Главные вкладки

    Урок-исследование по теме "Синтаксические нормы русского языка"
    план-конспект урока

    В ходе урока студенты изучают основные синтаксические нормы; учатся использовать их при  построении предложений в устной речи и корректировать письменный текст с учетом синтаксических норм

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Ф.И.О. Шарапова Ирина Владимировна

    Предмет: русский язык

    Тип урока: урок-исследование

    Тема: «Синтаксические нормы языка»

    Цель урока: изучить основные синтаксические нормы; научиться использовать их при  построении предложений в устной речи и корректировать письменный текст с учетом синтаксических норм.

    Задачи урока (формирование УУД):

    • познавательные УУД:  знание основных типы синтаксических норм русского литературного языка; причин возникновения синтаксических ошибок и способы их устранения;
    • коммуникативные УУД:  умение строить свою речь в соответствии с синтаксическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка; умение распознавать и устранять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии с синтаксическими нормами устной и письменной речи;
    •  регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
    • личностные УУД: развитие аналитического мышления путем структурированию и систематизации изучаемого материала; развитие  речевой культуры студентов, способствовать развитию выразительной речи; развитие у студентов самостоятельности и чувство ответственности.

    Планируемые  результаты:

    • предметные: знание синтаксических норм русского языка и способов устранения синтаксических ошибок в речи;
    • коммуникативные: умение создавать и корректировать  устные и письменные высказывания в соответствии с языковыми нормам;
    • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
    • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

    Основные понятия темы: синтаксис, синтаксические нормы, согласование подлежащего и сказуемого, согласование определения с определяемым словом, деепричастный и причастный обороты, подчинительные словосочетания        

    Карта обеспеченности урока

    материально-техническое

    оснащение        

    бумажные        

    электронные

            

    учитель        

            

    Эталон ответов на тестовые задания

    Компьютер, проектор

    мультимедийная презентация

    студенты

    Справочные материалы по теме, карточки-задания, тесты (4 варианта)

    Формы работы на уроке:        фронтальная, индивидуальная, групповая

    Средства оптимизации урока: элементы проблемного обучения – поисковый метод.

    Литература:

    1. Егораева  Г.Т. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: «Экзамен», 2012.
    2. Львова С.И., Замураева Т.И.. Русский язык. Тренировочные задания.
    3. Егораева Г.Т.,  Ерохина Е. Л.,  Козлова Т. И.. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009.
    4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2012

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Деятельность учителя

    Деятельность студентов

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    1.Организационный этап

    Создание рабочей атмосферы в группе

    Приветствует студентов, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку, формирует учебные группы

    организует рабочее место, демонстрирует готовность к уроку

    2. Этап целеполагания

    Формулирование темы, цели, задач урока. Создание проблемной ситуации.

    Обеспечивание мотивации, актуализация субъектного опыта

    Озвучивает тему урока в виде проблемного вопроса:

    -Почему необходимо знать и соблюдать синтаксические нормы?

    Ставит учебные задачи.

    -В ходе урока мы должны усвоить основные синтаксические нормы, касающиеся согласования подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторых случаев управления и построения предложений с деепричастными оборотами. В соответствии с этим вы разделены на 4 группы, цель которых –провести исследование. Каждая группа получает теоретический материал. Изучите его и оформите в виде опорной схемы в тетради.

    Фиксируют проблему. Проводят коллективное исследование.

    Изучают теоретический материал, оформляют его в тетради

    Формулируют учебную цель через показ конечных результатов

    3. Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала

    Выявить сложные вопросы темы и скорректировать знания. Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

    Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

    Содействует усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

    Фиксируют в графические модели правила образования различных грамматических моделей.

    Формулируют выводы наблюдений.

    Осуществляют самоконтроль.

    Представление изученного материала в виде сообщение, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу. Вопросно-ответное общение.

    4.Закрепление изученного материала

    Обеспечить в ходе закрепления усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

    Организует выполнение разноуровневых заданий по теме в группах. Организует учебное взаимодействие группы и последующее обсуждение выполненных заданий.

    Контролирует выполнение работы.

    Организует учебное исследование для решения учебной задачи. Формулирует задание.

    - Выберите карточку с заданием, которая, по вашему мнению, соответствует вашему уровню овладения темой. Выполните задания с опорой на теорию

    Решают задания на карточках по теме с использованием опорного конспекта. Анализируют примеры и выявляют закономерности. Конструируют способ действия.

    Готовят сообщение по своей теме

    Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, определяют собственный  уровень овладения учебным материалом, выбирая задания разного уровня сложности

    5. Обобщение и систематизация знаний

    Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

    Организует индивидуальную и коллективную работу студентов, обобщает результаты исследования, отраженные в виде схем в презентации.

    Дополняют опорный конспект по теме, ориентируясь на слайды презентации

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Осуществляют самоконтроль

    6.Контроль и самопроверка взаимопроверка знаний

    формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции

    Контролирует и оценивает взаимопроверку.

    -Обменяйтесь тетрадями с учащимися другой группы и, используя опорные схемы в тетради, проверьте задания, выполненные ими. Оцените их. Критерии оценивания представлены на слайде.

    Называют правило, на которое опирались
    при проверке задания.

    Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Проверяют задания другой группы.

    По очереди комментируют выполненные задания.

    Обосновывают выбор написания.

    Приводят примеры.

    Осуществляют самоконтроль и взаимный контроль

    7. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

    Коррекция знаний

    Организует самостоятельную коррекционную работу.

    Осуществляет индивидуальный контроль;

    выборочный контроль.

    коллективную проверку;

    беседу по уточнению и конкретизации знаний

    Отработка операций, в которых допущены ошибки с ориентацией на эталон.

    Читают и запоминают правило, проговаривают его вслух.

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

    8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

    Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

    Организует индивидуальные контрольные работы.

    Контролирует выполнение контрольной работы

    Анализируют задания, выполняют тестовые задания

    Рефлексия своих действий

    9.Подведение итогов занятия

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

    Называют основные позиции нового материала

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    10. Инструктаж по выполнению домашнего задания

    намечает цели дальнейшей деятельности, предлагает варианты домашнего задания, дает инструктаж по его выполнению.

    -В качестве домашнего задания вы получаете карточки, содержащие 3 типа заданий, в том числе творческое задание. Каждое из заданий содержит инструкцию по выполнению.

    Определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

    11. Рефлексия

    Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего уровня овладения материалом темы

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    - В заключение нашего урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы (на экране): «Продолжите фразу:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    теперь я могу…

    я научился…

    Ответьте на вопросы:

    Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

    1.недостаток информации

    2.недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

    3.трудности в общении

    Какие вопросы по теме остались непонятыми?

    Высказывают свое мнение.

    Осуществляют самооценку.

    учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Синтаксические нормы Учитель русского языка и литературы Шарапова Ирина Владимировна СПб ГБПОУ «ККМ» Санкт-Петербург Урок-практикум

    Слайд 2

    Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил. А.П . Сумароков

    Слайд 3

    Синтаксические нормы - это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений

    Слайд 4

    Виды нарушений синтаксической нормы. При согласовании подлежащего и сказуемого При согласовании определений При построении подчинительных словосочетаний При построении предложений с деепричастным и причастным оборотами.

    Слайд 5

    Согласование подлежащего и сказуемого Сказуемое должно быть в той же форме, что и подлежащее: Детвора ( ж.р .) благодарн а шефам за подарок. Все , кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.

    Слайд 6

    2. множество, ряд, часть, большинство, меньшинство, количественно-именное сочетание Единственное число Пассивность действующего лица Неодушевленные предметы большинство столов было занято Множественное число Активность действующего лица несколько участников выбыли из борьбы

    Слайд 7

    3. Много, мало, немного, немало,только , лишь Единственное число

    Слайд 8

    4 . Если в предложении несколько подлежащих , то при прямом порядке слов сказуемое ставится во множественном числе, при обратном порядке слов согласуется с ближайшим из подлежащих

    Слайд 9

    Согласование определения с определяемым словом Числительное+ определение + определяемое слово Р.п . мн.ч . п ри муж. и ср. р. И.п . при жен. роде 2. определение + количественно-именное сочетание И.п .

    Слайд 10

    Нарушение согласования в модели: Определяемое слово + прич . оборот Нарушение: Одним из видов искусства, существующ им с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (как ого ?), существующ его с древности, является резьба по дереву.

    Слайд 11

    Употребление деепричастного оборота: Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой, нужно зайти в булочную.

    Слайд 12

    Управление в словосочетании с производными предлогами благодаря согласно вопреки только наперекор дательный навстречу падеж подобно Вопреки (чему?) уговор ам. 2.Предлог ПО - с Д.п , В.п , П.п . Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.

    Слайд 13

    вследствие ввиду ЧЕГО? в случае родительный падеж

    Слайд 14

    Запомни синтаксические нормы. Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. п адежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ – (о КОМ?) пред. падеж , по вас, по нас.

    Слайд 15

    Запомни синтаксические нормы. Предел (чему?), вера (во что/ перед кем/ чем?), Превосходство (над кем/ ч ем?) Памятник (кому?) Уделять внимание (чему?) Обращать внимание (кого/ на что?) и т.д.

    Слайд 16

    Различайте конструкции со словами близкими по значению. Воплощение во что-либо - претворение в чем; Обидеться на что-либо - обижен кем; Обрадоваться чему-либо – обрадован чем; Оплачивать что - заплатить за что; Уверенность в чем – вера во что; Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.

    Слайд 17

    Задание выполнено без ошибок- «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2» Критерии оценивания практических заданий

    Слайд 18

    Ответь, пожалуйста, на вопросы: «Какие задания вызвали наибольшие трудности? Какие вопросы темы остались непонятными? »

    Слайд 19

    Литература по теме: Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания . М., Просвещение. Эксмо . 2006 ЕГЭ-2010 . Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова . Самара 2010 3. С.И Львова, Т.И. Замураева . Русский язык. Тренировочные задания. 4. Г.Т . Егораева , Е . Л. Ерохина , Т. И. Козлова . Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009 . 5. http://ege.do.am



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Теоретический материал и карточки

    для исследовательской работы в группах

    Согласование подлежащего и сказуемого

    Справочный материал.

