рабочая программа по фискультуре 5 класс (ФГОС0
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Директор «МБОУ Читинская СОШ « ____________________ Х.З.Сайфутдиов «28» август 2015 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ____________________ Ф.Ф.Гайнутдинова «28» август 2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета протокол № 12 «25» август 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Классы: 5
Учитель: ГАЛЯУТДИНОВ .М.Н
Количество часов – 105 (3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2007 г., под общей редакцией А.П. Матвеева и примерной программы по учебным предметам стандарты второго поколения. Физическая культура 5-9 классы. М. Просвещение 2010 год. Руководители проекта А.А Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физической культуры в 5 классе
Уровень программы: базовый стандарт. Программа рассчитана на 105 часа в год и 3 часа в неделю.
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
Рабочая программа по физической культуре в 5 классе включает следующие разделы:
пояснительную записку;
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки обучающихся;
литературу и средства обучения;
календарно-тематический план.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
- Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на: реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивную пришкольную площадку).
- Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
- Расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
Закон РФ «Об образовании»
Примерная программа основного общего образования.
Обязательный минимум содержания основного общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010 учебный год;
Информация о количестве учебных часов:
Согласно учебному плану школы изучение физической культуры в 5 классе предусматривается в объеме 105 часов, 3 часа в неделю.
Структура курса
Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по видам спорта в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка» и «Плавание» При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. В настоящей программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел. Такое изложение материала в разделе «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Формы организации образовательного процесса характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
— небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—7 мин), в которую можно включать как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения;
— необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами;
— зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части, но не более 6—7 мин.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
— планирование задач обучения поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
— планирование физических упражнений в соответствии с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние школьников. Контроль можно осуществлять как по
внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 30 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных школьниками упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние школьников.
В заключительной части урока (продолжительностью до 3 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков являются:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
— сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты — силы — выносливости;
— более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и здоровьем.
Развитию самостоятельности в среднем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Успеваемость по предмету Физическая культура определяется качеством усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, а также уровнем развития двигательных способностей учащихся. Критериями оценки качества усвоения знаний теоретического раздела являются полнота, точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов учащихся, отсутствии или наличии ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим: оценка « 5» ставится ученику за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение;
оценка «4»— за достаточно полное, преимущественно логичное и аргументированное изложение при наличии 1-2 мелких неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимания изученного материала;
оценка «3» — за недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3-4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо 1-2 существенных ошибок;
оценка «2» — отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1-2 грубых или 3 и более существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя.
Критерием оценки качества усвоения учащимися двигательных умений и навыков является их правильность и прочность что выражается в отсутствии или наличии ошибок в технике выполнения упражнения, их характере и количестве; в легкости и уверенности выполнения упражнения. В связи с этим, оценка «5» ставится, если упражнение выполнено точно, свободно и уверенно, ученик полностью овладел техникой изученных двигательных действий; оценка «4» - упражнение выполнено преимущественно точного и уверенно, но допущены 1-2 незначительные ошибки в основе и деталях техники; оценка « 3» - упражнение выполнено в основном точно, но недостаточно свободно и уверенно, с 3-4 незначительными ошибками или с 1-2 значительными ошибками в основе техники;
оценка « 2» - упражнение выполнено неточно, допущена грубая ошибка или 3 и более значительных ошибок в основе техники двигательных действии.
Освоение техники некоторых упражнений программы, особенно циклического характера, предусматривает также соответствующий уровень физической подготовленности учащихся. Критерием оценки уровня физической подготовленности учащихся в изучаемых действиях является достигнутая ими функциональная готовность к выполнению контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой, что выражается в достижении ими определенных количественных показателей. В программе указаны «Ориентировочные количественные показатели физической подготовленности» . Исходя из этих ориентиров, учитель сам устанавливает для класса и для каждого ученика количественные показатели и оценивает учащихся по фактору улучшения этих показателей по окончании процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.
