Программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С.
рабочая программа на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Программа по учебному предмету  «Мировая художественная культура»  для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhk_8-9_2015-16.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

«Согласовано»

Научно-методический совет

Протокол №1__ «27____»___08_________2015  г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ И.И.Шакина

Приказ № 166-п___ от «_1__»_____09___2015___ г.

                                         

Программа

по учебному предмету  «Мировая художественная культура»

 для 8-9 класса

(базовый уровень)

разработана  Нестеровой Е.С.,

  учителем высшей категории

Магнитогорск,2015г

Содержание

1.Пояснительная записка.

           1.1 нормативно-правовые документы

           1.2 общая характеристика предмета

           1.3 основные особенности рабочей программы

           1.4 цели и задачи учебного курса

           1.5 базовые требования учебного курса

           1.6 учебно –тематический план.

           1.7 методические рекомендации и технологические подходы

           1.8 специфика отражения НРК и межпредметных связей

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

3. Календарно-тематическое  планирование.

           3.1 календарно-тематическое планирование (8 класс)

           3.2 календарно-тематическое планирование (9 класс)

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов

5. Приложение

            5.1 нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся;

            5.2 литература;

            5.3 перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

            5.4 лист коррекции

            5.5 контрольно-измерительные материалы.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 и 9 классов составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по МХК_, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263). Программа основана на авторской программе «Искусство.8-9 классы» под редакцией:  Г.П.Сергеева,И.Э.Кашекова,Е.Д.Критская. Программа образовательных учреждений «Искусство. 8-9 классы» - М.: «Просвещение», с 2007 рекомендованной МОи Н РФ

1.1.Учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.  Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных   образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

       2.Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по музыке (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

3.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

5.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования поМХК, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

       6.Программа образовательных учреждений «Искусство. 8-9 классы» под редакцией  Г.П.Сергеева,И.Э.Кашекова,Е.Д.Критская - М.:

          «Просвещение», с 2007

       7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8.12.2014  № 1559  «О внесении  изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при  реализации, имеющих государственную аккредитацию   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от5.09. 2013г №1047»;

                   * Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.092014г №08-548 «О федеральном перечне учебников»;

 8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году» от 16.06.2015 г № 03-02/4938.

                   *  Приложение «Об особенностях преподавания учебного предмета «МХК» в 2015/2016 учебном году»    

  1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013.
  2. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС
  3. Учебный план МОУ «СШИ №2» города Магнитогорска на 2015-2016 учебный год.

  1. Учебно-календарный график на 2015-2016гг.

1.2. Общая характеристика предмета.

Предмет "Мировая художественная культура” занимает особое место в системе гуманитарного образования школьников.

 Его главная цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в основной школе на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, помочь учащимся в старшей школе освоить основные закономерности развития культуры и цивилизаций разных народов и стран через художественно-образную специфику искусства. «Мировая художественная культура» помогает понять и освоить богатство культурного наследия предыдущих эпох, его влияния на современные процессы, происходящие в искусстве и общественной жизни, то есть помогает «услышать» и понять диалог культур через века. Это широкий интегрирующий предмет, который формирует у учащихся целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе,  умение ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры разных стран и эпох, призывает к умению "прочитывать” разные произведения искусства по наиболее важным признакам художественного направления, стиля, образа.

        Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость.

        Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные или антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме ( изобразительной, литературной, музыкальной и др.)

         Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель \ слушатель) и интерпретаторских способностей ( функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и освоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – раскрытие функций искусства. Которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами.

Содержательная часть Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.)  на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов.

На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Данная программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и

- организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнениия промежуточной аттестации учащихся.

        Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной  деятельности;   предоставление   возможности  для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

            — формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

1.3. Основные особенности программы.

Особенностью рабочей программы по мировой художественной культуре является то,  что в программу включён национально-региональный компонент, составлена с учетом календарного учебного графика МОУ«СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.

        

1.4 Цели и задачи учебного курса.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной
форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

1.5.Базовые требования учебного курса.

        В соответствии с областным базисным учебным планом в 8-9 классах интегрированный предмет «Мировая художественная культура» изучается по 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Интегрированный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Изобразительное искусство» и раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» - по учебному предмету «Музыка».