    1.Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

    2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

    Единственное число употребляется в том случае, если:

    -существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял…);

    -не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

    Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

    3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек…), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных. (А. С. Пушкин).

    Форма единственного числа сказуемого употребляется:

    • при подчеркивании пассивности действующих лиц:

    Двадцать человек стояло в стороне;

    • если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:

    Прошло сто лет – и что ж осталось

    От сильных, гордых сих мужей,

    Столь полных волею страстей? (А. С. Пушкин);

    • при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря – выходят, а тридцать один богатырь – выходит).

    4.Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

    Уже много учеников посетило эту выставку.

    5.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.

    А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Извести ее хотят (А. С. Пушкин).

    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

    Жил старик со своею старухою (А. С. Пушкин).

    6.При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

    На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым.

    Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» – уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. (Приложение выражено именем собственным.)

    7.Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

    При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

    Сравните:

    Ее судьба, ее конец

    Непроницаемою тьмою

    От нас закрыты (А. С. Пушкин).

    Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

    Согласование подлежащего и сказуемого

    1.  Из данных в скобках форм сказуемого выберите грамматически правильную.

    А. 1. Большинство (проголосовало — проголосовали) за предложение. 2. Большинство из группы (выполнило — выполнили) все задания. 3. Большинство замечаний (было учтено — были учтены). 4. Восемь человек (вошло — вошли) в дом. 5. В комнате (было — были) восемь окон. 6. (Прошло — прошли) три недели. 7. Все десять компьютеров (куплено — куплены) недавно.

    Б. 1. Немало храбрецов когда-то (пыталось — пытались) добраться до этих мест. 2. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало — жаждали) решительных действий и (готово было — готовы были) пойти на риск. 3. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется — отделяются), и Киевское государство распадается. 4. Полгода до защиты диплома (пройдёт — пройдут) незаметно. 5. Масса проблем (захватила — захватили) его. 6. Бездна знаний (была — были) в этой голове.

    Согласование подлежащего и сказуемого

    2.    Допишите окончания, согласуя сказуемые с подлежащими.

    1. Ряд специалистов направлен... на Урал, часть инженеров командир...тся в Поволжье. 2. Множество точек расползл...сь по бледно-голубому небу. 3. Большинство учебников издан... впервые. 4. Ряд студентов проявлял... большое стремление к исследованиям. 5. Много детей был... больн... гриппом. 6. За короткий срок построен... и сдан... в эксплуатацию 51 объект. 7. Более пяти тысяч нитей основы тян...тся на каждом станке. 8. Большое количество студентов уже сдал... курсовые работы. 9. Те, кто забот…тся о своем здоровье, болеют реже. 10. Подавляющее большинство старшекурсников показал... на экзаменах глубокие знания.

    Согласование подлежащего и сказуемого

    3.   Составьте словосочетания с каждым из слов, используя в качестве дополнений к ним помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме.

    1. 1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь), 2) обидеться, обижен (что-нибудь), 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь), 4) упрекать, порицать (что-то), 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то), 6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь), 7) полный, исполненный (что-нибудь), 8) базироваться, опираться (что-то), 9) рассердился, рассержен (что-то), 10) уверенность, вера (что-либо).

    2. 1) Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор), 2) беспокоиться, тревожиться (дети), 3) базироваться, опираться (факты), 4) влиять, сказываться (рост), 5) жажда, стремление, потребность (знания), 6) избегать, уклоняться (работа), 7) мешать, препятствие, тормозить (развитие), 8) обвинять, осуждать (неискренность), 9) оплатить, заплатить (проезд), 10) отзыв, рецензия (книга).

    Согласование подлежащего и сказуемого

    4. Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор.

    1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события.
    2. Дошло до того, что в некоторых регионах (возникло, возникли) по три-четыре отделения движения.
    3. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпании (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги.
    4. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих.
    5. За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов.
    6. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос «да».
    7. Большинство их (было, были) признанными экспертами.
    8. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думою на этой неделе.
    9. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника.
    10. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках.

    Согласование подлежащего и сказуемого

    5. Определите, правильно ли выбрана форма сказуемого. Отметьте случаи неправильного и вариантного употребления.

    1. Все, кто не поехали в Крым, долго сожалели об этом. _____________ ____________________________________________________________

    2. Мамы и малыши поедут на дачи, те, кто останется в городе, будут большую часть дня проводить на улице. _________________________

    3. В центре работала опытная психолог Н. В. Павлова, которая давно занималась этой проблемой. ___________________________________

    4. Галина Уланова – одна из лучших представителей русской балетной школы. _____________________________________________________

    5. В сентябре 1997 года он с женой вполне легально вернулись из Америки. ___________________________________________________

    6. Ее красота, вернее, ее обаяние покорила всех. ____________________

    7. ЦСКА разгромила «Черноморец» со счетом 5:2. __________________

    8. Microsoft выпустил новую программу. __________________________

    9.КГБ пугало не только жителей Союза, но и  западных туристов. ____ ____________________________________________________________

    10.В прошлом году на строительных объектах произошло более 500 несчастных случаев, в результате которых погибло 35 человек. _____ ____________________________________________________________

    Согласование определений

    Справочный материал

    Одной из типичных ошибок является неверное согласование определений с существительными, зависящими от числительных.

    Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то обычны следующие  формы согласования:

    1.Определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в родительном падеже множественного числа при словах мужского и среднего рода и в именительном падеже при словах женского рода:

                            три    больших          дома (мужской род)

                                                     окна (средний род)

                            три большие комнаты   (женский род)

    2.Определение, стоящее перед числительным, ставится в форме именительного падежа независимо от грамматического рода существительных:

    остальные            три дома

                              три окна

                               три комнаты

    3.Определение, стоящее после сочетания числительного с существительным, обычно ставится в форме именительного падежа:

    три рассказа,

    три произведения,       опубликованные в прошлом году

    три повести,

    Согласование определений

    1.Рассмотрите формы согласования определений со словосочетаниями, в состав которых входят числительные два, три, четыре. Учтите следующее: а) грамматический род имени существительного, входящего в эти словосочетания; б) место определения по отношению к определяемому сочетанию.

    1.Вдруг на них он выменял борзые три собаки. (Гр.) 2.Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. (П.) 3.А в головах, пришпиленные булавками к стене, виднелись два акварельных рисунка. (Т.) 4.Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня. (Т.) 5.Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком. (Т.) 6.Направо от двери были два окна, завешенные платками.(Л.Т.) 7.Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье. (С.-Щ.) 8.Только две незнакомые старухи покосились на Анну Акимовну с недоумением.(Ч.) 9.На рейде стояли два каких-то незнакомых парохода с грязными белыми трубами, очевидно иностранные, грузовые. (Ч.) 10.Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами. (А.Н.Т.)

    Согласование определений

    2.Из приведенных в скобках форм определений выберите нужную.

    1.В подарок были преподнесены две (старинные – старинных) вазы.2.Два (последующие – последующих) месяца мы провели на море. 3.Аэрофлот приобрел два (новые – новых) самолета. 4.Его сопровождали две (близкие – близких) знакомые. 5.Наследство между родственниками поделено на три (неравные – неравных) части. 6.Этот человек был (ужасный – ужасная) обжора.

    Согласование определений

    3.Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного – множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

    1.Три огром… здания выросли на пустыре. 2. Комната была разделена на две неравн…части. 3.Первы.. два места разделили два гроссмейстера, набравш… по 12 очков из 17 возможных. 4.Ни та, ни другая команд… не забила гола. 5.Пятое и шестое мест… уже заняты. 6.Студенты географического и исторического факультет… готовятся к экспедиции.

    Согласование определений

    4.Выберите форму согласованного определения. Свой выбор обоснуйте.

    1.В Варшаве (открылось, открылся) (новый, новое) кафе-шоп. 2.(Новый, новая) театр-антреприза открывает театральный сезон. 3.Герой фильма, чтобы избежать заключения на 60 лет, начинает сотрудничать с (американским, американской) ФБР. 4.Тем, кто заинтересовался темой и хочет обсудить насущные проблемы (российского, российской, российских) ПР, нужно связаться с организатором «Дней паблик рилейшнз в Москве». 5.Все ожидали от известной актрисы (откровенного, откровенной) интервью-исповеди. 6.Я купила (такую, таки) (красивую, красивые) юбку-брюки, (которая, которые) снова (вошла, вошли) в моду. 7.(Молодежная, молодежный) бар-дискотека пользуется огромной популярностью среди студентов нашего города. 8. Психологи считают, что есть две (основные, основных) причины: сложная социально-экономическая ситуации и привычка «не выносить сор из избы». 9.(Новые, новых) три магазина в ближайшее время открываются в нашем микрорайоне. 10. Она протянула к нему обе (свои, своих) руки.

    Согласование определений

    5.Устраните ошибки в согласовании определений. Мотивируйте свою стилистическую правку.

    1.Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2.Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3.Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4.Мы живем на даче последних пять лет. 5.Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6.Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7.На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 8.Четыре остальных шахматных партии закончились вничью.

    Построение словосочетаний

    Справочные материалы

    1. При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), требуется форма П. п. имени с предлогом о (о + П. п.): скучать о доме, горюет о случившемся, скучаем о вас, грущу о тебе. Сочетания с формой по + Д. п. являются разговорными: тосковать по брату, по морю, соскучился по ней, тоскую по нему.

    2. Следует запомнить управление падежными формами имени в конструкциях с управляющим:

    а) именем существительным: альтернатива чему (Д. п.) /между чем (Т. п.) (не: чего); аналогия с чем/между чем (Т. п.) (не: чему); аннотация на что (В. п.) / чего (Р. п.); версия чего (Р. п.) (не: о чем); доверие кому/чему, к кому/чему (Д. п.); заведующий чем (Т. п.) (не: чего); командующий чем (Т. п.) (не: чего); конференция по чему (Д. п.) (не: о чем); мораторий на что (В. п.) (не: по чему); намек на кого/что (В. п.) (не: о чем); несогласованность в чём (П. п.) (не: с кем/с чем); обеспокоенность чем (Т. п.) (не: о чем, за что); опасения чего (Р. п.) (не: о чём, перед чем); отзыв кого/чего (Р. п.) /о чём (П. п.); отчет о чем (П. п) (не: по чему); повод для чего (Р. п.); подозрение в чём (П. п.) (не: о чём); подтверждение чего (Р. п.) (не: чему, о чем); предпосылка чего/для чего (Р. п.) (не: к чему); причастность к чему (Д. п.) (не: чему); причина чего (Р. п.) (не: чему); рецензия на что (В. п.) (не: о чём); солидарность с кем/чем (Т. п.) (не: между кем/чем); сомнение в чём (П. п.) (не: на что, о чём); требование чего (Р. п.) (не: о чём); уверения в чём (П. п.) (не:о чём); уверенность в ком/в чем (П. п.) (не: о чём);