Критерием оценки уровня развития двигательных способностей также является достигнутая функциональная готовность учащихся к выполнению контрольных упражнений (тестов), в качестве которых выступают специальные тесты развития двигательных способностей, предусмотренные программой. Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года. Для этого с помощью представленных в программе тестов учитель выявляет уровень развития учащихся в начале учебного года, а затем сравнивает их с полученными результатами в конце года и в зависимости от того, насколько улучшились результаты, оценивает учащихся. Можно устраивать и промежуточные проверки, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы. Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 5 классах
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Основы знаний о физической культуре. ОБЖ. | |||||
2 | Спортивные игры | |||||
3 | Баскетбол | 8 | 2 | |||
4 | Волейбол | 8 | 3 | 7 | 10 | |
5 | Мини-футбол | 4 | ||||
6 | Подвижные игры | 3 | ||||
7 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | ||||
8 | Легкая атлетика | 11 | 10 | |||
9 | Лыжная подготовка | 18 | ||||
10 | Плавание | 3 | ||||
Итого | 27 | 21 | 30 | 27 | ||
105ч.
Содержание курса
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «При- кладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
5 класс
I.Лёгкая атлетика
Требования к уровню подготовки:
. Знать/понимать: роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек.
Уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма; выполнять легкоатлетические упражнения; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки. Низкий старт и стартовый разгон. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега отталкиванием. Бег на 60 м. Метание мяча на дальность. Прыжок в высоту. Метание мяча в цель. Метание мяча с шага. Составлять и выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма; выполнять легкоатлетические упражнения; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки.
Применять: для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитие физических качеств, совершенствованию техники движений.
II. Волейбол.
Техника приёма верхних передач. Приём мяча снизу двумя руками. Приём и передача мяча сверху двумя руками. Тактика 2-х передач. 1-е и 2-е передачи. Прямой нападающий удар. Тактика свободного нападения. Игра в волейбол.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: способы закаливания организма и основные приёмы самомассажа; правила игры в волейбол, основные приёмы и тактические действия в волейболе; основы формирования двигательных действий и развития физических качеств.
Уметь: выполнять технические действия в волейболе, выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной физической культуры с учётом состояния здоровья и физической подготовленности; осуществлять судейство школьных соревнований по волейболу.
Применять: для включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
III.Баскетбол.
Ловля и передача мяча с пассивным сопротивлением. Ведение мяча. Броски мяча в кольцо. Вырывание и выбивание мяча. Нападение быстрым прорывом. Учебная игра.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; правила игры в баскетбол, основные приёмы и тактические действия в баскетболе.
Уметь: выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной физической культуры с учётом состояния здоровья и физической подготовленности; осуществлять судейство школьных соревнований по баскетболу; выполнять технические действия в баскетболе.
Применять: для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитие физических качеств, совершенствованию техники движений; для включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
IV. Гимнастика
Висы и упоры на перекладине и брусьях. Комбинации. Опорный прыжок. Кувырок вперёд. Мост. Лазание. Акробатические упражнения.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек; способы закаливания организма и основные приёмы самомассажа.
Уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма; выполнять легкоатлетические упражнения; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки; выполнять акробатические упражнения и легкоатлетические упражнения.
Применять: для проведения самостоятельных занятий по формированию совершенствованию техники движений.
V. Лыжная подготовка
Попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный и двухшажный ходы, спуски и подъёмы, торможения, лыжные гонки.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятии лыжами.
VI. Плавание
Движение ногами при различных способах плавания, согласование их с дыханием
Требования к уровню подготовки:
Знать:
Виды плавания, приемы дыхания, технику безопасности на уроках плавания
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать
. роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
· способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
· составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
· выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
· выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
· осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
· соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
· осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
· включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития Олимпийского движения в России (СССР), выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх современности. Краткая характеристика избранного вида спорта (смысл состязательной деятельности и общие правила соревнований, появление и развитие данного вида спорта в России, его представительство на Олимпийских играх, выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены в данном виде спорта). Краткие сведения о проведении Олимпийских игр в СССР в 1980 г. (виды состязаний и место их проведения, число участников, символика и т. п.).