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;
  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
  • иметь представление о многообразии видов,  стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
    и кино;
  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством

Требования к уровню подготовки учащихся IX класс

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и   искусства  для  формирования  духовно-нравственных ориентации современного человека;
  • понимать  функции   искусства   (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
    при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

1.6. Учебно-тематический план

8 класс

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов по авторской программе

Количест-во часов по программе учителя

Из них

Контрольные работы

Практические работы

Проект

Проверочные работы

1.

Искусство в жизни современного человека.

3

3

2.

Искусство открывает новые грани мира.

7

7

1

4

1

2

3.

Искусство как универсальный способ общения.

7

7

1

4

1

2

4.

Красота в искусстве и жизни.

11

11

1

2

1

2

5.

Прекрасное пробуждает доброе.

7

6

1

1

Всего:

35

34

4

4

9 класс

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов по авторской программе

Количест-во часов по программе учителя

Из них

Контрольные работы

Практические работы

Проект

Проверочные работы

1.

Воздействующая сила искусства.

9

9

1

6

1

2

2.

Искусство предвосхищает будущее.

7

7

1

4

1

2

3.

Дар созидания. Практическая функция.

11

11

1

6

1

2

4.

Искусство и открытие мира для себя.

8

7

1

2

1

1

Всего:

35

34

4

18

4

7

1.7. Методические рекомендации и технологические подходы.

В целях реализации личностно-ориентированного подхода и повышения качества образования в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности:

  • технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.);
  • контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.);
  • информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.);
  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки).

Использование образовательных технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.

Лично-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены  следующие принципы:

  •  вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  •  синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  •  приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке  используются такие  виды деятельности  учащихся как:

  1.  индивидуальная;
  2.  групповая;
  3.  коллективная;
  4.  самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме:  класс оснащен двумя досками, учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой, проводятся физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления школьников.

Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе изучение нового материала, лекция, комбинированный урок, обобщение, семинар, контроль знаний, умений, навыков. уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.

В соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: контрольные и проверочные диктанты, тестовые работы, словарные диктанты; изложения, сочинения.

Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ,  письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные  проекты и т.д.

1.8. Специфика отражения национально-регионального компонента и межпредметных связей.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

 Особое внимание следует обратить на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъемка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок и т.д.).

Сокращено количество тем (на 1 час) на изучение последнего раздела в 8-9 классах, так как количество учебных недель меньше, чем количество часов по программе «Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской.

                                                   Планирование национально - регионального компонента в 8 классе  (10% от общего объема часов)

Номер

урока  

Тема урока

Тема НРЭО

Время

(мин.)

1

Искусство вокруг нас.

Искусство в нашем городе.

5

4

Искусство рассказывает о красоте Земли.  Литературные страницы.

Стихи уральских поэтов о природе родного края.

5

5

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Пейзажи магнитогорских графиков и живописцев.

5

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Творчество магнитогорских скульпторов, художников.

5

8

Как начиналась галерея.

С чего начиналась магнитогорская картинная галерея.

5

11

Мир в зеркале искусства.

Сравнение архитектуры Магнитогорска с архитектурными сооружениями других стран.

15

14

Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Символика г. Магнитогорска

10

16

Символы в жизни и искусстве.

Творчество магнитогорских писателей

10

18

Что есть красота?

Что вы считаете красивым в нашем городе?

15

19

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Сравнение внешнего облика храма Магнитогорска с Успенским собором Московского Кремля.

15

26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Как создавался монумент «Тыл фронту».

10

29

Преобразующая сила искусства.

Музеи, выставки, арт-проекты нашего города.

15

30

Преобразующая сила искусства.

Массовая культура на улицах нашего города.

25

31

Преобразующая сила искусства.

Красота природы Урала  в живописи.

10

Всего:

150мин.

                                                      Планирование национально - регионального компонента в 9  классе (10% от общего объема часов)

Номер

урока  

Тема урока

Тема НРЭО

Количество минут

1

Воздействующая сила искусств. Искусство и власть.

Советские памятники и монументы нашего города.

10

3

Искусство как способ идеологического воздействия на людей.

Авторская песня в Магнитогорске.

Стихи Б. Ручьёва.

10

6

Храмовый синтез искусств.

Храмы  г. Магнитогорска

10

7

Храмы разных религий.

Храмы  г. Магнитогорска

5

8

Синтез искусств  в театре, кино, на телевидении.