    б) именем прилагательным: безвредный для кого/чего (Р. п.) (не: кому/чему); благосклонный к кому/чему (Д. п.) (не: кому/чему); идентичный кому/чему (Д. п.) (не: с чем); компетентный в чём (П. п.) (не: по чему); небезопасный для кого/чего (Р. п.) (не: кому); недосягаемый для кого/чего (Р. п.) (не: кому); непричастный к чему (Д. п.) (не: чему); непростительный для кого/чего (Р. п.) (не: кому/чему); несведущий в ком/в чём (П. п.) (не: о чём); одержимый чем (Т. п.) (не: в чём); оскорбительный для кого/чего (Р. п.) (не: кому); очевидный для кого (Р. п.) (не: кому); пропорциональный чему (Д. п.) (не: с чем); сопричастный кому/чему (Д. п.); тождественный чему (Д. п.), с чем (Т. п.); чуждый чему (Д. п.), чего (Р. п.);

    в) глаголом: адресовать кому (Д. п.) (не: к кому); аргументировать что (В. п.), чем (Т. п.) (не: о чём); баллотироваться куда, в кого (В. п.) (не: кем); благодарить кого/что, за что (В. п.) (не: о чём); возразить против кого/чего (Р. п.), на что (В. п.) (не: о чем); вспомнить о ком/о чём (П. п.), про кого/про что (В. п.);   заинтриговать кого (В. п.), чем (Т. п.) (не: о ком/о чём); импонировать кому/чему (Д. п.) (не: к кому/к чему); инструктировать кого (В. п.), по чему (Д. п.) (не: о чём); иронизировать над кем/над чем (не: о ком/ о чём); касаться кого/чего (Р.п.); консультировать кого/что (В.п.), по чему(Д. п.); консультироваться у кого (Р. п.), с кем/ с чем (Т. п.), о чём (П. п.), по чему (Д. п.); мотивировать что (В. п.), чем (Т. п.); обидеться на кого/на что (В. п.) (не: за что); объявить о чём (П. п.); что (В. п.); объяснить что (В. п.) (не: о чём); оповестить кого/что (В. п.), о ком, о чём (П. п.).

    Построение словосочетаний

    1. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

    Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

    Построение словосочетаний

    2. Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

    Препятствовать, тормозить, движение

    Мешать, сдерживать, прогресс

    Отзыв, рецензия, книга

    Смириться, примириться, обстоятельства

    Убежденность, вера, правота

    Уверенность, вера, победа

    Решить, разрешить, вопрос, проблема

    Удостоить, наградить, премировать, звание, путевка, орден

    Построение словосочетаний

    3. Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

    1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

    Построение словосочетаний

    4. Составьте словосочетания, используя в качестве зависимого компонента различные падежные формы одного слова. Например: решить вопрос — решение вопроса

    изготовить образец — изготовление...

    рассчитать проектную смету — расчет...

    погасить задолженность — погашение...

    оценивать работу — давать оценку ...

    уточнять стоимость — вносить уточнения...

    примириться с неизбежностью — смириться ...

    обрадоваться успеху — обрадован ...

    заслуживать одобрения — заслужить ...

    Построение словосочетаний

    5. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправленном виде.

    Департамент по строительству, работа по ремонту по шиферу, реклама по России, договор по реализации продукции, решение по зарплате, сведения по тоннажу судна, дилер по Самаре, ведение делопроизводства по личному составу, предоставление услуг по отоплению, сведения на 147 фирм нашего города, база данных по клиентам, опись на изделия из алюминиевого профиля.

    Построение словосочетаний

    6. Отредактируйте предложения.

    1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования. 2. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом. 3. При необходимости проверка продукции должна проводиться в соответствии с техническими условиями на продукцию. 4. Перед сдачей объекта под охрану проверять, закрыты ли окна, форточки и двери. 5, Покупатель обязуется принять продукцию по количеству и по качеству в соответствии с требованиями инструкций. 6. При этом транспортные расходы по централизованной доставке относятся на предприятие. 7. Арендатор обязуется заключить все необходимые договора на страхование. 8. Разработать программу учета потребляемых средств на объектах здравоохранения, народного образования и на объектах культуры.

    Построение словосочетаний

    7.  Исправьте ошибки в использовании связи управления в следующих высказываниях.

    1.Прошу оплатить мне за проделанную работу.

    2. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу.

    3. Составлен график по проведению лыжных соревнований.

    4. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения.

    5. И примеров этому будет более чем предостаточно.

    6. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов.

    7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки.

    8. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

    9. Мы верили о том, что она справится.

    10. Детям объяснили о значении физкультуры в их жизни.

