирования при проведение строевых упражнений ……………………………………………………………..8                                                  
  4.   Методика обучения строевым упражнениям…………………………….10

4.1.   Строевые приемы ……………………………………………………….10                                                            

4.2.   Построения и перестроения …………………………………………..13                          

5.   Передвижения……………………………………………………………..21                                                        

6.   Размыкания  и  смыкания…………………………………………………25                              

  Заключение…………………………………………………………………...27      

Список литературы……………………………………………………………28                                      

Введение.

В процессе работы выяснилось, что у некоторой части студентов практикантов, учителей физкультурников, преподавателей колледжа нет единства в методике проведения строевым упражнений, подаче команд, в трактовке правил выполнения тех или иных строевых приемов и действий.,

Настоящее пособие имеет цель дать, определенный практический материал по различным вопросам организации, методики проведения строевых упражнений на практических занятиях в детсадах, школах, педколледжах, институтам, в основу методических рекомендаций легли отдельные положения строевого устава вооруженных сил России, учебников, пособий по гимнастике, а также накопленный личный опыт.

Введение единообразия в методику проведения строевых упражнений на всех, без исключения, практических занятиях (уроки гимнастики, л/атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, смешанных типов уроков в школах), усиление требовательности учительского преподавательского состава в правильном и четком выполнении строевых приемов и действий будут способствовать, дальнейшему повышению качества и эффективности учебного  процесса во всех звеньях   систем   физического    воспитания.

1. Значение  строевых упражнении

Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю.

С помощью строевых упражнений решаются образовательные, воспитательные, и, оздоровительные задачи. Воспитание коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности, формирования правильной осанки, развития, глазомера, повышение эмоционального состояния занимающихся, готовности выполнить  распоряжение учителя,   преподавателя или  старшего  товарища — все его можно успешно решать с помощью строевых упражнений. Используя красоту современных линий и форм построений, согласованных, точных строевых действий занимающихся, можно воспитывать, эстетические чувства, формировать эстетические, понятия и вкусы.

Для проведения строевых упражнений не требуется никакого оборудования и инвентаря, их можно проводить в любых условиях, в любое время года, в любом помещении. Однако, следует учесть, что успешное решение столь широкого круга задач возможно лишь при использовании всех вариантов основных форм и многообразия  приемов построений и перестроений, применении соответствующей методики обучения. Только из урока в урок, из занятия в занятие без снижения эмоциональных восприятий, повторяя ранее изученные упражнения и изучая новые, можно основательно решить все эти задачи.  

2. Строй и его характеристика

Для удобства проведения строевых упражнений в спортивном зале устанавливаются условные, точки, центр, середина и углы,. Вход в зал; показывает нижнюю половину зала, при других положениях входных дверей ориентируются по длинной стороне зала, где строится группа, класс спиной к окнам.

Правая граница зала — длинная сторона,  расположенная обычно у окон где строится группа в шеренгу.

Левая  граница—  сторона зала, противоположная правой -границе

Верхняя граница -  сторона зала, где находится правый фланг.

Нижняя граница- противоположная верхней границе

Центр зала  - точка, находящаяся посередине зала..

Середина  (правая,  левая, верхняя,  нижняя)   —  точка  находящаяся на половине  (середине)  одной из границ зала.          

Верхний правый угол - угол правой и верхней границ зала. Соответственно определяются остальные утлы

Строевые   упражнения   -   совместные действия занимающихся  в   том или  ином  строю                            

 Строй- установленное   размещение  занимающихся, для  совместных действий.                                                          

    Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом

Тыл- сторона строя в  которую  занимающиеся  обращены спиной.

Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один  возле другого  на одной линии.

Фланг — правая или левая оконечность строя. При поворотах  строя, названия  флангов  не меняются.

Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Ширина  строя   —  расстояние между флангами.

Колонна — строй, в мотором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть, по одному, по два, по три и т.д.

Направляющий — занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым. За направляющим движется остальные занимающиеся.

Замыкающий — занимающийся, двигающийся в колонне последним.

Дистанция расстояние между занимающимся в глубину (в колонне).

Глубина строя — расстояние от первой шеренги до последней или от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя.

3. Методические указания и приемы варьирования

при  проведении  строевых  упражнений.

Управление строем осуществляется командами и распоряжениями преподавателя, которые подаются голосом, сигналами {свисток, барабан, хлюпки), условными знаками и личным примером.  Команды разделяются на предварительные и исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли приготовиться к выполнению. Пауза между предварительной и исполнительной командами должна быть соразмерна величине строя и характеру выполнения последующих действий. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда, чем длиннее предварительная команда, тем больше пауза, чем меньше возраст или упражнение новое, тем предварительная команда звучит протяжнее. Например: Напра- во! или «В колонну по три налево — Марш!»