Магнитогорский драмтеатра им. Пушкина и театр «Буратино».

15

13

Художественное мышление в авангарде науки.

Музыкальные и световые фонтаны Магнитогорска.

5

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Архитектура, монументальная скульптура, ДПИ, формирующие вид нашего города.

15

19

Архитектура современного города.

Площади Магнитогорска

10

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Анализ дизайнерских проектов ( в архитектуре, ландшафтном дизайне) нашего города.

15

22

Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство в оформлении нашего города. Урала — сибирская роспись.

10

23

Массовые, общедоступные искусства: фотография.

Художественная фотография магнитогорских  

мастеров.

10

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Рассуждение о роли искусств в Магнитогорске.

15

32

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё».

Памятник А.С.Пушкину в  Магнитогорске

20

Всего:

150 мин

                                          Распределение учебной нагрузки по четвертям

                                                                        8 класс

                                                         

Период

I четверть

8 недель

4 дня

II четверть

7 недель

3дня

III четверть

 10 недель

IV четверть

 7 недель

4 дня

Год

34 недели

Дата

01.09.15 -

  30.10.15

01.09.15 -

  30.10.15

11.01.16 -24.03.16

04.04.16 – 31.05.16

Учебных часов

9

7

10

9

35

Проектная деятельность

1

2

1

КР

1

1

1

1

4

НРЭО

50

10

50

40

150мин.

                                                                                                             

 Распределение учебной нагрузки по четвертям

                                                                                    9 класс

Период

I четверть

8 недель

4 дня

II четверть

7 недель

3дня

III четверть

  10 недель

IV четверть

 7 недель

Год

34 недели

Дата

01.09.15 -

  30.10.15

01.09.15 -

  30.10.15

11.01.16 -24.03.16

04.04.16 – 25.05.16

Учебных часов

9

8

9

8

34

Проектная деятельность

1

2

1

4

КР

1

1

1

1

4

НРЭО

50

20

40

40

150мин.

2. Учебно-методическое обеспечение предмета

Для реализации целей и задач программы выбран следующий учебно-методический комплекс

Класс

Учебный комплекс для учащихся

Методические пособия для учителя

8

Сергеева Г.П.

Искусство.8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.:

Просвещение,2012.


  1. Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-  М.:Просвещение,2009.

2 Сергеева Г.П.

Искусство.8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.М.:Просвещение,2012.

9

Сергеева Г.П.

Искусство.8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.:

Просвещение,2012.

1. Программы общеобразовательных учреждений.«Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-  М.:Просвещение,2009.

2 Сергеева Г.П.

Искусство.8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.:Просвещение,2012.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


Календарно-тематический план для 8 класса.

№ урока

дата

Тема. НРК

Содержание

методического обеспечения

Характеристика деятельности учащихся

Вопросы и задания, проектная деят-ть / худ.-творч. задания (стр. учеб)

Домашнее задание

Искусство в жизни современного человека (3ч)

1

Искусство вокруг нас.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза. Классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

Наблюдать (воспринимать)  произведения искусства, смысл художественного образа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Записывать (рассказывать) свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра тел/пер. и к/ф, полюбившихся художественных произведений.

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Воспринимать художественные произведения разных видов искусства. Выражать свое отношение к ним. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных искусств, музыки, литературы, театра и кино. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Различать  виды, стили и жанры искусства.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Характеризовать  многообразие форм худ. воплощения мира в различных видах и жанрах искусства.

Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

6-9, 8

Выучить виды искусства

2

Художественный образ – стиль – язык.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей.

10-13, 13

с.13,  вопрос №7

3

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей.

14-19, 15, 17, 19

с.19, вопросы №2,4

Искусство открывает новые грани мира (7ч)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли.  Литературные страницы.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности  композиции (формы)  в воплощении художественных

20-23, 21, 23

с.23, вопрос №5

5

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

24-27, 25, 27

с.25, вопросы №3,4

с.27, вопрос №7

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.  НРЭО  

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике.

Автопортрет.  

Изображение детей  в русском искусстве. Творчество магнитогорских скульпторов, художников.

 образов живописи, музыки.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам, и др.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Составлять музыкально-литературные композиции.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

28-33, 33 с.33, вопрос №5

проект №1 на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»

7

Контрольная работа: «Портрет в искусстве России».

Портрет в искусстве России.  