    Построение словосочетаний

    8. Ниже приведены отрывки из устных выступлений политиков, теле- и радиожурналистов. Найдите стилистические ошибки, исправьте их.

    1. Продолжаются слушания по импичменту президенту. _____________

    2. Стоимость такой книги составляет до 90 рублей. _________________

    3. Как вы думаете, его все-таки проголосует в Государственной Думе? ____________________________________________________________

    1. Поэтому нельзя отнести только за счет опыта победу команды «Новые армяне». ____________________________________________
    2. Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами. ______ ___________________________________________________________
    3. Согласно многолетних наблюдений, в России зима холодная. ______ ___________________________________________________________
    4. После десяти лет реформ мы наконец начали вырабатывать иммунитет от дураков, популистов, непрофессионалов. ___________ ___________________________________________________________
    5. Кого из полковых офицеров можно отметить в лучшую сторону? ___________________________________________________________
    6. Я лично должен и буду голосовать в связи с теми обязательствами, которые взял во фракции. _____________________________________
    7. Поэтому я против процедуры импичмента сейчас, когда время для этого ушло. ________________________________________________

    Построение словосочетаний

    8. Предложите свой вариант стилистической правки этих предложений. Свой выбор обоснуйте.

    1. Актуальность вопроса о соглашении о стратегических наступательных вооружениях ни у кого не вызывает сомнений. ___ __________________________________________________________
    2. Он имел явное преимущество над остальными спортсменами. __________________________________________________________
    3. Он мог бы решиться поручить ему пойти просить вас написать статью для журнала. ______________________________________________
    4. Я стараюсь оставаться таков, как я есть. _______________________
    5. Это выбор вникуда, это выбор в еще большую дестабилизацию в мире. ____________________________________________________________
    6. Никто не афиширует своими средствами. ______________________
    7. Сигнал передается в ту систему мозга, откуда регулируются такие чувства, как печаль, радость и др. ____________________________
    8. Таня мало обращала на него внимание, поглощенная Мастером. ___________________________________________________________________
    9. Денег ни на бумагу, ни на краски нет, но он нашел свой собственный способ рисования, из подручных средств. __________ ___________________________________________________________________
    10. В город приехал политик, выставивший свою кандидатуру на выборах губернатора 30 мая. ______________________________________

    Построение словосочетаний

    9. Найдите стилистические ошибки. Сделайте стилистическую правку. Обоснуйте свой вариант текста.  

    1. Губернатор принял решение для сокращения отставания. __________ ___________________________________________________________
    2. Она приехала с Новосибирска.  ________________________________
    3. Пусть  уж лучше они обижаются на искусственно созданный дефицит со спиртным. _____________________________________________
    4. Он оказался при ближайшем рассмотрении скромным молодым человеком в очечках и мягкой бородке. _________________________
    5. Он парализовал работу музыкантов с Интернетом.  _______________
    6. Из древности до наших дней его носят как средство от подагры в браслете. ___________________________________________________
    7. Я имею в виду о проявлении творческой инициативы работников. ___________________________________________________________
    8. Практика десятков стран показывает: пренебрежение к новым мировым «правилам игры» может стоить чудовищно дорого. ______ ___________________________________________________________
    9. Главной своей задачей организаторы клуба видят в пропаганде идей патриотизма. _______________________________________________________
    10. А это значит, что посмотреть его спектакль можно, не колеся по холоду в центр. _____________________________________________

    Построение словосочетаний

    10. Составьте высказывания с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства).

    Ручаться – гарантировать; начать – приступить; одевать – надевать; беспокоиться – тревожиться; примириться – смириться; преимущество – превосходство; вера – уверенность; расфасовать – упаковать; тормозить – препятствовать; обосновать – основать; сходный – идентичный; опираться – базироваться; поражаться – удивляться; предупреждать – предостерегать; ценить – дорожить.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    Справочные материалы

    Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

    Практика показала, что наибольшее число ошибок связано с неправильным употреблением причастного (нарушаются нормы согласования причастия и определяемого слова) и деепричастного оборотов. (Иногда такие ошибки называют «независимым деепричастным оборотом».)

    Чтобы выбрать грамматически правильное продолжение, нужно проверить, выполняются ли требования правила. В варианте 1 подлежащее – впечатление; понятно, что впечатление не может рассматривать рисунок, значит, этот вариант неприемлем. Вариант 3, где подлежащее – свет, и вариант 4, где подлежащее – лето, исключаются по той же причине. Следовательно, приемлем только вариант 2: обращает внимание на штриховку и рассматривает рисунок одно и то же лицо, здесь оно не названо, потому что форма глагола 2-го лица повелительного наклонения делает это излишним (подразумевающееся подлежащее – вы).

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    1.  Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

    1. Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 6. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 7. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 8. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм. 9. Глядя на такую несправедливость, у Радищева сердце обливается кровью. 10. Не окончив школы, Сергею пришлось работать на бензозаправке.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    2.Замените заключенные в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени, согласовывая с выделенными существительными.