Исполнительная команда подается громко, отрывисто, энергично. Она является сигналом к выполнению. Каждой команде соответствует определенное действие занимающихся. Команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь, варьировать, силу и тон голоса. Громкость подачи команды надо соразмерять, с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость. Подавая команды, преподаватель  должен находиться в положении основной стойки, а не держать руки на поясе, за спиной или стоять, расслабив ногу.                                                    

Есть команды только исполнительные: «Равняйсь!», «Смирно!», «Становись,!» при необходимости, перед их подачей, преподаватель может добавить слова: Отделение, Класс, Группа, Шеренга, Внимание и т.д. чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Класс — Становись!», «Группа — Стой!»

Команды, в которых есть, указание о направлении их движения, различаются следующим образам: «Налево» — движение в указанную сторону с одновременным поворотом в самом движении, «Влево»  — движение в указанную сторону без поворота, т., е. боком.

В некоторый случаях целесообразно заменять, команды распоряжениями. Их отличие заключается в том, что если команда определяет собой одновременно действие из определенного исходного положения определенным способом, то распоряжение допускает выполнение действий,  не уложенных, в  счет.

Распоряжение  следует  подавать   в  повелительном   наклонении, а не в прошедшем  времени, как иногда делают некоторые студенты-практиканты и учителя физкультуры, что противоречит  смыслу определяемого и не согласуется с грамматикой русского языка.   Например :   встаньте,  сядьте,   возьмитесь,     повернитесь,   но   не встали,    сели,  взялись,    повернулись.  

При обучении строевым упражнениям, пользуются методом, объяснения, показа, выполнения, упражнений по разделениям. При обучении по разделениям, занимающийся осознает и, запоминает свои действия,   а преподаватель  может своевременно   исправить,  ошибки занимающегося. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроения из одной шеренги в две, три и обратно, строевой шаг и другие. Для более успешного овладения строевыми упражнениями с первых же занятий надо чаще, разнообразить, приемы в построениях и перестроениях, постепенно переходить от конкретных ориентиров  определяющих направление передвижения и место построения, (линии, флажки, кубики), к более отвлеченным заданиям с использованием условных понятий, сторон и точек зала. Раздельное выполнение разных заданий по подгруппам, отделениям,  командам в виде соревнований поможет закрепить тот или иной строевой прием. Используя разнообразные способы передвижения, ограничивая двигательные действия  во времени, преподаватель, повысит эмоциональность и эффективность занятий, неожиданная смена мест и направлений повысит интерес и внимания занимающихся на уроке.

4. Методика  обучения  строевым упражнениям

Условно строевые упражнения делятся на следующие четыре группы:

1.   Строевые приемы.

2.   Построения и перестроения,

3. Передвижения.

4. Размыкания и смыкания

4.1. Строевые приемы

а) Стойки, команды: становись, равняйсь, смирно,  вольно,  разойдись

Строевая  стойка:  стоять  прямо,  без  напряжения,  пятки  вместе, носки врозь на ширину ступни, ноги прямые, грудь приподнята, живот подобран, плечи развернуты, руки опущены вниз и находятся посередине бедра, кисти обращены внутрь, пальцы согнуты, голову держать высоко, смотреть, прямо перед собой, не шевелиться.

Основная  стойка   (сокращенно   о.с.) соответствует   строевой стойке, но положение рук в ней может быть различным.

Команда: «Становись!» — занимающийся  становится в строй, принимая строевую    стойку.

Команда: «Равняйсь!» — по этой команде все, кроме направляющего, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы, каждый видел грудь четвертого человека,  считай себя первым.

Команда: «Налево — равняйсь!» — при необходимости выравнивания группы, шеренги после поворота кругом, т. е., когда  направляющий оказался на левом фланге.

Команда: «На середину — равняйсь!» — подается в случае, когда преподаватель стоит посередине строя при сдаче рапорта.                                                                      

Команда: «Смирно!» подается после команды «Равняйсь!». По этой команде занимающиеся быстро принимают строевую, стойку.

Команда «Вольно!» — занимающиеся не сходи с места, ослабляют одну ногу в колене, не ослаблять, внимания, не разговаривать,    руки    свободно    внизу.                  

Команда «Правой (левой) — вольно!» — применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся оставляют ногу на шаг в сторону, распределяя вес тела равномерно на обе ноги руки свободно сложить скрестно на пояснице, не ослаблять внимания, слушать    объяснения - или    отдыхать.