Базовые понятия физической культуры. Техника движений и ее основные показатели, общие представления о пространственных, временных и динамических характеристиках движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений. Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению движений, характеристика подводящих и подготовительных упражнений.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Наблюдение за выполнением движений с использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувырок вперед в упор присев, встать в основную стойку. Акробатическая комбинация (мальчики): из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360°.
Вольные упражнения (девочки): комбинации, включающие в себя элементы хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции рук и ног, основные движения ногами, передвижения основными шагами); стилизованный бег и прыжки, основные танцевальные шаги.
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки)-, стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стилизованные ходьба и бег; поворот на 180°; соскок прогнувшись с короткого разбега толчком одной.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика Эстафетный бег. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Повороты при беге на средние и длинные дистанции. Бег на тренировочные дистанции (60 м; 100 м; 1500 м — мальчики-, 800 м — девочки).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного хода с попеременным двухшажным ходом. Повороты упором. Преодоление естественных препятствий на лыжах способами перешагивания, перелезания. Спуски в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Коньковый ход. Передвижение с чередованием конькового хода с одновременным и попеременным лыжным ходом. Прохождение тренировочных дистанций (3 км — мальчики, 1,5 км — девочки).Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол. Бросок мяча в корзину одной и двумя в прыжке. Игра в баскетбол по правилам. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Прямая верхняя подача мяча через сетку. Передача мяча из зоны в зону после перемещения. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Тактические действия игроков передней линии в нападении. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Основные методы работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Формы организации деятельности учащихся урок.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании 5 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- История возрождения Олимпийских игр, цель и задачи Олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика;
- реакция организма на различные физические нагрузки;
- особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей направленности;
- правила закаливания организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания;
- правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- сотрудничество в коллективе;
- мотивы занятий физическими упражнениями;
- основные приемы самоконтроля;
- самостраховка при выполнении упражнений;
- оказание первой помощи при травмах;
- техника безопасности при занятиях различными видами спорта.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия изучаемых видов, использовать их в условиях соревновательной деятельности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, измерять частоту сердечных сокращений во время занятий;
- составлять вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать требования техники безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
По окончании 5 класса учащийся должен демонстрировать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Демонстрировать:
Физические способности:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м, с | 6.3 | 6.6 |
| Бег 60 м с высокого старта с опорой на одну руку, | 11.0 | 11.2 |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз | 4 | - |
| Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз | - | 9 |
Поднимание туловища из и.п. лежа на спине за 1 мин, кол-во раз | 20 | 18 | |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 150 | 135 |
| Бросок мяча 1 кг из-за головы, см | 360 | 320 |
Выносливость | Кроссовый бег 1,5 км, мин | 8.10 | 8.40 |
| Передвижение на лыжах 2 км, мин | 15.00 | 15.30 |
Координация | Челночный бег 3*10м, сек | 9.3 | 10.0 |
Гибкость | Наклон вперед из и.п. сидя, см | +3 | +6 |
5 КЛАСС
Примерные показатели двигательной подготовленности
Контрольные упражнения по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств 5 класс. | ||||||
| Нормативы | |||||
Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
| "5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" |
Бег 60 м (с) | 10 | 10.6 | 11.2 | 10.4 | 10.8 | 11.4 |
Бег 2000 м | Без учета времени | |||||
Прыжок в длину (см) | 340 | 300 | 260 | 300 | 260 | 220 |
Прыжок в высоту (см) | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 |
Метание мяча 150 г (м) | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 6 | 4 | 3 | - | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | - | 15 | 10 | 8 |
Бег на лыжах 1000 м (мин) | 6.30 | 7.00 | 7.40 | 7.00 | 7.30 | 8.10 |
Бег на лыжах 2000 м | Без учета времени | |||||
Кросс 1500 м (мин) | 8.50 | 9.30 | 10.00 | 9.00 | 9.40 | 10.30 |
Плавание (м) | 50 | 25 | 12 | 50 | 25 | 12 |
Двигательные умения, навыки:
- В гимнастике выполнять: организующие команды и приемы – передвижение строевым шагом одной, двумя, тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно; акробатические упражнения - два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью; опорные прыжки (м) – согнув ноги, (д) – ноги врозь; лазание по канату в два приема; висы и упоры (м) – махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор, махом назад соскок, сед ноги врозь, из седа на бедре соскок с поворотом, (д) – наскок прыжком в упор на нижнюю жердь, соскок с поворотом, размахивание изгибами, вис лежа, вис присев; равновесие (д) – поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
- В легкой атлетике выполнять: бег на короткие дистанции (старт с опорой на одну руку с последующим ускорением); бег с переменной скоростью до 2000 м.; прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжки в длину с места (движение рук и ног в полете); тройной, пятерной с места; метание малого мяча на дальность с 4-5 шагов разбега, по горизонтальной и вертикальной цели с 10-12 м; бег по пересеченной местности.