    1.Красиво алеет заря, разливаясь по волнистой, еще (пениться) шири океана (рдеть) красками. 2. Небо распростерлось над землей (греть) синью. 3. На фоне (меркнуть) неба показались два силуэта – два вальдшнепа. 4. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 5. (Бледнеть) высь зазвенела песнями.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    3..Замените выделенные глаголы действительными причастиями настоящего или прошедшего времени, затем из двух предложений, стоящих под одним номером, составьте одно с причастным оборотом, выделяя при необходимости причастный оборот запятыми.

    Образец. Солнце освещало верхушки молодых лип. Липы зазеленели уже неделю назад. – Солнце освещало верхушки молодых лип, зазеленевших уж неделю назад.

    1. Облачко превратилось в тучу. Туча постепенно охватила полнеба.
    2. Дождь размыл тропинку. Тропинка круто поднималась на курган.
    3. Туристы направились к речке. Речка сверкала вдали блестящей лентой.
    4. На мысе виднелась палатка. Мыс возвышался над поверхностью озера.
    5. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом. Дом выкрасили в зеленый цвет.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    4. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие – страдательные.

    1. Школьный драматический кружок, …артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, … новую книгу, рассказывала подругам о своем впечатлении от нее. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный). Ветер, … облака, не утихал ни на минуту. – Облака, … ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    5. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространенные определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами.

    1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака (розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5. По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6. Пастух подходит  к нашему костру (заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане (закрывший берег и море). 8. В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    6. Укажите, какие неправильности допущены в построении причастных оборотов. Исправьте эти неправильности и спишите предложения.

    1. В поросших луга буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    7. Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.

    1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающей в любой момент обвалом. 4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». 6. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта. 7. Крестьяне знали, что в хозяйстве имеется свыше 40 тонн зерна, могущего быть отправленным на элеватор. 8. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.  

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    8. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов. Отметьте цифрами (1) несуществующую форму причастия, (2) несоответствие времен в предложении с причастным оборотом, (3) разрушение причастного оборота, (4) неправильный порядок слов в предложении с причастным оборотом. Исправьте тексты.

    1. Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась. _____________________ ___________________________________________________________

    2. Некий несостоявшийся ирландский террорист, живописавший свои похождения с бригадой боевиков в романе-бестселлере и приглашенный в результате трудиться журналистом в процветающие лондонские журналы, сказал нечто крылатое, протусовавшись в этот вечер в «Астории». ___________________________________________

    3. Позднее, когда была определена группа заразившихся, выяснилось, что у людей, испытывающих лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше в 5 раз. _____________________________

    1. Систематическое отключение горячей воды могло бы спровоцировать несчастные случаи, произошедшие бы в поселке. ____________________________________________________________
    2. Это ощущаем и мы, депутаты городской думы, на приемах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы. __________ ____________________________________________________________
    3. Очень бы хотелось, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт предшественниками, пусть и советскими. _______ ____________________________________________________________
    4. Процесс импичмента, начавший бы процесс развития демократических процедур в стране, оборвался на корню. __________ ____________________________________________________________
    5. Проект, пятнадцать лет кочевавший по Голливуду, за который взялся Оливер Стоун, но остановился ввиду недовольства аргентинского правительства. ______________________________________________
    6. «Дойче телеком» и «Телеком Италия», занимающие соответственно первое и четвертое места в Европе телекоммуникационные фирмы, официально объявили о предстоящем объединении, в результате которого возникает одна из крупнейших в мире телефонных компаний. __________________________________________________ ____________________________________________________________

    10.Руководствуемый личными интересами, Берг покупает жене шифоньерку. ________________________________________________

      Употребление причастных и деепричастных оборотов

    9. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.

    1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, … а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, … а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 4. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких птиц коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз объял ужас. 5. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 6 Подъезжая к станции, … а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 7. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    10. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.

    1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 4. Читая поэму «Мертвые души» и сталкиваясь с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 5. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 6. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 7. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 8. Услышав о разведке, Пете стало весело. 9. Взявши власть в свои руки, советским правительством были изданы декреты.  

    Употребление причастных и деепричастных оборотов

    11. Спишите предложения, вводя в них на месте многоточия в изобразительных целях деепричастные обороты. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

    1. Там и тут … (в) даль озера уходили извилистые проливы. 2. Одни чибисы р..звились над кочкастой болотиной да вороны … расклев..вали ракушки. 3. Чайки опускались на воду и … кругами подн..мались опять (в) верх. Солнце появилось из-за туч и … начало все ниже и ниже склоняться. 5.Появилось солнце и … скрылось.

    Для справок: прор..зая густые зар..сли камыша; (в) развалку расхаж..вая по береговым отмелям; едва к..саясь ее; окрасив г..ризонт б..гряным заревом; ярко оз..рив окна.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2.


    Контрольные тестовые задания

    Вариант 1.

    Задание 1.Теоретический вопрос.

    Норма согласования сказуемого с подлежащим.

    Задание 2. Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

    1.По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

    2.Ряд рижских школ точно будут бастовать.

    3.Начав писать в это время, в его первых стихах четко выражены  мотивы протеста и тоски.

    4.Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

    5.Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно.

    Задание 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

    1.Хор исполнял «Калинку».

    2.Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

    3.Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.

    4.Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.

    Задание 4. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1.В стихотворении «Письме к матери» С. Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.