Команда: «Разойдись!» — занимающиеся быстро. Расходятся по площадке и свободны в своих действиях. Во всех командах учитель, показывает, становясь, в строй.

б)  Расчет строя.

Расчеты проводятся постепенно, с учетам подготовленности занимающихся. Самым простым и доступным  является расчет на  «Первый  второй   в  шеренге».

Команда:  «На  первый второй  —  рассчитайсь!».

Расчет начинается с правого фланга. Занимающийся громко называет свой номер (первый, второй, но не первая, вторая) резко поворачивает голову, к стоящему слева от него и быстро принимает исходное положение. Затем идет расчет по 3, 4, 5 и т, д. в шеренге.

Команда: «По 3, 4, 5 и т. д - Рассчитайсь!» (но не на  1. 2, 3, рассчитайсь или на  3,4,5 рассчитайсь).

Далее   идет  расчет   по   порядку.

Команда: «по порядку — рассчитайсь!» (но не по порядку номеров — рассчитайсь).

Расчет на 6, 3, на месте в шеренге.

Команда: «На шесть, три, на месте — рассчитайсь!». По этой команде занимающийся, стоящий первым: говорит; шесть, стоящий вторым — три; стоящий третьим — на месте и т. д., поворачивая голову влево в такой же последовательности учат расчетам в колонне. Занимающийся быстро поворачивает голову влево и называет свой номер.

Более сложные расчеты проводятся при  ходьбе на месте или при движении в обход. Расчет выполняется с постановкой левой ноги    и   поворотом   головы,   влево.

Во время объяснения команд, учитель может показывать, становясь в строй.

в)   Повороты на месте и в движении.

Обучение поворотам, на месте целесообразно проводить: при построении класса, группы в одну шеренгу.  Учитель находится перед учащимися посередине. Главной задачей на начальном этапе обучения является усвоение детьми правой и левой стороны, в которую они будут поворачиваться. Поднять правую руку и повернуться в эту сторону.   Поднять левую руку и повернуться в эту сторону.

В дальнейшем учат поворотам: переступанием с командой. По команде учителя «Напра-во!» дети поднимают правую ногу и переступают на нее с поворотом направо на счет «раз», на счет «два» приставляют левую  ногу.  Также выполняется поворот налево,

Позднее учат поворотам направо, налево и кругом по разделениям. Прежде всего необходимо продемонстрировать поворот направо, обратив внимание детей на то, что поворот выполняется на пятке правой ноги и носке левой. По команде «Направо—paз»— поворот на пятке правой и на носке левой наги, по счету «двa» левая приставляется к правой. При выполнении детьми команды «раз» учитель следит за правильностью выполнения, поправляет .детей и только тогда подает счет «два». Поворот налево изучается, после того, как дети усвоят поворот направо. После усвоения этих поворотов дети знакомятся с поворотом кругом по разделениям, а потом поворот кругом  в целом.

Команды   при   поворотах   на   месте: «Напра-во!»   «Нале-во!»,    «Кру-гом!».    Более    сложные повороты   выполняются,  в  движении.   Вначале   изучаются   повороты в движении направо и налево.   После предварительного показа, занимающиеся   пробуют   выполнить,   по   разделениям.

Для поворота направо подается команда: «Напра-во!» исполнительная команда подается над правую ногу, после него занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении..

Команда для поворота налево: «Нале-вo!» исполнительная команда подается под левую ногу, делая шаг правой вперед, поворачивается на правом носке и с левой ноги начинает движение в новом направлении. При совершенствовании поворотов в движении лучше группу строить в колонну по 4 или в колонну по б.

Для  поворотов  кругом  в  движении  подается  команда:   «кругом — марш!» исполнительная, команда подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде делается шаг левой вперед, (на счет «раз»), полшага  правой вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (счет «два») быстро поднять левую ногу и на счет «три» начать движение в другом направлении с левой ноги. Поворот кругом в движении разучивается в шеренге после предварительного показа по  разделениям.  При  совершенствовании,   если позволяет площадь, занимающиеся остаются  в  шеренге, а в  дальнейшем  выполняют в колонне.

4.2. Построения и перестроения

Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или иного строя.

Перестроения —переходы из одного строя в другой.      

а) Перестроение из одной шеренги, в несколько шеренг.

Шеренга — наиболее удобная форма построения занимающихся учитель постепенно обучает детей занимать свои места, находиться на определенном расстоянии друг от друга и соблюдать равнение. Эти элементы построения усваиваются детыми не сразу. Поэтому для ускорения процесса обучения используются разноцветные флажки, кубики, квадраты треугольники, начертанные на полу, линии, коридоры. До занятий расставляются флажки так, чтобы расстановка соответствовала построению в шеренгу.