Портреты наших великих соотечественников.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений. Оценивать их художественную значимость.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».  

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Осуществлять перевод художественных  впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

34-37, 35, 37

с.37, вопрос №6

8

Как начиналась галерея. Защита проекта:«Жанр портрета в культуре разных времен»

Портреты наших великих соотечественников.

П.М.Третьяков.

Третьяковская галерея.

38-39, 38

- - -

9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).

Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

40-43, 41, 43

10

Портрет композитора в литературе и кино.

Образы природы и быта.

Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по-выбору).

44-45, 44

с.44, вопрос №4, коментарии

                                                             Искусство как универсальный способ общения (7ч)

11

Мир в зеркале искусства.

Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Воспринимать произведения разных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

 Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Интерпретировать содержание (смысл, худ.информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения. Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края, города. Готовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края. Понимать ее коммуникативное значение. Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур в воспитании толерантности. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов.

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Понимать специфику худ.-образной информации в отличие от научной, повседневной. Раскрывать смысл худ. образа различных видов искусства как выразителя стиля.

46-47, 47

- - -

12

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Разрабатывать сценарий народного праздника. Использовать его знаки и символы. Участвовать в разработке совместного худ.-исследовательского проекта.

Анализировать синтетический характер кинообразов, драматургии фильма.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. Знакомиться с творческими достижениями лауреатов. Участвовать  в разных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

48-55, 49, 51, 55

проект №2 на тему «Образы-символы в искусстве»

с.49, вопрос №4

13

Как происходит передача сообщения в искусстве.  

Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

58-59, 59

с.59, вопрос №4

14

Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

НРЭО

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах.

Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.Символика г.Магнитогорска

56-57, 57

60-63, 63

с.63, вопрос №3

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современникам и последующим поколениям в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

64-67, 65,

67

с.65, вопрос №2

16

Символы в жизни и искусстве. НРЭО 

Символы и образы в русской поэзии и прозе.

Творчество Магнитогорских писателей.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание худ.идеи, смысла образов-символов (дорога, солнце, огонь…).

Участвовать в компьютерной презентации на тему: «Образы-символы в искусстве»

68-71, 71

с.71, вопрос №2

17

Контрольная работа: «Искусство как универсальный способ общения». Музыкально-поэтическая символика огня

Образная символика кинофильмов.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов.

72-75, 75

с.75, вопрос №3

Красота в искусстве и жизни (11ч)

18

Что есть красота?

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи м/у памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (синтезатор, компьютер).

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. 

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Знать специфические особенности языка.

76-77, 77

с.77, вопросы №2,4

19

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства

78-79, 79

20

Защита проекта: «Что такое красота».

80-81, 81

с.81, вопрос №3

21

Есть ли у красоты свои законы. 

Законы красоты. Композиция.  Гармония.  Ритм. Симметрия.

82-85, 85

с.85, вопрос №4

22

Есть ли у красоты свои законы.

82-85, 85

с.85, вопрос №4

23

Законы красоты. Контрольная работа.

Законы красоты.  Композиция.  Гармония.  Ритм. Симметрия.

Проект 3

«Женские образы в произведениях художников».

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Женские образы в произведениях художников.

86-87, 87

с.87, вопрос №3

25

Защита проекта: «Женские образы в произведениях художников».

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях.

86-87, 87

- - -

26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

88-89, 89

с.89, вопрос №5

27

Как соотносятся красота и польза.

Передача красоты современного человека средствами разных видов искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы.

 воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

90-93, 93

с.93, вопрос №4

28

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. Контрольная работа.

Виды реакций человека на различные явления в жизни и искусстве. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

94-95, 95

- - -

Прекрасное пробуждает доброе (6ч)

29

Преобразующая сила искусства.

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций…).

Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

96-97, 97

подготовить эскиз плаката

30

Преобразующая сила искусства.

Героический пафос в монументальной скульптуре. Поэтизация образа матери. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях художников, артистов, музыкантов-исполнителей.

- - -

31

Преобразующая сила искусства. НРЭО  

Красота природы родной земли в живописи. Красота природы Урала  в живописи.

- - -

32

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Создание художественного замысла.

Определять свою роль (участие) в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.

проект №4 «Полна чудес могучая природа»

проект

33

Исследовательский проект  «Полна чудес могучая природа».

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Воплощение эмоционально-образного содержания сказки.