- В баскетболе выполнять: ловлю мяча после отскока от пола; ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту; ловлю и передачу мяча с шагом; бросок мяча в корзину одной рукой с места; бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения; технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии; применять изученные элементы в учебных играх;
- В волейболе выполнять: передачу мяча сверху двумя руками в парах, прием мяча снизу двумя руками после перемещения вперед, нижнюю прямую подачу с расстояния 6-8 м от сетки; применять изученные элементы в учебной игре.
- В футболе выполнять: удар по неподвижному мячу внутренней частью подъема, по катящемуся мячу внутренней частью стопы и средней частью подъема; остановку катящегося мяча подошвой; игру вратаря; применять изученные элементы в учебной игре.
- На лыжах выполнять: одновременный одношажный ход; передвижения с чередованием попеременного двухшажного с одновременным одношажным ходом; торможение «упором»; спуск в низкой стойке; прохождение учебных дистанций с использованием изученных способов передвижения; участвовать в подвижных играх на лыжах.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.
Для каждой возрастной группы определены свои нормативы. По окончании ступени обучающиеся должны показывать уровень физической подготовленности не ниже среднего результатов, соответствующих обязательному минимуму содержания образования.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебная литература:
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- 3. Государственная программа доктора педагогических наук А.П. Матвеева «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5–11 классов». М. Просвещения 2010г
Твой олимпийский учебник: Учеб.пособие для учреждений образования России. 3-е изд., перераб. и доп./В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России.-М.: Советский спорт,1999.-160с.:илл.
- Физическая культура 5-7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений/М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова; под ред. М.Я.Виленского.-4-е изд., испр.-М.: Просвещение, 2008.-156с.
2. Методическая литература:
- Методика физического воспитания школьников /Д.А.Авросьев, Л.В.Бавина, Г.А.Баранчукова и др.; Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любимирского.-М.: Просвещение, 12989.-143 с.- (Б-ка учителя физ.кудльтуры).
- Планирование третьего (дополнительного) часа физической культуры в I-XI классах общеобразовательных учреждений Мурманской области: методические рекомендации/ Автор-сост. Т.В.Широкоград- Мурманск, 2010.- 61 с.
3. Дополнительная литература:
- Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В Кузина, Н.Д.Никандрова.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 496 с., илл.
- Настольная книга учителя физкультуры: Справ. - метод. Пособие/Сост. Б.И.Мишин.- М.: ООО «Издательство Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с. - (Настольная книга).
- Мейксон Г.Б. и др. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре/ Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина.- М.: Просвещение, 1986.- 112 с.: - (Б-ка учителя физ.культуры).
- Справочник учителя физической культуры/ авт.-сост. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- Волгоград: Учитель, 2008.- 239 с.
- Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 224 с.: илл.
- Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 классы: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2003.- 224 с.: илл. (Я иду на урок).
- Физическое воспитание уч-ся 5-7 классов: Пособие для учителя /В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А.Копылов и др.; Под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2002,- 192 с.:илл.