Во избежание длительного стояния и ослабление внимания детей нужно посадить, на гимнастические скамейки, учитель, ставит детей по росту лицом к флажкам, кубикам и т.д. и предлагает им, запомнить цвет своего флажка и соседа справа и слева. Далее учитель объясняет, что сейчас он падает команду «Разойдись!», по которой все дети должны, разбежаться по площадке и играть, но после того, как он, скажет «Становись!», все дети должны занять прежнее положение. Так повторяется несколько раз на протяжении нескольких занятий. Затем: учитель приучает детей к правильной команде: «В одну шеренгу — «Становись!», но не «Стройсь!».  Слева от учителя дети начинают выстраиваться по росту как стояли ранее на одной линии. По усвоению: этого построения, учитель начинает обучение построению, в колонну по одному на обозначенной линии. По команде: «В колонну по одному — становись!» (но не в одну колонну!).  Дети становятся за учителем на  линию  и  равняются  в  затылок.

В начальном, периоде обучения построение проводится на одном  и том же месте. После того как у детей вырабатывается некоторый навык в построении, учитель переходит к построению, их в шеренгу и колонну в разных  местах зала и без вспомогательных предметов и линий, а затем продолжая разнообразить и усложнять построения, переходит к построению в обусловленное время.    

 

 Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Первый  способ  а) рассчитать   на  «первый,   второй»

б) подать команду: «Первые номера, два шага вперед- шагом марш!»

Дети будут  стоять    в  шахматном  порядке,   если  надо,   чтобы вторые номера в  затылок первым, то подается еще одна команда: вторые номера, шаг вправо шагом марш!»  это перестроение можно  выполнять по распоряжению.

Второй способ: «На первый-второй— Рассчитайсь!»,  «В две шеренги- стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой назад на счет «раз» правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому,  приставляют  левую ногу   (счет   три»).

Обратное перестроение выполняется! По команде «в одну шеренгу — стройся!». Действия выполняются в обратной последовательности.

Как только вторые номера усвоили это перестроение, предлагается тоже первым номерам. Они выполняют также, начиная с левой ноги. Это нужно для того, чтобы обучение шло одинаково для всех занимающихся, а не только для вторых номеров. И еще, возможны пропуски занятий учащимися и, придя на последующий урок, учащийся, бывший первым номером, оказался в строю вторым и он не   сможет   выполнить   данное   перестроение.

Перестроение из одной шеренги в три и обратно.

Команды:   «По три- рассчитайсь!»   «В  три шеренги—  стройся!» ,  по этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад (счет «раз»), не приставляя левую, шаг влево (счет «два») и, приставляя правую, становится в затылок вторым  номерам   (счет   «три»).   Третьи  номера  делают  шаг  левой вперед (счет «раз»), шаг правой вправо (счет «два») и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет «три»).

Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу— стройся!». Перестроение  выполняется в   обратной последовательности.

Перестроение из шеренги уступом расчетом на 6,   3,   на месте

Команды: а)  «На 6,  3.  на  месте  — рассчитайсь!»

б)  «По расчету шагом —  марш!».

Занимающиеся выходят на положенное ими, по расчету количество шагов и приставляют  ногу,- преподаватель ведет  счет  до момента приставления ноги первой шеренгой. Так,  при  расчете  «6,  4,   на месте» — до 7,  8, 4, на месте: до -9,  «9, 6, 3, на месте» —до  10.

Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом  — марш!» все выходившие поворачиваются кругом, вдут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведет подсчет «Раз-два» до тех пор, пока последние вошедшие в строй, не   сделают   поворот   кругом.

Перестроение из шеренги уступом после расчета по 3 (4, 5 и т. Д.) И обратно.

Команды: а) «По 3 (4, б; и т., д.)  —  рассчитайсь!»

б) «Первые   — на  месте,  вторые   —  два шага,    третьи —  4   шага. По заданию шагом — марш!»

Если задание было на 4 шага,  счет ведется до 5.

Обратное перестроение: «На свои места шагом —марш!» подсчет ведется на «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.,

Перестроение из колонны по 1 в несколько колонн.

Перестроение из колонны по 1 в колонну по два:

Команды: а)   «На   первый-второй   —  рассчитайсь!»

б)   «В колонну по два —  стройся!»

По этой команде вторые номера делают шаг влево (счет «Раз»), не приставляя правой делают шаг вперед  (счет «Два») и, приставляя левую (счет «Три») становятся рядом с первыми номерами слева.

Обратное перестроение. Команда: «В колонну по одному — стройся!» По этой команде все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение из колонны по одному в колонну по   три  уступом   расчетом   по   три.