    2.Н.Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.

    3.Все, кто были на спектакле, остались довольны.

    4.Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.

    Задание 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Выбрав пьесу,

    1.началось распределение ролей.

    2.оказалось, что там слишком много ролей.

    3.была назначена первая репетиция.

    4.мы немедленно начали репетировать.

    Вариант 2.

    Задание 1.Теоретический вопрос.

    Норма согласования определения с определяемым словом.

    Задание 2. Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

    1.На конференции было подчеркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев.

    2.В Питере, на Пушкинской улице, живут две американских девушек.

    3.Красота нашего народа должна отождествляться собирательным женским образом.

    4.Возможно, он был священнослужителем, имевший большой авторитет.

    5.Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представляется русским княжеством.

    Задание 3.Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1.Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородине».

    2.Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

    3.Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

    4.Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по разным вопросам науки.

    Задание 4. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное)

    1.В комедии А Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, ее будущее.

    2.На каторге Ф.Достоевский столкнулся с личностями уголовного мира, ставящих себя выше нравственных законов общества.

    3.Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.

    4.Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, но и руки.

    Задание 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Услышав длинный гудок,

    1.только после этого можно набрать номер.

    2.наберите номер абонента.

    3.набирается номер абонента.

    4.значит, линия свободна.

    Вариант 3.

    1.Теоретический вопрос.

    Норма управления (предложного и беспредложного).

    Задание 2. Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

    1.Вся в грязи «Жигули» остановилась.

    2.Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

    3.Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.

    4.Прекрасная была обстановка для актрисы, в которой она росла.

    5.Второкурсник, он все рассказал нам о сессии.

    Задание 3. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1.О поэме А.Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.

    2.Одним из выдающихся поэтов был А.Фет, воспевших красоту природы.

    3.На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.

    4.Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.

    Задание 4. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1.Героиня романа «Преступления и наказания» является идеалом Ф.Достоевского.

    2.Художники любуются и одухотворяют природу.

    3.Н.Гоголя тревожит проникновение в общество чичиковых, несущего воинствующую подлость.

    4.Тире ставится не только после однородных членов, но и между подлежащим и сказуемым.

    Задание 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Прогуливаясь по вечернему городу,

    1.мы получили настоящее удовольствие.

    2.у нас завязался разговор.

    3.подростками часто нарушаются правила поведения.

    4.проспект произвел неизгладимое впечатление.

    Вариант 4.

    1.Теоретический вопрос.

    Речевые ошибки, связанные употреблением деепричастного оборота.

    Задание 2. Найдите ошибки, исправьте их; объясните, в чем они заключаются.

    1.Гербалайф – похудение без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи.

    2.Но жизнь все ставит по своим местам.

    3.Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.

    4.Ученик, он всегда должен выполнять домашние задания.

    5.Делегаты съезда предложили нам респектабельную республику для средних классов, к которому тогда самонадеянно относило себя большинство.

    Задание 3. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

    1.В стихотворении А.Блока «Осенней Воле» просматриваются традиции литературы XIX века.

    2.Одним из признанных вождей натуральной школы стал В.Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.

    3.Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

    4.Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.

    Задание 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Путешествуя на велосипеде,

    1.развиваются мышцы ног и спины.

    2.требуется немалая выносливость.

    3.вы получаете большое удовольствие.

    4.у меня сломалась фара.

    Задание 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

    Анализируя состав слова,

    1.у меня возник вопрос.

    2.укажите его морфемы.

    3.мне поставили «отлично».

    4.часто не указывается основа.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 3.

    Варианты домашнего задания

    1. Выполнить упражнение 395, 429
    2. Решить тестовые задания:

    №1. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

    1. В конкурсе участвовал… тридцать один школьник.
    2. Три скамейки стоял… у стены.
    3. Большинство произведений поэта посвящен… теме любви.
    4. Не то снег, не то град выпад… завтра.
    5. Любопытство, а не жажда познания взял… верх.

    №2. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

    1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
    2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
    3. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
    4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.
    5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.
    6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

    №3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.

    1. В каждой группе осталось по (несколько) детей.
    2. По (окончание) лекции все собрались уходить.
    3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы.
    4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней.
    5. Встречались часто, по (настроение).

    №6. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.

    1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
    2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
    3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
    4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
    5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

    №7. Исправьте ошибки, связанные с управлением.

    1. Уделите внимание на здоровье.
    2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
    3. Заведующий больницы встретил нас «прохладно».
    4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».
    5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

    №8. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

    1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
    2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
    3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
    4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
    5. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.
    6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
    7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.
    8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

    1. Используя материалы сайта http://rus.reshuege.ru/, составить тест (не менее 10 заданий) по теме урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

    Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

    Видеоматериал по русскому языку и культуре профессиональной речи. Тема "Орфоэпические нормы русского литературного языка".

    Видеоматериал по русскому языку и культуре профессиональной речи  предназначен для самостоятельного изучения темы "Орфоэпические нормы русского литературного языка"....

    Тест по теме "Типы норм русского языка"

    Тест для проверки знаний по пройденному материалу....

    Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

    осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...

    Открытый урок "Лексические нормы русского языка"

    Открытый урок проводился на 1 курсе в рамках темы "Лексика". Цели:Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ ...

    В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...