- Физическое воспитание в школе/авт.-сост. Е.Л.Гордияш и др._ Волгоград, 2008.-379
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности от возраста и пола –предварительный учет (см. таблицу). Тесты принимаются в виде зачетов на уроках.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются на уроках совместно со школьниками основной группы по общей программе, но в учебной работе к ним осуществлять индивидуальный подход, предусматривать постепенность в выборе упражнений, количестве их повторений, обращать особое внимание на определение объема физической нагрузки. Оценка успеваемости таких учащихся проводиться на общих основаниях, за исключением тех игр и физических упражнений, которые им противопоказаны по заключению врача.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 6 класса должны проходить промежуточную аттестацию по окончании 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой четвертей. Оценки за четверть выставляются по результатам текущей успеваемости, как за технику владения двигательными действиями, так и за результаты физической подготовленности. Последнее является решающим фактором в выведении оценки за четверть и особенно за год. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок.
При выведении итоговой оценки за освоение законченных тем программы принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.
Без сдачи учебного норматива оценка выставляется за освоение следующих тем: из раздела гимнастики- строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные, акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий; из раздела лыжной подготовки – способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты; из раздела спортивных игр – перемещения и стойки, передачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия.
С учетом сдачи учебного норматива оценивается освоение таких разделов: прыжки в высоту и длину, метание мяча, бег, лазанье по канату, висы и упоры.
Учет успеваемости проводят в разных формах: устный опрос по теоретическим знаниям, практическую демонстрацию разученного двигательного действия, контрольные тесты с целью выявления уровня развития физических качеств и способностей.
Учащиеся, временно освобожденные от занятий, обязаны присутствовать на уроках и выполнять посильные задания учителя в роли помощников.
Уровень физической подготовленности учащихся
№ | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | |||||
юноши | девушки | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
1. | Скоростные | Бег 30 м, с | 11 12 13 | 6,3 и выше 6,0 5,9 | 6,1-5,5 5,8-5,4 5,6-5,2 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 | 6,4 и выше 6,2 6,3 | 6,3-5,7 6,0-5,4 6,2-5,5 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 |
2. | Координационные | Челночный бег, 3 *10 м, с | 11 12 13 | 9,7 и выше 9,3 9,3 | 9,3-8,8 9,0-8,6 9,0-8,6 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 | 10,1 и выше 10,0 10,0 | 9,7-9,3 9,6-9,1 9,5-9,0 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 |
3. | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 | 140 и ниже 145 150 | 160-180 165-180 170-190 | 195 и выше 200 205 | 130 и ниже 135 140 | 150-175 155-175 160-180 | 185 и выше 190 200 |
4. | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 | 900 и ниже 950 1000 | 1000-1100 1100-1200 1150-1250 | 1300 и выше 1350 1400 | 700 и ниже 750 800 | 850-1000 900-1059 950-1100 | 1100 и выше 1150 1200 |
5. | Гибкость | Наклоны вперед, из положения стоя, см | 11 12 13 | 2 и ниже 2 2 | 6-8 6-8 5-7 | 10 и выше 10 9 | 4 и ниже 5 6 | 8-10 9-11 10-12 | 15 и выше 16 18 |
6. | Силовые | Подтягивание туловища на высокой перекладине из виса (ю), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лежа (д), кол-во раз | 11 12 13 | 1 и ниже 1 1 | 4-5 4-6 5-6 | 6 и выше 7 8 | 4 и ниже 4 5 | 10-14 11-15 12-15 | 19 и выше 20 19
|
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеративный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. №329-ФЗ ( ред. от 21.04.2011 г.);
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О провидении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Перспектива" 1 класс
В Рабочую программу включены: программы по всем предметам 1 класса по программе "Перспектива"....
рабочая программа математика 5 класс мерзляк
планирование 5 класс математика Мерзляк...
Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ
Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи...
Рабочая программа 2- 4 классы к УМК Вербицкой М.
Рабочая программа 2-4 классы к УМК Вербицкой М. составлена по всем требованиям ФГОС....

Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"
Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....