Команды:  а)   «По    три  — рассчитайсь!»

б) «Первые номера  — два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи — два (три, четыре и т. д.) шага влево,  шагом — марш!». Счет   ведется  так:   на «Раз»  —шаг  левой, «Два» —приставить  правую   «Три»   —шаг  левой,  четыре —  приставить правую и т. д.

Для   обратного   перестроения   подается   команда:    «На   свои  места  шагом — марш!».

Перестроение  выполняется  также приставными шагами. Это перестроение можно  выполнить в одну сторону.

Команды:  а) «По  три   —   рассчитайсь!

б) «Первые номера — на месте, вторые — два шага,   третьи— четыре  шага,   влево   шагом— марш!»Счет   ведется  до   8.    

Для   обратного     перестроения   подается команда:  «На свои места шагом — марш!».

Перестроение из колонны по одному в колонну по три уступом расчетом  на 6,  3,  на месте.

Команды:  а)   «На  6,   3,   на  месте   —   рассчитайсь!»

  б) «По расчету влево (вправо) шагом— марш!»

перестроение  выполняется  приставными шагами: на «Раз» — шаг левой,   «Два»   —   приставить правую  и   т.д.  

Обратное   перестроение:   «На   свои  места   шагом — марш!»

Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении.

Команды:  а)   «На первый-второй — рассчитайсь!»

б)  «В колонну  по два   —  марш!» 

По исполнительной команде первые номера  идут  в пол шага, вторые   —   выводят  влево занимают  свое место  рядом с  первыми слева.

Для обратного перестроения подается команда:   «В колонну по одному  —марш!»

Первые  номера  продолжают движение  полным шагом,   а   вторые — в полшага и в такт шага заходят в затылок, первым и .продолжают движение родным шагом.

Перестроение из колонны по одному в колонну по  два  (три,   четыре  и  т. д.)   поворотом   в  движении.

Учитель  объясняет  и  одна  из пар  (троек,  четверок)  демонстрирует это перестроение.

Чтобы  детям легче  ориентироваться  в  зале, учитель,  вместе поворота   ставит   флажок   и   чертит   на  полу линии со   стрелками, по  которым дети будут идти после поворота.   Когда класс овладел, этим  перестроением,   ориентиры   убираются,   а  место перестроения меняется.

Команды:  а) «В колонну по два  (три, четыре и  т.д.)   налево—марш!»

б)   «Направляющие    на    месте.   Класс, стой!» - класс  стоит   в  сомкнутом  строю.  Для, обратного перестроения подается команда:  «Напра-во!  В колонну по одному налево (направо) в обход шагом-марш

Если класс обозначает шаг на месте, то в команде слово «шагом» опускается.

Перестроение из колонны по одному в колонну по   два,   четыре,   восемь   дроблением   и   сведением.

Перестроение    выполняется  в   движении.

Команды:  а)   «Через  центр  —  марш!» (как правило, подается на одной из середины, зала)

б)   «В   колонну  по   одному,   направо   и налево   в   обход—марш!»

Подается на противоположной середине.   По этой команде первые номера идут направо, вторые  —  налево в обход.

в)   «В колонну по два через середину— марш!» команда  подается при   встрече  колонн   в   той  середине   зала, где начиналось перестроение,

г)  «В колонну по два- направо и налево    в   обход —  марш!»

д) «В колонну по четыре через серединумарш!»

обратное перестроение называется разведением и слиянием,.

 Команды а)   «В колонну по два  направо  и налево в  обход — марш!», по   этой команде  колонна  по  четыре  делится  на  колонну  по два, правая колонна  идет  направо  в обход, левая  —  налево  (разведение).

При   встрече   колонн   на   противоположной   середине   подается команда:

б)   «В колонну по два через середину— марш! (слияние).

в)  «В  колонну  по  одному направо  и налево  в обход — марш!»

г)  «В колонну по одному через, центр— марш!»

д) «Налево (направо) в обход — марш!»

Перестроение   из   шеренги   в   колонну   захождением отделений плечом.

Команды: а)  «По 2,  3,  4 и т. д.   —   рассчитайсь!»

б)   «Отделениями в колонну по 2, 3, 4 и т.д. левые плечи вперед шагом- марш!» по этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя, равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны.

в)   «группа   (класс) — «стой!» обратное   перестроение  

Команды: а)   «кру-гом!»

б)  «отделениями правые плечи вперед шагом марш!»

в)   «группа (класс) —  стой!»

г)   «кругом!»

Перестроение   из   шеренги   в   круг.

I.  способ: а) всем- детям: предлагается  взяться за  руки;

б) учитель   берет   pyку правофлангового   и, двигаясь по кругу соединяет руки направляющего и замыкающего.