проект

34

Защита проекта:  «Полна чудес могучая природа».

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Воплощение эмоционально-образного содержания сказки. Защита проектов.

Календарно- тематическое планирование для 9 класса

№ урока

дата

Тема.  НРК

Содержание

методического обеспечения

Характеристика деятельности учащихся

Вопросы и задания, проектная деят-ть / худ.-творч. задания (стр. учеб)

Домашнее задание

Воздействующая сила искусства  (9ч)

1

Воздействующая сила искусств. Искусство и власть.

НРЭО

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Советские памятники и монументы нашего города. Использование музыки в государствах  с тоталитарным режимом: от высокой классики до массовых жанров.

Поднятие духа народа в искусстве ВОВ (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к к/ф.

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие (типические) черты.

Высказывать свое отношение к различным худ.образам.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи государств.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада/презентации на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.

Анализировать худ.произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять  целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства.

Передавать графически композиционное построение картины. Выявлять особенности  построения (формы) музыки. Сопоставлять особенности композиции произведений изобразительного и музыкального искусства. Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма». Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Сравнивать особенности фактуры муз.произведений. Объяснять ее значение в создании различных образов.

Создавать в технике аппликации/на компьютере композиции на заданную тему. Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии. Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты оперы, мюзикла.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки м/ф рекламно-внушающего характера.

Подбирать и анализировать различные худ.произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

102-107, 107

- - -

2

Искусство и власть.

Внушающая сила рекламы и настенной живописи.

Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

102-107, 107

с.107, вопрос№3

3

Искусство как способ идеологического воздействия на людей..НРЭО

Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX-XXIвв.

Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов песенников. Рекламные видеоклипы.

Кинофильмы 40-50-х годов ХХ века

Авторская песня в Магнитогорске. Стихи Б.Ручьева

 Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Авторская песня в Магнитогорске.

Стихи Б. Ручьёва.

102-107, 107

с.107, вопрос №4

4

Какими средствами воздействует искусство.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

108-111, 111

с.111, вопрос №6

5

Контрольная работа: «Воздействующая сила искусств»

112-115,115

с.115, вопрос №3

6

Храмовый синтез искусств. НРЭО

Виды храмов: античный, православный, католический,  мусульманский.

Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно- нравственных идеалов. Храмы г. Магнитогорска.

116-117,119

с.119, вопрос №2

7

Храмы разных религий. НРЭО

118-119,119

с.119, вопрос №1

8

Синтез искусств  в театре, кино, на телевидении. НРЭО

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Магнитогорский драмтеатра им. Пушкина и театр «Буратино».

120-121,121. вопрос №1,

Проект №1: «Средства выразительности синтетических искусств».

 зкончить работу над проектом«Средства выразительности синтетических искусств».

9

Защита пректа: «Средства выразительности синтетических искусств».

120-121,121

- - -

Искусство предвосхищает будущее (7ч)

10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления или события будущего.

Писать эссе о заинтересовавшем явлении современного искусства (изо, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Выявлять жизненные ассоциации музыки. Интерпретировать худ.образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня. Участвовать в   разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Пользоваться справочной литературой.

Размышлять о соотношении науки и искусства. Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Создавать цветовую партитуру музыкального фрагмента.

Интерпретировать худ.образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров.

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний).

122-125, 123,125

с.123, вопрос №2

11

Какие знания дает искусство? Использование иносказаний в живописи.

Использование иносказаний в живописи. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста.

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

122-125, 123,125

с.125, вопрос №1

12

Предсказания в искусстве.

Предсказания в искусстве. Предсказания грядущих событий.

126-129, 129

- - -

13

Художественное мышление в авангарде науки. НРЭО

Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.  Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу. Музыкальные и световые фонтаны Магнитогорска.

130-131, 131

Лазерные шоу в Магнитогорске

14

Художественное мышление в авангарде науки.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

130-131,131

- - -

15

Художник и ученый.

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства Образы фантастики в литературных произведениях.

Образы фантастики в фильмах.

132-133, 133

с.133, вопрос №3

16

Контрольная работа: «Искусство предвосхищает будущее»

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

134-135, 135

с.135, вопрос №5

Дар созидания. Практическая функция (11ч)

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. НРЭО

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, ДПИ, формирующие вид города/площади в разные эпохи. Архитектура, монументальная скульптура, ДПИ формирующие вид нашего города.

Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда. Делать фотомонтаж/ презентацию на 1 из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на праздниках», «Традиции и современность в облике моего города». Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству. Описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре.

Чертить план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города.

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах.

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города», создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной/детской игровой площадки.

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги. Журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации. Разрабатывать идею фрагмента макета сборника стихов; оформление компакт-диска с любимой музыкой/к/ф, пригласительного билета; поздравительной открытки; программы  муз. концерта, конкурса, фестиваля искусств.

Пользоваться справочной литературой, определять стили дизайна.

Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства.

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях ДПИ.

Подбирать информацию об истории народных промыслов. Готовить альбом/презентацию. Готовить выставку изделий ДПИ разных жанров. Продумывать муз. сопровождение, подбирать образцы устного народного творчества. Проводить экскурсии.

Составлять перечень муз. произведений из своей фонотеки по разделам: «Классическая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка». Сравнивать его с перечнем других учеников.

Выявлять художественные предпочтения. Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности .Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки. Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху. Подбирать музыкальные записи.

Знать принципы работы фотоаппарата. Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий. Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки м/ф. Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Выполнять коллективную работу, посвященную моде XXв. Подбирать популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу. Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства худ .выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека. Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. Формулировать вопросы для дискуссий на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизненного смысла». Оформлять пригласительный билет, открытку, эскиз одежды с использованием средств компьютерной графики. Создавать эскиз панно, витража, чеканки для украшений предметов быта. Составлять программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.

Проводить исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».

136-137, 137

с.137, вопрос №1,3

18

Архитектура исторического города.  

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге.

Монументальная скульптура. Предметы мебели, посуда.

138-141, 141

с.141, вопрос №3

19

Архитектура современного

города. НРЭО

.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Площади Магнитогорска

142-145, 145 Проект №2 «Проект детской площадки»

с.145, вопрос №1

20

Специфика изображений в полиграфии.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе.

146-151, 151

с.151, вопрос №3,4,6

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.  НРЭО

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Анализ дизайнерских проектов ( в архитектуре, ландшафтном дизайне) нашего города.

152-155, 155

с.155, вопрос №1, 5

22

Декоративно-прикладное искусство. НРЭО

Декоративно-прикладное искусство. Гжель. Хохлома. Декоративно-прикладное искусство в оформлении нашего города. Урала — сибирская роспись.

156-161, 161

с.161, вопрос №4,5

23

Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства: фотография.. НРЭО

Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки. Художественная фотография магнитогорских мастеров.

162-165, 165

с.165, вопрос №2,3,6

24

Массовые, общедоступные искусства:  кино, телевидение.

Контрольная работа

Фотография. Кино. Телевидение.

166-171, 167, 171

с.167, вопрос №1 с.171, вопрос №1,5

25

Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки.

Роль музыки в звуковом и немом кино.

Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

174-175, 175

с.175, вопрос №4

26

Изобразительная природа кино. Защита проекта: «Моё кино».

176-179, 179

с.179, вопрос №3

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

180-181, 181

с.181, вопрос №6

Искусство и открытие мира для себя  (7ч)

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. НРЭО

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Рассуждение о роли искусств в Магнитогорске.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

182-183, 183

с.183, вопрос №1

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративных композициях. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

182-183,183

с.183, вопрос №2

30

Литературные страницы.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное.

Искусство в жизни выдающихся деятелей культуры и науки.

Известные  поэты и писатели о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля/к/ф.

184-185, 185

с.185, вопрос №2

31

Контрольная работа: «Искусство и открытие мира для себя»

186-189

проект

32

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё». НРЭО Практическая работа.

Памятник А.С.Пушкину в  Магнитогорске

Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Проект №4: «Пушкин – наше всё»

проект

33

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё». Обобщение тем года.

Защита проектов

34

Обобщение и закрепление пройденного материала

Понимание красоты в искусстве и науке, особенности художественных образов различных искусств, искусство в жизни современного человека.

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;
  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной,   эстетической, ценностно-ориентирующей);
  • иметь представление о многообразии видов,  стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

Требования к уровню подготовки учащихся IX класс

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и   искусства  для  формирования  духовно-нравственных ориентации современного человека;
  • понимать  функции   искусства   (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
    при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

5.Характеристика контрольно-измерительных материалов. 8 класс

№ урока

Тема урока

Ссылка на источник

Примечание

7

Контрольная работа: «Портрет в искусстве России».