II  способ: а) взяться за руки;

б) учитель, становится посередине шеренги в 5—10 м и, поднимая и опуская руки в стороны—вниз, предлагает право- и левофланговым переходить к нему,  образуя круг.          

   После усвоения этих  способов, переходят к построению круга по команда: «В круг — становись!»

Перестроение из одной  шеренги в два смежных круга.

Команды: а)  «по порядку — рассчитайсь!». Учитель находит два   номера,   стоящих   посередине  шеренги — 15 и 16;

б)  В  каждой половине   взяться  за   руки образовать   круг   1—15,   16—30.

 Для   обратного   перестроение   рекомендуется   подать   команду; «разойдись!», «в  одну шеренгу— становись»!

Перестроение из одной шеренги в три смежных круга.

Команды:  а)  «По  порядку— рассчитайсь!» Учитель узнает количество стоящих в шеренге и делит на три равные   части   1-10, 11-20,  21—30.

б)  В  каждой  части   взяться  за   руки,   образовать круг!

Для обратного перестроения рекомендуется подать команду: «разойдись!»   «в одну шеренгу  — становись!»

Для повышения внимания и быстроты построении в одну шеренгу занимающимся предлагается построиться за 5, 10 счетов или секунд.

Перестроение из одного круга в два концентрических.

Команды: а) «На первый-второй — рассчитайсь!»

б) первые номера два шага вперед шагом—марш!

Если необходимо, чтобы занимающиеся стояли в затылок подается команда: «Вторые номера приставной шаг вправо шагом—марш!» или распоряжение: «Вторые номера встаньте в  затылок   первым номерaм!»

Для обратного перестроения рекомендуется подать команду: «Разойдись!», «В одну шеренгу  — становись!»

Перестроение из одного круга в три концентрических

I   способ:  Команды:  а)  «По три   —   рассчитайсь!»

б) Вторые номера — на месте, первые шаг назад — влево; третьи — шаг вперед  вправо.   Шагом—марш!

II  способ: Команды: а)  «По семь — рассчитайсь!»

6) В три  круга  —   стройсь! Четвертые делают шесть шагов, а вторые и шестые — по три шага к центру, седьмые — полшага вправо.

Для  обратного   перестроения  рекомендуется   подать  команду: «Разойдись!»   «В одну  шеренгу  — становись!»

5. Передвижения

а) строевой,   обычный,   гимнастический   шаг,   бег.

Строевой шаг: команда «строевым шагом — марш!» Если   группа   передвигается, то в  команде   слово   «шагом» опускается, по  этой команде ногу надо выносить на высоту 15— 20   см   от   пола,   подошву держать горизонтально,   ставить   на   всю, ступню,  твердо.  При движении рук вперед сгибать  в локте так, чтобы кисти поднимались, на ширинy ладони выше пояса. Движение  назад выполняется прямыми руками до отказа в плечевом суставе. Пальцы слегка сжаты в кулаки. Смотреть, прямо, туловище прямое, не  раскачиваться из стороны в сторону.

 Обычный походный шаг:

Команда: «Шагом — марш!» — при движении ногу выносить свободно, ставить на землю, как при обычной ходьбе, руки работают   свободно   около   тела.

Команда: «Обычным — марш!» — подается при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении если группу, надо остановить в сомкнутом  строю,   подается команда; «Направляющий на месте!». Направляющий обозначает  шаг  на месте,  все  остальные подтягиваются.

Команда:  «На месте шагом — марш!»  занимающиеся обозначают шаг на месте,  бедро поднимать высоко,  носки при этом оттянуть, руки работают широко,  смотреть прямо,  соблюдая равнение в затылок.

Чтобы   остановить,   группу   подается   команда:    «Группа   — стой!»                        

Исполнительная команда подается под левую нону. Разновидностью: обычного шага может быть гимнастический шаг. Нога выносится прямая и ставится с носка, развернутого наружу. Руки работают широко и свободно, смотреть прямо, спина прямая, не раскачиваться.

Движение бегом:

Команда:  «Бегом — марш!»   Исполнительная команда подается под левую ногу. Во время бега руки полусогнуты в локтях, работают вдоль туловища.

Для перехода с бега  на шаг  команда  «Шагом – марш!»  Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги. После сделать два шага бегом, и с левой начать движение.

Переход    с   ходьбы   на   месте    к   передвижению

Команда: а)   «На месте   шагом — марш!»

 б)  «Прямо!»

Исполнительная команда подается под левую ногу, выполняется шаг правой на месте и с левой ноги начинается, движение вперед. После  объяснения и показа занимающиеся выполняют движение  в шеренге   по мере усвоения этот вид ходьбы  выполняют в колонне.

б)    Фигурная ходьба.

Движение в обход.

Команда: «Налево» (направо) в обход шагом— марш!»

В   этой  и   во   всех  последующих командах  при  передвижении  группы   слово    «Шагом» опускается.

Движение  по диагонали:

Команда: «По диагонали — марш!»

Исполнительная команда подается, когда направляющий подходит к углу зала. В начале обучения учитель становится направляющим  и идет   рядом  с   направляющим  и показывает  направление передвижения.   Для   выхода   подается   команда:    «Налево»   (направо) в обход  — марш!»

Движение противоходом- это движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Интервал между встречными колоннами  — один шаг.

Команда:  а) «Противоходом     направо (налево)  — марш!»

б)  Налево  (направо)  в обход — марш! Или «змейкой — марш!»

Движение змейкой -   несколько  противоходов  подряд: величина   «змейки»   определяется  по первому противоходу.

Команды а)   «Противоходом    направо  (налево)  — марш!».

б) «Змейкой — марш!»

в) «Налево  (направо) в обход  —  марш!»

Движение по кругу:    

 Команда: а) «По кругу—   марш!»

б)  «Налево   (направо)   в   обход- марш!»

Исполнительная команда  подается на  одной  из   середин зала после  чего указывается дистанция,   определяющая размер круга.

Движение «зигзагом»- движение под углом, размер которого указывается командой преподавателя (на точки зала или другие ориентиры).  

  Команда: а) «Зигзагом — марш!»

б)  «Налево  (направо) в обход  —  марш!»

Движение по спирали.

  Команда:  а) «По кругу — марш!»    

б) «Открытой  спиралью  —   марш!»

По завершении круга подается вторая команда и направляющий идет по спирали,  закручивая ее. Интервал, между витками должен быть  с учетом движения колонны  в обратном, направлении.

в)«Налево(направо)противоходом—марш!»                                                               Направляющий разворачивает спираль, противоходом, до следующей команды.                                                                                                                  г) «Налево   (направо)   в   обход   —   марш!»

Закрытая спираль.

Команда: а) «По кругу — марш!»

б)   «Закрытой  спиралью   —  марш!»

в)  «Группа,  кругом  —марш!»

г)   «Налево (направо)   в   обход  —марш!»

Движение петлей

Петля может быть открытой и закрытой, а по размеру большой (во весь, зал)   средней, (половина зала), малой (четверть зала).

Команда: а) «Открытой петлей — марш!»

Если размер петли меньше зала то в команде указывается размер петли. Например:  «Закрытой малой петлей  — марш!»

в)   «Налево (направо) в обход —  марш!»  

В команде можно указывать направление передвижения петлей (налево, направо, по диагонали).

Скрещение   в    центре   зала:

Команды:  а) «Через центр  в колонну  по одному  — марш!»

б)   «Налево и направо в обход в колонну по  одному — марш!»                                        

в)   «Скрещением в центре —  марш!»

г)   «В обход наружу  «во внутрь» — марш!»

д)   «Через центр в колонну по 1 — марш!»

е)   «Налево (направо) в обход —  марш!»

      Скрещение   в   верхней   середине:

Команды:  а) «Через середину  в колонну  по  два   — марш!»

б) «Налево и направо   в   обход  скрещением- марш!»                                                

в)   «Через   центр   в  колонну   по   1 — марш!»

г)   «Налево   (направо)   в   обход   —   марш!»

 Проходы:

Команды:   а)   «Проходом   справа   (слева)   —   марш!»

б)   «Проходом    справа    (слева)    в    колоннах — марш!»

в)   «Проходом внутри  (снаружи)  —  марш

6.  Размыкания  и смыкания

Размыкания способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания   —  приемы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами  —  обычно производится из колонны по два, три, четыре и т. д.

Команда: «От середины вправо и влево (только вправо или только влево) на два (три, четыре и т. д.) шага, приставными шагами Разом-кнись!» После подачи команды преподаватель начинает подсчет на «раз», «два» до тех пор, пока размыкание не закончится. Если размыкание ведут несколько колонн, то размыкания начинают крайние колонны, затем черев два счета вступают остальные и т. д. Для смыкания; подается команда: «К середине (только вправо или только влево) приставными шагами «Сом-кнись!» смыкание начинают все колонны одновременно. Счет ведется на  «раз», «два» до окончания смыкания.

Размыкание  из  колонны  по три  с  поворотами.

Команды: «Направо и налево (только направо или налево)    «На   три   шага    разом - кнись!»