*Учебник: стр. 35, в. 1, 3, 4.

У автора программы не

предусмотрены контрольные работы,  поэтому, для периодического контроля знаний, при составлении контрольной работы использовались вопросы из учебника.

17

Контрольная работа: «Искусство как универсальный способ общения».

*Учебник:  стр. 49, в. 3;

стр. 57, в. 1;

стр. 63, в. 1;

23

Контрольная работа: « Законы красоты».

*Учебник: стр.83,84,в.1,2.

28

Контрольная работа «Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве»

*Учебник: стр.96,в.4

Стр.96, в.1,3.

  • Учебник:

Сергеева Г.П.

Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2011.

                                     

                                        Характеристика контрольно-измерительных материалов. 9 класс

№ урока

Тема урока

Ссылка на источник

Примечание

5

Контрольная работа: «Воздействующая сила искусств»

*Учебник:  стр. 115, в.3, стр. 119, в. 1.

У автора программы не предусмотрены контрольные работы,  поэтому, для периодического контроля знаний, при составлении контрольной работы использовались вопросы из учебника.

16

Контрольная работа: «Искусство предвосхищает будущее».

*Учебник: стр.123, в. 2; стр.129, в. 2;

стр.135, в. 1.

24

Контрольная работа: «Массовые, общедоступные искусства»

*Учебник: стр.167, в.1,3,4.

31

Контрольная работа: «Искусство и открытие мира для себя».

*Учебник: стр. 183, в. 1, 2.

  • Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2011.

Спецификация рубежных  тестов по мировой художественной культуре (МХК)

Цели работы:  

1.     Диагностика овладения учащимися 8 - 9 классов знаниями о понятиях, явлениях и достижениях (артефактах) отечественной и зарубежной художественной культуры.

2.     Диагностика сформированности умения ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, умения сравнивать различные объекты МХК, устанавливать их соответствие исторической эпохе и художественному стилю.

3.     Диагностика сформированности образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти.

 4.     Определение общекультурного уровня и сформированности интереса учащихся общеобразовательной школы к мировой художественной культуре.   ·        

При проведении тестирования дополнительные материалы      не используются. ·        В тестировании участвуют учащиеся 8 -9  классов Содержание и структура теста       Содержание работы определяется требованиями к уровню подготовки учащихся, содержащихся в государственном стандарте основного общего образования 2004 г. по искусству.            Каждый вариант рубежного теста состоит из 10 заданий. Из них: шесть  заданий с выбором единственного правильного ответа из четырёх предложенных (типа А), два задания с кратким ответом (типа В) в виде одной или нескольких цифр и два открытых задания с развернутым ответом  (типа С).      В таблице перечислены элементы содержания, контролируемые  данным рубежным тестом.

Проверяемые знания и умения  

1 Знание терминов и понятий, используемых при изучении мировой художественной культуры.

2 Умение устанавливать соответствие между терминами (понятиями) и видами искусства.

 3 Знание названий и характерных черт основных художественных стилей.

4 Умение определять стиль объекта художественной культуры по его изображению.

5 Знание имен выдающихся представителей русской культуры и искусства, названия их основных произведений.

6 Знание имен выдающихся представителей зарубежной культуры и искусства, названия их основных произведений.

7 Умение по краткой характеристике и/или имени автора определять название художественного произведения.

8 Умение по названию и/или описанию художественного произведения определять его автора.

9 Умение анализировать графический образ на основе его эмоционально-эстетического восприятия.

10 Умение создавать краткое описание художественного образа по его изображению.

11 Умение выражать личное мнение в виде законченного высказывания и аргументировать его.  

Образец заданий теста для учеников 9 классов.