Наружные колонны поворачиваются наружу и выполняют указанное число шагов и поворачиваются лицом к фронту.

Дли смыкания подается команда: «Направо и налево (только направо или налево) Сом - кнись!» Все действия выполняются в обратном порядке  (счет ведется на  «раз»,   «два»).

Построение в колонну по три в движении и раз-мыкания в движении.

Команды: а)  «Налево  в колонну   по  три —   марш!» Дистанция и интервал два (три, четыре и т. д.) шага

 б)  «Направляющие   на   месте!   Группа стой!»

Обратное построение: а)   «Направо!»

б)   «В  колонну    по   1   налево    в обход шагом— марш!»

При  обозначении ходьбы на  месте  слово   «Шагом»  опускается.

Перестроение в колонну по четыре в движении и размыкания с места.

Команды: а) «Налево в колонну по четыре—марш!»

6) «Направляющие на месте! Группа — стой!»

Группа   стоит   в   сомкнутом   строю.

а)  «Влево и вправо на вытянутые руки приставными шагами (прыжками с поворотом) разомкнись!»

б) «Напра-во! Вправо (влево) от направляющих приставными шагами (прыжками, с поворотом) на вытянутые   руки   Разом-кнись!»

Обратное перестроение:

в) «В колонну по одному налево (направо) в обход шагом — марш!»

Размыкания дугами: — обычно выполняется из колонны по четыре: интервал — сомкнутый,  дистанция указывается преподавателем (три, четыре и т. д.) шага.

Команда:  «Дугами на два шага Разом-кнись!»

Внутренние колонны выходят наружу по дуге перед наружными колоннами на пять, счетов, на шесть, приставляют ногу, на семь-восемь выполняют поворот кругом и становятся с наружи на интервал два шага.

Обратное перестроение:

Команды: «Дугами сомкнись!»

Команды для размыкания дугами назад: «Дугами назад  на   два    шага    Разом-кнись!»

Внутренние колонны на «раз», «два» поворачиваются кругом и по дуге идут сзади наружных колонн и становятся снаружи, на интервал два шага.

Обратное построение

«Дугами   назад   сомкнись!»

Наружные колонны поворачиваются, кругом и по дуге идут сзади и становятся на  свои места.

Заключение

Все строевые действия должны опираться на сознательное отношение занимающихся к предъявляемым требованиям, понимания значения организованности и дисциплины, добровольное подчинение авторитету руководителя даже и тогда, когда им является товарищ. Для достижения этого необходимо своевременно разъяснять занимающимся предъявляемые требования и настойчиво приучать к строгому и ответственному соблюдению их. А этого можно добиться только при систематическом выполнении и правильном планировании материала на протяжении всего периода обучения.

Список литературы.

1. Гимнастика и методика преподавания Под общ.Ред.В.М.Смолевского.- М.:Физкультураспорт,1997.
2. Палыга В.Д. Гимнастика: Учебное пособие для студентов факультета физвоспитания пед. Ин-тов.- М.:Просвещение,1998.
3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006
4. Книга учителя физкультуры.- Под общей ред. Каюрова.- М.: Физкультура и спорт,1993.
5. Оценка техники движений на уроках физической культуры Пособие для учителей.-М.:Просвещение,2001
6. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников Изд. 2-е испр. и доп.- М.:Просвещение,1996
7. Кравчук А.И. Общие основы техники гимнастических упражнений.- Омск, 1983.
8. «Юный гимнаст» под общ, ред. А.М. Шлемина.- М.: Физкультура и спорт, 1993
9. Гимнастика. – Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

10. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского.- Изд. 3-е, перераб., доп. М.: Физкультура испорт,1997
11. Гимнастика: Учеб. Пособие для факультетов физвоспитания пед. Ин-тов по специальности № 2114 «Физическое воспитание».- М.: Просвещение, 2002.
12. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

АКРОБАТИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ УПРАЖНЕНИЙ

Методические рекомендации по обучениюакробатическим упражнениямдля учителей физической культуры...

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ студентов СПО

Методические рекомендации разработаны для проведения лабораторных работ по физике. Этот документ содержит методику проведения занятия, описывая его основные этапы, а также методы и приёмы, используемы...

Методические рекомендации по разработке и проведению конкурсного занятия. Для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», принимающих участие в ежегодном конкурсе &laqu...

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по курсу "Основы аранжировки музыки на компьютере"

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентовпо курсу  "Основы аранжировки музыки на компьютере" специальности 44.02.03. Подготовка педагога д...

Методические рекомендации по использованию интерактивных педагогических технологий, способствующих формированию инновационного мышления и предприимчивости студентов колледжа

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, потребность в творческой активности специалиста и развитом мышле...