 Для проведения тестов используется интерактивная доска и печатные карточки

 Пример 1. Среди перечисленных терминов три объединены общим признаком. Какой термин  лишний?   1) героическая 2) монументальная 3) станковая 4) фресковая   Пример 2. В честь взятия Казани в Москве был построен(-а) 1) Покровский собор 2) Новодевичий монастырь 3) колокольня Ивана Великого 4) Грановитая палата   Задания с кратким ответом Пример 3. Установите соответствие между названием музыкального произведения и именем композитора: для каждого слова из первого столбца определите соответствующее имя, обозначенное цифрой, из второго столбца. НАЗВАНИЕ КОМПОЗИТОР А) «Кармен» 1) П. Чайковский Б) «Щелкунчик» 2) С. Прокофьев В) «Лесной царь» 3) Ф. Шопен Г) «Золушка» 4) Ф. Шуберт   5) Ж. Бизе  Запишите выбранные цифры  в таблицу под соответствующими буквами. А Б В Г          Пример 4. Выберите два термина, относящиеся  к эпохе Древнего мира, из перечня: 1) идол 2) икона           3) сфинкс           4) рыцарь           5) месса           6) Зиккурат           7) Стоунхендж           8) ордер   Запишите в ответ номера выбранных слов. Ответ: __________   Задания с развернутым ответом Пример 5. Рассмотрите рисунок Леонардо да Винчи.                                   Подберите 5 – 6 глаголов, характеризующих динамику рисунка.  ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________   Опишите данный художественный  образ, используя найденные слова (2 – 3 предложения). _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________   Пример 6. Какой объект мировой художественной культуры относится к «Семи чудесам света»? Почему? Обоснуйте свой ответ.   Ответ: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________  

Система оценивания выполнения заданий рубежного теста по МХК: с выбором ответа – 1 балл, с кратким ответом – 1 балл, с развернутым ответом – 2 балла.           В соответствии с этой системой оценивания максимальный балл, который может получить учащийся за выполнение рубежного теста, – 12 баллов.      Оценка «5» ставится,  если ученик набрал от 10 до 12 баллов.   Оценка «4» ставится,   если ученик набрал от 8 до 10 баллов.   Оценка «3»  ставится,  если ученик набрал от 6 до 8 баллов.   Оценка «2» ставится,   если ученик набрал меньше 6 баллов.

5.Приложение.

5.1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  • Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  • Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  • Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых  в классе и прочитанных самостоятельно.
  • Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
  • Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • умение  пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
  • умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
  • свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
  • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и навыками при анализе прочитанных произведений;
  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
  • хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается  одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

  • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
  • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
  • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • незнание существенных вопросов содержания произведения;
  • неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
  • слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

  • полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
  • неумение построить монологическое высказывание;

Оценка конспектов

отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;

отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;

отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов,                         небрежность в оформлении;

отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта,                        несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;  

Оценка домашних заданий творческого характера

отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных                        информационных ресурсов, использование компьютерных                         технологий;  

отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,

отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность,                       за полное  копирование из источника, без осмысления                       и отсутствия собственной позиции;

отметка «2» ставится за невыполнение задания;

5.2. Список литературы для учителя

1.Литература: 5—11 классы (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М, Просвещение 2010; Литература: 5—11 классы      (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М, Просвещение 2010;

2Котельникова Т.М. Всеобщая история искусства (живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство).-   М.:Астрель,2010

3.Адамчик М.В. Русское искусство и архитектура.-Минск,2009

4.Адамчик М.В. Полный справочник по всей мировой культуре и искусству.-Минск, 2010

5.Кононова А.В. История России в картинах русских художников.-М.:АСТ;СПб.:Сова,2010

6.Сергеева Г. П. Музыка: 5—8 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская — М., 2012;

6.Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы. / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.

          7.Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

8.Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.

        

         5.3Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.

        

1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008г.»

5.Мультимедийная программа «История живописи в шедеврах»  2 тома, АстраМедиа,2007

6.Мультимедийная программа «Государственный Эрмитаж», 2010

7. Мультимедийная программа «Третьяковская галерея», 2009

8. Мультимедийная программа «Санкт-Петербург и пригороды»,Амфора 2008.

5.4 Лист коррекции 

Уроки, которые требуют коррекцию

          Уроки, содержащие коррекцию

Дата

Номер урока

Тема урока

Причины коррекции          

                         дата

Форма коррекции

По плану -

Подлежат коррекции -

Дополнительные уроки -

Итого подлежат коррекции -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И....

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И....

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А....

Программа учебного предмета "Физическая культура" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Варенниковой Л.С., Крыловой Ж.А.,Телевных Е.А.

Программа учебного предмета "Физическая культура" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Варенниковой Л.С., Крыловой Ж.А.,Телевных Е.А....

Презентация к 1-му уроку учебника Л.Г.Емохоновой Мировая художественная культура: учебник для 10 класса. Базовый уровень.

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...